Сегодня четверг 28 марта 2024 г. 14:55
сделать стартовой в избранное
О проекте
Контакты
Форум
Размещение рекламы
   
 
 
Логин Пароль  
 
 
запомнить на этом компьютере
регистрация  |  если забыли пароль
 
 
№162ноябрь 2021Промышленная площадка
Сварочный интеллект, или кто стоит за роботизацией?
В период эпидемии мир фактически вынужден перейти на цифровые решения, «Индустрия 4.0» дала толчок распространению технологий, и роботы теперь занимаются даже сваркой. На выставке Weldex мы познакомились с традиционными и новыми роботами и пообщались с их поставщиками.


div>
Фотографии предоставлены ООО «Хайв Экспо Интернешнл»

«Мы считаем, что рынок уже созрел для сложных решений и многие коллеги это замечают», — заявил на пленарной сессии «Роботизация в сварочном производстве» директор по продажам филиала ЧКОО «ЯСКАВА Еуропа Холдинг АБ» (Yaskawa) Михаил Прокопьев.

И в самом деле, проходя мимо стендов, то и дело замечаешь умные машины, спокойно и уверенно сваривающие различные изделия из металла. И ведь специализация у всех разная: кто-то по дуговой, кто-то по лазерной, а кто-то по плазменной.

Разные, но похожие роботы

«На выставке представлен промышленный робот Yaskawa AR1440 в сварочной комплектации для MIG-MAG сварки (сварочная горелка TokinArc и сварочный источник Yaskawa Motoweld), для расширения возможностей с ним используется дополнительный вращатель Yaskawa H/T-1000 грузоподъёмностью 1000 килограмм», — рассказал об оборудовании проектный инженер компании ООО «Роксистемы» Евгений Ильюшенко.

По соседству с роботом разместили роботизированную ячейку Yaskawa ArcWorld CS-Mini с двухсторонним столом. Хоть стол и переворачивается усилиями оператора, представитель компании отмечает ячейку как высокопроизводительную за счёт робота Yaskawa AR900 дополненного сварочным оборудованием на базе источника Kemppi A7.

Робот, применяемый в ячейке, универсальный. При желании на него можно поставить различное оборудование: захваты для манипулирования, лазерную сварку, плазменную сварку и резку. Комплексные решения уже давно набирают популярность и становятся незаменимыми на опасных и крупных предприятиях.

«На сегодняшний день Yaskawa в России установила свыше 2900 роботов, и, конечно, большая часть из них — это роботизированные сварочные комплексы. Одно из лидирующих мест бренд занимает по сварке крупных систем для автопрома», — сообщил Михаил Прокопьев.

«Ячейка из линейки ArcWorld является высокопроизводительным и универсальным решением для производств с высоким темпом выпуска и широкой номенклатурой небольших по размерам изделий. Ячейка универсальная, безопасная, полностью закрытая от контакта с оператором и обладает небольшими габаритами. При помощи погрузчика, ячейку можно легко и быстро переместить на другой участок производственного цеха, где требуется автоматизация сварочных процессов», — отметил Евгений Ильюшенко.

Многие производители придерживаются этой универсальности, ведь готовить аппарат только под одну задачу невыгодно и нецелесообразно. Многих из роботов можно просто перепрограммировать под определённые задачи, но есть и те, которые занимаются только сваркой, но зато всеми её видами. Для заказчиков это большое преимущество, так как, выбирая одну функцию, к разработке её качеств прикладывают много усилий.

«Сварка, пожалуй, одна из самых популярных производственных операций для роботизации. Специально для WELDEX мы собрали выставочную сварочную ячейку со сварочным роботом Kawasaki и рамой шоссейного мотоцикла этой же марки. Кстати, рамы всех мотоциклов Kawasaki свариваются роботами. Посетители выставки имеют уникальную возможность не только наблюдать за работой робота, но и увидеть реальный результат роботизированной сварки на серийно выпускаемом изделии. Представленный на нашем стенде робот — специально разработанный для дуговой сварки, выгодно отличается от универсальных роботов своими встроенными функциями, эту часть мы оставим специалистам; и эргономичным дизайном: у него уменьшенное основание и полый корпус, специально для прокладки шланг-пакетов, что очень важно не только для безопасности, но и для сохранения свободы движений робота. Да и технические характеристики тоже приятно удивляют», — рассказал маркетолог компании «РОБОВИЗАРД/Кавасаки Роботикс» Сергей Шегай.


