Когда промышленности нездоровится: обсуждения в кулуарах

На выставках посетителям, основным партнёрам и конкурентам стараются демонстрировать всё лучшее и говорить с ними исключительно о росте и перспективах. Но стоит оказаться в тихих и немноголюдных уголках выставочного центра, в кулуарах или на встречах за кофе, и промышленники начинают обсуждать реальное положение дел.

div>

Новинки, масштабные стенды, презенты и каталоги: за всем этим кроется масса трудностей, которые людям пришлось преодолеть на пути к успеху.

А с какими-то справиться всё ещё не удалось, потому что влиять на них и управлять ими невозможно — настолько они глобальны. Приходится переступать их, подстраиваться под них и жить с ними, ожидая, что ситуация стабилизируется. Выделим список проблем, о которых промышленники говорили в кулуарах «Металлообработки — 2021» на условиях анонимности.

Мировой рост цен на металл

Станко-, машино-, судо-, авиастроение, сельское хозяйство, строительная отрасль в целом, то есть значительная часть сектора не только российской, но и мировой экономики в 2020 году столкнулась с невероятным ростом цен на металл.

Мы собрали все мнения, высказанные отраслевиками разных направлений, и получили разбежку в 40-60% — именно настолько, согласно отзывам, подорожало сырьё. А в статистике официальных ведомств цифры выглядят ещё печальнее.

По данным Главгосэкспертизы, суммарный рост цен на металл с марта прошлого года составил 50-80% в зависимости от сортамента. Выходит, что многим на нашем рынке ещё повезло не столкнуться с настоящим бедствием. Хотя и без того промышленники называют ситуацию не иначе как «катастрофа».

«Если положение не нормализуется, то непонятно, как вообще жить и вести бизнес дальше в таких условиях? Любой станок — это 80-90% металла. И, конечно, сырьевая себестоимость оборудования в прошлом году выросла пропорционально подъёму цен на сырьё. Нам пришлось даже какое-то время работать себе в убыток, поднимая цены медленно, чтобы не ввести потребителей в шок и не оттолкнуть их от себя. Сейчас удалось сдержать увеличение себестоимости оборудования, и мы всё же надеемся, что больше потребности в таких радикальных мерах не возникнет».

 
Рынок металлов сам по себе один из самых волатильных. Сначала «вышел из строя» Китай, будучи буквально центром производства металлов. Стоило металлургическим заводам Поднебесной несколько месяцев побыть в остановке, и мировая экономика тут же оказалась на грани коллапса. После ситуацию «подогрел» перепад курса доллара, а как мы все помним, металл в любых странах торгуется исключительно за американскую валюту. «Приправим» это высоким отложенным спросом, забастовками во всех уголках света, торговыми войнами и стопором логистики и получим то, что имеем.

И, к сожалению, эксперты пока не прогнозируют серьёзных улучшений. По данным аналитиков банка Goldman Sachs, цены на металл всё ещё ползут вверх и не планируют останавливаться вплоть до 2022 года.

Проблема стала настолько острой, что добралась до самого верха. В ходе прямой линии 30 июня президент РФ Владимир Путин заверил, что правительство продолжит разработку мер для сдерживания цен на металл и прочие стройматериалы.

Штормит логистику

Ещё одна из глобальных причин, расшатавших лодку мирового промышленного производства, — логистика.

«Альтернативы металлу в станкостроительной отрасли попросту нет, но это не единственная причина, по которым нам пришлось поднять цены на конечную продукцию. Все столкнулись с логистическими проблемами. Во-первых, мы ещё не до конца отошли после всем известной ситуации с блокировкой Суэцкого канала, когда наблюдался банальный дефицит контейнеров. И, во-вторых, когда контейнеры снова появились, автоматически выросли цены на перевозку. Цены на продукт приходится поднимать вынужденно, хоть мы и понимаем, что, когда за это платит конечный потребитель, это мягко говоря неправильно и нехорошо».

По данным онлайн-рынка грузовых перевозок Freightos, морские перевозки из Азии в Европу подорожали в 4,5 раза по сравнению с прошлым годом.

Что у нас по альтернативам? Тарифы на автомобильные грузоперевозки также возросли, хотя и не так значительно — скачок был в пределах 10%. Грузовые авиаперевозки стабилизируются с тех пор, как во время первого локдауна цены вырастали в 2-3 раза.

В связи с этим в ближайшее время эксперты прогнозируют, что в логистическом направлении нас ждёт демпинг цен, активный переход с автотранспорта на железнодорожный, рост спроса на сборные грузы, развитие коллабораций и слияние логистических предприятий.


Дефицит электронных компонентов

Эта проблема просто-напросто выросла из двух предыдущих. Даже обыватели и рядовые потребители могли отметить резкое подорожание компьютеров и прочей техники, в которой также активно используют электронные компоненты, важные и для станкостроителей. Они продолжают активно следовать тренду на цифровизацию и автоматизацию, который пандемия вовсе не отменила, а, напротив, усилила.

По экспертным оценкам, такая нехватка электронных комплектующих не только будет сохраняться до конца 2022 года, но и, вероятно, перенесётся на 2023 год.

И особенно больно этот момент ударил по отечественным производителям.

«К сожалению, в России в принципе не производят многие электронные компоненты, поэтому нам приходится вести их из-за рубежа, с этим сейчас тоже непросто, замкнутый круг получается. Естественно это сказывается не только на ценах, но и на сроках как поставок, так и производства. Но пока в этой ситуации нам удаётся сдерживать цены».

