На службу в «Енисейскую Сибирь»

Основной драйвер развития экономики инвестиционного проекта «Енисейская Сибирь» — цифровизация энергетики. Это длительный процесс, связанный не только с инфраструктурными изменениями: создавать высокотехнологичные производства и управлять ими должны будут новые специалисты, которых сегодня нет. Поэтому инвестировать в первую очередь нужно в умы молодых людей, которые уже сейчас обеспокоены тем, что в будущем отказ от ручного труда грозит им безработицей.

div>

Земля — колыбель человечества

Эти слова Константина Циолковского привёл нынешним студентам начальник Департамента по недропользованию по Центрально-Сибирскому округу Юрий Филипцов. Он уверен: без работы не останется никто, тем более в Сибири. Ежегодно бюджет Красноярского края выделяет не менее 500 млн рублей на доставку угля в отдалённые посёлки Таймыра, например, Усть-Абам, Караул. В ходе перевозки топливо вручную перегружают 4 раза, в результате чёрный алмаз превращается в пыль. В местах назначения эту пыль выгружают «руками» и традиционно сжигают в печах и котельных. Поэтому тотальная цифровизация в северную глубинку придёт не скоро. Чтобы ускорить этот процесс, специалистов нужно начать готовить уже сейчас.

«Когда строился Великий Сибирский путь, в постановлении специально созданного Комитета, который возглавил цесаревич Николай Александрович, говорилось: «Сибирская железная дорога, это великое народное дело, должна осуществляться русскими людьми и из русских материалов». Это дало толчок развитию промышленности и науки России. Хотелось бы, чтобы проект «Енисейской Сибири» стал катализатором развития науки и высшего образования в сибирских регионах, в первую очередь, Красноярском крае», — отметил директор Политехнического института СФУ, заведующий кафедрой электротехнических комплексов и систем Василий Пантелеев.


Образование — всему голова

Столь масштабные проекты имеют мультипликативный эффект и позволяют наращивать потенциал не только конкретной отрасли, но и обеспечивают условия для самореализации населения регионов.

«Предварительные эффекты реализации проекта оценены Центром экономики инфраструктуры, Географическим факультетом МГУ им. М. В. Ломоносова, Институтом Народнохозяйственного Прогнозирования РАН. В первую очередь, необходимо отметить наш ключевой показатель — это наличие рабочих мест на территории Красноярского края, республик Хакасия и Тыва, которых по предварительным оценкам будет 73 500. Их создание с учётом использования в рамках инвестиционных проектов современных производственных технологий потребует высокого уровня знаний и может быть обеспечены высококвалифицированными кадрами. Уровень миграции в настоящее время довольно высок: мы все понимаем, что каждый сегодня стремится туда, где больше возможностей для самореализации, зарплаты выше и созданы условия. Поэтому мы должны укреплять нашу образовательную систему. В этом смысле особо значима высшая школа, это наши университеты, прежде всего — СФУ. Таким образом, мы планируем создать предпосылки для снижения оттока и закрепления наших специалистов», — сообщил министр экономики и регионального развития Красноярского края Егор Васильев.

Тем не менее, в 2019 году СФУ сократил контрольные цифры приёма на бюджетные места по инженерным направлениям, энергетике, машиностроению и транспорту. По мнению экспертов, так происходит потому, что бизнес не сформулировал заказ в адрес высшей школы как поставщика кадров для реализации инвестпроекта «Енисейская Сибирь» и для научного его обеспечения. Речь идёт не только о выпускниках технических вузов, но и о нынешних студентах. В СФУ, например, создана Ассоциация выпускников. По словам её участников, ни одно заседание Президиума не проходит без обсуждения насущных проблем.
В Ключевой вопрос — недостаточный базовый уровень подготовки специалистов. Современному производству нужен совершенно другой инженер, бакалавриата недостаточно. Кроме того, нужно разделить обучение в области энергетики и в области IT-технологий. Однако самостоятельно, без участия таких крупных компаний, как МРСК и СУЭК, вуз не может сформировать учебную программу.


Что для этого нужно?

«Уже сейчас создаются площадки, которые будут агрегировать соответствующие заказы и в плане научных исследований, и в плане подготовки кадров. Сейчас эти структуры оформляются, мы ждём последнего заключения федерального уровня, готовятся нормативные документы. Мы планируем и активно обсуждаем, что в СФУ и расположится тот самый агрегатор, который будет собирать конкретику и дальше передавать в сами компании, которые будут вести как оператор этот большой инвестиционный проект, коммуницировать с инвесторами. Енисейская Сибирь в принципе не может развиваться без научной основы. Это будет местная научная база и база подготовки кадров», — объяснил Егор Васильев.

