Из пепла

2019 год объявлен в России Годом театра. Что ж, отличное начинание. И хочется верить, что он окажется продуктивнее 2017-го — Года экологии. В тот период наша редакция внимательно следила за изменениями в разных сферах производства и законодательной деятельности, мы обсуждали вопросы охраны природы с различными специалистами. К сожалению, приходится констатировать, что Год экологии закончился, а экологические проблемы остались.

div>

Системные вопросы

Экологические вопросы до сих пор решаются в России по остаточному принципу, причём государство принимает в этом очень скромное участие. Сравните: в 2017 году в РФ из бюджета всех уровней было запланировано потратить 116 млрд рублей. При этом бизнес в тот же период заявлял о планах на 190 млрд рублей. Мало того, что частные вложения оказываются больше государственных, так эти суммарные вложения ещё и очень малы. В европейских странах на экологические цели направляется 7–12% госбюджета. В российских рублях это получилось бы 1,5–2 трлн рублей в год. Согласитесь, эффект от таких инвестиций был бы куда заметнее.

Кроме того, система экологических штрафов в России простроена таким образом, что для предприятия закопать отходы на полигоне оказывается выгоднее, чем становиться частью системы по их переработке.

Экологические платежи были установлены Постановлением Правительства от 1992 года. С тех пор их отставание в рублёвом эквиваленте от официального уровня инфляции составило восемь раз. Плюс три года назад отменили региональные коэффициенты, что дополнительно снизило платежи от 1,1 до 1,9 раза. Например, размещение 1 тонны золошлаковых отходов ТЭС стоит 12 рублей. В ЕС ставка находится на уровне 100 евро за тонну. Разумеется, такие платежи стимулируют развитие утилизации золошлаковых отходов, которая достигает 88% в среднем по ЕС, а в Германии — 99%.

Во всяком случае, такова картина сегодняшнего дня: в планах российского правительства ужесточение экологического законодательства и рост экологических платежей.

Экономичная экология

Проблема во многом в том, что в нашей стране уверены, что экология и экономика — это два несовместимых понятия. Если исходить из таких стартовых позиций, то посыл понятен: упомянутые миллионы рублей «тратятся впустую». Это, конечно же, не так. Необходимо научиться правильно считать экономические эффекты от решения экологических проблем: для этого существуют и методики ООН, и наши, российские. В этих документах говорится, что, например, решение проблемы выбросов в атмосферу даст 1% роста ВВП в год, а проблемы со сбросами в водные объекты — 1,5%. Ещё 2,5% в год можно прибавить к ВВП, если разрешить ситуацию с размещением отходов на полигонах. Именно об этом говорил президент России Владимир Путин, выступая на Государственном совете по экологии 27 декабря 2016 года.

5% ВВП — это 5 трлн рублей в год. Главным выгодоприобретателем от решения экологических проблем в стране является государство как представитель народа. В этой парадигме государство должно превратиться из фискала и надзирателя в партнёра и основного заказчика улучшения показателей окружающей среды в РФ. И через воссоздание Федерального и региональных экологических фондов софинансировать до 50–70% затрат на реализацию экологических мероприятий на производствах.

Не Париж

Давайте подробнее остановимся на одной из актуальных для нашей страны экологических проблем — уже упоминавшихся нами золошлаковых отходах. Для России и особенно Сибири она стоит очень остро. Доля угольной генерации в установленной мощности электростанций составляет 22% (56,6 ГВт). Да, в европейской части России доля угольных станций сокращается, но в Сибири и на Дальнем Востоке угольная генерация обеспечивает примерно половину тепловой и электрической энергии (вторая половина приходится на ГЭС, на нетрадиционные источники — только доли процента). В СФО сегодня находится 45% российских угольных ТЭС, в ДФО — 42%, и 21% приходится на УФО. Есть основание полагать, что в этих регионах угольная генерация продолжит развиваться.

Здесь, конечно, уместно вспомнить о Парижском соглашении — мы ведь взяли курс на декарбонизацию энергетики. Зачем решать проблему, которая того и гляди решится сама собой?


