Светотехническая продукция и возможности энергосбережения

Энергосбережение и повышение энергетической эффективности давно уже перестало являться проблемой только лишь отдельных потребителей энергетических ресурсов. Сегодня это проблема общегосударственного, если не глобального, общечеловеческого масштаба, влияющая, в том числе, и на состояние экономической безопасности государств.

div>

Поэтому в принятой в мае 2017 г. в Стратегии экономической безопасности России на период до 2030 года к основным вызовам и угрозам экономической безопасности, в числе прочего, отнесено изменение структуры мирового спроса на энергоресурсы и структуры их потребления, развитие энергосберегающих технологий и снижение материалоёмкости, а также развитие «зелёных технологий» в указанной сфере. В ситуации, когда энергопотребление растёт практически в геометрической прогрессии, а возможности в этой сфере продолжают оставаться ограниченными, вопросами, связанными с созданием правовых, экономических и организационных основ стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности, вплотную занялись органы государственной власти практически всех современных стран с высоким уровнем экономического развития.

Все стремятся экономить

Так, по данным Международного энергетического агентства, в США планируется к 2020 г. снизить энергоёмкость экономики на 25% по сравнению с 2005 г.; в Китае, текущей задачей является снижение энергоемкости экономики к 2020 г. на 49% по отношению к показателям 2006 г. [12], а в Европейском союзе — на 20% по сравнению с данными 2007 г. [14]. Не исключением в этом смысле является и Россия. Даже принимая во внимание тот факт, что наше государство находится по производству (и потреблению) электроэнергии далеко не на последнем, хотя и не на первом месте [7], тем не менее, стоит констатировать, что в плане энергоэффективности ситуация не столь обнадёживающая, поскольку, «… занимая третье место в мире по масштабам энергопотребления, Россия тратит больше энергии на единицу ВВП, чем любая из стран, входящих в десятку крупнейших потребителей энергии». [8, c. 95]. И это при том, что она стала заниматься вопросами энергосбережения и повышения энергетической эффективности довольно давно. Правовой основой деятельности подобной направленности считается Федеральный закон от 03 апреля 1996 года «Об энергосбережении». То есть, по сути, с момента активации государственного курса, направленного на повышение эффективности использования потребляемой энергии, прошло более 20 лет.

Вопросы энергосбережения и повышения энергетической эффективности являются весьма актуальными и для светотехнической отрасли. Электроэнергетика представляет собой не только основу светотехники, но и энергетики, в целом, т. к. обеспечивает электрификацию всей экономики страны на основе рационального производства, распределения и потребления электроэнергии. Данный вид энергии востребован во всех сферах жизнедеятельности современного общества, при этом потребление электроэнергии в последние годы неуклонно растёт.

Так, по данным АО «СО ЕЭС», потребление электроэнергии в Единой энергосистеме России в 2017 г. составило 1039,7 млрд кВт/ч, что на 1,3% больше объёма потребления в 2016 г. Потребление электроэнергии в целом по России в 2017 г. составило 1059,5 млрд кВт/ч, что на 0,5% больше, чем в 2016 г. [13] В этой связи отметим, что стоимость создания кВт генерирующих мощностей на электростанциях разного типа стоит примерно от 1 до 3 тыс. долл. США. В то время, как снижение установленной мощности на один кВт освещения стоит 150-200 долл. США. Это огромная разница и, кроме того, это связано с решением важнейшей проблемы снижения вредных выбросов в атмосферу [6]. При этом, системы искусственного освещения являются наиболее распространённым конечным потребителем электроэнергии, на долю которых приходится около 13% всей генерируемой электрической энергии [10, c. 26-26]. Очевидно, что эффективная реализация государственной политики энергосбережения в столь значительном сегменте потребителей электроэнергии, позволит существенным образом повлиять на общую картину экономии и повышения энергоэффективности энергопотребляющих систем.