Подобная площадка есть у ГК «Россети», она базируется в Московском энергетическом институте. К слову, ректор МЭИ Николай Рогалёв — один из членов совета директоров группы компаний. Безусловно, именитая базовая кафедра работает над требованием к высшей школе. Для энергетической отрасли МЭИ — головной вуз, но как же быть университетам здесь, в Сибири? Ведь для того, чтобы управлять цифровыми системами на местах, нужно готовить специалистов из тех, кто здесь родился и вырос.


«Сегодня МРСК, как дочернее общество, признаюсь, недостаточно работает с системой образования. Я постараюсь переформатировать работу компании именно как заказчика, сделать это мы можем только в партнёрстве. Думаю, нам хватит полгода, чтобы сформировать требования, организовать работу кафедр и систему подготовки, проработать вопрос о технологической практике на наших предприятиях, чтобы студенты заранее знали, куда они пойдут», — признал генеральный директор ПАО «МРСК Сибири» Виталий Иванов.


Виталий Валерьевич добавил, что министр энергетики РФ Александр Новак, по совместительству председатель совета директоров в ГК «Россети», утвердил концепцию развития электрических сетей. В ней изложены требования не только к компонентам и конфигурации сети, но и к персоналу. Можно ли предположить, какие из представленных профилей подготовки будут более востребованы в будущем?
«Я сам когда-то заканчивал Политехнический институт, в этом нет ничего особенного, могу откровенно сказать: когда я пришёл работать в «Электрические сети», мне сказали, что всё, чему меня учили — неправильно. Сегодня колоссальные провалы в энергетике идут по службам автоматизации, релейной защиты, автоматики, причём это касается России в целом. У нас будут наиболее востребованы именно те направления, которые будут связаны с автоматизацией и на линиях, и на подстанциях, и на устройствах защиты. Безусловно, необходимы будут специалисты со знаниями в области IT-технологий. Пока сложно представить, как это сделать на уровне высшей школы», — сказал г-н Иванов.



МНЕНИЕ

ЕВГЕНИЙ АФАНАСЬЕВ,
министр промышленности, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края

Основные сдерживающие факторы развития цифровизации энергетики: заказ высшей школе

«Нужно понимать, какой должна быть цифровизация и каким должен быть заказ высшей школе. Этот процесс ещё не до конца изучен со всех сторон, поэтому совместными усилиями компаний и науки мы должны прийти к заключению, какая квалификация должна быть у этих специалистов. Это определит направление науки и стратегию развития цифровизации. Ещё вчера мы не знали, что такое роботизированная котельная. Сегодня активно развивается направление малой теплогенерации. Из обслуживающего персонала — всего пара человек для диспетчерского управления. Машинист котельной, в том понимании, в каком он был раньше, не существует — сегодня это человек с высшим образованием. Уже сейчас некоторые объекты в Лесосибирске управляются из Красноярска. Ещё один сдерживающий фактор — нужно больше внимания уделять государственной поддержке отраслям».




МНЕНИЕ

ЕГОР ВАСИЛЬЕВ,
министр экономики и регионального развития Красноярского края

Основные сдерживающие факторы развития цифровизации энергетики: рынок диктует

«Основная проблема в том, что это очень рыночный механизм. Как только цифровое производство станет существенно дешевле нецифровизированного, производитель, будь то государственный или частный, начнёт переходить на цифру. До тех пор, пока это не является существенным конкурентным преимуществом, это будет работать ни шатко, ни валко. Здесь должна решать экономика».




МНЕНИЕ

ВИТАЛИЙ ИВАНОВ,
генеральный директор ПАО «МРСК Сибири»

Основные сдерживающие факторы развития цифровизации энергетики: по лекалу

«Сегодня в России нет единых стандартов и эталонов — и это основная проблема. Поэтому несмотря на то, что по всей стране формируется с десяток цифровых подстанций — не имеет значения, где будет построена самая первая, — успешный проект вряд ли можно будет масштабировать, потому как все они разные, и ни один не соответствует «норме». Для начала нужно пересмотреть и структурировать нормативную базу, требования Ростехнадзора, отрегулировать разделы Закона об энергетике, изменить правила технической эксплуатации».


«Промышленные страницы Сибири» №1-2 (136) январь-февраль 2019 г.



№1 (136) янв-фев Промышленные страницы Сибири
Прочитать другие публикации на Calameo

Текст: Надежда Гесс.




© 2006-2012. Все права защищены. «Единый промышленный портал Сибири»


Цитирование приветствуется при условии указания ссылки на источник - www.epps.ru

© Создание сайта - студия GolDesign.Ru