Особые экономические зоны в Красноярском крае: миф или реальность?

Традиционно экономический форум в крупных субъектах РФ является визитной карточкой их экономического развития. Для власти форум — это «экзамен» их деятельности по управлению субъектом. Станет ли апрельский экономический форум 2018 года в Красноярске визитной карточкой или очередным, а может и последним, гвоздём?

div style="text-align: justify;">
Красноярский край является одним из самых больших субъектов Российской Федерации, и тем значимей и заметней экономические проблемы его развития. Потенциал края позволяет быть образцом и примером использования новых технологий и высокого уровня экономического развития не только России, но и мира. К сожалению, сегодня регион — это образец системных проблем экономики и кризиса системы управления, нехарактерных для других субъектов и регионов РФ. Хронические экономические проблемы всем известны: дефицит бюджета, низкий уровень проведения форумов и подготовки к Универсиаде, отсутствие роста производительности труда и т. д. Понимает ли действующая власть эти проблемы? Конечно, понимает, но сегодня важно понимать не наличие системных или несистемных проблем, а степень их влияния на экономическое развитие в цифрах, как говорится, до второго знака после запятой.
Успешные субъекты РФ меняют структуру своего регионального продукта и экономики, развивая промышленность и образование. Развивают производство и отрасли, в которых Красноярский край оставался традиционно лидером среди субъектов РФ. Уже сегодня отчисления налогов очень низкие на фоне других регионов, и это отставание будет очень быстро усиливаться хотя бы потому, что в холодных регионах тяжелей и дороже создавать производства. Проблем, конечно, больше и это отдельная большая задача по их выявлению для действующей власти.
Одним из вариантов экономического роста Красноярского края является развитие особых экономических зон (ОЭЗ).
Особые экономические зоны или зоны свободной торговли — это продукт эволюции экономических отношений между людьми, странами и государствами, которые начались ориентировочно в 1500 году в крупных припортовых территориях. Когда награбленное пиратами необходимо было сбывать.
Соединенные штаты Америки официально подписали закон о создании ОЭЗ в 1934 году, узаконив нелегальный оборот грузов, но заработали они только с начала 1960 по 1980 года. Естественными причинами этого стали инфраструктура, персонал и экономические расчёты созданной модели ОЭЗ.

Для решения первой проблемы в 1938 году Американский президент принимает волевое решение о строительстве дорог через всю территории США. Несмотря на жёсткие протесты министерства транспорта он своей рукой чертит две параллельных линии и одну перпендикулярную по всей территории США и отдаёт указание немедленно приступить к строительству. Эффект не заставил себя долго ждать: экономика США начала выходить из глубокой депрессии. Первая и Вторая мировые войны как финансово, так и политически укрепили экономическое и политическое положение США.
Для дальнейшего экономического благополучия необходимо было сделать второй шаг — разработать систему экономических расчётов. Из-за этого в США инициируется бурное развитие информационных технологий, создание компьютеров. Возможность расчёта экономической системы и прогнозирование её будущего состояния позволили государству запустить деятельность ОЭЗ. Она, безусловно, оптимизирует процессы экономики, но они становятся по-настоящему эффективны при взаимодействии с другими зонами государств. Для экономической экспансии выбор пал на Китай, где и были созданы ОЭЗ, ориентированные на обслуживание внутреннего спроса и спроса США. Появление ОЭЗ в других странах сформировало проблему единой валюты и её обеспечения. США не могли себе позволить обеспечивать золотом доллар. Поэтому и решено было от этой меры отказаться. Однако надо понимать, что доллар не остался обделёным, его ценность обеспечивалась рынком ценных бумаг, возможностью страховать риски и вовлечением новых стран в зону работы ОЭЗ.В 
В США сегодня 250 ОЭЗ, которые ежегодно приносят около 600 млрд долларов. С ежегодным ростом этого дохода на15-17%. С третьей проблемой — кадрами —Америка справилась очень легко. США всегда вели активную политику как страна больших возможностей для карьеры и реализации своего потенциала. Не зря же английский язык является самым распространённым в мире. США — это бренд. Это вызов любому профессионалу своего дела или человеку который не нашел себе места на родине.
С 1980 по 2010 в мире происходит настоящий бум и взрывной рост ОЭЗ с нескольких сотен до нескольких тысяч. Сегодня насчитывается около 4,5 тысяч ОЭЗ.
Несмотря на третью реинкарнацию ОЭЗ и принятие закона в 2005 году в России нет естественного роста экономических процессов, происходящих в особой экономической зоне. На сегодняшний день Алабуга является самой успешной особой экономической зоной в России, но даже если все 24 российские ОЭЗ будут такие же успешные, то в сумме они не смогут опередить одну Китайскую ОЭЗ (Таблица 1).
Изучив потенциал основных ОЭЗ США, Катая, Евросоюза, Объединённых Арабских Эмиратов и др., можно сказать, что каждая зона создаётся под конкретную цель, максимально используя конкурентное преимущества достижений науки и географические преимущества. Большинство ОЭЗ отказывается покупать высокотехнологичные продукты, кроме ВПК и космической отрасли, чтобы не уменьшать свою доходность от операционной, инновационной и финансовой деятельности. Красноярский край, как и прежде, — это кладовая мировых ресурсов, которые непропорционально, относительно поступающих налогов, уходят на рост зарубежных ОЭЗ. Для того чтобы достойно вписаться в мировые экономические процессы не только как сырьевой придаток, Красноярский край должен совершить управленческий рывок.
• Создать инфраструктуру с использованием всех транспортных артерий, имеющих мировое значение (река Енисей,В  железнодорожная Транссибирская магистраль, автодороги, авиасообщение).
• Создать эффективную экономическую модель управления взаимодействия внутри себя и с зарубежными партнёрами.
• Использовать современные кадры мощных краевых университетов.
На сегодня Красноярский край не имеет инструментов для настоящего экономического рывка, а именно органов контроля экономических процессов, их регулирования и тем более развития, инструментов создания и контроля ОЭЗ на территории субъекта. Современному инвестору не интересна интеграция в экономические процессы, которые не дадут прироста прибыли в 10 или 100 раз. И край вынужден испытывать инвестиционный голод.
Система управления регионом не позволяет экономически развиваться с учётом его уникальных природных ресурсов, его уникального географического положения, а оставляет его на задворках экономического развития не только России, но и всего мира.

«Промышленные страницы Сибири» №12 (125) ноябрь 2017 г.

Сергей Масаев, генеральный директор ООО «Системы управления», кандидат технических наук СФУ, доцент.




© 2006-2012. Все права защищены. «Единый промышленный портал Сибири»


Цитирование приветствуется при условии указания ссылки на источник - www.epps.ru

© Создание сайта - студия GolDesign.Ru