Опоясана сетями

Электросетевое хозяйство Сибири — вотчина обширная и своеобразная. Если за основу взять «перепись» «МРСК Сибири», то в регионе обнаружится более 250 000 км сетей и более 50 000 трансформаторных подстанций различного напряжения. В чём специфика управления всем этим богатством, и в каком состоянии оно находится сегодня? «Стать бесстрастно над красными и белыми» мы попросили заслуженного энергетика России, доктора технических наук Самуила Моисеевича Зильберма

div style="text-align: justify;">

— В чём Вы видите особенности организации электросетевого хозяйства в Сибири?
— Конечно же, территориальная, климатическая специфика накладывает свои особенности. У нас не такая разветвлённая сеть, как в европейской части России, не говоря уже о странах Европы. Основные магистральные сети в нашем регионе вытянуты в широтном направлении, в то время как в европейской части страны — радиальные сети. Плечи обслуживания в Европе значительно меньше, чем у нас: там бригада монтёров работает на расстояние 50 км, у нас — более 100 км. Температурные режимы у нас специфические, в связи с этим за оборудованием постоянно следим. Тепловики, конечно, шутят: дескать, что вашим столбам с верёвками сделается? А на самом деле, воздействий много: и природное — ветры, смена температур, и человеческое — воровства много. А из-за того, что расстояния большие, уследить за этим бывает очень сложно.
Сегодня в Красноярском крае, да и в целом по России, воровства стало меньше, но всё же проблема до сих пор актуальна. Снимают элементы опор, в частности рёбра жёсткости, и были случаи, когда опоры из-за этого падали. Конечно, стараемся бороться с этим. Например, у нас раньше рёбра жёсткости скрепляли болтовыми соединениями, сегодня их провариваем. Но умельцы всё равно изыскивают возможности — с пилами приезжают. Поэтому действенной эффективной мерой здесь считаю жёсткий контроль и строгое наказание. Когда на Саяно-Шушенской ГЭС случилась авария, по 25 важнейшим линиям в Сибири организовали патрулирование. Закупили более 40 автомобилей, в них ездили наш специалист и сотрудник МВД — вдоль линии туда-сюда в течение дня. Это было эффективно, так продолжалось около полутора лет — до ввода четвёртого генератора на ГЭС.

— Проблема воровства электроэнергии тоже до сих пор на повестке дня?
— Конечно, потери на сетях — это огромная проблема, боремся с ней. То есть в сетях высокого напряжения потери составляют не более 5% — там только технические. Они в любом случае существуют: где-то провода охлаждаются, возникают потери в трансформаторе. А вот в распределительных сетях речь уже идёт о других потерях: счётчик где-то не работает, и это иначе как воровством не назовёшь. У нас в сеть поступила электроэнергия, а к потребителю она не пришла — где-то растворилась. И ложится это на наши плечи. В сумме цифры потерь получаются серьёзные — до 20–25%. Поэтому устраиваем рейды, находим виновных, взымаем с них плату за потреблённые ресурсы.

— В Сибири вводят новые энергетические мощности, что подразумевает и создание новых сетей. Какие изменения происходят в этой связи?
— Тут всё не так просто, речь идёт о масштабном мероприятии — в организационном, техническом плане. Энергосистема — это комплекс, и станция без сетей мертва. Причём сетей различного напряжения — как магистральных, так и распределительных, потому что одни без других тоже ничего не стоят. Сложности в данном случае связаны с очень большой протяжённостью: скажем, часть линий электропередач с БоГЭС ушла и в Иркутскую область. Схема выдачи мощности непростая — она включает в себя 9 объектов. Да и деньги серьёзные — свыше 20 млрд рублей. И только сейчас завершается весь предусмотренный комплекс работ, причём ряд проблем до сих пор не решён. Например, 6% земель под линией Богучаны-Озёрное ещё не оформлены, хотя линия включена в 2013 году. Процесс идёт, к началу осени оформление должно быть завершено.

