Индустрия 4.0 в России: драйверы и барьеры

Грядёт революция — Четвёртая промышленная. Но по традиции русская революция готовится очень долго, и в текущем виде трансформация получается самая что ни на есть эволюционная. Как проходит переход на 4.0, какие драйверы и барьеры есть у этого движения, мы поговорили с исполнительным директором «Фабрики Цифровой Трансформации» Андреем Крыловым.

div>

Андрей Крылов,
исполнительный директор «Фабрики Цифровой Трансформации» 

— Есть ли сегодня спрос на цифровые технологии в России?

— Я считаю, что сегодня спрос превышает предложение. Это связано с тем, что как такового квалифицированного предложения, если говорить о цифровых технологиях для промышленности, нет.

В нашем понимании это должен быть полностью технологически проработанный продукт, готовый к внедрению и промышленной эксплуатации. Спрос на подобное решение сейчас очень большой, но он не удовлетворён. Следовательно, это большие возможности для технических компаний, способных решить сложную задачу цифровизации промышленности.

— Возможность перехода на 4.0 определяет текущий уровень автоматизации производства? Или важнее какие-то иные факторы?

— Я бы сказал, что драйвером перехода на 4.0 является понимание выгод и преимуществ от внедрения такого рода технологий. Здесь есть два пути принятия решения.

Первый — модернизация производства для повышения качества, эффективности и безопасности, а также снижения издержек. Это длительный и дорогостоящий путь, который каждое производство так или иначе проходит. Другой вариант — оптимизация, то есть повышение эффективности работы существующих активов. Любое предприятие, давно существующее на рынке, очень заинтересовано в действенных средствах оптимизации производства. Внедрив у себя основные известные решения и получив первые плоды, они начинают задумываться о более сложных вещах.


Внедрение автоматизированной системы, решение задач с помощью технологий ERP, MES, SCADA — это тот уровень Индустрии 3.0, который сегодня многими уже пройден. Когда эти ресурсы оказываются исчерпаны, нужно применять более комплексные технологии. И определяет их внедрение именно понимание возможных преимуществ. Нужно понять, какой сценарий имеется, какие есть способы решения задач и какой партнёр мог бы в этом помочь.

— А какова роли интернета вещей в такой трансформации?

— Роль интернета вещей как одной из технологий в рамках перехода к четвёртой промышленной революции действительно важная, поскольку она упрощает сбор данных, являющихся источником оптимизации предприятия. Но не стоит её переоценивать. Основные предпосылки перехода — экономическая модель внедрения технологий и сроки окупаемости. Только рыночные механизмы могут позволить промышленности перейти к новому технологическому укладу. Если он не будет целесообразен, ни одна из этих технологий не станет достаточно распространённой в отрасли.

— Мы уже начали говорить о выгодах перехода на 4.0. Но как возможно посчитать эффект?

— Я считаю, что эффект от внедрения цифровых инициатив складывается из нескольких вещей.

Первая — это финансовые выгоды: сокращение издержек, повышение эффективности производства и связанная с этим экономия. Это достигается, в том числе, через внедрение новых бизнес-моделей — например, контрактов жизненного цикла, то есть продажи дополнительного сервиса вместе с продуктом.

Второй фактор — снижение рисков. Здесь эффект оценить сложнее, поскольку он не прямой. Но если внедрение, например, поможет минимизировать риски крупной аварии, которая может привести к значительным затратам на устранение либо даже человеческим жертвам, то эффект, безусловно, будет очень велик.

— Кажется, что Четвертая промышленная революция несёт в себе сплошные плюсы. И всё же очевидно, что есть факторы, сдерживающие переход…

— Основной фактор, сдерживающий масштабное внедрение — неготовность нормативной базы. Это существенная проблема для всей промышленности, которая в области цифровизации приведёт к большому отставанию от лидеров мировой индустрии.

Хотелось бы также отметить, что масштабное внедрение новых цифровых технологий в промышленности будет возможно тогда, когда для этого будут сами технологии. В среде промышленных предприятий вряд ли многие станут самостоятельно искать способы их применения для решения конкретных задач. У них есть другие задачи — выполнение производственных планов, работа с клиентами – которые не включают в себя адаптацию современных технологий Индустрии 4.0. Поэтому еще один сдерживающий фактор — отсутствие готовых решений и промышленных технологий, которые можно было бы действительно внедрять. И здесь большую роль играют партнёры, способные превратить эти технологии в реализуемые и внедряемые у заказчика, в такие, которые уже будут пригодными к промышленной эксплуатации.

