Чем «кормить» генераторные установки?

По оценкам экспертов, существующую с современной России систему генерации, передачи и распределения эклектической энергии можно назвать надёжной. Однако, чем более удалённым является объект, тем меньше стабильности в работе его энергосистемы. Это создаётся определённую опасность для работающих здесь предприятий, ведь вся современная индустрия просто не может существовать без электричества.

div>

Кроме того, есть огромное количество объектов, которые требуют достаточно высокого уровня электрической мощности, но при этом не являются долговременными и стационарными. Например, буровые установки, передвижные мобильные заводы по производству материалов для дорожного ремонта, строительное и многое другое оборудование. И здесь в работу вступают автономные генераторные установки. В объёме затрат на их эксплуатацию весомое место занимает потребляемое топливо (см. Диаграмму 1), так что имеет смысл разобраться, чем «кормят» современные генераторы, и от каких параметров зависит выбор?
Едва ли можно говорить о большом выборе представленных на рынке вариантов. Ключевых, собственно говоря, четыре: бензин, дизель, газ и альтернативные виды топлива. А вот какие из них популярнее, экологичнее и экономичнее, давайте разбираться. 
«Классические электрогенераторы в качестве привода используют двигатели внутреннего сгорания (поршневые двигатели) и турбины. Двигатели внутреннего сгорания могут использовать в качестве топлива бензин, дизельное топливо, газообразное топливо — основным является природный газ, попутный (нефтяной) газ и сжиженный газ. Турбины в большинстве случаев используют в качестве топлива газообразное топливо — природный газ, попутный (нефтяной) газ и сжиженный газ», — обозначил более подробную классификацию технический директор ООО «Эффективные энергетические системы» Алексей Тимошенков.

Кто за газ?
Теоретически, оптимальным соотношением эклогичности и экономичности должны характеризоваться установки, работающие на газе. Безусловно, для непрерывного снабжения электроэнергией промышленного производства предпочтителен природный газ — исходя из стоимости топлива и стоимости выработанного кВт/ч с помощью газопоршневого или газотурбинного электроагрегата. 
В качестве иллюстрации — сравнение двух электрогенераторных установок мощностью 530 кВт, одна работает на дизельном топливе, другая на природном газе. Обе установки собраны в контейнерах, обе созданы известными европейскими производителями. Возьмём год эксплуатации 24 часа в сутки – примерно 8000 часов за 1 год. Расходы на топливо буквально несоизмеримы (см. Таблицу 1).
Только вот парадокс: такие системы – во всяком случае в нашей стране – не слишком популярны. Во-первых, по банальной причине отсутствия доступного ресурса во многих регионах России. А во-вторых, не всё с этим оборудование так уж гладко.
«Самым экологичным видом топливом является природный газ. Многие отрасли промышленности, автомобилестроения и бытовой сегмент потребления переходят на использование газа. Производители двигателей для электростанций также заинтересованы в минимизации содержания вредных примесей в выхлопных газах и поддержании экологичной обстановки в мире. Многие электростанции в отдалённых частях страны работают практически круглосуточно и выделение вредных примесей может быть существенным. Но из-за неразвитости газификации в нашей стране использование газопоршневых двигателей остается небольшим. Также стоимость потребления газа является минимальной по отношению к другим видам топлива. Но и выходные характеристики газопоршневых двигателей не такие гибкие, как у дизельных двигателей, поэтому 80% эксплуатируемых электростанций являются дизельными», — комментирует Иван Сучков. 
«Действительно, газ значительно выигрывает по стоимости относительно дизтоплива, но уступает по доступности в некоторых регионах, а также имеет так называемый «фактор страха» у эксплуатирующих субъектов — взрыво- и пожаробезопасность, более высокие требования со стороны контролирующих органов. Это, на мой взгляд, снижают его привлекательность для использования в качестве топлива в автономных генераторах», — объясняет генеральный директор ООО «ЭЛЕН-Техно» Евгений Головин.

Вездесущее ДТ
Получается, что экологичность в деле автономного энергообеспечения у нас не в тренде. Все опрошенными нами эксперты единогласно заявили, что самым распространённым вариантом в промышленном сегменте являются дизельные агрегаты. Они демонстрируют наилучшие эксплуатационные показатели: хорошие выходные характеристики на постоянных режимах работы двигателя, к тому же ДТ можно использовать в любых климатических условиях – а в северных районах генераторные установки как раз и востребованы больше всего. Дизельные электростанции хорошо реагируют на изменяющуюся нагрузку и обеспечивают надёжное резервирование объектов большого мощностного диапазона.
«В настоящее время предпочтительным топливом для организации резервирования промышленного производства является дизельное топливо. Несложные условия хранения, перевозки и заправки, доступность для большинства промышленных предприятий делают дизельное топливо наиболее востребованным энергоресурсом для топливных электростанций», — считает Иван Сучков. 
«Для резервного энергоснабжения предпочтительны электрогенераторы на дизельном топливе. Изначальная стоимость установки меньше, и для непродолжительной работы (соответственно небольшого количества потреблённого дизельного топлива) при резервном энергоснабжении (обычно от нескольких часов до суток) — это оптимальный вариант», — подтверждает Алексей Тимошенков.

«Домашнее» топливо
Что касается третьего варианта – бензиновых установок, то они также находят своего потребителя. Только зачастую это уже не промышленный, а бытовой сегмент. Такие системы доступны, компактны, менее зависимы от температуры запуска/эксплуатации, более просты конструктивно. Но работают они на небольших мощностях — до 10 кВт. 
«Бензиновые электрогенераторы в основном применяются в жилом частном секторе для обеспечения электричеством при авариях на электросетях, для строительных и хозяйственных нужд, а также при осуществлении работ ремонтными службами и при аварийно-восстановительных работах МЧС», — уточняет Алексей Тимошенков.

