Что-то тут не продумано...

Российская система госзакупок на протяжении всей своей истории является темой для обсуждения, и, к сожалению, неиссякаемым источником тем для анекдотов и демотиваторов. Система, которая со стороны кажется продуманной и функциональной, на деле оказывается недоработанной и создающей массу сложностей. Если взглянуть на дело с точки зрения поставщиков, то в системе найдётся целый список спорных моментов.

Процесс закупок в обязательном порядке должен быть управляемым и контролируемым государством. Поэтому важно разобраться, какими основными документами он регулируется.
Изначально система госзакупок с 21 июня 2005г. регламентировалась законом № 94. В июле 2011 года принимается новый закон № 223 ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Ещё через два года появляется ФЗ №44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». В связи с этим 94-ФЗ через несколько месяцев утратил силу.
Стоит отметить, что принципиальная разница между ФЗ № 44 и ФЗ № 223, кстати, действующими и сегодня, заключается в том, что по 44-ФЗ заказчик не может определять конкретную марку, вид, наименование товара или услуги. Приходится в описании тендера давать их общие характеристики. И участвовать в данном тендере может любая компания (относящаяся к малому и среднему бизнесу), а также индивидуальные предприниматели с товаром или услугой, подходящими под описание, указанное в тендерной документации. И если заказчик по итогам рассмотрения заявок участниками откажет кому-то в допуске, то последний имеет полное право подать информацию в ФАС. Так результаты тендера могут быть аннулированы.
А вот по 223-ФЗ в описании тендерной документации заказчик вправе указать конкретную марку товара, оборудования или услуги. И всё, что будет предложено поставщиками на рассмотрение в качестве альтернативы, заказчик может отмести без предоставления дальнейших объяснений. Участие в этом тендере также могут принимать компании, относящиеся к малому и среднему бизнесу, и индивидуальные предприниматели.
div style="text-align: justify;">Процесс закупок в обязательном порядке должен быть управляемым и контролируемым государством. Поэтому важно разобраться, какими основными документами он регулируется.
Изначально система госзакупок с 21 июня 2005г. регламентировалась законом № 94. В июле 2011 года принимается новый закон № 223 ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Ещё через два года появляется ФЗ №44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». В связи с этим 94-ФЗ через несколько месяцев утратил силу.
Стоит отметить, что принципиальная разница между ФЗ № 44 и ФЗ № 223, кстати, действующими и сегодня, заключается в том, что по 44-ФЗ заказчик не может определять конкретную марку, вид, наименование товара или услуги. Приходится в описании тендера давать их общие характеристики. И участвовать в данном тендере может любая компания (относящаяся к малому и среднему бизнесу), а также индивидуальные предприниматели с товаром или услугой, подходящими под описание, указанное в тендерной документации. И если заказчик по итогам рассмотрения заявок участниками откажет кому-то в допуске, то последний имеет полное право подать информацию в ФАС. Так результаты тендера могут быть аннулированы.
А вот по 223-ФЗ в описании тендерной документации заказчик вправе указать конкретную марку товара, оборудования или услуги. И всё, что будет предложено поставщиками на рассмотрение в качестве альтернативы, заказчик может отмести без предоставления дальнейших объяснений. Участие в этом тендере также могут принимать компании, относящиеся к малому и среднему бизнесу, и индивидуальные предприниматели.
На практике
А теперь давайте на конкретном примере посмотрим, как работает система — по опыту компании «СтарСервис Групп», которая занимается производством и поставкой дизель-генераторов на территории России. Допустим, детская поликлиника в городе Тула хочет приобрести для собственных нужд резервный дизель-генератор мощностью 110 кВА. Так как данное медицинское учреждение относится к государственным и бюджетным, то любую закупку оборудования они обязаны проводить путём тендера с размещением соответствующего запроса на торговой площадке.
И если раньше, до вступления в силу закона о государственных закупках, представитель больницы сам находил интересующее его оборудование, выбирал компании, которые его предлагают, и закупал именно то, что ему нужно, то сегодня ситуация изменилась. Теперь представитель поликлиники должен поместить техническое описание объекта закупки и всю необходимую документацию по закупке оборудования на торговую площадку. А в связи с тем, что лот будет разыгрываться по 44-ФЗ, так как детская поликлиника никак не попадает под действие 223-ФЗ, то и описание оборудования должно быть размещено в соответствии с требованиями 44-ФЗ. Иными словами, без конкретного наименования дизель-генераторного оборудования и производителей этого оборудования.
Вот здесь то и начинается самое интересное. Важно понимать, что во многих государственных учреждениях, в том числе и в поликлинике, зачастую просто отсутствует специалист, способный написать грамотное техническое задание на закупку дизель-генераторного оборудования. Поэтому на торговой площадке размещаются требования к оборудованию, которые скопированы с другого, примерно похожего лота. И это хорошо, если есть, с чего скопировать. А бывает и так, что на торговой площадке размещены документы с описанием, но никакое оборудование под это описание не подходит. Тогда поставщики начинают задавать дополнительные вопросы, требуя разъяснений по закупке. А заказчик, не понимая, что же от него хотят, пытается ответить на эти запросы разъяснений. Правда, иногда можно встретить и такое: заказчик, не владея знаниями по технике, просто размещает на площадке общие характеристики дизель-генераторного оборудования, которые применимы к любой технике и производителю. Соответственно то, что он хочет закупить, и то, что он реально получит, может сильно отличаться.

