Гладко было на бумаге, да забыли про овраги

Больницы, школы, спортивные объекты — множество зданий в России возводят на бюджетные деньги. Это огромный рынок и огромные суммы. Например, Универсиада-2019 в Красноярске: по последним данным, «народных» денег на подготовку ушло более 70 млрд руб. При этом по мере подготовки цифры эти всё росли и росли, и подбивать их пока что рано. Обоснованы эти траты или нет — большой вопрос. И глобальной задачей становится создание системы, при которой бюджетные стройки станут экономически оправданными. Её-то и решает Минстрой, меняя метод ценообразования.

div>

Ещё в 2015 году Минстрой РФ по поручению Владимира Путина затеял реформу ценообразования в строительстве, мотивируя это справедливым стремлением ужесточить контроль над государственными расходами. Ответ на вопрос о том, почему стройки в России обходятся так дорого, нашёлся быстро: всему виной используемый базисно-индексный метод, который, как на тот момент решили, не соответствует современным условиям. В связи с этим и решено было перейти на альтернативный метод — ресурсный. И вроде бы процесс пошёл, множество шагов было предпринято, но только дело забуксовало: в ноябре 2018-го министр строительства и ЖКХ Владимир Якушев признал, что отрасль к полноценному использованию ресурсного метода не готова. Так куда же нам плыть?

«Наша цель — определить экономически оправданную стоимость объекта максимально технологичным путём — быстро и просто. Нужно выявить достоверную, то есть соответствующую нормативам и экономически оправданную сметную стоимость. При этом сработать так, чтобы это было удобно для сметчиков», — высказался заместитель министра строительства и коммунального хозяйства Дмитрий Волков, выступая на совещании в рамках 100+ Forum Russia.

Ходим по кругу

На самом деле выбор тут не так уж велик. Упомянутые два метода ценообразования — единственные, которые использовались в Российском государстве на протяжении многих лет его истории. Упрощённо говоря, варианты выглядят следующим образом. При базисно-индексном методе специалисты создают базу — блок информации о стоимости работ, сегодня он существует в виде расценок. Дальше необходимо мониторить стоимость ресурсов, входящих в эту расценку, формируя на каждый период индексы, чтобы получить итоговую цену объекта. Этот метод максимально прост для сметчика, однако к нему предъявляют обоснованные претензии: он неточен. Второй способ — ресурсный. Для того чтобы работать с ним, необходимо провести глобальный мониторинг цен стройматериалов, стоимости работ, заработных плат и так далее. И на основании этих данных формировать общую стоимость строительства. То есть стоимость рассчитывается из действующих в настоящий момент цен на ресурсы. Грубо говоря, если взять смету, составленную по базисно-индексному методу, и изменить в ней стоимость конкретного ресурса, общая цена объекта не изменится. Да, цены ресурсов здесь указываются, но это не расчётная, а справочная информация. При этом базовые цены сметчики сегодня берут из справочников, созданных почти 20 лет назад, — отсюда и появляются неточности.


«На протяжении нескольких веков наша страна несколько раз переходила с одного метода на другой. Первый раз нечто похожее на базу появилось, если мои данные верны, при Николае I, впоследствии метод совершенствовался. При Ленине мы ушли на ресурсный метод, уже после войны начали закладываться основы современного базисно-индексного метода. В 1990-х мы снова заговорили о ресурсном как о наиболее перспективном», — коротко описал цепочку «превращений» Дмитрий Волков.

Сегодня на повестке дня ещё вот какая проблема: сметно-нормативные базы сформированы, огромная работа проделана, только есть отраслевые базы, территориальные и федеральные. Их необходимо объединить в одну, и эта работа будет продолжаться до 2020 года.

Неча на зеркало пенять

Сегодня разговоры о преимуществах то одного, то другого метода не ведёт только ленивый. Специалисты называют толки вроде «всё дело в методе» мифом номер один.

«Математически эти методы одинаковые, если правильно мониторить и правильно нормировать, они дадут очень близкий результат. Поэтому, когда говорят, что «этот метод хороший, а этот плохой», это и провоцирует злоупотребления.

Когда Минстрой принимал решение о переходе на ресурсный метод, основным аргументом была технологичность. Чтобы поддерживать базисно-индексный метод, государству придётся тратить очень много денег. Есть данные, что в СССР эту задачу решали 100 институтов — и я этому верю. Трижды в истории мы делали новые базы, и к этому привлекали огромное количество людей, вкладывали огромные суммы», — объяснил Дмитрий Волков.

