Нужна ли российская продукция миру?

Стране нужно «слезть с иглы сырьевого экспорта» в ближайшее время. Если этого не произойдёт, то промышленным предприятиям можно забыть о международной конкуренции и развиваться в пределах родной страны. Сейчас на международном рынке всего 17% наших конкурентоспособных промышленных предприятий. Выйдем ли мы на первые позиции по экспорту в этом десятилетии?

div>

Минпромторг и Российский экспортный центр хотят добиться конкурентоспособности предприятий на внешнем рынке. Помочь в этом призван национальный проект «Международная кооперация и экспорт».

Несырьевые предприятия, аграрии, поставщики услуг участвуют в проекте неспроста — объём экспорта запланировали повысить в 1,5 раза. Обещали проводить международные выставки и помогать с сертификацией. Работать с Казахстаном и Беларусью, может быть, стало проще. Но до Европейского рынка нам пока далеко. Больше 300 компаний прошли обучение и диагностику, только результаты пока неочевидные.

Кто-то смог

Выдающиеся показатели можно собрать в разных регионах страны, и все они разные. Например, Ульяновская область участвует сразу в трёх проектах. В общей сложности за 2019 объём экспорта в области вырос до 669,65 млн долларов. Примечательно, что несырьевых продуктов на внешнем рынке стало 98%. Почти прорыв. 

В Алтайском крае план перевыполнили. Аграрии предполагали за 10 месяцев экспортировать на 256 млн долларов, а вывезли продукции на 258 млн. Хорошие отношения за это время Алтай наладил с Китаем, Монголией, Афганистаном и Узбекистаном.

В Краснодарском крае инициативы проекта выполнили на 83%. А в Красноярском — продали больше, чем ожидали. Губернатор Александр Усс считает, что дело в рапсе, мол, спрос на него стремительно растёт.

Ну это в аграрной сфере. В других отраслях свои лидеры. Например, компания из Перми производит роботов и имеет статус резидента «Сколково». Директор по развитию «Промобот» Олег Кивокурцев рассказал, что именно участие в нацпроекте сказалось на экспорте с Испанией, а позже и с другими странами. При поддержке Российского экспортного центра компания участвует в международных выставках, например, Web Summit, CEATEC, Gitex или Smart City Expo в Барселоне.

«РЭЦ помогает нам адаптировать маркетинговые и сервисные материалы и организует переговоры с представителями разных стран. Совсем недавно мы общались с правительством Кувейта и Сингапура», — перечислил Олег Кивокурцев.

Компания пытается распространить своё влияние всеми путями. Открыли офис во Владивостоке, чтобы быть поближе к Китаю, а потом и вовсе представительство в Гонконге. Роботов купили уже в 42 странах мира.

Работайте на родном оборудовании

Если у перечисленных предприятий как-то получилось сработаться с иностранцами, то у большинства других компаний проблемы ещё есть. Кроме формальных барьеров, бизнесмены сталкиваются с недостаточным уровнем качества. Производственные технологии России на мировом рынке довольно скудные. Лидеры по технологиям — аэрокосмический рынок, ядерные реакторы и их элементы. Остальные отрасли на последних позициях.

Руководитель практики технологического консалтинга Тимофей Хорошев считает: чтобы получить весомый спрос на отечественные технологии, нужно начать создавать продукт на территории страны и продавать на внутреннем рынке исключительно среди «своих».

«У России сильная научная база, сильнейшая фундаментальная математическая школа, и это наше конкурентное преимущество. Благодаря этому мы можем создавать и уже создаём качественные конкурентные продукты, в которых много «математики», «искусственного интеллекта» и науки», — утверждает г-н Хорошев.

Значит ли это что всё в руках предприятий и нужно лишь научиться использовать свои ресурсы? Спорный вопрос, некоторые эксперты считают иначе.

«Мы же не можем написать лозунг: «Нужно создавать продукт на отечественном оборудовании!». Нас спросят: «А что? А как мы должны создавать?». Для этого нужны соответствующие компетенции, соответствующие люди, которые могут научить и создать.