Если говорить о трендах промышленной робототехники, то Kawasaki, будучи одним из пионеров промышленной робототехники, чётко улавливает их и реализует в своих решениях. В этом, несомненно, помогает тот факт, что компания является как производителем промышленных роботов, так и одним из главных их потребителей.

«Когда компания разрабатывает новую модель робота, у неё есть изначальные пожелания от непосредственного потребителя и быстрая обратная связь от своих же производственных подразделений, которые говорят о том, какие есть плюсы и недочёты у нового робота. И конструкторы могут очень быстро эту информацию использовать, чтобы улучшить разрабатываемую модель. Если мы говорим про других производителей, то они производят только роботов. Они сконструировали, произвели и выпустили. После этого уже начинают собирать обратную связь. То есть процесс устранения недостатков занимает больше времени. Здесь же это все быстро», — сказал г-н Шегай.

В этом году была принята новая стратегия развития корпорации, и робототехническое подразделение было выделено как одно из приоритетных.

«Новая парадигма развития компании Kawasaki нацелена на развитие общества, в котором люди и роботы будут мирно сосуществовать и помогать друг другу. Так, сейчас много ресурсов отдано проекту человекоподобного робота, который будет спасать людей в местах природных катаклизмов и промышленных катастроф — это первое. Второе — уже вышел на рынок медицинский робот для малоинвазивных операций. Это тоже прорывная технология, а кроме того, разрабатываются собственные AGV», — поделился Сергей Шегай.

Конкуренцию японским умным машинам представляет европейский робот Kuka, который, можно сказать, стал прародителем решений для многих машин у других производителей. С гордостью о нём говорят поставщики и компании, использующие его в комплектации для своего оборудования.

«Это стандартный промышленный робот Kuka. Компания была первопроходцем в промышленной робототехнике. Впервые в 1964 году, если я правильно помню, они придумали робота с шестью осями. Концепция используется до сих пор, и все производители роботов её применяют. А Kuka продолжает развиваться и дорабатывать свое оборудование для решения всевозможных задач производства. Это очень надёжное и лёгкое в управлении и освоении роботизированное оборудование», — рассказал менеджер проектов роботизации производства ООО «Вектор групп» Денис Верютин.


Он также добавил, что эти роботы — отраслевой стандарт для автопроизводства.

В пример привёл компанию Tesla, которая на первом своём заводе в Калифорнии имела порядка 900 роботов Kuka. Они решают сложнейшие задачи на самом инновационном заводе мира. Промышленные железные помощники присутствуют и на других машиностроительных предприятиях. Основным критерием для выбора эксперты называют не только опыт развития производителя, но и особенный уровень безопасности роботов.

«Для сотрудников они не представляют опасности при условии, что всё сделано правильно. Потому что любое промышленное оборудование совершенно безопасным быть не может. Его нужно должным образом устанавливать, интегрировать и следить за соблюдением техники безопасности. Если соблюдать правила и использовать весь необходимый функционал, которым располагает это оборудование, то робот максимально безопасен с поправкой на то, что это промышленное оборудование», — добавил г-н Верютин.

Роботов на выставке было много и от разных производителей, но напряжения между их представителями в России не ощущалось. Компании понимают, что они сообща делают хороший вклад в отрасль и цифровизацию производства.

«На этой выставке представлено много конкурентов компании Kuka. Но робот роботом, а его внедрение в производство — это отдельный процесс, которым занимаемся мы. На рынке представлены швейцарские ABB, японские роботы Kawasaki, Fanuc, OTC Daihen и другие. Это, в общем-то, все достойные мировые производители», — поделился мнением Денис Верютин.