«Не нужно забывать, что метод — это всего лишь способ расчёта. И нужно не ругать метод, а понимать, для каких именно целей мы эти расчёты используем. К тому же, говоря о базисно-индексном методе, мы не имеем в виду бумажные технологии сбора и обработки данных. Толстых сборников больше не будет, экселевские таблицы доживают последние годы. И рассуждая о том, что не стоит торопиться уйти от базисно-индексной системы — а это огромное достижение СССР, мы не подразумеваем стремление вернуться к беготне по стройкам с калькулированием и нормированием. Если мы с помощью электронных девайсов можем следить за стройкой, переводя результаты наблюдений в данные, то зачем же нам делать шаг назад, отправлять людей в командировку, терять время», — комментирует начальник Главгосэкспертизы России Игорь Манылов.

Не так всё просто

Для того чтобы выполнить поручение президента, Минстрой провёл множество мероприятий и, главное, запустил Федеральную государственную систему ценообразования в строительстве (ФГИС ЦС). Она должна стать основным источников данных о реальных ценах строительных материалов и создана для оптимизации работы компаний, занятых в строительстве бюджетных объектов. Таким образом, должна решаться одна из поставленных правительством задач: для грамотного ценообразования необходимо знать актуальную цену строительных ресурсов — по какому бы методу ни считали.

«ФГИС ЦС действительно создана, она работает в круглосуточном режиме. Если вы позвоните по федеральному номеру и начнёте задавать вопросы о функционировании системы, я гарантирую, что все ответы вы получите. Только вот производители строительных ресурсов эту систему не наполняют, а если и наполняют, то очень неохотно», — высказался Игорь Манылов.

Министр строительства РФ Владимир Якушев признал, что сегодня система едва ли заполнена на 20%. К чему это ведёт? Да к тому, что построенный на ней ресурсный метод оказывается нежизнеспособным.

Нужно, например, покрасить стены в школе в одном из городов за Уралом. Для этого нужны ЛКМ, и местный сметчик заходит во ФГИС ЦС и видит, что ближайший город, где производят эту продукцию, находится в 5 тыс. км. В итоге отпускная цена краски возрастает примерно раза в три. То есть возрастает на бумаге. В реальности строители просто пойдут и купят краску у продавца через дорогу. И зачем тогда все эти сложности?

Эксперты говорят, что ФГИС ЦС должна заполниться не только ценами на строительные материалы, но и информацией о стоимости оборудования, эксплуатацию машин, транспортных средств, заработной плате. Пока не появятся все необходимые данные, пользоваться ей полноценно невозможно.



Зайдём с другой стороны

Уже звучали предложения наказывать участников строительного рынка, игнорирующих ФГИС ЦС, рублём. В прошлом году Минстрой предлагал ввести административную ответственность за предоставление неверной информации и непредоставление никакой вовсе для ФГИС ЦС. Однако проблема не только в этом. В интервью ТАСС Дмитрий Волков рассказал, что в теории очень стройная система на практике даёт сбои.

«Например, берём какой-нибудь город и считаем в системе, сколько должен стоить кирпич. Чтобы определить, насколько это соответствует здравому смыслу, пересчитываем цену по методу снабженца: выбираем ближайший кирпичный завод, смотрим цену предложения, считаем, сколько стоит доставка, выбираем ту, что дешевле, совсем демпинг отметаем... Выясняется, что во многих случаях, даже по обычным ресурсам система при автоматических расчётах даёт нам некорректный результат. В части регионов она сильно занижает цену по ряду причин, например, из-за сезонных колебаний. И в значительном числе небольших регионов цена, выведенная ФГИС ЦС, оказалась на 20% меньше той, которая определяется методом снабженца. А в некоторых регионах, это касается крупных мегаполисов, наоборот, больше. И это ещё хуже, потому что тогда мы завышаем цену. Это происходит потому, что на практике этот конкретный ресурс покупают не в этом регионе, а в соседнем просто потому, что он там дешевле стоит, даже с учётом доставки», — приводит пример замминистра.


