Сегодня суббота 20 апреля 2024 г. 21:15
сделать стартовой в избранное
О проекте
Контакты
Форум
Размещение рекламы
   
 
 
Логин Пароль  
 
 
запомнить на этом компьютере
регистрация  |  если забыли пароль
 
 
№92август 2014Горячие страницы
Перспективы алюминиевой отрасли
Алюминий на сегодняшний день является одним из самых востребованных материалов в разных отраслях производства во всем мире. Его популярность объясняется не только большой распространенностью в природе (алюминий является третьим после кислорода и кремния). Специалисты сходятся во мнении, что это вечный металл. Действительно, 73% алюминия, выплавленного с 1888 года, используется и сейчас. Кроме того, постоянно ведутся разработки по применению этого металла в новых отраслях.

автор статьи: Анна Кузьмина

Надо сказать, у России опыт в данном направлении значительно меньше, чем у ведущих мировых держав. Сегодня потребление алюминия в Китае в 30 раз выше, чем в России. В Европе производство вторичного алюминия почти равно производству первичного. В России ежегодно производится до 4 млн тонн алюминия, но потребляется всего 800-900 тыс. тонн (около 20% от всего производства). Остальное идет на экспорт. Часть алюминия, потребляемого у нас, перерабатывается и экспортируется в виде производных. Половина объема алюминиевых изделий поступает в Россию из-за границы, большая часть продукции из алюминиевых сплавов тоже закупается из-за рубежа. Мы продаем алюминий по цене примерно 2 доллара за килограмм, а покупаем по 200 долларов за тот же объем.

«Получается так, что мы почти ничего для себя сами не производим, а закупаем готовые изделия, потребляя при этом добавочную стоимость, ― говорит генеральный директор ООО «Красноярские машиностроительные компоненты» (КМК) Виталий Деньгаев, ― но общая тенденция такова, что применять алюминий нужно. Сибирь, особенно Красноярский край, здесь имеет большие перспективы. Алюминий ― это бренд Красноярска, наш город в мире воспринимается алюминиевой столицей, и это надо использовать. У нас есть предприятия, есть специалисты, традиционно работающие с алюминием, складывается благоприятная рабочая ситуация».

Стоит отметить, что некоторые достижения в этой области у нас уже имеются. Если в советское время алюминий использовался преимущественно в авиастроении, а в 90-е применялся практически только в строительстве, то сегодня на него повысился спрос в производстве транспортных средств, как грузовых, так и пассажирских, и в судостроении. Западные производители транспорта обеспечивают 26% спроса на первичный алюминий и 38% ― на вторичный. В России тоже стараются заменить алюминием железо и сталь. В 2002 году в России была попытка создать первый скоростной поезд с применением алюминиевых составляющих, используя наработки советского времени, но проект не был доведен до конечного результата ― сейчас ему на смену пришли поезда, закупаемые в Германии. 
«Применение алюминия в производстве транспорта дает снижение массы тары вагона, сохранение мощности транспортного средства, ― продолжает Виталий Валентинович, ― что очень важно, так как при этом требуется меньше энергии на разгон и торможение. За счет этого возможно увеличивать грузоподъемность либо уменьшать эксплуатационные расходы, так как энергии на разгон и торможение требуется меньше».