Фотографии предоставлены ООО «Хайв Экспо Интернешнл»

Об импорте

Взятый несколько лет назад правительством курс на импортозамещение, в принципе, мало повлиял на продажи иностранных производителей из разных сфер отраслей. Но всё же небольшое напряжение в воздухе висит до сих пор — мало ли какие заградительные меры придумают.

«Мы надеемся, не будет проблем, потому что, к большому сожалению, отрасль производства промышленных роботов в России, по сути, отсутствует. И никаких аналогов импортному оборудованию в этой сфере пока, увы, нет. Поэтому импортозамещение коснётся промышленных роботов, боюсь, очень нескоро», — высказался Денис Верютин.

«Один из основных показателей промышленной роботизации — это плотность роботизации, или количество установленных роботов на 10 тысяч рабочих. Если мы говорим про высокоразвитые технологические страны — Сингапур, Китай, Японию, Германию, США — то локализация производства для них актуальна, потому как в Южной Корее и Сингапуре порядка 900 роботов на десять тысяч человек, среднемировой показатель — 113 роботов. В России, например — всего шесть», — утверждает Сергей Шегай.

Вердикт прост: пока в России недостаточно развитая технологическая база, об импортозамещении говорить не стоит.

Клининг для цифровизации

«В результате цифровизации получается цифровой бардак, только если и на предприятии – бардак. Цифровизируя неотработанную технологию, вы просто получите цифровой двойник существующих проблем и ошибок. Робот — железка, а его интеллектуальная составляющая — это человек, который учит её работать, учит следовать командам и получать отличный результат», — заявил на пленарном заседании директор ООО «Робовизард» Игорь Рыженков.

Он рассказал о том, что наблюдает за становлением российской роботизации с 2006 года, как она «вставала потихонечку на ножки», и как это было сложно.

«Наша отрасль слабая, а задача серьёзная. Беспрерывная череда вызовов. Денег нет, но мы держимся», — добавил г-н Рыженков.

Соблазнившись многофункциональностью и эффективностью роботов, предприятия должны сначала подготовить качественную базу. Невозможно просто взять и заменить в «Москвиче» его двигатель на двигатель от Ferrari. И даже если это у кого-то и получится, то ничего хорошего из этого не выйдет.

«Очень часто мы говорим о роботах и думаем, что они могут создать какую-то волшебную составляющую, мол, придёт и всё сделает. Но если у вас нет нужной технологии, то робот не решит ничего», — сказал Игорь Рыженков.

Фотографии предоставлены ООО «Хайв Экспо Интернешнл»

«Роботизация процессов предполагает высокую точность и повторяемость заготовок, применяющихся на всех этапах производства изделия, будь то сварка, сборка или иная технологическая операция, следовательно, главное условие для роботизации любого производства — это качественный заготовительный участок», — заметил Евгений Ильюшенко.

Перестраивая производственные процессы для включения в них «умных» машин, руководители заводов должны также озаботиться подготовкой персонала. Для обслуживания роботизированных комплексов сварщики вынуждены пройти обучение по программированию роботов. Молодые специалисты постигают новую дисциплину быстро и охотно, ветераны же отрасли скептически относятся к нововведениям и необходимости повышать свою квалификацию для работы с новым оборудованием.

«При общении с представителями заказчика процесс убеждения в необходимости роботизации сварочных процессов проходит гораздо легче при наличии богатого производственного опыта интегратора и возможности наладить диалог на техническом языке. Наличие компетенций и реализованных интегратором проектов по решению схожих задач дают преимущество в процессе выбора поставщика роботизированных решений, а также в самом принятии решения заказчиком о необходимости автоматизации и роботизации технологических процессов сварки на производстве», — рассказал, как искать подход к консерваторам г-н Ильюшенко.

Важно донести до сотрудников, что робот будет экономить средства и силы, потому что может работать в более оптимальных режимах и не тратить столько электроэнергии, сколько традиционное оборудование. Да и сейчас ведь у всех общая задача — спасти экологию и не усугубить её состояние. Оборудование, в частности, европейского производства, не требует постоянного обслуживания и замены деталей, которые потом нужно будет утилизировать.

