Былое и BIM

Программное обеспечение развивается вслед за мировыми информационными технологиями. Операции в строительной сфере с каждым годом становятся сложнее, так что цифровизация данной отрасли неизбежна. Вопрос во времени. Вместе с экспертами посмотрим, какое ПО особенно популярно на рынке, как его подобрать и какие факторы влияют на массовое внедрение подобных систем.

div>

«Строительный проект — это уникальное по составу участников и решаемым задачам предприятие, требующее ежедневной координации большого количества организаций и специалистов в условиях непрерывного изменения внешних факторов. Начиная с погодных условий и заканчивая срывом поставок, оплат, изменением требований заказчика и т. п. В условиях падения маржинальности в выигрышной ситуации окажутся компании, способные мгновенно перестраивать графики производства работ в ответ на возникшие отклонения, выбирая оптимальные по срокам выполнения и себестоимости варианты», — говорит основатель и генеральный директор ООО «Цифровая стройка» (разработчик платформы для управления строительством BIMData) Сергей Качанов.

По словам менеджера по продукту Pilot-BIM, ГП «АСКОН» Марины Шишкиной, компании всё реже рассматривают отдельные программные продукты. Отмечается спрос на выстраивание экосистем, которые комплексно решают задачи заказчика. Среда общих данных — яркий пример решения, которое поддерживает сквозные процессы заказчика. Так, Pilot-BIM позволяет создавать информационное пространство для всех участников инвестиционно-строительного проекта. Для работы с редактируемыми файлами разных форматов используют виртуальный диск, благодаря чему сохраняется ссылочная целостность файлов проекта для организации работ сквозного проектирования и информационного моделирования. Такая система подходит компаниям, использующим любые инструменты для создания данных по объекту строительства, и охватывает все стадии жизненного цикла объекта: от сопровождения проектирования до обслуживания возведённого объекта.

В помощь строителям

«Наиболее важный момент применения современных технологий проектирования — возможность совмещения инженерного анализа проектных решений, стоимостного расчёта и трехмерной визуализации будущего объекта. Только при таком подходе можно в полной мере оценить содержание проекта и сформировать у заказчика и всех участников строительства наиболее точное представление не только об объёмно-планировочных решения, масштабах строительно-монтажных работ, но и о стоимости и сроках строительства», — считает Сергей Качанов.


По его словам, программное обеспечение для строительства сокращает рутинные операции и высвобождает инженерные кадры, что позволяет без увеличения штата управлять большим количеством проектов одновременно, уменьшать количество не только технических, но и управленческих ошибок, средств, «замороженных» в материалах, например, не того качества, приобретённых из-за неправильного планирования закупок.

«В современном строительстве давно перешли на цифровой оборот документации. Контроль происходит с доступом на серверы, которые аккумулируют самую последнюю информацию по объекту. Применение сканеров позволяет отслеживать отклонения от проекта. На стадии проектирования строят полную модель здания, и это позволяет сократить количество ошибок, проработать более детально многие аспекты объекта», — утверждает руководитель архитектурного бюро VX8 Роман Минаев.

ПО для строительной отрасли — это столь же необходимый инструмент сейчас, как 30 лет назад чертёжная доска, считает заместитель генерального директора по маркетингу ООО НПФ «Скад Софт» Андрей Теплых.

Но, как и раньше, кадры решают всё.

ПО — выбор каждого

«При выборе ПО компании опираются на конкретные задачи, которые необходимо решить. Например, организовать среду общих данных — как правило, с возможностью удалённых подключений, иногда нужно обеспечить безопасные подключения по защищённому каналу — https-протоколу.

Фото: energoshield.ru

И тогда компании рассматривают системы, которые позволят максимально безболезненно собрать участников проекта в одном месте. Если стоит задача коллективной разработки, тогда ищут ПО с инструментами совместной работы, например, Renga Collaboration Server или Revit Server. Следующий фактор — «коробочность» и простота внедрения решения, в том числе локализация ПО», — говорит Марина Шишкина.

По её словам, ещё один пункт — безопасность собственных данных, которые многие предпочитают хранить на собственных серверах. Для кого-то важно обеспечить импортонезависимость. Также на решение компании влияют цена и способ лицензирования ПО. Так, подписочная модель хороша, когда лицензии закупают для конкретного проекта. Если подразумевают их длительное применение, то разумнее приобрести постоянные лицензии, чтобы не платить каждый год за возможность использования программного обеспечения. Нередко в компаниях представляют множество различных программных продуктов.

В случае системы для управления строительными проектами важно, чтобы она безболезненно встраивалась в существующую инфраструктуру и обеспечивала сквозной цикл передачи данных. Важно и наличие открытого API, которое не только обеспечивает интеграцию со многими другими внешними приложениями, но и расширяет собственный функционал с помощью плагинов для решения прикладных задач.

