div> Такие оригинальные идеи озвучил в одном из своих недавних докладов писатель и общественный деятель Юрий Крупнов. Здесь же он подробно описал уникальные особенности Сибири и даже предсказал ей большое будущее: по мнению публициста, уже через 20 лет индустриальный центр России и даже мира оформится именно на наших землях. Заявление, конечно, смелое, однако и тема для дискуссии определённо интересная. Географический центр России находится именно в Сибири. Что это даёт здешней промышленности? Возможности работать со всей страной и даже миром — и с Европой, и с Азией? Или трудности в виде огромных расстояний до перспективных рынков? Порассуждать на эту тему мы попросили читателей нашего журнала: производители и представители бизнеса поделились своими мыслями о плюсах и минусах географического положения Сибири.
| Евгений Иванов, региональный менеджер ООО «Скания-Русь» по Сибирскому ФО «Сибирь является крупнейшим регионом в России и занимает почти треть страны. Географическое расположение Сибири можно считать стратегическим преимуществом, поскольку она стала своего рода транспортным мостом между странами Западной Европы, Северной Америки и Восточной Азии, по которому осуществляются грузоперевозки между европейскими и восточными районами России, а также между европейскими и дальневосточными странами. Поскольку регион находится на стадии развития, его главными преимуществами считаются крупные запасы углеводородного сырья, угля, урана, чёрных, цветных и драгоценных металлов, древесины, водных и гидроэнергетических ресурсов, которые помогают развиваться как промышленным компаниям, так и строительным. Мы учитываем тенденции экономического развития региона, поэтому постоянно работаем над расширением покрытия нашей дилерской сети. На сегодняшний день из 62 сервисных центров Scania семь работают на территории Сибири».
|
| Екатерина Дьяченко, основатель и руководитель онлайн-платформы экспортных продаж B2B-Export.com (г. Москва) «Центр тяжести мировой торговли неуклонно смещается от Североатлантической цивилизации на Восток, помещая Сибирь в самый географический центр торговых потоков. Однако доставка в порты экспорта Санкт-Петербурга или Владивостока для многих товаров является слишком дорогой относительно их себестоимости. Пока исключением являются уникальные товары, которые производятся только в Сибири. Например, в Красноярске несколько небольших научно-производственных компаний производят оборудование для выплавки и обработки алюминиевых изделий. Развитие Нового Шёлкового пути (железная дорога из Китая в Европу) несомненно даст импульс развитию промышленности Сибири, включая такое важное для экспорта в Китай направление, как производство продуктов питания. На мой взгляд, повод для оптимизма у сибирских промышленников есть».
|
| Анна Жираткова, директор инжиниринговой компании «Про-Ток» (г. Красноярск) «Расположение в самом центре страны, как и многое, имеет свои плюсы и минусы. Главным минусом является удалённость от научных мировых центров, что достаточно тормозит развитие края в инновационных направлениях. Также удалённость от финансового центра даёт о себе знать, принятие решений об инвестициях принимаются всё ещё в столице. Однако конечные потребители, например, нашей продукции, находятся в большей степени не на западе страны, а за Уралом и дальше на Дальний Восток. Мы сейчас ведём проекты с добывающими предприятиями в Ямало-Ненецком автономном округе, в Магаданской области, география очень обширна, но редко выходит сильно на Запад. Тут вступает в силу фактор распространённости подобных предприятий на Западе, там конкуренция в разы выше. Поэтому я считаю, что мы имеем возможность одинаково работать как с Западом, так и с Дальним Востоком, и наше расположение является больше плюсом».
