Промышленные IT-технологии – дополненный взгляд

На виртуальную сессию «Промышленный IT: этот безумный мир возможностей» в рамках «Иннопром-онлайн» привлекли государственные организации и большое количество серьёзных брендов. И во многих моментах мнения спикеров мероприятия совпали. Нам же стало интересно, что ответят на те же вопросы представители крупных компаний, которые не были участниками и даже не наблюдали за онлайн-встречей. Доклады коллег никак не могли повлиять на их восприятие и, вполне возможно, что их мнение и статистика по озвученным вопросам может кардинально отличаться. Мы поговорили с генеральным директором ООО «Баллуфф» Василием Кравченко.

div>
Василий Кравченко, генеральный директор ООО «Баллуфф» 

— Василий Николаевич, спрос на какие IT—решения вы отметили в период пандемии?

— В первую очередь возникла потребность создания удалённых рабочих мест, чтобы сотрудники могли пользоваться всем инструментарием, также как в офисе. Мы это вводили как стандарт изначально. Поэтому серьёзных реорганизаций не потребовалось. То же касается и виртуальной АТС.

Значительно вырос спрос на решения для проведения интернет—конференций. В нашем случае это стали Skype, Teams, Zoom. Эти инструменты хорошо зарекомендовали себя в решении вопросов оперативного управления.

— Какие инструменты, напротив, стали менее популярны в период самоизоляции?

— Таких не знаю. Смею предположить, что стали менее популярны интернет—развлечения, так как плотность работы людей у компьютеров возросла в несколько раз, и на развлечения попросту не хватает ни времени, ни сил (надо иногда и отдыхать от компьютера).

— Многие эксперты высказывали предположение, что пандемия подтолкнёт большинство наших промышленников к автоматизации. На ваш взгляд, произошло ли это?

— Пока ещё слишком рано об этом говорить, так как прошло слишком мало времени для кардинальных решений. Кроме того, большинство предприятий до сих пор не вернулось к нормальному режиму — большая часть специалистов продолжают работать удалённо, сами предприятия находятся на грани выживания и экономят на всем, что можно — им не до инвестиций в автоматизацию.

 — То есть, новых клиентов у вас появилось не очень много?

— Из тех, что сами по себе пришли — таких единицы, а в основном все сейчас сокращают затраты, и инвестиции — первая статья, которую сокращают в подобной ситуации. Но нельзя сказать, что у нас ослаб приток новых клиентов. Такие пертурбационные времена — хороший момент для передела рынка. Наша компания направила максимум усилий на диверсификацию бизнеса, мы оперативно перестроили свою работу под новые условия и это дало свои плоды — в плане притока новых клиентов у нас хороший положительный тренд.

— Специалисты на онлайн-сессии «Иннопром» рассказывали о решениях, которые появились, скажем так, по требованиям ситуации и времени, например, глобальная сеть b2b. В вашем ассортименте появился какой-нибудь продукт, отвечающий последним запросам времени?

— В связи с отменой массовых мероприятий наша компания решила не останавливаться на стандартных инструментах и пошла по пути создания виртуального стенда выставки и конференции. Мы максимально внедрили в него существующие решения в части представления решений и коммуникации специалистов. Виртуальный стенд «Challenge: Productivity», запущенный в конце апреля, доступен на многих языках и по сей день, содержит записи всех выступлений, презентаций и имеет онлайн площадку для общения специалистов.


Национальная технологическая инициатива — это долгосрочная комплексная программа по созданию условий для обеспечения лидерства российских компаний на новых высокосокотехнологичных рынках, которые будут определять структуру мировой экономики в ближайшие 15-20 лет.

Старт разработки программы — 4 декабря 2014 года.


 — Также на сессии эксперты затронули проблему того, что сегодня очень сложно автоматизировать и перевести на удалёнку НИОКР. И что потребители сами начинают вступать в коллаборацию с производителями, чтобы создать такое решение. На ваш взгляд, возможно ли полностью автоматизировать этот процесс?

— Король любой теории — эксперимент. Без очного участия и без реализации опытного объекта вы никогда не сможете проверить окончательную правильность модели, расчётов и то, что вы учли все нюансы. Автоматизация может ускорить НИОКР (какие-то блоки перевести на удалённый режим), но полностью перейти на дистанционную работу — никогда. Поэтому я не верю, что удастся создать решение, которое позволит полностью сделать НИОКР удалёнными, хотя любые исследования в этом направлении все равно полезны.

— По вашему мнению, какие сферы и ниши сегодня также плохо автоматизируются?

— В нашем случае карантинные меры в первую очередь ударили по опытной эксплуатации — невозможно привести, установить, наладить образцы, чтобы доказать работоспособность наших решений в конкретных условиях. Поэтому у нас многие проекты внедрения затормозились элементарно из-за невозможности проведения натурных испытаний.

 — В какой степени сегодня в России действительно существует безлюдное производство? Приведите примеры отечественных производств, которые работают по этому принципу?

— Если говорить про промышленность, то о чисто безлюдных производствах нам не известно. А вот частично безлюдные производства широко реализованы в химии, нефтехимии, нефтепереработке, металлургии, энергетике. Что касается машиностроения — здесь есть только частично автоматизированные участки.

— Какие ещё трудности стоят на пути автоматизации и переходу на безлюдные технологии (нехватка кадров, проблемы кибербезопасности и др.)?

— Я бы сказал, что основные трудности лежат в нас самих — это инертность мышления менеджеров среднего и высшего звена, консерватизм, боязнь взять на себя ответственность и стать первым.

 — По вашему мнению, для поддержки этой отрасли, государство должно ограничить вход импортным IT-решениям на российский рынок, чтобы промышленники пользовались только отечественными (1С, Касперский и др.) или же ограничения только усугубят положение?

— Не думаю, что какие-то меры по ограничению доступа иностранных игроков к отечественному IT-рынку помогут отечественным компаниям в долгосрочной перспективе.

С одной стороны, те же отечественные IT-компании в своей работе продолжают использовать зарубежные разработки. С другой стороны, ограничение конкуренции всегда ударяло по качеству, и в дальнейшем — потере конкурентоспособности при открытом соревновании, особенно при выходе наших компаний на международные рынки.

Наоборот, особенно в условиях пандемии все международные компании наиболее остро ощутили то, что надо руководствоваться не политическими, а экономическими факторами, и мир ускорился в направлении глобализации и специализации. Любые попытки искусственных ограничений будут попросту сметены и перевёрнуты этим мощным трендом.

— Какие бы меры поддержки могли помочь отечественному ИТ-рынку?

— Я думаю, что действенной мерой поддержки отечественному IT-рынку будет помощь в том, чтобы помочь ему найти своё уникальное место, конкурентное преимущество в будущей глобальной картине мира. Запущенная сейчас программа «Национальная Технологическая Инициатива 2035» — это именно то, что отвечает этой цели.



«Промышленные страницы Сибири» №8 (151) август 2020 г.



№8 (151) август 2020 Промышленные страницы Сибири


Беседовала Мария Бобова.




© 2006-2012. Все права защищены. «Единый промышленный портал Сибири»


Цитирование приветствуется при условии указания ссылки на источник - www.epps.ru

© Создание сайта - студия GolDesign.Ru