Сегодня пятница 19 апреля 2024 г. 07:23
сделать стартовой в избранное
О проекте
Контакты
Форум
Размещение рекламы
   
 
 
Логин Пароль  
 
 
запомнить на этом компьютере
регистрация  |  если забыли пароль
 
 
№158апрель 2021Промышленная площадка
Смазки всякие нужны, смазки всякие важны
Учёные доказали, что в западных индустриально развитых странах, благодаря использованию знаний трибологии, при смазывании трущихся элементов можно снизить энергозатраты на сумму, равную 0,4 ВНП этих стран. Учитывая важность смазок и масел для движущей техники и их способность помочь промышленникам снизить расходы при эксплуатации машин, разберёмся, как правильно подобрать такие жидкости.

div>

Отечественный рынок смазочных материалов — один из крупнейших в Европе и составляет 20% от всего спроса в данной части мира.

Однако, по словам технического специалиста ООО «Евразия Лубрикантс» Сергея Семёнова, индустриальные масла — понятие растяжимое, так как есть путаница. В нашей стране они так и называются, а с точки зрения западного подхода под этим понятием понимают гидравлические, компрессорные, турбинные масла и т. д., то есть всё, что не используют в подвижной технике. И для каждой группы жидкостей разные критерии подбора. У них особенные стандарты и, соответственно, разные критерии. Потому что, допустим, для гидравлики важна температура застывания, а главный показатель для компрессорного масла — это стойкость окисления, как и для турбинного, но они по-разному работают.

Если говорить про масла для металлургического производства, то там всё сложнее. Во-первых, существуют гидравлические масла для станков, которые приводят в движения гидропривод. Бывают, например, нефтепродукты для штамповки — там совершенно другие требования. Есть и смазочно-охлаждающие жидкости, если речь идёт об обработке, например, давлением.


«Индустриальные смазки подразделяют на масла и специальные продукты. К первым относятся гидравлические, турбинные, трансформаторные, компрессорные, трансмиссионные и так далее. Специальные — это пластичные смазки, СОЖ и твердые плёночные смазочные покрытия. На рынке доля гидравлических смазок велика. Качественные и эксплуатационные характеристики зависят от базовой жидкости и комбинации присадок. Возможен выбор между веществами с цинком, с деэмульгирующими свойствами, синтетическими базовыми маслами или минеральными, с высокоэффективными присадками или без них», — перечисляет заместитель директора ООО «Уральский региональный центр «Технической экспертизы и диагностики» Илья Мансуров.

Выбор велик

«На мировом рынке спектр смазочных материалов для промышленности, в частности, гидравлических жидкостей широк, также многообразны и технические требования к ним», — утверждает Илья Мансуров.

«Есть широкий спектр масел, которые особенно востребованы. Гидравлические, например, для моторов всегда в наличии. Каждый вид смазывающей жидкости нужен в определённый промежуток времени. Какие-то элементы нужно смазывать чаще, чем другие», — рассказывает директор ООО «Компания «ПАН» Андрей Яковлев.

Как говорит руководитель ООО «Экстроэл Груп» Алексей Беляев, индустриальные масла составляют львиную долю всех выпускаемых масел в России, а так как данный вид продукта является базовым, то делают их все кому не лень, тем более что всегда есть спрос.

Однако управляющий ООО «АВЕРС» Андрей Добрынин утверждает, что, несмотря на лёгкость производства, есть проблемы. На данный момент заводы больше отгружают продукцию на импорт, а внутри страны поставки крайне ограниченны и стоимость на товар повышается каждый месяц.


Тем не менее ожидается, что производство нефтяных масел в 2021 году дойдёт до 5,4 миллионов тонн. Такие цифры аналитики BusinesStat дают на основании того, что государство продолжит проводить «налоговый манёвр» ради увеличения глубины нефтепереработки в стране. При подорожавшем импорте такое решение не только укрепит собственные позиции на внутреннем рынке, но и расширит географию экспорта.

Тенденции развития

«У всех производителей масел сейчас одна тенденция — они боятся потепления и заняты сокращением потерь, так как считается, что каждый третий литр топлива тратится на преодоление сил трения, поэтому главное — энергоэкономичность», — считает Сергей Семёнов.