А потом это пойдёт в промышленную обработку и индустрию. Но сначала нужно всё это организовать. В России мы можем сами создавать в оборонном секторе, хотя в космической отрасли мы сдаём последнее время. Но другие предприятия, то же обувное и швейное производство, «душит» Китай. Невозможно ничего сделать, потому что китайская одежда дешёвая и неплохого качества. Новые знания помогут переломить эту ситуацию. Нужны инновационные прорывы, тогда и экономика начнет работать», — заявил директор Центра конъюнктурных исследований Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ Георгий Остапкович.


Если обратиться опять же к опыту предприятия «Промобот», то в роботах используют 80% исключительно российских технологий. Более того, некоторые комплектующие — собственные разработки компании.

Говоря об общем цифровом положении российских предприятий в сравнении с другими странами, отметим, что и тут данные неутешительные. Так, в стране из 10 тысяч рабочих мест — всего три роботизированных.

Это удивительно, ведь в мире этот показатель на конец 2020 года составлял 113. Станков с программным управлением ещё меньше: по данным 2016 года их было всего 10%, тогда как в Японии таких станков больше 90%. Поэтому в рейтинге по развитию технологий и инноваций Россия сейчас где-то далеко во втором десятке.

Экспертное мнение

Промышленным предприятиям нужно приложить усилия, чтобы получить место на международном рынке. Причём от основного вектора нацпроекта лучше отклониться и сделать упор на другом.

«Шансы есть у всех, но для этого нужен технологический прорыв. Для этого мы должны взаимодействовать с продвинутыми странами и создавать совместные предприятия. Важно то, что это нужно не для получения дополнительного иностранного капитала, а для того чтобы пришли новые технологии и современный менеджмент. Стране нужны люди, которые «варятся» в этой ситуации — именно они помогут нам создать технологический прорыв. Так ведь поступают все страны. Потому что совместное предприятие — главный фактор международной торговли. Сейчас в мире вы не найдёте ни одного высокотехнологичного предприятия, которое занимается производством исключительно в своей стране и на одном производственном участке. Тот же Mercedes: детали им поставляют многие страны, вплоть до самой Польши. Они диверсифицируют свои поставки, потому что это удобнее, дешевле и позволяет создать более технологичный продукт.

Весь мир вошёл в четвёртую промышленную революцию и в цифровую эпоху. Сейчас инновации будут внедряться каждый день. Вы не представляете, что творится в Китае! Из-за пандемии, конечно, процесс замедлился, но технологические и цифровые прорывы происходят на регулярной основе. Потому что они вкладывают в человеческий капитал, в образование, в здравоохранение. Люди становятся умнее и производительнее. Они начинают создавать более эффективные машинные механизмы. Нужно пересмотреть эту модель со спроса на углеводород на модель предложения товара с высокой добавленной стоимостью, высокого передела, и технологичной продукции», — поделился Георгий Остапкович.

Технологии, которые мы заслужили в рамках проекта, — сервис «одного окна». Электронный документооборот для предпринимателей, и на этом всё.

Олег Кивокурцев, по совместительству член списка самых талантливых россиян до 30 лет, имеет свое мнение на этот счёт.

«Главный барьер выхода на рынок — отсутствие навыка продаж. Для инновационных компаний иногда бывает трудно организовать продажи не только за рубеж, но и в России. Но я уверен, что, правильно настроив механизмы на российском рынке, их можно масштабировать и для других стран. Чтобы всё работало, нужно объяснить сотрудникам, что экспорт должен стать основным каналом выручки. Когда люди в это поверят,В  тогда экспорт высокотехнологичной продукции существенно возрастёт», — считает г-н Кивокурцев.


Станем технологичнее

Эксперты говорят, что никакого экономического подъёма и выхода на экспорт без сотрудничества с иностранцами не получится. Может быть, поэтому Россия позвала на помощь Японию и подписала меморандум о сотрудничестве «Сколково» с японской корпорацией Fanuc? Инжиниринговый центр разрабатывает и изготавливает системы ЧПУ, развивает промышленную робототехнику и высокоточные станки. Доктор Ёсихара Инаба решил открыть Fanuc в России, для того чтобы реализовать новые идеи на промышленных предприятиях в области станкостроения, литья и фрезерных работ. Министр промышленности и торговли Денис Мантуров уверен, что сотрудничество с японским лидером поможет российским компаниям автоматизировать производство.