Еще одна отрасль, где применяется алюминий, ― промышленное машиностроение. Из него делают ирригационные системы, элементы двигательных установок промышленного оборудования, конвейерные ленты и системы автоматизированного управления, а также лестницы, строительные леса, крепления.
Более 25% алюминия, производимого в России, используется в производстве электротехники. Его способность прекрасно проводить электричество в сочетании с легкостью и устойчивостью к коррозии делает его одним из самых нужных и востребованных в этой области материалов. Сегодня из алюминия производят провода для высоковольтных линий электропередачи и кабели разного назначения. Подстанции, где понижают напряжение и распределяют электричество по разным каналам, часто целиком построены из алюминия. Алюминиевая проволока широко применяется в производстве электроприборов.
По-прежнему алюминий остается востребованным в строительной отрасли. Физические свойства этого металла делают его прекрасным строительным материалом. Несущие конструкции из него получают меньшую нагрузку, а прочность позволяет использовать его для решения самых разных задач. Особые преимущества дает устойчивость к коррозии, поэтому алюминий прекрасно подходит для территорий с тяжелыми погодными условиями. Кроме того, строительные материалы из алюминия помогают поддерживать в домах прохладу летом, тепло зимой, а также сухость. Алюминиевый сайдинг, снабженный изоляцией и отражающим покрытием из фольги, защищает в 4 раза лучше, чем кирпичная облицовка толщиной в 10 см или каменная кладка толщиной более 20 см. А высокопрочные, хорошо удерживающие внутреннюю температуру, обладающие низким коэффициентом расширения и сжатия алюминиевые двери отвечают всем современным требованиям. Кроме того, новейшие технологии позволяют монтировать в алюминиевые рамы солнечные батареи. Специалисты не исключают вероятность того, что в будущем такой способ энергосбережения станет очень популярным.
И конечно, во всем мире большой популярностью пользуется алюминиевая упаковка ― легкая, прочная, нетоксичная (что делает ее востребованной в пищевой и медицинской промышленности). Она защищает от света, влаги, бактерий и неприятных запахов, долго сохраняет нужную температуру. К тому же такая упаковка удобна для транспортировки и годится для переработки. Конечно, алюминиевая упаковка используется не первое десятилетие, но технологии ее производства постоянно совершенствуются. Например, сегодня на производство алюминиевой банки уходит металла на 40% меньше, чем 30-35 лет назад.
Надо отметить, что в наши дни алюминий нашел применение и в производстве косметических средств. Дезодоранты-антиперспиранты содержат хлоргидрат этого металла. 
Среди предприятий сибирского региона, специализирующихся на производстве и переработке алюминия, безусловно, выделяется РУСАЛ. Его продукция используется практически во всех вышеуказанных отраслях. Кроме того, сегодня он является единственным в России и СНГ производителем алюминия высокой чистоты, применяемого в производстве компьютерных винчестеров (жестких дисков) и конденсаторной фольги. РУСАЛ также выпускает алюминиевые порошки, пудры и гранулы, рассчитанные на широчайший спектр применения ― металлургия, энергетика, горнорудная, строительная и химическая промышленность, производство военной техники. Современный литейный комплекс позволяет этому предприятию выдавать широкий ассортимент высококачественных сплавов на основе алюминия. Как показывают исследования, эти сплавы являются самым востребованным продуктом на рынке потребления алюминия. Их используют в транспортной, строительной, электротехнической и упаковочной промышленности. Специалисты ИТЦ РУСАЛа работают над созданием новых видов сплавов. Основными проектами этого направления являются производство сплавов алюминия с редкоземельными и переходными металлами для электротехнической промышленности, а также разработка технологии создания алюминиевых сплавов с высокими физико-механическими свойствами для автомобильной промышленности.

Активную деятельность в области разработок для применения алюминия в новых отраслях ведет ООО «Красноярские машиностроительные компоненты». Компания инициировала и разработала проект «Создание и развитие в Красноярске консорциума кластера транспортного машиностроения на основе глубокой переработки алюминиевых сплавов». Цель которого ― организация современного высокотехнологичного производства, органично вписанного в мировое распределение производительных сил. Потребителями продукции могут быть предприятия первой мировой тройки (Alstom, Siemens, Bombardier), активно занимающиеся развитием бизнеса в России. По замыслу разработчиков, объединение ведущих предприятий должно стать базовой технологической платформой для развития в регионе крупных сборочных производств и создания новой продукции, в том числе под государственный заказ.
 