— Если же взглянуть на энергосистему Красноярского края как на комплекс, какие обновления за последние годы вы бы назвали значимыми?
— Я бы вспомнил подстанцию «Енисей», которую мы подключили 3 года назад – это было большое для отрасли событие, хотя освещалось оно мало. Честно говоря, мы столько говорили и говорим о четвёртом мосте, однако подстанция для города – «обновка» не менее важная. Ведь до этого времени основной нашей подстанцией являлась (да и остаётся) «Красноярская-500», а в строю она с 1963 года. Оборудование все нормативы уже выработало, причём на два раза. И реконструировать её было невозможно: слишком много всего к ней подключено, так что и отключить нельзя. Так вот подстанция «Енисей» дала возможность подключения строящегося жилья, а его и тогда и сейчас возводится очень много. А был момент, когда я не давал разрешение на подключение новых зданий, потому что ни одного мегаватта лишнего нельзя было «повесить». Просто мы уже не воспринимаем электроэнергию как что-то удивительное — для нас свет лампочки как солнечный.

— С чем связано подобное несвоевременное обновление электросетевого хозяйства, какие сложности существуют?
— Главная сложность у нас одна — это деньги. Нужны очень серьёзные вложения, а их источник – плата, которую вносят потребители электроэнергии. Однако вряд ли горожане одобрят увеличение тарифов. Кроме того, есть организационные трудности. При этом у нас очень большое количество оборудования, которое выработало свой ресурс. Пример «Красноярской-500» далеко не единственный: в городе есть кабели, которые отработали 60 лет. При том, что срок службы у них 25. Хорошо, что предшественники наши строили на века — всё делали так, чтобы было сверхнадёжно. Может быть, это были не самые экономичные решения за счёт большой материалоёмкости, но запас там был двойной и тройной. И только благодаря этому мы до сегодняшнего дня обходимся без серьёзных происшествий.
Конечно, запас этот не бесконечный, и обновление мощностей необходимо. И процесс на самом деле идёт. Модернизирована подстанция «Левобережная» на 220 кВ — она самая крупная из подстанций 220 кВ в Красноярске, от неё, в основном, будут запитаны объекты Универсиады. Там смонтировано КРУЭ 220 кВ и распределительное устройство 10 кВ, заменены трансформаторы 110 кВ мощностью по 40 МВА каждый. После подключения третьего автотрансформатора 220 кВ мощностью 200 МВА установленная мощность подстанции увеличится на 40% — до 680 МВА. К тому же с 1997 года МЭС Сибири построено 9 подстанций 500 кВ по всей Сибири. В Это очень большая работа: увеличение произошло более, чем в два раза. Много всего делается, но процесс идёт медленно. Для того чтобы завершить реконструкцию такими темпами нам полвека понадобится — и это по оптимистичным прогнозам.
В 
— Вы упомянули организационные барьеры, мешающие развития отрасли. Что Вы имеете в виду?
— Признаться, я являюсь сторонником регионального управления, и считаю, что при той централизации, которая происходит сейчас, управляемость отрасли стала хуже. В свете реформы энергетики появилась масса территориальных сетевых организаций — электростанций, сетевых, бытовых объектов, объектов теплоэнергетики. И — как это ни странно — есть расхождение интересов. У генерации они одни, у сетевых компаний — другие, у сбытовых — третьи, у представителей теплоэнергетики — четвёртые. И у всех своё руководство, а это масса хозяев на территории. Скоординировать действия этих систем очень сложно. Формально это сделано через Министерство энергетики, но на деле оказывается, что оно в Москве, а решать множество вопросов приходится здесь, на местах.
Я считаю, что гораздо удобнее была существовавшая ранее схема, когда энергосистема региона была действительно системой. Когда было одно руководство, когда всё находилось в одних руках и вопросы решались на месте.

— Уже звучала тема Универсиады. Как к событию готовятся энергетики? Как вы считаете, успеет ли город подготовиться на должном уровне?
— Подготовке к Универсиаде сегодня уделяется очень большое внимание. В МРСК Сибири создан специальный блок, курирующий эти работы, возглавляемый заместителем генерального директора Александром Климиным. Около 5 млрд рублей будет вложено в ремонт, реконструкцию, развитие электросетевого хозяйства города. Это, конечно, закроет только первоочередные задачи, но 100% позволит обеспечить необходимую надёжность электроснабжения объектов 19-й Всемирной Зимней Универсиады. У нас перед глазами опыт Казани, опыт Сочи — и там, и там работали наши люди. И Красноярску опростоволоситься нельзя — речь идёт о патриотизме, о престиже города, края, государства.


«Промышленные страницы Сибири» №8 (121) август 2017 г.

Беседовала Анна Кучумова.




© 2006-2012. Все права защищены. «Единый промышленный портал Сибири»


Цитирование приветствуется при условии указания ссылки на источник - www.epps.ru

© Создание сайта - студия GolDesign.Ru