– Анатолий Ульянович, готов ли Красноярский край к отопительному сезону 2007-2008 гг.? – Отопительный сезон на всех территориях Красноярского края начнется вовремя. В ходе подготовки к зиме вопросы вызывали город Заозерный, а также Мотыгинский, Нижнеингашский и Канский районы. По результатам работы с этими территориями и установлению оперативного контроля со стороны прокуратуры и краевого агентства по строительству и ЖКХ, сегодня можно сделать вывод: власти ситуацией управляют, на жилищно-коммунальных объектах ведутся ремонтные работы, закуплено топливо в необходимом количестве. Начиная с 15 сентября, территории края подключают к теплу социальные и промышленные объекты. В конце августа — начале сентября отопительный сезон уже начался в Эвенкии, на Таймыре, в Норильске, Туруханском и в Северо-Енисейском районе. В южных регионах края он начнется немного позже из-за благоприятных климатических условий. Напомню, что к предстоящему отопительному периоду краевым бюджетом запланировано проведение мероприятий по капитальному ремонту, восстановлению, модернизации, строительству объектов инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального хозяйства на сумму около 4 миллиардов рублей. – Этой весной в Мотыгинском районе на месяц раньше отключили отопление. Жители поселка отказывались водить своих детей в детский сад — было слишком холодно. Не замерзнет ли Мотыгино в этом году? Кто несет ответственность за подобные решения по отключению тепла? – Мотыгино не замерзнет. Однако проблемы в районной сфере ЖКХ есть. В первую очередь, речь идет об установлении местными органами власти экономически необоснованных тарифов, вследствие чего предприятия ЖКХ терпят убытки и, в конечном итоге, разоряются. Вторая причина — это неплатежи населения за потребленные жилищно-коммунальные услуги. В Красноярске уровень платежей сегодня составляет 97 процентов, в поселке Раздолинск Мотыгинского района — 67. В прошлом году там проживало 2700 жителей, пять 5-этажных домов отапливались от электрической котельной. И жильцы этих домов не заплатили ни копейки за потребленные услуги, как результат — сегодня энергетики не подключают котельную. Недавно глава Мотыгинского района организовал сход в поселке — пришло всего 70 человек. Обсуждали всем миром два выхода — или устанавливать в квартирах буржуйки и самим быть ответственным за подготовку к зиме, либо обращаться за субсидией, если нет возможности рассчитаться за услуги ЖКХ. –Существуют ли в крае проблемные территории, где жители со страхом ожидают прихода зимы? – Зиму не надо ожидать, к ней надо готовиться. Об этом знает каждый сибиряк. Знают об этом и главы местного самоуправления, ведь подготовка территории к зиме и нормальное прохождение отопительного сезона относится к одной из главной функций местной власти, согласно законодательству. Надзор за исполнением обязанностей в этой сфере осуществляет, кроме прокуратуры, еще с десяток контролирующих органов. Так что, при «всем желании» нерадивых руководителей держать в страхе население перед предстоящим отопительном сезоне не получится. В Заозерном, городе, что вызывал наибольшую тревогу при подготовке к зиме, прокуратура возбудила уголовное дело в отношении главы администрации Виктора Грушкина, который своими действиями создал угрозу для нормального прохождения отопительного сезона. Тут же местные депутаты отреагировали на ситуацию, выделили дополнительные деньги и проконтролировали работы по восстановлению теплоснабжения города. В отопительный сезон Заозерный вступил вовремя, хотя некоторые работы по водоснабжению придется производить по ходу, до наступления морозов. – Приносят ли доход предприятия жилищно-коммунального хозяйства? – Конечно, если на предприятии правильно выстроена организация труда, установлены экономически обоснованные тарифы, а собираемость платежей с населения составляет 100 процентов. Из-за экономически необоснованного тарифа приходят к банкротству целые предприятия, лишаются работы люди. В Красноярском крае из 540 предприятий ЖКХ более половины убыточны, 50 предприятий из них находятся в стадии банкротства. Какой выход из ситуации? Только грамотная тарифная политика предприятия, постоянная информационно-разъяснительная работа с населением. Пожалуй, товарищества собственников жилья считаются