|
| Антон Мильто, генеральный директор ЗАО «КОТЭС» (г. Новосибирск) «Определённый плюс в том, что мы равноудалены от Европы, Казахстана, Дальнего Востока, есть. Однако это преимущество несколько блекнет из-за плохого развития регионального авиасообщения. Часто многие города приходится посещать с пересадкой в Москве. Были даже прецеденты, когда приходилось самолётом отправлять специалистов в Хабаровск через Москву. В нашей работе необходимо посещение специалистами объектов в процессе проектирования для сбора исходных данных на площадке, для участия в производственных совещаниях. Важно присутствие специалиста-проектировщика на площадке в рамках авторского надзора, часто — в рамках группы рабочего проектирования. Зачастую мы выходим из положения, нанимая специалистов прямо на месте, когда требуется постоянное присутствие на площадке. Также практикуется организация обособленных подразделений в городе, где находится объект. Есть другое более важное условие — близость проектировщика не только к самой производственное площадке, но и к заказчику. Для российских инжиниринговых компаний и проектных институтов — это Москва. У большинства генерирующих компаний головной или центральный офис находится в столице. Подобные особенности работы компаний формируются именно географическим положением». |
| Дмитрий Салов, технический директор ОКБ «Микрон» (г. Красноярск) «Я думаю, что если мы сумеем сделать своё центральное положение преимуществом, то это будет преимуществом. Если не сумеем — не будет. Надо брать пример с тех стран, которые любой свой недостаток превращают в достоинство. У многих государств нет ничего, но они собой гордятся и деньги зарабатывают. В принципе, расположение в центре России для промышленного предприятия — это, как минимум, близкое расположение к достаточно большому объёму потребителей. То есть такие предприятия как, например, СУЭК, «Полюс» и «Норильский Никель» находятся рядом с нами, поэтому транспортная доступность решает некоторые вопросы. В этом смысле нахождение в центре России — это преимущество, и его нужно использовать. По большому счёту, географическое положение никак не помогает и никак не мешает развитию региональных промышленных производств. Рядом с нами есть крупные потребители — это плюс. Но мы находимся далеко от основных производителей, например, прокатной стали. Для нас это минус, потому что стоимость растёт. Всё зависит от угла зрения: в Челябинске, например, делают большой объём проката, зато довезти изделия до Сибири бывает достаточно проблематично. А что касается работы с удалёнными потребителями, то и здесь можно найти выход: нужно им поставлять то, что рентабельно возить далеко. Например, металлообрабатывающее оборудование. Его стоимость так высока, что не важно, где его произвели — хоть на Луне, довезти всё равно рентабельно». |
| Андрей Подлегаев, директор ООО «Сибгеоресурс» (г. Кемерово) «Безусловно, положение Сибири в центре России является стратегическим преимуществом. К сожалению, данным преимуществом сложно воспользоваться эффективно в связи с отсутствием развитой транспортной инфраструктуры. Известно, что уже сейчас имеющийся в распоряжении промышленных предприятий транспорт не справляется с объёмами экспорта производимой продукции. Можно заметить, что это связано не с отсутствием средств доставки, а, главным образом, с недостаточной пропускной способностью имеющихся путей. Это, в свою очередь, значительно сказывается на стоимости перевозок. Думаю, что одним из приоритетных направлений развития Сибири является модернизация имеющейся транспортной инфраструктуры, а также создание дополнительных путей, способных полностью удовлетворить спрос на крупнотоннажные перевозки. При решении данных проблем значительное расстояние до западных потребителей не будет оказывать столь сильного влияния на себестоимость и сроки доставки продукции конечному потребителю. Если говорить о том, как географическое положение влияет на развитие промышленных и строительных предприятий, то очевидно, что более выгодное расположение по отношению к крупным транспортным узлам значительно сказывается на конечной стоимости продукции. Производитель получает экономию на транспортных расходах, соответственно, имеет большее конкурентное преимущество перед другими участниками рынка. То же касается и строительных организаций. Для строителей также важно, как далеко от объектов строительства находится основное сырьё. Особенно остро транспортный вопрос стоит для строительных компаний, находящихся в отдалённых районах Российской Федерации». |
| Анастасия Петрова, руководитель отдела маркетинга и рекламы ООО «Бригадир» (г. Ангарск) «Географическое расположение Сибири во многом определяет ход её развития, с таким багажом природных богатств открывается большое поле деятельности для развития производства в лесопромышленности и других направлениях. Скорее, это плюс, ведь большие территории и большое количество ресурсов позволяют строить предприятия любых масштабов, а высококвалифицированные кадры способны обеспечить их бесперебойную работу. Для дальнейшего развития и роста, на наш взгляд, необходимо устранить существенный пробел между добывающими и перерабатывающими отраслями за счёт активного развития именно перерабатывающего сегмента».