Кроме того, идёт развитие производства не только масел и СОЖ, но и присадок к ним. Особенно пользуются спросом антибактериальные, антикоррозионные и противопенные на основе органических карбоновых кислот, аминов, нитритов, силикатов и ряда других веществ.

Среди смазочных жидкостей наиболее популярными и не столь дорогими на рынке эксперты считают водосмешиваемые: их делают из полимеров, нефтяных масел, гликолей, эмульгаторов. В российском сегменте СОЖ внедряют и прогрессивные технологии. К примеру, для тяжёлых операций резания в масляную продукцию добавляют маслорастворимые гликоли и полярные фосфоэфиры, которые создают плотную сорбционную пленку и уменьшают коэффициент трения. За счёт этого ресурс смазочного материала становится больше на 70-80% и на 50-70% увеличивается стойкость металлического инструмента.


Также производители реализуют мультифункциональные СОЖ класса HLP для применения в гидравлических системах.

Их особенность в высоком содержании антикоррозийных присадок, а сверхразветвлённые полимеры увеличивают индекс вязкости и противоизносные характеристики масла. Это даёт более прочную смазывающую плёнку в зоне металлообработки материала.

Жидкий подбор

Одной из наиболее важных характеристик при подборе гидравлического масла является вязкость. При её пониженной составляющей уровень смазки деталей систем уменьшается, из-за чего агрегаты и узлы намного быстрее изнашиваются, а при высоком показателе устройство работает хуже, что ведёт к большему количеству поломок.

Для правильного выбора масла в соответствии с теми или иными условиями применения стоит обращать внимание на маркировку по ГОСТ 17479.4-87, состоящую из знаков, первым из которых выступает буква «И». Далее: Л, Г, Н или Т, показывающие назначение. После буквы А, В, С, Д или Е указывают на наличие в масле присадок, а цифры говорят о классе кинематической вязкости.

«Подбором масла на производстве обычно занимаются технологи. Важно понимать, что правильно подобранное масло влияет на срок использования устройств. Более востребованы на рынке масла на минеральной основе в связи с ценой и большим использованием», — считает Андрей Добрынин.

«Назначением масел для оборудования занимается конструктор. Когда он разрабатывает технику, то делает карту смазочного материала, которая бывает внушительного размера. Например, в карте экскаватора на двух страницах указана информация о жидкостях для него, так как в нём огромное количество узлов, которые обрабатывают всевозможными смазками. Подбор зависит от температуры, погодных условий.

Единственный правильный способ выбора масел — это следование инструкциям по эксплуатации. Если вы будете делать по-другому, то случиться может что угодно», — считает Сергей Семёнов.

По словам Андрея Яковлева, каждый завод-производитель сопровождает технической документацией всё оборудование, которое он производит, там же указаны и необходимые смазочно-охлаждающие жидкости и сроки их замены. А механик уже делает соответствующие заявки по мере необходимости.

Вообще промышленники используют преимущественно отечественные масла, в первую очередь из-за низкой стоимости. Но присутствует и импорт, без него пока нельзя, потому что он служит для зарубежного оборудования, а специалисты не всегда заменяют жидкости на российские аналоги, хотя возможно, что те бы справились. Это право клиента, потому что у него в рекомендации указано только наименование иностранных брендов.

Ошибки применения

Неправильный подбор индустриальных масел и СОЖ может привести к печальным последствиям, начиная от брака выпускаемой продукции и заканчивая выходом из строя узлов и механизмов. Это связано с такими проблемами, как нарушение отведения тепла, перегрузка гидравлических систем, повышение в них давления и так далее.

«При выборе, помимо учёта вязкости масла, стоит почитать инструкцию по эксплуатации оборудования, изучить карты смазки, температурные режимы. Стоит обратить внимание на качество материала и производителя. Например, российские масла, применяемые для охлаждения прокатных станов, легко могут эмульгировать с водой, а у импортных производителей такой проблемы нет.

Правильно подобранное масло и СОЖ — это главная задача, позволяющая защитить рабочее оборудование и поддерживать его в хорошем техническом состоянии, повысить долговечность рабочего инструмента, улучшить качество выпускаемой продукции, снизить затраты на производство», — заверяет Алексей Беляев.

