Крымский мост: сделано с любовью?

Крымский мост — это не только самый протяжённый мост в России, одна из самых стратегически важных и продуманных с точки зрения геологии и инженерии транспортных артерий страны, но и скандальный проект, которые до сих пор обсуждают по всему миру.

div>

Прославился мост уже на стадии монтажа. О будущей надводной переправе снимали репортажи, писали песни, устраивали концерты со звёздами шоу-бизнеса и даже сняли комедийную мелодраму, которая, правда, в прокате, в отличие от моста провалилась.

Кроме того, геологи и всевозможные учёные-злопыхатели хором заявляли, что на запланированном месте искусственное сооружение возводить нельзя. Так, старший научный сотрудник Института водных проблем российской академии наук и кандидат геолого-минералогических наук Юрий Медовар, заявлял, что были нарушены строительные нормы. Арочные мосты в сейсмических районах можно строить только на породах, которые не проседают и держат нагрузку. А в Керченском проливе полутвёрдые глины, насыщенные водой с песком, поэтому и появляются трещины, проседания. К тому же строительство начали без геологического анализа. Последние исследования, проведённые в 1970-е годы, показали, что это худшее место для воплощения затеи. Инженер и мостостроитель Георгий Росновский утверждал, что надводное сооружение помешает судоходству. Высота под мостом всего 35 метров — это недопустимо, должно быть не меньше 50, а лучше 70 метров.

Экономика вопроса

Первоначально проект оценивали в 24 миллиарда рублей. Однако за всё время строительства он подорожал более чем в 10 раз. В интернете был популярным ролик, собранный из новостных сюжетов об удорожании моста. Сначала ведущая говорит, что мост будет стоить 50 миллиардов, затем 100, 150, 200 и, наконец, 250 миллиардов рублей. В итоге общая стоимость моста составила 227,922 млрд рублей.



Кроме того, сооружение в 3 раза дороже самого длинного моста в мире. Он построен в Китае и пролегает через реку Циншуй, строили его два года и оценили в 240 миллионов долларов. Разница в их длине примерно в 18 раз — 9 км в Крыму и 164,8 км в Китае. Причем Крымский мост значительно проще — он не подвесной, а держится на сваях. По китайской переправе также проходит ветка высокоскоростной железной дороги, но лишь около 9 км моста проложено над водной поверхностью. Хотя сравнивать эти два проекта некоторые считают не очень уместно, так как они разные по сути.

Поэтапное строительство

Ещё в 1086 году тмутараканский князь Глеб Святославович, переходя лёд Керченского пролива вздыхал: «Вот бы тут переправу!». Идея построить мост была и у англичан в 1870 году, и у немцев во время Второй мировой войны. Инициативу подхватил и Николай II — если бы не Первая мировая война. Лишь 1944 году советские строители возвели мост за 150 дней, но после ледохода его пришлось разобрать. Были и договоры между Россией и Украиной о совместном строительстве переправы, но до дела не дошло.


Неофициальным талисманом моста во время его строительства стал рыжий кот по кличке Мостик, который первым прошел по нему перед официальным открытием


Лишь после присоединения Крыма резко возросло желание создать транспортный переход между Крымом и Кубанью. На подготовительной стадии к реализации проекта подключили сапёров. Специалисты обезвредили свыше 700 минометных мин, ручных гранат и фугасных авиабомб со времен Великой Отечественной войны. Также на месте провели археологические раскопки. В этот период Таманский музейный комплекс пополнили «свежие» экспонаты, начиная от глиняных амфор и заканчивая старинными украшениями.

В феврале 2016 года начали строительство моста, и уже 15 мая 2018 по нему запустили автомобили.

На следующий день разрешили движение грузового транспорта. К вечеру в обе стороны сооружения проехали почти 14 тысяч транспортных средств, тем самым был побит абсолютный рекорд Керченской паромной переправы. Но строительство железнодорожной линии всё ещё продолжалось, его открытие состоялось уже 23 декабря 2019 года, по нему отправили первый пассажирский поезд по маршруту «Москва–Симферополь».

Однако нельзя не упомянуть и постоянные задержки в сроках. Так, сдвигали сроки государственного контракта на работы по обеспечению систем транспортной безопасности перехода на 19 месяцев. Крымские власти также на полгода задержали запуск грузовых поездов по мосту из-за обнаружения античной усадьбы.

А не обвалится?

По заверениям специалистов, опоры сооружения способны выдержать землетрясение до 9 баллов. К тому же, разработан комплекс защитно-оборонительных мер. Для отражения воздушных диверсий конструкция оснащена береговыми комплексами ПВО. Возможному тарану со стороны вражеских кораблей противостоят отбойные палы. Сейсмоустойчивость автодорожного моста должны обеспечить также шок-трансмиттеры, тогда как на железной дороге антисейсмическое закрепление пролётов предусмотрено за счёт выполнения неподвижных и линейно-подвижных опорных частей.


