P> Когда-то фаворитом в борьбе за экономичное освещение была люминесцентная лампа. Теперь внимание потребителей все чаще обращается на LED-светильники. В каком-то смысле светодиодные источники света (и прежде всего, цокольные лампы) заняли то место в сознании бытового потребителя, которое занимали КЛЛ примерно два года назад. Со всеми вытекающими особенностями и проблемами. Интерес растет Рост спроса на светодиодные лампы обозначился примерно в 2011 году, а в 2012 году все мы наблюдали его значительный скачок — в разы. Этому способствовали два фактора: во-первых, появление достаточно ярких ламп (эквивалент лампам накаливания 60 и 75Вт), а во-вторых, значительное снижение цен. Точную оценку рынка светодиодных ламп сегодня дать невозможно: слишком неопределенно влияние китайского экспорта, доля которого в сегменте ламп под «бытовой» патрон Е27 превышает 95%. Но минимальную оценку объема рынка по таким лампам можно дать на уровне около двух миллионов долларов (по другим оценкам – порядка 10 млн долл.). Стремительный рост продаж светодиодных ламп привел к повторению ситуации, которая недавно была характерна для компактных люминесцентных ламп: на прилавках магазинов появился огромный выбор китайского «самодела» по ценам в несколько сотен рублей, но с качеством, не соответствующим заявляемым требованиям. Так, их реальный срок службы значительно ниже, чем указывает производитель, для них характерна низкая цветопередача и неравномерность светового потока. Хотя в принципе, сегмент светодиодных ламп, благодаря которому у массового потребителя формируется впечатление о светодиодных источниках освещения, невелик. Основные объемы продаж в денежном исчислении приходятся не на лампы, а на светодиодные светильники — прежде всего, промышленные, уличные, офисные и архитектурные. Бытовые светильники пока не очень распространены. А вот в промышленности преимущества светодиодного освещения уже достаточно высоко оценены. Инициатива свыше Как говорит Вадим Дадыка, генеральный директор ООО «АтомСвет» (г. Москва), в нашей стране основным драйвером роста спроса на светодиодные системы являются программы энергосбережения: «В этой связи мы ожидаем продолжение роста спроса на промышленные и уличные светильники, причем основные объемы поставок будут приходиться на проектные продажи. Мы ожидаем серьезного прорыва в сегменте магистральных светодиодных светильников. Большим потенциалом развития, на наш взгляд, обладает также ряд направлений, которые только сегодня появляются в России — к примеру, светодиодное освещение теплиц. Что касается бытовых светильников и ламп, то привлекательность этого сегмента, на наш взгляд, пока сильно уступает перечисленным выше». Технологические рамки Основная проблема светодиодных ламп и основной фактор, ограничивающий их срок службы — теплоотвод. Чисто физически очень трудно обеспечить адекватный отвод тепла для такого компактного устройства, как лампа. Именно поэтому цены на качественные лампы известных западных брендов могут в разы превышать цены на китайскую продукцию. Но и служат такие лампы дольше, в полной мере реализуя потенциал энергосбережения. Кроме этого перед инженерами стоит задача повышения световой отдачи светодиодов. И эта проблема успешно преодолевается. Во всяком случае, не существует физических ограничений на существенное увеличение световой отдачи светодиодов в ближайшем будущем. Световая отдача современных светодиодов достигает 150 лм/Вт, и уже созданы опытные образцы со световой отдачей, превышающей 200 лм/Вт. Если в ближайшие 2-3 года эти светодиоды пойдут в серию, то тогда преимущества светодиодного освещения будут реализованы в полной мере. Так что появления мощных светодиодных прожекторов возможно уже в самое ближайшее время. Откуда везем? Но если к самой технологии претензии исчерпаны, то к производителям остается множество вопросов. Особенно, к китайским производителям. Светодиодные светильники китайского производства давно стали притчей во языцех: низкая цена и соответствующее качество являются своеобразными маркерами всей китайской продукции. И если не принимать специальных мер по ограничению некачественного импорта, то ситуацию не переломить. Более того, в настоящее время и в США, и в Европе ужесточают меры технического контроля за светодиодной продукцией. Нетрудно догадаться, куда переориентируются потоки китайских светодиодов. В отсутствие законодательных барьеров по недопущению подделок на российский рынок защититься от наплыва некачественной китайской продукции придется самостоятельно. И сделать это можно только общими методами: не гнаться за самой низкой ценой, даже если речь идет о продукции, на первый взгляд, некитайского происхождения и работать с проверенными и зарекомендовавшими себя поставщиками.
| Вадим Дадыка, генеральный директор ООО «АтомСвет» (г. Москва) На вопрос о том, можно ли доверять светодиодной продукции известных брендов, собранной на китайских предприятиях, нет однозначного ответа. В качестве примера можно взять крупный известный западный бренд, у которого два завода: в Китае, и, например, в Мексике. Однозначно, мой выбор — продукция, произведенная на заводе данного производителя в Китае. Как показывает практика, динамика развития и техническая оснащенность на сегодняшний день позволяют отнести Китай к доминантным игрокам на рынке производства светодиодной продукции. Лидеры отрасли продолжают развивать в Китае собственные производственные мощности за счет строительства новых предприятий, переноса сюда своих предприятий из других стран или поглощения китайских контрактных производителей. Перенося производственные мощности в Китай, компания стремится внедрить те стандарты и уровень качества, которые соответствовали самым жестким требованиям наиболее развитых рынков. Другой вопрос: в Китае производят много подделок под известные бренды: внешне похоже, но «начинка» оставляет желать лучшего. Если говорить о такой продукции, то мой ответ однозначный — нет. |
"Промышленные страницы Сибири" №2 (73) февраль 2013 г.
Юлия Ребрунова при информационной поддержке компании «Атомсвет».
|