С 1 января 2010 года ОАО «Федеральная сетевая компания ЕЭС» (ФСК) начала работать в рамках RAB. Для энергокомпании это означает повышение прибыли, а для потребителей — еще одно повышение тарифов.
В расшифровке трех латинских букв название новой системы звучит как Regulatory Asset Base — регулируемая база инвестированного капитала. Не нужно вдаваться в подробности, чтобы понять цель любого изменения систем тарификации. Она предсказуема и понятна: получение дополнительных средств. Так и здесь, освободившись от нынешней схемы, ФСК ЕЭС получает возможность привлекать финансирование для проектов по развитию сетей не из федерального бюджета, а на рынке, что сделает финансовое положение сетей и саму энергосистему более устойчивыми. Последний довод фигурирует в описании новой тарификации исключительно как благо для потребителей, вот только потребители имеют на этот счет ряд если не опасения, то, по крайней мере, настороженность. Один тариф на 5 лет Россия — не первая в списке стран, чьи энергосистемы затронул переход на новую систему тарификации. Европа испробовала новинку еще несколько лет назад, показав при этом весьма неплохие результаты. Пример — энергетика Румынии, где после перехода на новые тарифы электрических и газовых распределительных сетей в отрасль были привлечены сотни миллионов долларов. И поскольку тарифы устанавливаются на 3-5 лет, то в течение этого срока компания получит все средства, которые сможет сэкономить. Этот срок также позволяет ФСК ЕЭС планировать свое развитие на рынке в качестве полноценного бизнес-игрока и распоряжаться финансовыми потоками, имея более дальновидные прогнозы. Впрочем, в течение этого же срока потребителям придется ожидать хоть и небольшого, но все же увеличения счетов от энергокомпаний. До 2010 года применялась стандартная система расчета тарифа для сетей, которая использовала схему «затраты плюс»: оплата должна была вернуть компании ее издержки и обеспечить определенную норму доходности. Такая система имеет свои минусы: во-первых, короткий горизонт планирования (тариф известен только на год вперед); во-вторых, размер выплат напрямую зависит от расходов — если сеть сможет снизить свои издержки, то через год регулятор соответственно уменьшит ставку тарифа. RAB действует иначе. Тарифы устанавливаются на длительный срок — от трех до пяти лет — и учитывают необходимость привлечения средств для инвестирования (модернизации имеющихся мощностей и строительства новых). Фактор эффективности расходов уже «вмонтирован» в методику расчета тарифа, а снижение расходов должно ежегодно составлять до 2,5%. Кроме того, в тарифе учтена необходимость возврата вложенных средств в течение длительного времени. Так, для ФСК установлено, что возврат капитала осуществляется в течение 35 лет. Таким образом, при переходе на RAB все финансовые параметры понятны, банкам становится ясно, как компания будет возвращать взятые кредиты. Точный расчет В целом, в расчетах ФСК на инвестиции заложено примерно 30% заемных и 70% собственных средств. Финансирование со стороны государства должно снизиться, в 2010-12 годах бюджет будет давать средства — 6,9 млрд руб. — только на целевые программы (такие как строительство объектов для Олимпиады в Сочи или энергоснабжение нефтепровода «Восточная Сибирь — Тихий океан»). Из 519,4 млрд руб. инвестпрограммы ФСК ЕЭС на первый трехлетний срок действия RAB-тарифов (2010-2012 годы) более половины средств — 57% — должно быть потрачено на развитие активов. 35% всех инвестиций выделяется на поддержание существующих активов, оставшиеся 8% пойдут на технологическое присоединение новых мощностей. Специалисты прогнозируют рост собственной выручки ФСК в 2010 году на 42%, при том, что сам тариф на передачу энергии по магистральным сетям вырастет на 51% до 87,87 тыс. руб. за МВт в месяц. Это значительно больше, чем в предыдущие годы. В 2007 году тариф ФСК поднялся на 9,6%, в 2008 — на 9,3%. Лишь в прошлом году Федеральная служба по тарифам (тариф для ФСК определяется правительством на федеральном уровне и вводится прямым приказом ФСТ) подняла компании ставку сразу на 20,7%, но тогда тарифы резко поднялись для всех энергетических компаний (рост конечного тарифа — 19%). Прогнозы таковы, что в 2010 и 2011 годах ставки ФСК будут увеличиваться на 31,2% и 24,72% соответственно. Однако ввиду того, что доля ФСК в тарифе конечного потребителя составляет всего 5%, это означает, что даже подъем ставки более чем в полтора раза в 2010 году его влияния на цены в рознице не превысит 2-3%. Итак, в теории последствия изменений для потребителей не столь страшны. Остается надеяться, что и на практике большого скачка конечной стоимости электроэнергии не произойдет. Юлия Ребрунова.
|