Общий вес всех стройматериалов составило порядка 12 миллионов тонн, что, как отмечают мостостроители, вдвое больше веса пирамиды Хеопса


Дополнительно район Крымского моста патрулируют скоростные катера, отслеживающие сигналы гидрофонов, которые используют для обнаружения вражеских пловцов-водолазов, если тем захочется подойти к переправе по морскому дну.

Новые технологии построения

Крымский мост — уникальный проект в первую очередь своим масштабом, сжатыми сроками и сложными условиями строительства. Поэтому его разрабатывали таким образом, чтобы использовать при строительстве проверенные технологии. Однако были и инновационные разработки.

Впервые применяют в отечественном мостостроении в условиях агрессивной морской среды порошковое, а также антикоррозионное покрытие для его нанесения на поверхность стальных труб. Другое новое решение — укрупнительная сборка труб в плети на стапеле.

Да и применение стальных свай-оболочек для устройства фундаментов в акватории можно назвать новшеством. Для погружения сразу 80-метровых свай без промежуточной сварки использовали специальные устройства — так называемые кондукторы.

В условиях сложной геологии, высокой сейсмичности и непростыми метеорологическими условиями использовали и не совсем привычный тип свай — забивные трубчатые с большой длиной и диаметром.

Что касается приборов освещения, то при их выборе учитывали особенности климата, в частности штормы и туманы, нередкие в Керченском проливе. Светильники получили влагостойкое, с антикоррозийной защитой покрытие, и дают направленный поток света для контрастной видимости в любую погоду.

Согласно конструкторскому замыслу, Крымский мост должен был стать не только самым длинным в России, но и самым экологичным. Поэтому стоки сооружения, отводящие дождевые потоки, снабдили системами очистки и обеззараживания. Теперь вся вода имеет ту степень чистоты, при которой в ней могут спокойно жить любые морские организмы, а также обрабатывается ультрафиолетом, что не наносит ущерба окружающей среде.

Летим без пробок по Р260 «Таврида»

Присоединение Крыма к России перераспределило транспортные потоки. Вместе с возведением моста это привело к необходимости строительства трассы. В мае 2017 года началось строительство дороги федерального значения Р260 «Таврида», которая соединяется с переправой между Крымом и Кубанью. Благодаря четырёхполосному движению, на участке ликвидировали пробки на подъезде к столице республики. Дорога идёт в обход всех крупных городов, минуя светофоры и пробки.

Общая протяжённость «Тавриды» более 250 километров. В сутки по трассе сможет проезжать до 40 тысяч транспортных средств. Всего построено 18 крупных транспортных развязок и более 100 надземных переходов и технологических путепроводов.

Изменения после стройки

Первые 8 месяцев эксплуатации моста показали, что прежде всего мощный импульс получили туризм, транспорт и торговля. С нетерпением ждали открытия моста крымские производители. Транспортный переход открыл для них новые перспективы, сделав доставку товара на материк быстрее и дешевле.

По данным Крымстата, с января по ноябрь 2018 года по сравнению с аналогичным периодом 2017 года производство пищевых продуктов в республике выросло на 12,4 процента. Крым в 2018 году поставлял продукты в 21 регион РФ, тогда как в 2017 году всего в девять. Вместе с тем, вопреки ожиданиям, открытие переправы практически не отразилось на стоимости продуктов питания.


СПРАВКА

Особенность ж/д путей в специальном соединении сварных швов, благодаря чему поезда движутся почти бесшумно, без привычного стука


«Открытие Крымского моста и трассы «Таврида», конечно, значительно увеличило турпоток. Что касается зарубежных компаний, то в независимости от логистической доступности они не могут работать от того, что у нас в стране санкции. Но те, которые работали и раньше, скорректировались и пока еще остались. Если говорить о каких-то товарах, техники, то понятно, что все это есть, потому что российские компании имеют сертификаты и поставляют их. Пострадавших даже представить трудно», — говорит пресс-секретарь Крымского Республиканского отделения «Опоры России» Сергей Козловский.

«Инфраструктура стране нужна. Везде нужны дороги, мосты. Необходима круглогодичная, бесперебойная и не зависящая от погоды связь», — считает управляющий партнёр компании «Инфра проекты» Алексей Безбородов.

Продукты питания, горючее, промышленные товары и стройматериалы в Крыму дороже, чем в соседнем Краснодаре. Даже Москва и Питер зачастую могут предложить своим жителям гораздо более лояльные ценники, хотя высокий уровень столичных зарплат не сравним со здешним.

Независимо от реальной стоимости строительства, проект доказал возможности России и дал новый толчок развитию Крымского полуострова. Мост запущен не только благодаря огромным финансовым вложениям, но и высокой технической подготовке, организованности, дисциплине и труду тех, кто его строил.



«Промышленные страницы Сибири» №8 (151) август 2020 г.



№8 (151) август 2020 Промышленные страницы Сибири


Текст: Иван Шалгинов.




© 2006-2012. Все права защищены. «Единый промышленный портал Сибири»


Цитирование приветствуется при условии указания ссылки на источник - www.epps.ru

© Создание сайта - студия GolDesign.Ru