Однако в редких случаях такая плачевная ситуация может стимулировать создание интересных устройств, если у предприятия достаточно опыта и производственных мощностей.

Нельзя допустить снижения качества конечной продукции, а значит, о замене на более доступные и не всегда проверенные комплектующие не может идти и речи. Приходится адаптироваться, в том числе разрабатывая и предлагая новые конструкторские решения и инженерные новшества, где необходимых элементов нужно меньше, при этом без потери необходимых рабочих характеристик».


Подтверждение «российскости»

Как оказалось, это настоящая боль отечественных станкостроителей. По мнению многих специалистов, российская станкостроительная отрасль переживает не лучшие времена не потому, что «мы упустили советское наследие» или «не производим электронные компоненты», а по причине огромного числа тяжело выполнимых бюрократических процедур, которые тормозят внесение предприятия в федеральный реестр производителей.

Наличие компании в этом списке даёт ей преференции при участии в госзакупках и льготные условия предоставления ряда мер государственной поддержки, которые как раз могли бы существенно поддержать заинтересованные компании.

«По сути, мы сегодня научились делать то же, что и европейцы, но по более доступной цене, однако это не помогло нам оказаться в реестре.

А ведь наши цеха находятся в России, у нас своё литьё, есть все чертежи и конструкторские разработки. Только этого недостаточно — с точки зрения государства, мы не россияне.

В идеале российской может считаться продукция, где 70% сырья и комплектующих — отечественные. Только, если компания занимается станками с ЧПУ, где вы прикажете взять отечественные комплектующие? Да даже если бы их у нас производили, нельзя же забывать и о качестве.

Скажу больше, когда компания собирается подтверждать статус российского предприятия, она получает анкету с требованиями листов на 15, где более или менее выполнимы только первые два листа, а дальше начинается нечто невообразимое. По этой анкете выходит, что у нас должен быть практически завод полного цикла чуть ли не со своей сырьевой базой под боком. На мой взгляд люди, которые придумывали эти условия, в станкостроении никогда не работали в принципе.

Крупным отечественным холдингам и концернам наверняка проще — в их случае на что-то могут закрыть глаза. А вот частникам бывает очень сложно выйти на рынок с какими-то проектами без подтверждения статуса».

В случае если предприятие получило статус российского, часть преимуществ и послаблений начинает распространяться и на тех, кто с этой компанией работает или кто приобретает у неё продукцию. Поэтому о послаблении требований говорят не только сами станкостроители, но представители сопутствующих отраслей, например, изготовители инструмента или систем.

Также это касается вопроса локализации иностранных производств.

«Стоило бы более лояльно относиться к российским производствам в плане признания их официальных статусов. Например, пусть наша головная компания зарубежная, однако один из заводов располагается в России, имеет полный цикл производства, использует какую-то долю отечественного сырья и конечная продукция полностью реализуется на территории страны. То есть де-факто мы являемся российским производством, однако из-за бюрократии не можем получить это звание официально».

Недостаток квалифицированных кадров

Ещё один тормоз отечественного направления. Хотя, говоря откровенно, такая проблема наблюдается сегодня буквально во всех отраслях, даже в тех, что близко не связаны со станкостроением или металлургической отраслью.

Причём, с одной стороны, когда «Индустрия 4.0» в России постепенно становится более реальной, нам жутко не хватает специалистов, что могли бы работать на современном инновационном оборудовании.

«Я бы выделил три направления специалистов, которые сегодня максимально востребованы и которых, соответственно, сегодня максимально сложно отыскать. Это конструктор, технолог и специалист цифровой трансформации».

Поэтому многие станкостроительные компании или продавцы оборудования организуют на своей базе учебные центры, поскольку во многих вузах просто-напросто нет агрегатов последних моделей.

«Мы с Пермским политехническим университетом реализуем проект, связанный с подготовкой операторов и наладчиков станков с ЧПУ. Это действующий учебный центр, укомплектованный высокотехнологичным оборудованием, теми же обрабатывающими центрами. Со своей стороны, мы предоставляем молодёжи возможность пройти у нас полноценную практику, вплоть до изготовления деталей. Ну и самое главное, поскольку речь идёт о государственном учебном заведении, на выходе специалисты получают свидетельство государственного образца, которое существенно им потом облегчает продвижение по карьерной лестнице».

В то же время, с другой стороны, у нас всё ещё остаётся значительная функционирующая база старых машин. И многим предприятиям требуется настоящий универсальный боец, который способен ездить не только «на автомате», но и на «механике».

«Практически каждый первый наш заказчик говорит о существующей проблеме, однако у неё есть и обратная сторона. Мы со своей стороны достаточно часто слышим от клиентов запрос, что не хватает людей для работы на простых универсальных станках без ЧПУ. Современная молодёжь больше тянется к обучению именно на современных машинах, из-за чего их достаточно непросто привлечь к изучению работы вот таких простых устройств. Считается, что они уходят в прошлое но, к счастью или к сожалению, они продолжают работать на наших заводах и, более того, стоит признать, что для отдельных задач они весьма эффективны».



«Промышленные страницы Сибири» №4 (159) июнь-июль 2021г.


№4 (159) 2021 Промышленные страницы Сибири
Прочитать другие публикации на Calameo


Текст: Мария Бобова.




© 2006-2012. Все права защищены. «Единый промышленный портал Сибири»


Цитирование приветствуется при условии указания ссылки на источник - www.epps.ru

© Создание сайта - студия GolDesign.Ru