Поддержим российское
Ещё одним ограничением явилось постановление Правительства РФ от 16.09.2016 N 925 «О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами». Смысл этого постановления вполне ясен из его названия. Из-за этой бумаги все государственные предприятия и бюджетные организации получили негласную команду на закупку оборудования российского производства. И все было бы хорошо, особенно в условиях санкций от стран Запада и США, но российское оборудование (а именно дизель-генераторы) очень сильно уступает по своим характеристикам, качеству и внешнему виду продукции западных производителей. Как результат, огромное количество поставленного оборудования характеризуется очень низким качеством. В процессе эксплуатации оно просто ломается в первый же год.
Для наглядности приведём несколько фото генераторов. Российского производителя называть не будем, но отличия нашей техники от импортной не заметить очень сложно.
Делайте ставки!
Ещё одним шагом для снижения цены на оборудование является аукцион. В тендерной документации прописывается, что победителем его становится компания, предложившая минимальную цену. Конечно, с точки зрения заказчика, это оправданный шаг. Но давайте посмотрим на ситуацию глазами производителя. Нельзя поставить качественный дизель-генератор (а это оборудование, которое при правильной эксплуатации работает не один десяток лет) за бесценок. В результате проведённого аукциона производители с качественным оборудованием выбывают, и конечный заказчик получает себе недорогой и, соответственно, низкокачественный дизель-генератор. Проработает он максимум 1-3 года, после чего его останется только выбросить, так как ремонт или невозможен или не рентабелен.

Тульским «левшам»
Таким образом, на заказчик, который решил, а точнее был вынужден приобретать оборудование с использованием системы госзакупок, должен решить множество вопросов. Наш гипотетический покупатель — тульская поликлиника — при проведении закупки дизель-генераторной установки для обеспечения резервного питания поликлинике должен сделать следующее.
• Точно определиться с резервируемой нагрузкой объекта.
• Определить предполагаемый срок эксплуатации оборудования, что однозначно отразится на качестве генератора и его стоимости.
• При подаче документов на площадку расписать требования по желаемому оборудованию как можно более подробно или прописать конкретную марку и в обязательном порядке добавить пункт «аналог».
• Учитывать вопрос качества оборудования при выборе дизель-генератора.
• Подробно описать все опции и пожелания к требуемому оборудованию.
• Для увеличения конкурентоспособности желательно играть тендер с большим сроком поставки — от 6 месяцев и более, это позволит производителям оборудования сделать под заказ интересующую заказчика станцию и привезти её в Россию, что позволит получить лучшую цену за более качественное оборудование.
• Не останавливаться только на российских производителях.
• Предоставлять в описании лота как можно более полную информацию по месту расположения, объёмам предполагаемых работ, способу приемки оборудования и т. д.
• По возможности проводить закупку путём получения запроса предложений от поставщиков.
• Постараться максимально отказаться от проведения аукционов.
Только эти мероприятия могут помочь государственным предприятиям закупить качественное и недорогое оборудование.

«Промышленные страницы Сибири» №1-2 (126) январь-февраль 2018 г.

Денис Тархов, коммерческий директор ООО «СтарСервис Групп».




© 2006-2012. Все права защищены. «Единый промышленный портал Сибири»


Цитирование приветствуется при условии указания ссылки на источник - www.epps.ru

© Создание сайта - студия GolDesign.Ru