Однако Парижское соглашение — это очень скользкая дорожка для нашей страны. Вина человечества в глобальном потеплении на планете сегодня не доказана. И, между прочим, не доказано и само потепление: например, Институт океанологии РАН им. П. П. Ширшова ставит этот факт под сомнение. Но следование постулатам Парижского соглашения определённо способно убить российскую углеродную экономику.

Вместо того чтобы отказываться от дешёвого и доступного топлива, необходимо сосредоточиться на технологиях безопасной для природы работы с ним. Техническую политику и регламенты РФ необходимо ориентировать на принцип: «Нет отходов основного производства, есть попутные продукты основного производства».

Что же касается Парижского соглашения, то имеет смысл сформулировать собственную концепцию — Национальную программу экологизации экономики РФ с учётом наших экономических и природных особенностей. Консорциум «Феникс» уже создал Программу экологизации угольной генерации РФ, которая может стать основой будущей стратегии.

Не отходы, а попутные продукты

Пока же этого не произошло, нашу страну продолжают засыпать золошлаковые отходы. На 145 угольных ТЭС России ежегодно сжигают около 120 млн т угля при его средней зольности более 18%. Годовой выход золы и шлака составляет порядка 21 млн т/год. Сегодня в России накоплено около 1,5 млрд т таких отходов. Золоотвалы занимают более 28 000 га, причём в процессе урбанизации эти территории оказались в районах жилой застройки. Очевидно, что дальше пускать ситуацию на самотёк невозможно.

Артёмовская ТЭЦ-2 сегодня пытается решить именно эту проблему: перед генпроектировщиком поставлена задача максимально сократить площадь золоотвалов и оптимизировать процесс обращения с топливом и попутными продуктами. Своё решение сформулировал международный консорциум «Феникс», предложив систему сухого золошлакоудаления ССЗШУ-100, ориентированную на производство и 100% реализацию золошлаковых продуктов потребителям. Разработчики предлагают раздельный сбор золы от различных полей электрофильтра на основе мониторинга качества золы. Кондиционная зола направляется в многокамерный силос объёмом 25 000 м3 для отгрузки потребителям автомобилями и по железной дороге. Так называемая некондиционная зола при этом отправляется в узел грануляции, где смешивается с цементом и специальными добавками. 


В результате полученный гранулят отправляют на склад — для этого понадобится небольшая площадка в пять раз меньше традиционного золоотвала. Такой подход удобен для раздельного накопления и дальнейшей отгрузки потребителям золошлаковых продуктов, таких как дроблёный шлак, зольные гранулы, увлажнённая зола (рекультиват).

Проект ССЗШУ-100 оптимизирован с точки зрения состава оборудования, то есть инвестиции со стороны заказчика будут даже на 487 млн рублей меньше предлагаемой сейчас традиционной для России системы сухого золошлакоудаления, ориентированной на размещение золошлаковых отходов на золоотвале. А строительство небольшого склада вместо золоотвала позволит сэкономить дополнительно 2,2 млрд рублей. Вместе с тем и реализация новых для предприятия продуктов сулит дополнительный доход, покрывающий текущие затраты на золошлакоудаление. А по мере планируемого Правительством РФ роста экологических платежей за размещение отходов на отвалах экономическая эффективность решения будет только возрастать. Всё это в совокупности позволит снизить нагрузку на энерготариф для промышленных потребителей и населения Приморского края.

Предложения консорциума «Феникс» уже нашли поддержку в Комитете по энергетике Государственной думы РФ, а также в главном экспертном органе Единой энергетической системы России НП «НТС ЕЭС». Дело осталось за выбором заказчика — ПАО «РусГидро».

На правах рекламы.



ООО «ПрофЦемент-Вектор» (ООО «ПЦВ»)
г. Санкт-Петербург, Московский пр., д. 212А, оф. 8017
тел./факс: (812) 363-01-43
referent@profcement.ru
profcement.ru




«Промышленные страницы Сибири» №8 (141) август 2019 г.



№8 (141) август 2019 г. Промышленные страницы Сибири
Прочитать другие публикации на Calameo

Текст: Анна Кучумова.




© 2006-2012. Все права защищены. «Единый промышленный портал Сибири»


Цитирование приветствуется при условии указания ссылки на источник - www.epps.ru

© Создание сайта - студия GolDesign.Ru