DIV style="TEXT-ALIGN: justify">автор статьи: Анна Кузьмина

Надо сказать, у России опыт в данном направлении значительно меньше, чем у ведущих мировых держав. Сегодня потребление алюминия в Китае в 30 раз выше, чем в России. В Европе производство вторичного алюминия почти равно производству первичного. В России ежегодно производится до 4 млн тонн алюминия, но потребляется всего 800-900 тыс. тонн (около 20% от всего производства). Остальное идет на экспорт. Часть алюминия, потребляемого у нас, перерабатывается и экспортируется в виде производных. Половина объема алюминиевых изделий поступает в Россию из-за границы, большая часть продукции из алюминиевых сплавов тоже закупается из-за рубежа. Мы продаем алюминий по цене примерно 2 доллара за килограмм, а покупаем по 200 долларов за тот же объем.

«Получается так, что мы почти ничего для себя сами не производим, а закупаем готовые изделия, потребляя при этом добавочную стоимость, ― говорит генеральный директор ООО «Красноярские машиностроительные компоненты» (КМК) Виталий Деньгаев, ― но общая тенденция такова, что применять алюминий нужно. Сибирь, особенно Красноярский край, здесь имеет большие перспективы. Алюминий ― это бренд Красноярска, наш город в мире воспринимается алюминиевой столицей, и это надо использовать. У нас есть предприятия, есть специалисты, традиционно работающие с алюминием, складывается благоприятная рабочая ситуация».

Стоит отметить, что некоторые достижения в этой области у нас уже имеются. Если в советское время алюминий использовался преимущественно в авиастроении, а в 90-е применялся практически только в строительстве, то сегодня на него повысился спрос в производстве транспортных средств, как грузовых, так и пассажирских, и в судостроении. Западные производители транспорта обеспечивают 26% спроса на первичный алюминий и 38% ― на вторичный. В России тоже стараются заменить алюминием железо и сталь. В 2002 году в России была попытка создать первый скоростной поезд с применением алюминиевых составляющих, используя наработки советского времени, но проект не был доведен до конечного результата ― сейчас ему на смену пришли поезда, закупаемые в Германии. 
«Применение алюминия в производстве транспорта дает снижение массы тары вагона, сохранение мощности транспортного средства, ― продолжает Виталий Валентинович, ― что очень важно, так как при этом требуется меньше энергии на разгон и торможение. За счет этого возможно увеличивать грузоподъемность либо уменьшать эксплуатационные расходы, так как энергии на разгон и торможение требуется меньше».

