Вовремя отключить электродвигатель

Многим промышленным предприятиям пришлось пережить серьёзные аварии — во многом именно пережить. И работать дальше удалось благодаря маленьким и неброским устройствам, которые тем не менее выполняют жизненно важную функцию — защиту электродвигателя. Об этих случаях не принято говорить, тем более на широкую публику. Ещё в 1990-е годы мне приходилось выезжать на места для обучения и настройки защиты, начиная от типов УЗД-1, БТЗ-4, БТЗ-1. Это аналоговые устройства, которые в своё время принесли немало пользы, а в ряде мест до сих пор в строю.

div>

Устройства защиты производят автоматическое отключение при неправильной работе электродвигателей. Возникает нарушение режима работы, и контактором (пускателем) электродвигатель отсоединяется от сети. На табло появляется условное обозначение причины отключения, например, -OL3, и это состояние сохраняется до ручного сброса и нового пуска электродвигателя. Время задержки срабатывания защитного отключения регулируется кнопками с панели МТД и сохраняется в памяти прибора в диапазоне от 0 до 99 секунд.



Случаи из ряда вон

Опыт эксплуатации показывает, что основная причина выхода из строя электродвигателей — перегрев обмоток. Пока температура изоляции не превышает допустимого значения, тепловой износ изоляции обмоток нарастает очень медленно. Но по мере превышения температуры он резко возрастает. Практическим путём удалось выяснить: перегрев изоляции уже на 8 °С снижает срок службы электродвигателя в два раза. Так, двигатель с изоляцией обмоточного провода класса А при номинальной нагрузке и температурой нагрева 105 °С может работать без капитального ремонта около 15 лет, при перегрузке и повышении температуры до 145 °С двигатель выйдет из строя уже через 1,5 месяца.


В ТЕМУ

Выбор защиты зависит от режима работы электродвигателя (ГОСТ Р 52776-2007 (МЭК 60034-1-2004)

S 1 — продолжительный режим работы электродвигателя;
S 2 — кратковременный режим работы электродвигателя;
S 3 — периодический повторно-кратковременный режим работы электродвигателя;
S 4 — повторно-кратковременный режим работы электродвигателя с влиянием пусковых процессов;
S 5 — повторно-кратковременный режим работы электродвигателя с электрическим торможением и влиянием пусковых процессов;
S 6 — перемежающийся режим работы электродвигателя — последовательность циклов;
S 7 — перемежающийся режим работы электродвигателя с влиянием пусковых токов и электрическим торможением;
S 8 — периодический перемежающийся режим работы электродвигателя с периодически изменяющейся частотой вращения;
S 9 — режим работы электродвигателя с непериодическими изменениями нагрузки и частоты вращения;
S 10 — режим работы электродвигателя с дискретными постоянными нагрузками и частотами вращения.

Из этого списка следует, что более сложные режимы требуют более точной и надёжной защиты. S1-S3 допускают использование элементов защиты, встроенных в стандартный автоматический выключатель, но не столь эффективны при обрыве фазы, как МТД. S4 и выше требуют более точного и надёжного контроля с применением электронных устройств.



Среди основных аварийных ситуаций, приводящих к автоматическому отключению электродвигателя, стоит отметить обрыв питающей фазы электросети, который приводит к остановке двигателя и перегреву в режиме короткого замыкания; перегрузку электродвигателя недопустимой продолжительности, в результате происходит перегрев и механический износ вращающихся частей;  заклинивание или механизма на валу электродвигателя или самого устройства, как следствие — режим короткого замыкания и механическая поломка в результате удара.


Оптимальной схемой контроля и защиты для асинхронного электродвигателя является: автоматический выключатель — пускатель и МТД с датчиками тока — электродвигатель.


Пример из практики: на одном из городских тепловых пунктов на главный повышающий центробежный насос мощностью 30 кВт установили монитор тока МТД. Провели монтаж нового насосного агрегата — запустили в режиме автонастройки, всё прошло успешно. Спустя какое-то время дежурный машинист теплового пункта обнаружил остановку насоса, причиной послужила перегрузка электродвигателя (OL1-OL2). Многократные попытки запустить его не удались: МТД блокировал работу насоса. Специалисты провели ревизию насосного агрегата и обнаружили внутри насоса — в крыльчатке — крышку из пластика, которую не заметили слесаря. После посчитали убытки, которые удалось вовремя предотвратить: сохранить электродвигатель 30 кВт, стоимость которого около 30 000 рублей, защитить новый насос от поломки — это около 40 000 рублей. На тот момент цена МТД составляла 4 000 рублей.

Как это работает?

В прошлом номере журнала мы упоминали о преимуществах МТД в процессе настройки по сравнению с аналогово-цифровыми устройствами защиты. В чём они заключаются? Для цифрового МТД нужно включить режим «автонастройка», и вся нужная информация будет получена без участия человека, либо всего лишь ввести цифры на табло, нажав несколько кнопок. В аналоговых же устройствах защиты требуется включить режим «настройка», потом крутить ручку настройки и смотреть на индикатор до момента его включения, что предопределяет примерное значение настройки по каждой фазе «на глаз». Крутить нужно трижды для настройки всех трёх фаз. После чего ручку регулятора лучше не трогать, чтобы настройка не менялась — в МТД это исключено в принципе.


К СЛОВУ

Перегрузку электродвигателей и выход их из строя вызывают такие факторы, как асимметричное электропитание, обрыв одной из фаз трёхфазной электросети, тяжёлые условия эксплуатации: перегрузка, запылённость, влажность, агрессивная среда. Причиной может стать и выбор электродвигателя недостаточной мощности, установка аппаратов защиты от перегрузки, которые не соответствуют номинальной мощности электродвигателя, а также неточная регулировка параметров срабатывания аппаратов защиты.


Ещё один аспект, на который необходимо обратить внимание, — это условия эксплуатации защитного оборудования. Для МТД настенного типа IP 44 они соответствуют требованиям по УХЛ-3, то есть устройства могут работать при температуре от -40 °С до +40 °С, допустимый предел — минус 60 °С. Это стало известно в ходе дополнительной климатической проверки в испытательном центре «Вектор», принадлежащем АО «ВМП «АВИТЕК». Для районов Крайнего Севера это важно. Для МТД-Р реечного типа IP 20 соответствуют подобным требованиям для аналогичных конструкций по УХЛ 4.


«Промышленные страницы Сибири» №4 (138) апрель 2019 г.



№4 (138) Апрель Промышленные страницы Сибири
Прочитать другие публикации на Calameo

Текст: Иван Симахин, генеральный директор ООО «Энергис-Автоматика»..




© 2006-2012. Все права защищены. «Единый промышленный портал Сибири»


Цитирование приветствуется при условии указания ссылки на источник - www.epps.ru

© Создание сайта - студия GolDesign.Ru