Иностранное оборудование, на самом деле, в нашей стране частая практика. «Алмаз-холдинг» на международном рынке уже десятки лет. Заводы находятся в Костромской области, а партнёры работают по всему миру. Потому что в компании не побрезговали иностранными станками пользу качества продукта, закупают оборудование в Японии, Швейцарии и Германии. Более того, на предприятии уделяют внимание инновационным технологиям. Например, изготавливают изделия из биметалла. Эта техника расширяет ассортимент и границы экспорта в страны, где не принято носить чистое золото или серебро.

Совместное производство

Интересным примером скорого, хоть и не долгосрочного, продвижения на внешний рынок можно назвать сотрудничество госкорпорации «Ростехнологии» и альянса Renault-Nissan. В 2012 году компании объединились и создали совместную организацию в лице АО «АвтоВАЗ». Проект стал контролирующим акционером глобальных корпораций автомобильного производства. Выгодное приобретение части предприятия должно было помочь компании улучшить конкурентоспособность «АвтоВАЗа».

На базе совместного предприятия в Тольятти собирают автомобили Nissan, Reno и Lada. «АвтоВАЗ» стал мультибрендовым и вывел автомобильный рынок страны на лидирующие позиции в Европе. В 2020 году менеджеры планировали продавать в стране и экспортировать 1 млн автомобилей. Но из-за ужесточения экологических стандартов по выбросам Lada пришлось уйти с европейского рынка. В результате в 2020 году было реализовано всего 384 тыс. автомобилей, включая экспорт.

Просвет у русского автопрома был, но исчез из-за несоответствия европейскому качеству.

Другой показательный пример — совместное предприятие Tenaris S.A и ПАО «Северсталь». Завод по производству сварных труб должен был заработать в этом году. Доля компании «Северсталь» в совместном предприятии составила 51%, Tenaris будет контролировать остальные 49%. Казалось, чтобы стать лидирующими металлургами, продумали всё до мелочей, вплоть до географического расположения вблизи к местам нефтегазовой добычи. Но в марте этого года два гиганта заявили о приостановке строительства «на период, требуемый для оценки влияния на проект изменений на соответствующих рынках и в конкурентной среде, а также определения необходимости внесения в него соответствующих корректировок или изменений». Простыми словами, возникли небезосновательные сомнения
в рентабельности.

Не у всех получится

Отсутствие пошаговой инструкции и низкий уровень технологичности не единственная проблема.В  Программы поддержки, консультации, электронные системы, которые запустили в рамках проекта, в теории приведут страну к нужному результату. На практике всё гораздо сложнее. Многие компании просто не могут выполнить условия участия. Предприятия субсидируют всего со ставкой 4,5%, но 30% дохода должны быть от экспорта.

В 2019 экспортных было всего 13%. Не так просто нарастить экспорт почти с нуля.


Исследования ВШЭ с участием Росстата показали, что 17% наших предприятий вполне конкурентоспособны и инновационны. Они могут бороться за первые места не только в пределах нашей страны, но даже на Западе. Но 20% компаний абсолютно неэффективны и нерентабельны. Эти предприятия работают в убыток, и лучше бы их вовсе убрать с рынка.


Великого прорыва не будет?

Георгий Остапкович высказал своё мнение относительно достижения цели нацпроекта достичь высоких показателей экспорта несырьевого продукта и сельскохозяйственных товаров.

«Я думаю, что к 2024 году в нашем участии на внешнем рынке, может, что-то и изменится, но, если усилия не направят на создание совместных предприятий, я не жду какого-то великого прорыва. Только с привлечением иностранного капитала и экспертов мы сможем уйти от сырьевой зависимости.


В принципе, получить прорыв к 2024 году можно только путём долгого высокозатратного труда. Без коммуникаций между странами результата не будет. Ни одна экономика в изоляции не давала никаких темпов экономического роста», — считает г-н Остапкович.



«Промышленные страницы Сибири» №4 (159) июнь-июль 2021г.


№4 (159) 2021 Промышленные страницы Сибири
Прочитать другие публикации на Calameo

Текст: Анастасия Семёнова.




© 2006-2012. Все права защищены. «Единый промышленный портал Сибири»


Цитирование приветствуется при условии указания ссылки на источник - www.epps.ru

© Создание сайта - студия GolDesign.Ru