В результате, если вывести среднюю температуру по больнице, можно указать слишком высокую цену — а это почва для коррупции. Или слишком низкую — и тогда производители не придут на конкурс. Для поиска адекватного решения разработчикам нужно больше времени.

Производители строительных материалов, которые, собственно, и должны стать поставщиками информации для ФГИС ЦС, говорят, что всю эту идею нужно тщательно обработать напильником: вопросов больше, чем ответов. Например, как подать данные, да при этом не попасть под наказание за их неактуальность? А если, скажем, изменятся цены на свет, газ, воду? Ведь стройматериалы тоже подорожают, как и когда сообщать эту информацию? Или сделали производители кирпичей скидку оптовому заказчику в строительный сезон. То есть продали дешевле, чем указали во ФГИС ЦС. Это уже нарушение? А дилеры вообще продают не по цене завода, а по стоимости, которую считают нужной…


Специалисты признают, что строительная отрасль РФ ещё не готова к полноценному переходу на ресурсный метод


Эволюция вместо революции

«Час икс» был уже близок: 25 мая 2019 года предполагалось перейти на ресурсный метод. Дмитрий Волков говорит, что технически сделать это можно, однако есть резонные опасения, что перелом спровоцирует хаос на рынке. «Мы потонем без переходного периода», — считает замминистра. Поэтому сроки пришлось отодвинуть. У Минстроя уже есть поручение от вице-премьера Виталия Мутко разморозить базисно-индексный метод: пока новые расценки на ресурсы, рассчитанные по ФГИС ЦС, применять, как считают в Минстрое, нельзя.

«Минстрой собрал предложения участников рынка и попытался объединить их в план совершенствования ценообразования. Я намеренно не говорю слова «реформа»: у нас получается так, что реформируют одни, а работают с продуктами этого реформирования другие. Нам нужно постараться сделать всё максимально мягко, уйти от шоковых шагов.


Вот ключевые моменты, которые нужно учесть.

1. Мы предлагаем на время действия этого плана — он рассчитан на 4 года — для мониторинга ресурсов использовать не цены фактических сделок, а цены предложений. И включить в мониторинг не только производителей, но и крупных поставщиков, чтобы они предоставляли цены со ссылкой на производителя. Это позволит сформировать более объективную картину.

2. Территориальные зоны у нас всегда совпадали с административно-территориальным делением России. Мы предполагаем, что придётся тоньше подойти к понятию территориальных зон, разделяя их с точки зрения экономической оправданности. Причём этот момент должен считаться динамически.

3. Давайте сразу не будем отказываться от базисно-индексного метода и дадим шанс ресурсно-индексному. Нам нужно преуспеть в истории с нормированием, для этого нужно год-полтора. К тому же нам нужно усовершенствовать систему мониторинга, увеличив количество источников сбора данных», — озвучил предложения министерства Дмитрий Волков.

Погружать в новую систему Минстрой предлагает не всю страну разом — начать имеет смысл с пилотных регионов, которые протестируют ресурсно-индексный метод, а специалисты отследят результативность. «Подопытными», вероятнее всего, станут Москва, Московская область, Челябинск, Владимир и ряд других регионов. На третий год гибридный метод намерены распространить на всю страну, а ещё через год — использовать ресурсный метод для бюджетных строек, постоянно проверяя его. При этом жизнь собираются сохранить всем трём методам и работать в них одновременно.

Эксперты напомнили, что на кону рынок, который оценивается примерно в 20 млрд рублей в год. Поэтому ничего страшного, что план получился тяжеловесным и сегодня нуждается в доработке — к обсуждению намерены привлечь и другие ведомства. Слишком большая ставка и слишком велика цена ошибки.


СКАЗАНО

Выступая на коллегии счётной полаты, аудитор ведомства Юрий Росляк констатировал, что ФГИС ЦС сегодня надлежащим образом не работает и не используется. По состоянию на 1 августа 2018 информацию в систему внесли только 2 160 юридических лиц, или порядка 26% общего количества поставщиков информации.


«Промышленные страницы Сибири» №1-2 (136) январь-февраль 2019 г.



№1 (136) янв-фев Промышленные страницы Сибири
Прочитать другие публикации на Calameo

Текст: Анна Кучумова.




© 2006-2012. Все права защищены. «Единый промышленный портал Сибири»


Цитирование приветствуется при условии указания ссылки на источник - www.epps.ru

© Создание сайта - студия GolDesign.Ru