наиболее оптимальным предприятием с точки зрения доходности. Но здесь, безусловно, сказывается не только субъективный фактор, скажем, руководитель ТСЖ — просто успешный менеджер. Есть и объективные обстоятельства, помогающие такому предприятию жить безбедно: это и новый жилой фонд, который не требует капитальных затрат, это и небольшой штат сотрудников товарищества это, наконец, и социальный статус жильцов — в основном, в ТСЖ проживают не бедные люди, готовые платить не только за необходимые, но и за дополнительные жилищно-коммунальные услуги. Тяжелее приходится частным управляющим компаниям и муниципальным предприятиям в силу того, что обслуживать приходится большее количество жилого фонда, качество которого не всегда отвечает санитарным и эстетическим нормам, а значит требует серьезных вложений. Существует статистика на этот счет. Около 15-17 лет понадобится УК, чтобы накопить средства, получаемые от жильцов за жилищно-коммунальные услуги, на капитальный ремонт дома. И если бы не сегодняшняя помощь государства — Фонд содействия реформированию ЖКХ — целое поколение могло бы вырасти в ожидании проведения ремонтов подъездов и домов. Вообще же, цель реформы ЖКХ — перевести отрасль на рыночные рельсы, привлечь частные инвестиции в сферу и собственно, частника. Первый опыт внедрения в крае таких рыночных институтов как, например, концессия (долгосрочная аренда объектов ЖКХ) показывает положительное сальдо и для бизнесмена, и для населения. – Насколько изношены основные фонды ЖКХ? Планирует ли государство финансировать капитальный ремонт жилищно-коммунального хозяйства? – Долгое время ЖКХ финансировалось по остаточному принципу. На капитальный ремонт жилищного фонда Красноярскому краю необходимо свыше 100 миллиардов и 22 миллиардов рублей на капитальный ремонт коммунальной инфраструктуры. В этом нуждаются 66% жилых домов края, 700 находятся в аварийном состоянии. По прогнозам, до 2012 года Красноярский край может получить из Фонда до 5 миллиардов рублей. В этом году наш регион уже получил 318 млн. рублей на капитальный ремонт и переселение из ветхого жилья. Кроме федеральных денег, 200 млн. сфере ЖКХ выделил край. В следующем году мы можем получить из федеральной казны еще 882 млн. рублей, плюс столько же заложили в краевой бюджет. Так что, деньги есть. Может быть, не так много, как в этом нуждается отрасль, но тенденция наметилась положительная — на практике начался реализовываться еще один национальный проект: «ЖКХ». – Анатолий Ульянович, не станут тарифы на услуги ЖКХ инструментом в политических интригах на ближайших выборах в Государственную Думу? – Такие риски существуют. Однако малообеспеченное население, на кого, в принципе, рассчитаны эти страшилки, знает, что повышение тарифов на услуги ЖКХ их не коснется. В нашем регионе получают субсидии 26,7 процентов населения, в краевом бюджете на эти цели в 2007 году выделено 3,8 млрд. рублей. В соответствии с федеральным законом эта цифра составляла бы всего 1,2 миллиардов рублей, а 2,6 миллиарда — это инициатива губернатора, согласно которой перечень получателей финансовой поддержки от государства был существенно расширен. Субсидия в Красноярском крае предоставляется не на социальную норму, как делается в других регионах, а на всю занимаемую площадь жилья. Это очень важный момент! А вообще ЖКХ — единственная отрасль национальной экономики, которая субсидируется государством. Поэтому есть большие сомнения, что, обладая подобной информацией и получая реальную государственную помощь, наш избиратель сможет быть втянут в предвыборные интриги. Анатолий Тубольцев родился в г.Иланский Красноярского края. В 1975 году окончил Красноярский политехнический институт («Автомобили и автомобильное хозяйство»). В 1985—1999 гг. работал главным инженером, начальником управления механизации и автотранспорта ЗАО «МСУ №?53 треста «Сибхиммонтаж». С 1999 по 2005 гг. — заместитель главы администрации ЗАТО Железногорск, первый вице-мэр, курирующий городское хозяйство, и.о. главы администрации ЗАТО. В 2005—2006 гг. — помощник начальника Управления ФГУП «Управление специального строительства по территории №?9». С июля 2006 года — заместитель губернатора, руководитель департамента жилищно-коммунальной политики администрации Красноярского края.
Евгений Пантелейкин.
|