Поищем альтернативу
Напоследок остались упомянутые установки на альтернативном топливе. Но проблема в том, что таковые используются в нашей стране минимально и относятся больше к перспективным с точки зрения экологии и экономии энергоресурсов.
«В таких странах, как США, Япония, Китай, странах Европы и многих других распространено топливо для дизельных двигателей — биодизель. Главными особенностями биодизеля стали дешевизна производства, экологичность — разлитое топливо в почву или воду быстро разлагается микроорганизмами, отсутствие резкого запаха и низкий уровень токсичности.  При работе на биодизеле содержание в выхлопных газах углекислого газа меньше на 4-5%, окиси углерода меньше на  10%, почти вдвое снижается показатель наличия сажи, а также в биодизеле намного меньше серы по сравнению с минеральным дизтопливом», — описывает иностранный опыт Алексей Тимошенков.
Приходится констатировать, что в России практически нет эффективно работающих программ, которые нацелены на активное развитие и расширение доли рынка биотоплива. В основном характеристики топлива корректируются или улучшаются с помощью присадок, а вот новые виды, применимые к массовому использованию, пока появляются крайне редко.

Своя ниша
Таким образом, генераторные системы, работающие на разном топливе, едва ли можно считать конкурентами. Каждый вид электрогенераторной установки используется в своей сфере, что, обусловлено теми или иными условиями и особенностями эксплуатации. Замена электрогенераторной установки на газовый электрогенератор для производственных нужд – штука дорогостоящая, связанная с согласованием во многих инстанциях. 
«Эксплуатант установки самостоятельно оценивает технико-экономическую составляющую будущей электростанции. При выборе агрегата он учитывает большое количество исходных данных, таких как наличие энергоресурсов (газ, дизель), возможность бесперебойно обеспечивать подачу данного вида топлива, отвечает ли его объект определенным нормам по безопасности и т. д. Поэтому, конкуренции нет, есть совокупность требований и возможностей по выбору той или иной установки»,— говорит Иван Сучков.
В связи с этим производители таких установок строят свою политику по-разному. Некоторые компании, скажем, Waukesha, Jenbacher специализируются только на производстве газопоршневых электрогенераторов. А вот производители как Caterpillar, Perkins, Cummins, MWM, MTU первоначально также специализировались на производстве дизельных двигателей и дизельных генераторов, но позже с развитием рынка промышленных газовых электрогенераторов переделали дизельные двигатели в газопоршневые двигатели, изменив и модернизировав систему управления, подачи топлива и внутренние компоненты, и детали. В то же время такие известные производители, как IVECO, Volvo, John Deere выпускают только дизельные двигатели, что обусловлено основными поставками продукции на сельскохозяйственную, специальную технику и грузовые автомобили. На основе двигателей этих производителей изготавливаются дизельные электрогенераторы такими сборочными компаниями, как SDMO.
«Как правило, серьёзные производители стараются охватить большую модельную и мощностную линейку электростанций. Причем ценовой диапазон одного мощностного ряда предлагается разнообразный. Это могут быть известные мировые производители с огромным ресурсом и мировой гарантией, так и более доступные аналоги, произведенные в Китае и хорошо зарекомендовавшие себя в работе. По использованию топлива производители также стараются обеспечить потребность любого уровня и пожелания», — комментирует Иван Сучков.

Эксперт

Алексей Тимошенков,
технический директор ООО «Эффективные энергетические системы»
«Газопоршневые и газотурбинные установки не так популярны, как дизельные. Для работы газопоршневых электроустановок требуется стационарное подключение к источнику газоснабжения природного газа. Такие агрегаты широко распространены для снабжения электроэнергией и тепловой энергией малых, средних предприятий и объектов ЖКХ. Газопоршневые электроустановки, использующие в качестве топлива попутный (нефтяной) газ, применяются для снабжения электроэнергией и тепловой энергией нефтяных и нефтегазовых месторождений. Для газотурбинных электрогенераторов так же требуется стационарное подключение к источнику газоснабжения. За счёт высокой мощности они используются на нефтегазовых месторождениях и для снабжения электроэнергией и тепловой энергией посёлков и городов».

Эксперт

Евгений Головин,
генеральный директор  ООО «ЭЛЕН-Техно» 
«Учитывая географическое местоположение потребителей, значительную удалённость предприятий (особенно добывающей отрасли) от централизованного источника, применение электростанций различной конфигурации позволяет найти оптимальное решение. Доступность дизельного топлива или газификации в тех или иных регионах позволяет специалистам ориентироваться в подборе подходящих генераторов и электростанций. Популярными и экономичными являются дизельные и газопоршневые генераторы».

Эксперт

Иван Сучков, 
начальник сервисного центра ООО «Торговый Дом Электроагрегат» 
«Новые виды топлива для электростанций напрямую зависят от развития направления мирового двигателестроения в плане использования альтернативных источников топлива. Приоритет отдаётся экологичности и эффективности энергоресурса. Во многих странах требования по экологии позволяют использовать либо газопоршневые двигатели, либо дизельные, но с очень жёсткими требованиями по содержанию вредных примесей в выхлопных газах. В нашей стране строгих требований по выхлопным газам для дизельных электростанций не существует, поэтому в основном эксплуатируются дизельные агрегаты».

Анна Кучумова.




© 2006-2012. Все права защищены. «Единый промышленный портал Сибири»


Цитирование приветствуется при условии указания ссылки на источник - www.epps.ru

© Создание сайта - студия GolDesign.Ru