Инженеры будущего

Есть люди, о которых говорят, что они обладают инженерным складом ума. Под этойхарактеристикой подразумевается умения видеть технологию насквозь и разобраться в чём угодно. В любой индустрии такие специалисты на вес золота: когда человек не просто нажимает кнопки и крутит ручки, но и понимает, какие механизмы при этом включаются, рацпредложения для него — естественный ход рабочего процесса, потому как мыслит он нестандартно Правда, профессионалов таких ещё поискать.

Как правило, эти ценные специалисты получили свои навыки ещё в детстве, когда заинтересовались тем, как происходит тот или иной процесс, работает та или иная система. Точнее, когда их заинтересовали. Этим-то и занялись представители Дивногорского завода полимерных изделий, которые на базе своего предприятия открыли Центр молодёжного инновационного творчества (ЦМИТ). Естественно, наша редакция не могла пройти мимо столь оригинального начинания.
div style="text-align: justify;">Как правило, эти ценные специалисты получили свои навыки ещё в детстве, когда заинтересовались тем, как происходит тот или иной процесс, работает та или иная система. Точнее, когда их заинтересовали. Этим-то и занялись представители Дивногорского завода полимерных изделий, которые на базе своего предприятия открыли Центр молодёжного инновационного творчества (ЦМИТ). Естественно, наша редакция не могла пройти мимо столь оригинального начинания.
Мальчишки и девчонки, а также…
Дважды в неделю на площадке предприятия организуются четырёхчасовые занятия. Ведут их два специалиста: один — профессиональный «технарь», а другой — дипломированный педагог, и тандем такой видится исключительно продуктивным. Впрочем, двери ЦМИТа открыты ежедневно с 9.00 до 18.00, так что дети со своими идеями и проектами могут прийти когда угодно. В группе обычно 10-15 человек, хотя число учеников доходило и до 70 — сами педагоги признают, что это многовато.
«Поначалу, когда дети только приходят, самое главное, что мы должны сделать —это завлечь их. У нас в Центре есть несколько направлений. Одно из них в данный момент — конструирование, моделирование. На первом этапе дети собирают готовые наборы — берём их из Интернета. Но и это уже инженерная задача, ведь набор нужно скачать и вырезать из материала. Он имеет толщину, и необходимо определиться, например, с подгоном соединений. В дальнейшем ученики начинают рисовать и проектировать свои изделия. Мы помогаем детскую фантазию превратить в готовое изделие, часто достаточно сложное. Ученики знакомятся с настоящим промышленным оборудованием: токарными и фрезерными станками, технологией 3D-печати, лазерными станками.
Или другое наше направление – обучение управлению малыми летательными аппаратами, начали мы с квадрокоптера. Эта отрасль также видится очень перспективной, поскольку беспилотники активно используются в мониторинге. Аппарат этот сравнительно недорогой и достаточно простой в управлении, но с его помощью можно обнаруживать очаги воспламенения, искать потерявшихся людей. Это направление мы планируем развивать совместно с нашим Техникумом лесных технологий», — увлечённо рассказывает генеральный директор Дивногорского завода полимерных изделий Анатолий Бекмурзаев.
На занятия в Центр приходят и мальчики, и девочки, причём последних, на удивление, даже больше. Работники соглашаются с тем, что к решению задачи они подходят с разных сторон, однако отказывать девчонкам в инженерном мышлении ни в коем случае не намерены.
Примечательно, что к занятиям привлекают и взрослых. У них на площадке профессиональный интерес: по соглашению, заключенному с образовательными учреждениями, специалисты дивногорского завода обучают и преподавателей технологии. Они имеют возможность получить новые знания, а также использовать площадку для решения учебных задач. Это направление ЦМИТ тоже старается развивать.
Общее дело
Закономерен вопрос: какая связь между полимерным заводов и дополнительным образованием? В конце концов, воспитанием и обучением подрастающего поколения должны заниматься школы, а не промышленные предприятия. Так почему же…
Прямой связи между ЦМИТом и заводом на самом деле нет. Дивногорское предприятие занимается переработкой полимерных отходов, и оборудование, закупленное ими для Центра, не является их профессиональным — оно приобреталось специально. Да и коммерческой выгоды в данном случае нельзя рассмотреть — занятия проводятся бесплатно. На вопрос «Почему именно вы?» директор предприятия отвечает очень серьёзно — видимо, о наболевшем.
«Человек, который с детства занимается интересным техническим творчеством и увлечен этим, становится на голову выше любого специалиста, просто закончившего университет, потому что он понимает вещи значительно глубже. Проект наш сугубо социальный. Если хотите, мы воспитываем специалистов, которые когда-нибудь будут работать у нас. Или это вклад нашего предприятия в развитие города и страны. Это очень интересное лично для меня направление: я с детства увлекался техническим творчеством, и уверен, что именно это сформировало меня как специалиста.
Образование — это дело общее. Чем качественнее мы воспитаем наших детей, тем более сильное государство у нас будет. Сегодня мы видим, что проблема реальна и актуальная: 1990-е годы дали о себе знать, мы пожинаем плоды провала того периода. И сегодня нужно форсировать образовательные процессы, причём делать это со всех сторон.
К тому же сегодня очень важно воспитать из детей патриотов, потому что если мы этого не сделаем, то окажется, что этих умных и талантливых инженеров мы создадим для кого-то. Поэтому у нас заключена масса договоров с общественными патриотическими организациями – они помогают проводить занятие. Тот факт, что занятие проводятся на площадке нашего завода, мне видится возможностью воспитать патриотов своего региона. У нас ведь предприятие совсем молодое — нам всего пять лет. Но отчётливо заметна динамика, и детям важно видеть, что у них на глазах появился завод, что он развивается, наращивает объёмы. Они понимают, что в городе функционирует промышленность, что здесь можно жить и работать», — считает Анатолий Бекмурзаев.
 