Со стороны государства

Говоря об основных направлениях государственной политики в сфере энергосбережения и повышения энергоэффективности, стоит признать, что как такового, акта, закрепляющего эти самые основные направления в законодательстве, не усматривается, хотя п.1 ст. 6 Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [1] прямо устанавливает в качестве одного из полномочий органов государственной власти России формирование и осуществление государственной политики в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. При этом, п. 14.1 той же ст. 6, введённым Федеральным законом от 28.12.2013 N 399-ФЗ, закрепляет за госорганами, функцию осуществления мониторинга и анализа эффективности реализации государственной политики и нормативно-правового регулирования в рассматриваемой области. Однако ещё в 2009 году Распоряжением Правительства РФ были утверждены «Основные направления государственной политики в сфере повышения энергетической эффективности электроэнергетики на основе использования возобновляемых источников энергии на период до 2024 года» [5], безусловно являющиеся важным элементом, но все же не в полной мере раскрывающим государственную политику в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в целом. Полагаем, что в ситуации отсутствия чётких пояснений по вопросам содержания указанной государственной политики стоит признать, что мониторинг и анализ эффективности её реализации не может не столкнуться с определенными трудностями на практике.


Роль светотехники

Попробуем выяснить, имеются ли какие-либо успехи в указанных областях, и упоминаются ли при их описании светотехническая отрасль и вопросы искусственного освещения. В этой связи небезынтересно ознакомиться с содержанием подобных докладов за последние годы. К сожалению, с итогами 2017 года в исследуемой сфере ознакомиться пока нельзя — они ещё не готовы. Как следует из текста Государственного доклада о состоянии энергосбережения и повышении энергетической эффективности в 2016 году [9], средний удельный расход электрической энергии на снабжение государственных и муниципальных учреждений здравоохранения по России за 2016 г. составил 57,99 кВт·ч/м2. В Центральном, Северо-Западном и Южном федеральных округах средний удельный расход электрической энергии на снабжение государственных и муниципальных учреждений здравоохранения выше, чем по России на 6%, 9% и 15% соответственно. Средний удельный расход электрической энергии на снабжение учреждений образования за 2016 г. вырос на 4% и составил 31,8 кВт·ч/м2. В Северо-Западном федеральном округе средний удельный расход электрической энергии на снабжение учреждений образования выше, чем по России, на 45%. Для проведения анализа общего состояния энергосбережения и повышения энергетической эффективности в бюджетном секторе использовались показатели внедрения ключевых энергоэффективных технологий, в том числе, доли светодиодных источников света в освещении государственных и муниципальных учреждений. Из данных Доклада следует, что средняя доля светодиодных источников света в освещении государственных и муниципальных учреждений, по данным энергетических деклараций в 2015 г., составляла 5,6%. Средняя доля таких источников в освещении указанных учреждений за 2016 г. уже увеличилась на 1,2 пп. и составила 6,6%. При этом, доля светодиодных источников света во всех подведомственных учреждениях рассмотренных федеральных органов исполнительной власти выше среднего уровня по России для всех бюджетных учреждений. Так, например, оснащенность светодиодными источниками в учреждениях Минюста России и ФСИН России почти в два раза превосходит среднюю по России. Несмотря на указанный рост, такая ситуация по-прежнему говорит о значительном потенциале энергосбережения через дальнейшее внедрение светодиодных источников, поскольку, указанные источники света по всем параметрам во много раз превосходят до сих пор наиболее часто используемые в целях организации освещения лампы накаливания.

Однако не взирая на очевидных лидеров среди источников света, в 2016 г. Минстрой России утвердил приказы от 17 августа 2016 г. № 572/пр «Об утверждении свода правил «Здания образовательных организаций. Правила проектирования» и от 17 августа 2016 г. №ВВ  573/пр «Об утверждении свода правил «Здания дошкольных образовательных организаций. Правила проектирования», которые не содержат положений, направленных на стимулирование внедрения энергетически эффективных технологий. В частности, в Приказе № 572/пр предлагается предусматривать для освещения в общеобразовательных учреждениях компактные и трубчатые люминесцентные лампы, содержащие соединения ртути, и лампы накаливания. Учитывая, что в настоящее время подавляющее большинство общеобразовательных учреждений строятся и реконструируются за счёт бюджета, применение указанных правил проектирования может привести к неэффективному расходованию бюджетных средств на этапе эксплуатации образовательных учреждений.