Набирает популярность так называемый ИТ-туризм, когда есть возможность приехать к коллегам (желательно в своём регионе) и посмотреть, как решение работает у них, отмечает г-жа Шишкина. Также имеет большое значение присутствие рядом интегратора и разработчика систем, которые могут оперативно прийти на помощь. Одна ситуация, когда внутри компании уже сформирован отдел по внедрению подобного рода технологий и для них не составит труда внедрить решение самостоятельно: написать регламенты, инструкции, обучить пользователей. Другим важно, чтобы рядом были специалисты, которые компетентны в выстраивании таких процессов.

«Основой фактор при выборе ПО — удобство использования для решения профессиональных задач, хотя в последнее время весомую роль начинает играть возможность автоматического проектирования (генеративного дизайна)», — комментирует Сергей Качанов.

Правда, эксперты говорят, что далеко не каждая программа может удовлетворить потребности инженеров.

«Не всё ПО для проектирования полностью адаптированы к российским реалиям. Нет нормативно оформленных шаблонов, не все автоматизированные расчёты проходят по отечественным нормам. Программное обеспечение не имеет в своём наборе всех необходимых инструментов для описания полного цикла работ. Проектировщикам приходится использовать сторонние программы или делать самостоятельные дополнения», — рассказывает Роман Минаев.

Сергей Качанов поясняет, что проблемы адаптации ПО связаны с недостаточным финансированием соответствующих работ. При этом крупные девелоперские компании, которые могут себе позволить содержать большие штаты программистов, не испытывают таких трудностей и самостоятельно разрабатывают решения на уровне лучших мировых стандартов.

Вопросы проектирования

«3D-моделирование зданий — это достаточно дорогое удовольствие, а заказчик не готов платить нормальную цену за BIM-проект. Как всегда, хочет дёшево и качественно. Маленькие фирмы не всегда могут себе позволить покупать лицензионное ПО даже для 2D, хотя исключение есть, фрилансеры используют нелицензионной софт. Скорее всего 3D и BIM будут внедрять производственные компании, имеющие своих проектировщиков. Например, заводы металлоконструкции  КМД (деталировочные чертежи для производства и монтажа) делают уже на 100% работу в 3D, что позволяет им получать программы для станков с ЧПУ. 2D — это чертёжно-графические редакторы типа «Компас», Autocad, NanoCad. Для 3D в строительстве — это в первую очередь Tekla, Revit, Archicad, Renga, Model Studio CS и ряд других», — утверждает Андрей Теплых.

Сергей Качанов отмечает, что, с одной стороны, среди части проектировщиков есть мнение, что их работа заканчивается с прохождением экспертизы проекта, которую проще пройти, предоставляя проектную документацию в 2D, что исключает автоматическую проверку качества проектных решений и, соответственно, упрощает задачу. С другой стороны, освоение новых технологий требует значительных затрат времени, которого часто нет в условиях загруженности текущими проектами. Для 2D подходит «Универсальная система автоматизированного проектирования КОМПАС-График», для 3D в зависимости от задач используют Revit,  ArchiCAD, Advance Steel, Tekla Structures, MagiCAD и др. 

«По данным консалтингового агентства «Конкуратор», на BIM-моделирование в России перешло не больше 22% компаний. Из компаний, которые перешли, нашу отечественную систему Renga выбрали 11%.

Остальные пока предпочитают иностранное ПО. Эти 22% организации уже оценили BIM за такие его преимущества, как снижение количества ошибок при проектировании, ускорение процесса работы над проектом, уменьшение сроков согласования. Другие компании скептически относятся к этой технологии и не спешат переходить на неё, аргументируя, что BIM лишь усложняет проектировщикам жизнь и нисколько не сокращает скорость проектирования», — говорит руководитель отдела маркетинга ООО «Ренга Софтвэа» Максим Шибанов.

Он отмечает, что задача технологии информационного моделирования не увеличит скорость проектирования, а повысит его качество, снизит число ошибок, которые потом дорого обходятся на стройке. Получить документацию порой быстрее в 2D-системах. Но тут главный вопрос: сколько в ней будет коллизий, времени на их устранение и лишних денег, если их выявят уже на этапе строительства. В то время как BIM-проектирование, хоть оно и более трудоёмкое, за счёт наглядности модели позволяет заранее избежать ошибок.

Скептически настроенных проектировщиков много ещё и потому, что в России и странах СНГ мало примеров использования этой технологии, ведь её применение пока ещё дело добровольное. До сих пор компании сами решали, переходить ли им на эту технологию или работать в привычных двухмерных системах. Но теперь решение за них приняло государство: с 1 января 2022 года все объекты госзаказа будут проектировать и строить только с применением BIM-технологии. Значит, уровень проникновения системы станет расти, и примеров её использования будет больше.