Но кто бы что ни говорил, самый актуальный вопрос у производителей, поставщиков и заказчиков — где деньги в роботизации?

«Вместе с роботом мы зарабатываем, повышаем производительность, качество, занимаемся развитием предприятия. Мы должны думать о роботизации только тогда, когда у нас есть задача делать больше, лучше и идти вперёд, а не экономить, прятать, кому-то не платить, кого-то увольнять», — считает Игорь Рыженков.

Представитель компании «Роксистемы» также отметил наболевшую для всей сварочной отрасли проблему — отсутствие персонала.

«Квалифицированные, опытные кадры уходят на пенсию, стареют. Приток молодых кадров, по разным причинам происходит в меньшем объёме, чем того требует рост отрасли. Так как сварочные технологические процессы — незаменимый атрибут машиностроения, приборостроения или строительства. Это один из основных процессов при создании сложных металлических изделий или конструкций. Для компенсации дефицита кадров предприятия вынуждены прибегать к автоматизации или роботизации сварочных процессов», — сказал Евгений Ильюшенко.

«Роботизаторы»

К слову, о кадрах. Много споров ходит вокруг темы внедрения роботизации в сварочную отрасль, один из спорных моментов, который кажется и сложным, и элементарным на первый взгляд: роботы — это сложно, и предприятиям с этим не справиться. На панельной сессии «Роботизация в сварочном производстве» Михаил Прокопьев отметил, что специалистами отрасли было замечено, что робототехников-то в стране, может, и достаточное количество подготовили, но так называемых «роботизаторов» забыли. Другими словами, способных интегрировать разработанных роботов в существующие технологии специалистов, просто-напросто нет. Чтобы улучшить ситуацию с кадрами в стране, Санкт-Петербургский политехнический университет совместно с Kawasaki открыл Технологический центр промышленной робототехники. Со слов директора центра «Kawasaki-Политех» Олега Панченко, университет долгое время был одной из самых крупных площадок с большими возможностями для работы с роботами. После объединения сил центр стал развиваться и эволюционировать.

«Центр был создан с благой целью, с философской позиции: что это? Зачем это нам? Как и с чем это есть?», — отметил г-н Панченко.

Также он выделил преимущества университета, во-первых, это всё-таки открытый действующий вуз. Во-вторых, как ни странно, «открытые, но уже немножко закрывающиеся умы учёных», и в-третьих, как и говорилось выше, большая площадь для производства и демонстрации и не только существующих технологий. По словам эксперта, в стенах центра происходит разработка и отработка чего-то принципиально нового.

В целом настрой у компаний вполне позитивный, чувствуется, что отрасль в надёжных руках, а у российских разработчиков есть хорошая база для развития.



«Промышленные страницы Сибири» №7 (162) ноябрь-декабрь 2021г.


Текст и фото: Анастасия Семёнова.

Новости
 
На форуме БИОТ-2022 пройдет сессия по ESG
Составители рейтингов компаний против промышленников! Панельная дискуссия......
 
 
Ровно через неделю стартует "Металл-Экспо'2022"
С 8 по 11 ноября 2022 г.......
 
 
Подготовка Недели металлов в Москве выходит на финишную прямую
С 7 по 11 ноября в Москве......
 
 
Новинки, инновации сварочной отрасли и бесценные знания на выставке Weldex!
С 11 по 14 октября в Москве,......
 
 
VII Всероссийская неделя охраны труда представила темы деловой программы
VII Всероссийская неделя охраны труда, которая пройдет......
 
 
Посетите главную выставку сварочной отрасли России – Weldex 2022!
      11-14 октября 2022 в Москве,......
 
 
Что будет на рынке металлов и металлоконструкций в ближайшем будущем
С 21 по 23 июня 2022 г.......
 
АРХИВ НОВОСТЕЙ
   
   
© 2006-2017. Все права защищены. «Единый промышленный портал Сибири»
Цитирование приветствуется при условии указания ссылки на источник - www.epps.ru
© Создание сайта - студия GolDesign.Ru Йога в Выборгском районе СПб . дизель генератор 200 квт в контейнере . быстровозводимые здания