Идеи и финансы
Дивногорский ЦМИТ — явление не новое и не уникальное. В Красноярском крае таких учреждений 13: по одному в Минусинске, Дивногорске и Сосновоборске, остальные — в краевом центре. Появляются они при прямой поддержке бизнес-инкубатора, а первый открылся в 2012 году непосредственно на площадях КРИТБИ. Пока готовились к открытию — а на всё про всё ушло несколько месяцев — специалисты Центра прототипирования бизнес-инкубатора проводили экскурсии для преподавателей и учеников красноярских школ, рассказывали им об оборудовании и показывали его возможности.
«Мы составили программу обучения старшеклассников, по которой ребята изучают принципы работы 3D-сканера, 3D-принтера, металлообрабатывающего оборудования и лазерного гравера. А также обучили их основным принципам работы в графической программе SolidWorks, которая позволяет разрабатывать изделия любой степени сложности и назначения», — рассказывает начальник Центра прототипирования КРИТБИ Валерий Рутковский.
А вообще же идея Fablab — «фабричных лабораторий», то есть открытых производственных мастерских, где молодёжь могла бы заниматься техническим творчеством, появилась в США более 10 лет назад и весьма успешно себя зарекомендовала. Стартовала она в Массачусетском Технологическом Институте, который, между прочим, является один из лидеров в области технического образования в мире. Так что идею определённо имеет смысл тиражировать.
Российские чиновники решили замысел перенять — ЦМИТы в нашей стране появляются при поддержке «сверху». Дивногорское начинание, помимо КРИТБИ, поддержали Агентство Фонда и Науки, и Минэкономразвития. Заводу полимеров была выделена субсидия — эти средства и стали для центра стартом.


«Промышленные страницы Сибири» №10 (123) октябрь 2017 г.

Анна Кучумова.




© 2006-2012. Все права защищены. «Единый промышленный портал Сибири»


Цитирование приветствуется при условии указания ссылки на источник - www.epps.ru

© Создание сайта - студия GolDesign.Ru