Как говорит Андрей Добрынин, последствия от использования неправильного масла могут быть различные: «от сокращения срока службы механизмов и инструмента до некачественной обработки деталей». Тем не менее практически не бывает ошибок при выборе, если делать то, что написано в бумагах.

Присадки: за и против

Как и в индустриальные масла, в смазки можно добавлять присадки, чтобы предотвратить окисление, повысить стабильность и улучшить вязкостно-температурные свойства жидкости. Есть много видов добавок, которые нужны не только для подавления или улучшения характеристик, но и для получения новых свойств нефтепродукта. Присадки, как правило, составляют 0,1 до 30% объёма готового масла.

«Я лично бы не играл с присадками, если они заранее не внесены заводом-изготовителем масел и смазок. Мне в жизни довелось посмотреть на печальные последствия применения дополнительных добавок, сгустки которых в масляных каналах приводят к полному выходу оборудования из строя. Никто не знает, как они себя поведут: будут ли растворяться, проходить через масляный фильтр, оседать в каналах, что станет при нагревании и будет ли химический конфликт с уже имеющимися добавками?», — комментирует Алексей Беляев.

Стоит внимательно относиться к присадкам, потому что, например, базовое масло, возможно, уже несёт определённую концентрацию добавки, при превышении которой она выпадает в виде осадка. К тому же присадка при её неправильном выборе может плохо воздействовать на отдельные узлы машины. Повышение концентрации одной добавки способно улучшить определённое свойство масла, но при этом сделать хуже другое, так что вред от них может быть настолько же серьёзным, как и польза. Вот почему использовать их нужно осторожно.


ЭКСПЕРТ


Илья Мансуров, 
заместитель директора ООО «УРЦ «ТЭ и Д» (ООО «Уральский региональный центр «Технической экспертизы и диагностики»)

«Правильный выбор гидравлических жидкостей влияет на эксплуатационные характеристики, срок службы, экономическую эффективность оборудования. Необходимо контролировать в процессе работы машин такие характеристики масел, как наличие металлов износа и загрязнений, кинематическая вязкость, кислотное число, наличие воды, чистота по ISO 4406 и NAS 1638». 


ЭКСПЕРТ


Алексей Беляев, 
руководитель ООО «Экстроэл Груп»

«Производство минеральных базовых масел — малозатратный процесс, не требующий наличия дорогостоящего оборудования. Данный товар привычен, он востребован на рынке, к тому же система тендеров не даст дорогим современным материалам массово появиться в промышленности».


СПРАВКА

При соблюдении правил транспортировки и хранения по ГОСТ 1510 гарантийный срок годности индустриальных масел составляет 5 лет с даты изготовления.


ФАКТ

В обиходе индустриальные масла называются «веретёнкой», так как в СССР их использовали в подшипниках веретён прядильных машин).



«Промышленные страницы Сибири» №3 (158) апрель-май 2021г.



Текст: Иван Шалгинов.

Новости
 
На форуме БИОТ-2022 пройдет сессия по ESG
Составители рейтингов компаний против промышленников! Панельная дискуссия......
 
 
Ровно через неделю стартует "Металл-Экспо'2022"
С 8 по 11 ноября 2022 г.......
 
 
Подготовка Недели металлов в Москве выходит на финишную прямую
С 7 по 11 ноября в Москве......
 
 
Новинки, инновации сварочной отрасли и бесценные знания на выставке Weldex!
С 11 по 14 октября в Москве,......
 
 
VII Всероссийская неделя охраны труда представила темы деловой программы
VII Всероссийская неделя охраны труда, которая пройдет......
 
 
Посетите главную выставку сварочной отрасли России – Weldex 2022!
      11-14 октября 2022 в Москве,......
 
 
Что будет на рынке металлов и металлоконструкций в ближайшем будущем
С 21 по 23 июня 2022 г.......
 
АРХИВ НОВОСТЕЙ
   
   
© 2006-2017. Все права защищены. «Единый промышленный портал Сибири»
Цитирование приветствуется при условии указания ссылки на источник - www.epps.ru
© Создание сайта - студия GolDesign.Ru