— Представители промышленности говорят о том, что в нацпроект «Цифровая экономика» не содержит таких понятий, как промышленность, машиностроение и станкостроение. Как он поможет переходу промышленности к Индустрии 4.0?

— В этом случае я бы предложил, так сказать, подумать за промышленность. Далеко не все промышленные предприятия готовы у себя создавать новую экспертизу, чтобы выбирать цифровые технологии, пробовать их, адаптировать для повышения собственной эффективности. А те, кто это делает, по праву считает их своей интеллектуальной собственностью и не делится с другими компаниями своего профиля. Поэтому нужно определить основные направления и те конкретные оптимизационные задачи, которые имеют не только наиболее явный экономический эффект, но и большое значение с точки зрения развития промышленности в России.


В рамках нацпроекта стоит предусмотреть несколько программ, которые поощряют эти конкретные направления. Конечно, это нужно делать параллельно с обзором рынка предложений, чтобы нацпроект был реально поддержан владельцами технологий Индустрии 4.0. Такие программы, подкреплённые финансированием, могли бы сослужить хорошую службу для развития Индустрии 4.0 в промышленности.

— Какими должны быть цифровые навыки сотрудников в Индустрии 4.0?

— Если рассматривать промышленные предприятия как основных выгодоприобретателей, то, возможно, цифровые навыки сотрудников должны быть минимальны. Технологии должны быть максимально демократичными. То, что работает на промышленном предприятии, должно быть неприхотливым и устойчивым к любым производственным воздействиям, включая человеческий фактор. С другой стороны, ни для кого не секрет, что количество профессиональных инженеров сокращается. При этом объем задач растёт, поскольку изделия становятся всё более сложными и требующими высокой квалификации инженерного состава. Компании сегодня активно расширяются, в том числе в тех регионах России, где таких кадров сравнительно мало. Так как же можно организовать, с одной стороны, передачу знаний, а с другой — надёжное сопровождение технологических производственных процессов? Для этого хорошо подходят технологии, обеспечивающие единый центр управления или единый центр компетенции знаний, а также технологии трансфера этих знаний на региональные производственные площадки. Это как раз промышленный Интернет вещей, дополненная и ассистирующая реальность, технологии оптимизации и централизации принятия решений, влияющих на эффективность производства. Грамотное внедрение технологий Индустрии 4.0 — одна из задач, которая в конечном итоге будет предъявлять высокие требования к цифровым навыкам сотрудников. Но это будет очень оправдано с точки зрения повышения эффективности производства.

— Назовите известных Вам мировых и российских производителей программного обеспечения и технических решений в мире, которые обладают полным пакетом инструментов для цифровизации всего жизненного цикла предприятия?

— Мне хорошо известны компании PTC и Ansys — мировые производители ПО, которые обеспечивают набор инструментов для цифровизации жизненного цикла. PTC предоставляет платформу промышленного Интернета вещей ThingWorx для организации сбора, аналитики и визуализации данных, которые потом можно предоставить лицам, принимающим технические и организационные решения. Учитывая наличие крупных холдингов в России и больших производственных активов, важно, чтобы подобные системы выдерживали высокую нагрузку. И в этом смысле PTC ThingWorx — система, которая подтвердила свою устойчивость при самых высоких нагрузках и задачах крупнейших промышленных компаний в мире. Ansys — самый известный в промышленности и пользующийся наибольшим доверием программный комплекс для решения нестандартных задач в области инженерного анализа и численного моделирования. На сегодняшний день в России все современные предприятия используют подобные средства в рамках жизненного цикла создания, испытания и производства новой продукции.



«Промышленные страницы Сибири» №4-5 (148-149) апрель-май 2020 г.


«Промышленные страницы Сибири» №4-5 (148-149) апрель-май 2020 г.

Беседовала Анна Кучумова.




© 2006-2012. Все права защищены. «Единый промышленный портал Сибири»


Цитирование приветствуется при условии указания ссылки на источник - www.epps.ru

© Создание сайта - студия GolDesign.Ru