Еще одна отрасль, где применяется алюминий, ― промышленное машиностроение. Из него делают ирригационные системы, элементы двигательных установок промышленного оборудования, конвейерные ленты и системы автоматизированного управления, а также лестницы, строительные леса, крепления.
Более 25% алюминия, производимого в России, используется в производстве электротехники. Его способность прекрасно проводить электричество в сочетании с легкостью и устойчивостью к коррозии делает его одним из самых нужных и востребованных в этой области материалов. Сегодня из алюминия производят провода для высоковольтных линий электропередачи и кабели разного назначения. Подстанции, где понижают напряжение и распределяют электричество по разным каналам, часто целиком построены из алюминия. Алюминиевая проволока широко применяется в производстве электроприборов.
По-прежнему алюминий остается востребованным в строительной отрасли. Физические свойства этого металла делают его прекрасным строительным материалом. Несущие конструкции из него получают меньшую нагрузку, а прочность позволяет использовать его для решения самых разных задач. Особые преимущества дает устойчивость к коррозии, поэтому алюминий прекрасно подходит для территорий с тяжелыми погодными условиями. Кроме того, строительные материалы из алюминия помогают поддерживать в домах прохладу летом, тепло зимой, а также сухость. Алюминиевый сайдинг, снабженный изоляцией и отражающим покрытием из фольги, защищает в 4 раза лучше, чем кирпичная облицовка толщиной в 10 см или каменная кладка толщиной более 20 см. А высокопрочные, хорошо удерживающие внутреннюю температуру, обладающие низким коэффициентом расширения и сжатия алюминиевые двери отвечают всем современным требованиям. Кроме того, новейшие технологии позволяют монтировать в алюминиевые рамы солнечные батареи. Специалисты не исключают вероятность того, что в будущем такой способ энергосбережения станет очень популярным.
И конечно, во всем мире большой популярностью пользуется алюминиевая упаковка ― легкая, прочная, нетоксичная (что делает ее востребованной в пищевой и медицинской промышленности). Она защищает от света, влаги, бактерий и неприятных запахов, долго сохраняет нужную температуру. К тому же такая упаковка удобна для транспортировки и годится для переработки. Конечно, алюминиевая упаковка используется не первое десятилетие, но технологии ее производства постоянно совершенствуются. Например, сегодня на производство алюминиевой банки уходит металла на 40% меньше, чем 30-35 лет назад.
Надо отметить, что в наши дни алюминий нашел применение и в производстве косметических средств. Дезодоранты-антиперспиранты содержат хлоргидрат этого металла. 
Среди предприятий сибирского региона, специализирующихся на производстве и переработке алюминия, безусловно, выделяется РУСАЛ. Его продукция используется практически во всех вышеуказанных отраслях. Кроме того, сегодня он является единственным в России и СНГ производителем алюминия высокой чистоты, применяемого в производстве компьютерных винчестеров (жестких дисков) и конденсаторной фольги. РУСАЛ также выпускает алюминиевые порошки, пудры и гранулы, рассчитанные на широчайший спектр применения ― металлургия, энергетика, горнорудная, строительная и химическая промышленность, производство военной техники. Современный литейный комплекс позволяет этому предприятию выдавать широкий ассортимент высококачественных сплавов на основе алюминия. Как показывают исследования, эти сплавы являются самым востребованным продуктом на рынке потребления алюминия. Их используют в транспортной, строительной, электротехнической и упаковочной промышленности. Специалисты ИТЦ РУСАЛа работают над созданием новых видов сплавов. Основными проектами этого направления являются производство сплавов алюминия с редкоземельными и переходными металлами для электротехнической промышленности, а также разработка технологии создания алюминиевых сплавов с высокими физико-механическими свойствами для автомобильной промышленности.

Активную деятельность в области разработок для применения алюминия в новых отраслях ведет ООО «Красноярские машиностроительные компоненты». Компания инициировала и разработала проект «Создание и развитие в Красноярске консорциума кластера транспортного машиностроения на основе глубокой переработки алюминиевых сплавов». Цель которого ― организация современного высокотехнологичного производства, органично вписанного в мировое распределение производительных сил. Потребителями продукции могут быть предприятия первой мировой тройки (Alstom, Siemens, Bombardier), активно занимающиеся развитием бизнеса в России. По замыслу разработчиков, объединение ведущих предприятий должно стать базовой технологической платформой для развития в регионе крупных сборочных производств и создания новой продукции, в том числе под государственный заказ.
 