США планирует к 2020 г. снизить энергоёмкость экономики на 25 % по сравнению с 2005 г



Что говорят нормативные документы

Напомним, что п. 8 ст. 10 Закона об энергосбережении, предусматривает, что с 1 января 2011 г. к обороту на территории России не допускаются электрические лампы накаливания мощностью 100 Вт и более, которые могут быть использованы в цепях переменного тока в целях освещения. Кроме того, с того же момента запрещена закупка электрических ламп накаливания для обеспечения государственных или муниципальных нужд, которые могут быть использованы в цепях переменного тока в целях освещения. В качестве перспективных мер тот же п. 8 фиксирует возможность запрета оборота электрических ламп накаливания мощностью 75 Вт и более, а с 1 января 2014 г. — мощностью 25 Вт и более. Однако до сих пор такой запрет так и не установлен. Кроме того, Постановлением Правительства от 28.08.2015 № 898 «О внесении изменений в пункт 7 Правил установления требований энергетической эффективности товаров, работ, услуг при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» с 1 июля 2016 г. был введён ряд ограничений на закупку энергетически неэффективных источников света и осветительных устройств, а именно: двухцокольных люминесцентных ламп с люминофором галофосфат натрия и индексом цветопередачи не выше 80, дуговых ртутных люминесцентных ламп, компактных люминесцентных ламп, электромагнитных пускорегулирующих устройств, светильников для двухцокольных люминесцентных ламп и дуговых ртутных люминесцентных ламп [3]. Данные мероприятия должны были стимулировать внедрение светодиодных технологий на уровне регионов.


Пункт 6 ст. 48 Закона об энергосбережении содержит норму о конкретных требованиях к осветительным устройствам, электрическим лампам, используемым в цепях переменного тока в целях освещения, которые, в свою очередь, должны были быть введены в действие Правительством РФ до 1 марта 2010 года. Такие правила принимались в 2011 г. Постановлением Правительства РФ № 602 «Об утверждении требований к осветительным устройствам и электрическим лампам, используемым в цепях переменного тока в целях освещения», и повторно, в ноябре 2017 г. Постановлением Правительства РФ № 1356 «Об утверждении требований к осветительным устройствам и электрическим лампам, используемым в цепях переменного тока в целях освещения» (далее – Правила). Указанные Правила устанавливают, что применение требований к осветительным устройствам и электрическим лампам, используемым в цепях переменного тока в целях освещения, осуществляется в два этапа: I этап — с 1 июля 2018 г. по 31 декабря 2019 г., II этап — с 1 января 2020 г. При этом, на обоих этапах предъявляются особые требования к лампам и светильникам общего назначения, в соответствие с которыми они должны соответствовать требованиям к энергетической эффективности и эксплуатационным характеристикам, предусмотренным соответствующим документом. Кроме того, на II этапе уровень потерь активной мощности в пуско-регулирующей аппаратуре светильников для общественных и производственных помещений с люминесцентными или индукционными лампами не должен превышать 8%. Далее, по тексту Правил устанавливаются требования к энергетической эффективности ламп и светильников общего назначения в зависимости от их вида и их номинальной мощности, а также к эксплуатационным характеристикам ламп и светильников общего назначения.

Новые правила

В новых Правилах обращает на себя внимание тот факт, что они, в отличие от ранее действующих вообще не упоминают о вольфрамовых лампах накаливания, то есть, использование последних не предполагается. Это, безусловно, можно считать позитивным направлением в деле энергосбережения и повышения энергоэффективности систем освещения, однако, насколько будет готова национальная экономика к применению этих правил большой вопрос. С учётом того, что в условиях неактуальности ранее действовавших требований к энергоэффективности светотехнического оборудования, использование цены в качестве основного критерия при осуществлении закупок для обеспечения государственных или муниципальных нужд нередко приводило к приобретению самых дешёвых и энергонеэффективных товаров. Хотя, нужно заметить, что для преодоления подобной ситуации, в Постановление Правительства РФ «Об утверждении Правил установления требований энергетической эффективности товаров, работ, услуг при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Постановлением Правительства РФ от 21.04.2018 № 486 [4], были внесены изменения, предписывающие Минэкономразвития РФ ежегодно, начиная с 2018 г., проводить анализ как энергетической эффективности товаров при осуществлении закупок для обеспечения государственных или муниципальных нужд на предмет выявления категорий товаров, при использовании которых расходуются энергетические ресурсы в объемах, составляющих существенную долю в структуре потребления отдельных групп государственных или муниципальных заказчиков, осуществляющих аналогичные виды деятельности; так и требований энергетической эффективности товаров, работ, услуг при осуществлении госзакупок, установленных законодательством иностранных государств, и возможности их применения в Российской Федерации.