|
| Юрий Ершов, генеральный директор ООО «Строительные Новейшие Энергосберегающие Технологии» (г. Липецк) «Я считаю, что удалённое расположение Сибири от западных и европейских потребителей ВВВВ не может помешать её развитию, так как у сибирских городов есть своё преимущество — это близость к Казахстану, Китаю и Монголии. Сибирские предприятия это знают, что подтверждается большим количеством представителей региона на последней выставке «AstanaBuild» и открывшемся «EXPO 2017» в Казахстане. А в случае разработки каких-то инновационных интересных рынку решений и транспортное плечо не будет иметь серьёзной финансовой нагрузки. К примеру, мы своё отопительное оборудование в прошлом году поставили в логистический центр транспортной компании «СТЕЙЛ» в Якутск, сейчас есть проекты во Владивостоке, Иркутске, Барнауле, где закладывается производимое нашей компанией отопительное оборудование. Также при помощи Российского Экспортного Центра (РЭЦ) и Центра поддержки Экспорта (ЦПЭ) выходим на зарубежные рынки. Пока это Казахстан, Беларусь и Украина, но начинаем вести диалог и с более удалёнными странами. Сейчас экспортоориентированные компании имеют хорошую поддержку различных институтов, а значит надо создавать интересный уникальный продукт, и удалённость не станет серьёзным барьером. Но надо быть готовыми решать другие задачи — например, могут возникнуть языковые сложности». |
| Максим Хайруллин, заместитель директора филиала PwC в Новосибирске «Вопросы о преимуществах и недостатках зачастую носят субъективный характер: что и с чем мы сравниваем, с кем конкурируем? Если говорить конструктивно об отдельных городах Сибири, например, отдельно о Новосибирске, имеющем формальный статус столицы СФО, то с ним вполне успешно конкурируют Красноярск, Томск, ВВВВ Кемерово, Омск и Барнаул.ВВВВ В числе реальных преимуществ этих городов — наличие стратегических сырьевых ресурсов (Томск, Кемерово), производство экспортной продукции и перспективные возможности для крупных инвестиционных вложений (Омск, Красноярск), климатические преимущества (Барнаул). К стратегическому активу Новосибирска можно смело отнести именно географическое положение со сложившимся логистическим комплексом, относительно развитыми ж/д, авиаинфраструктурой. Само словосочетание «стратегическое преимущество» подразумевает именно дальнейшую постановку задачи не просто выжить, а понять, как и за счёт чего регион может активно развиваться. Тот факт, что сибирские города находятся далеко от европейского потребителя, в то же время означает, что мы ближе к странам Азии, и многие считают очевидным этот вектор для дальнейшего развития Сибири. Однако на практике бизнес «держит парус по ветру» и в результате находит в Сибири баланс на стыке интересов Европы и Азии. Сложившаяся географически обусловленная модель развития Сибири (города с качественной ресурсной базой во главе с крупным логистическим центром) концептуально похожа на успешную китайскую модель (индустриальные Шеньчжень, Гуанджоу и т. д., а также Гонконг в качестве мощнейшего в мире транспортного узла). Она выглядит вполне конкурентоспособной — относительно других регионов России». |
«Промышленные страницы Сибири» №6-7 (120) июнь-июль 2017 г.
Анна Кучумова.
© 2006-2012. Все права защищены. «Единый промышленный портал Сибири»
Цитирование приветствуется при условии указания ссылки на источник - www.epps.ru
© Создание сайта - студия GolDesign.Ru
|