По его словам, что касается вопроса о том, какое ПО больше всего подходит для 2D, а какое — для 3D-проектирования, то тут надо понимать, какие задачи стоят перед пользователем. Только понимая задачи и конечную цель, можно сделать выбор в пользу того или иного ПО.  Кроме того, могут влиять на подбор программного обеспечения и другие факторы, например, импортозамещение или условия технического задания на проектирование.

«Переход на новое ПО требует серьезных вложений. Для крупных организаций или проектных институтов — это выливается во внушительные суммы. И времени на переход потребуется очень много. Я сталкивался с мнением некоторых специалистов и не все горят желанием менять привычные инструменты для работы, даже если они могут значительно увеличить качество и производительность. Но основная преграда — общая стоимость перехода на другое ПО. На рынке выбор таких продуктов не очень большой. Иногда проектировщики используют 3D-инструменты и по привычке выполняют работы в 2D», — дополняет Роман Минаев.

Государственное стимулирование

По словам Марины Шишкиной, госстимулирование перехода на BIM побуждает к развитию и строительный рынок, и ИТ-отрасль, мотивирует разработчиков ускорять создание продуктов, поддерживающих технологию информационного моделирования, добавлять критически необходимую заказчикам функциональность.

«Из мер поддержки мы используем налоговые льготы для IT-компаний, что сокращает нашу нагрузку. Их получений которых достаточно хорошо организовано Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций. Эта процедура занимает порядка часа», — считает Сергей Качанов.

Роман Минаев утверждает, что стимулирование помогает распространению, но оно может и не решить проблем адаптации или отсутствия конкурентного российского ПО. Конечно, с увеличением спроса и вся ситуация начнет меняться. Помощь государства может решить задачу интеграции технологии, увеличение объёма применения BIM и роста качества проектирования и строительства. 

«Государство, скорее, стимулирует тем, что для госзаказа оставляет только BIM и создаёт необходимое правовое поле. Однако была и программа (может быть и есть), по которой частично компенсировали субъектам малого и среднего предпринимательства стоимость российского ПО. Также идут разговоры об алгоритмизации и машиночитаемости норм, но пока ощутимых для нас результатов в этой части мы, к сожалению, не видим», — добавляет Андрей Теплых.


ЭКСПЕРТ


Сергей Качанов, 
основатель и генеральный директор ООО «Цифровая стройка»

«В строительном проекте большое количество заинтересованных лиц, которые зачастую не имеют профессионального образования. Например, заказчиком медицинского центра выступают врачи, а ещё есть бухгалтеры, финансисты, руководители разных уровней, и самая большая проблема заключается в единообразном понимании всеми участниками требований к проекту. Поэтому рассматривать проектирование отдельно от вопроса управления содержанием, стоимостью и сроками — большая ошибка. Современные облачные сервисы как раз предоставляют такую возможность за счёт доступа к цифровым моделям и связанным с ними базам данных финансовой, технической и организационной документации через обычный интернет-браузер».


ЭКСПЕРТ


Марина Шишкина, 
менеджер по продукту ГП «АСКОН» 

«За последний год в стране приняли и актуализировали многие нормы в отрасли строительства и проектирования. Так, в марте Правительство РФ выпустило постановление, которое обязывает вести информационные модели (BIM-модели) объектов капитального строительства, проектируемых и реконструируемых на бюджетные средства. Распоряжение распространяется на все здания, заключённые по договорам после 1 января 2022 года, за исключением проектов в интересах обороны и безопасности страны. В проекте Постановления BIM был обязателен только для объектов госзаказа ценой свыше 500 млн рублей. В финальной версии документа этого минимального порога нет. Принятое решение расширяет использование технологии информационного моделирования, делая её поистине массовой».


СПРАВКА

Цифровое строительство — федеральный проект в рамках программы «Цифровая экономика», благодаря которому в 2022 году все государственные постройки будут вести с применением технологий цифрового моделирования.


К СЛОВУ

Новый тренд цифровой трансформации cтроительной отрасли — это BIM (англ. Building Information Model или Modeling — информационная модель зданий и сооружений.


«Промышленные страницы Сибири» №3 (158) апрель-май 2021г.


№3 (158) 2021 Промышленные страницы Сибири
Прочитать другие публикации на Calameo

Текст: Иван Шалгинов.




© 2006-2012. Все права защищены. «Единый промышленный портал Сибири»


Цитирование приветствуется при условии указания ссылки на источник - www.epps.ru

© Создание сайта - студия GolDesign.Ru