В заключении стоит отметить, что получающие всё большее распространение светодиодные модули LED и светодиодные чипы, могут приводить, по мнению специалистов в области здравоохранения, к росту ряда заболеваний в результате использования новых технологий в светоэнергетике [11]. В разделе 2.2. «Зелёной книги» Евросоюза отдельно указывается, что государства ответственны за качество и безопасность той светодиодной продукции, которая закупается и продаётся в Европе, а в Предварительных рекомендациях Научного комитета по новым и вновь выявленным рискам для здоровья (SCENIHR) содержатся требования о необходимости принятия мер по уменьшению злоупотребления искусственным освещением в целом. Поэтому, конечно, прежде чем вводить на территории России светодиоды с определенными техническими характеристиками и, в первую очередь, с большой дозой синего света в освещение школ и учреждений здравоохранения России, которое ведется по программе ПРООН (Программа развития ООН), необходимо получить заключения со стороны офтальмологов, гигиенистов и светотехников ВНИСИ им. С. И. Вавилова о возможности их применения в государственных учреждениях без вреда для здоровья людей.



Литература


  1. Федеральный закон от 23.11.2009 N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
  2. Постановление Правительства РФ от 18.12.2014 № 1412 «О подготовке и распространении ежегодного государственного доклада о состоянии энергосбережения и повышении энергетической эффективности в Российской Федерации».
  3. Постановление Правительства от 28.08.2015 № 898 «О внесении изменений в пункт 7 Правил установления требований энергетической эффективности товаров, работ, услуг при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
  4. Постановление Правительства РФ от 21.04.2018 № 486 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 г. № 1221».
  5. Распоряжение Правительства РФ от 08.01.2009 № 1-р «Об основных направлениях государственной политики в сфере повышения энергетической эффективности электроэнергетики на основе использования возобновляемых источников энергии на период до 2024 года».
  6. Айзенберг Ю.Б., Малахова О.В. Энергоэффективное освещение. Проблемы и решения// Энергосовет. – 2010. – № 6 (11).
  7. BP Statistical Review of World Energy June 2017.
  8. Вовненко Г. И., Шкрадюк И. Э. Энергоэффективность современной экономики России // Социальные и гуманитарные знания. – 2015. – № 2. 
  9. Государственный доклад о состоянии энергосбережения и повышении энергетической эффективности в Российской Федерации в 2016 г.
  10. Корюнов Н.В. Вопросы энергосбережения в освещении// Управление экономическими системами: электронный научный журнал. – 2013. – № 4 (52).
  11. Кошиц И.Н., Светлова О.В., Макаров Ф.Н., Гусева М.Г., Артемьев Н.М. О внедрении безопасных светодиодных ламп в дошкольные и школьные учебные и лечебные учреждения // Энергосбыт. – 2016. – № 4 (46)
  12. Energy efficiency market report 2016
  13. Пресс-релиз: Потребление электроэнергии в ЕЭС России в 2017 году увеличилось на 1,3 % по сравнению с 2016 годом.
  14. Report from the commission to the European parliament and the council: Assessment of the progress made by Member States towards the national energy efficiency targets for 2020 and towards the implementation of the Energy Efficiency. / Directive 2012/27/EU as required by Article 24(3) of Energy Efficiency Directive 2012/27/EU 


«Промышленные страницы Сибири» №1-2 (136) январь-февраль 2019 г.



№1 (136) янв-фев Промышленные страницы Сибири
Прочитать другие публикации на Calameo


Текст: Светлана Горохова, к.ю.н., доцент Департамента правового регулирования экономической деятельности, Финансовый университет при Правительстве РФ Анна Попова, д.ю.н., профессор Департамента правового регулирования экономической деятельности Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации



© 2006-2012. Все права защищены. «Единый промышленный портал Сибири»


Цитирование приветствуется при условии указания ссылки на источник - www.epps.ru

© Создание сайта - студия GolDesign.Ru