Данный проект включает следующие направления: производство грузовых вагонов с кузовом из алюминиевых сплавов, кузовов для общественного рельсового транспорта (трамваев, метро), изготовление конструкционных модулей для судостроения и авиакосмической промышленности, создание предприятия экструзии алюминиевого проката широкого профиля. А также предприятия по производству пеноалюминия и предприятия по производству сварных алюминиевых панелей для элементов кузова грузовых и пассажирских транспортных средств. Выпуск опытных партий грузовых вагонов с кузовом из алюминиевых сплавов на базе кооперации машиностроительных предприятий СФО. Реализация программы развития городского рельсового транспорта в Красноярске. 
Очевидно, осуществление проектов поможет решению многих проблем, несет немало перспектив для края и государства в целом. Создание алюминиевых грузовых вагонов позволит перевозить на 8-15 тонн больше груза в каждом вагоне. Станет возможным увеличение объема перевозимых грузов при меньшем количестве подвижного состава. Также гарантируется экономия 20% электроэнергии при перевозке порожних вагонов для РЖД. Можно будет говорить о более выгодном тарифе для грузовладельца для вагонов большей грузоподъемности. Также будет обеспечено удвоение продукции машиностроения, увеличение налоговых поступлений в бюджет региона, создание рабочих мест, комплексное развитие структуры региональных перевозчиков, создание транспортного узла в центре России.
Проект получил поддержку на Инновационном Совете при главе администрации г. Красноярска в рамках VІ Красноярского городского форума 15 октября 2010 г. со стороны городской и краевой администрации как инновационная идея организации производства конструкций из алюминиевых сплавов в рамках государственно-частного партнерства на базе формируемого кластера консорциума транспортного машиностроения. Совместная заявка на финансовую поддержку Краевого фонда науки от СибГАУ и КМК на разработку технологии производства неразъемной (сварной) крупногабаритной панели была одобрена Экспертным советом Министерства промышленности и торговли Красноярского края 1 июля 2013 г. 
Однако для полной реализации проекта потребуется еще, возможно, не один год. Хотя кое-что уже удалось осуществить. КМК совместно с «КраМЗом» впервые в России разработали и реализовали интерьер трамвая, основным материалом для которого стал алюминий.
В планы компании «Красноярские машиностроительные компоненты» также входит создание консорциума глубокой переработки алюминия.

Виталий Деньгаев подчеркивает, насколько важна реализация всего вышесказанного:
«Алюминий позволяет конфигурировать элементы, совмещать, получать крупногабаритные конструкции. Использование алюминия в строительстве обеспечивает легкость и прочность, особенно мобильным конструкциям. Его следует применять и в судостроении. Алюминиевые сплавы можно использовать при ремонте и строительстве вагонов метро, подвижного состава трамваев, железнодорожного и магистрального транспорта. 
Массовое использование, распространение вторичного алюминия поможет решить проблему накопления энергии для применения в будущем. Производство первичного алюминия ― процесс энергоемкий, и примерно половину всех затрат составляет электроэнергия. А повторное использование потребует только 1/20 часть от первичной энергии. К тому же производство вторичного алюминия не дает вредных выбросов. Все это имеет глобальный государственный смысл. И наша задача создать конкурентоспособные производства, нужно создавать предприятия, использующие все наши региональные преимущества и технологические знания, накопленные в этой отрасли, продукция которых будет востребована, ставя при этом во главу угла регион с его интересами».

Спецвыпуск журнала «Промышленные страницы Сибири» «Добывающая промышленность» №3-2014 г.

Новости
 
На форуме БИОТ-2022 пройдет сессия по ESG
Составители рейтингов компаний против промышленников! Панельная дискуссия......
 
 
Ровно через неделю стартует "Металл-Экспо'2022"
С 8 по 11 ноября 2022 г.......
 
 
Подготовка Недели металлов в Москве выходит на финишную прямую
С 7 по 11 ноября в Москве......
 
 
Новинки, инновации сварочной отрасли и бесценные знания на выставке Weldex!
С 11 по 14 октября в Москве,......
 
 
VII Всероссийская неделя охраны труда представила темы деловой программы
VII Всероссийская неделя охраны труда, которая пройдет......
 
 
Посетите главную выставку сварочной отрасли России – Weldex 2022!
      11-14 октября 2022 в Москве,......
 
 
Что будет на рынке металлов и металлоконструкций в ближайшем будущем
С 21 по 23 июня 2022 г.......
 
АРХИВ НОВОСТЕЙ
   
   
© 2006-2017. Все права защищены. «Единый промышленный портал Сибири»
Цитирование приветствуется при условии указания ссылки на источник - www.epps.ru
© Создание сайта - студия GolDesign.Ru