Инвестиционная политика: мифы и реальность

Словосочетание «инвестиционная политика» многие из нас часто слышат в центральных и местных выпусках новостей, часто видят в новостных интернет лентах. Нам говорят, что рост объёма инвестиций — это хорошо, так как он подразумевает привлечение денежных средств в экономику субъекта страны, создание рабочих мест, увеличение налоговых поступлений, улучшение социальной обстановки. При кажущейся простоте понятие «инвестиционная политика» намного шире и имеет много тонкостей, которые могут изменить его восприятие. В данной статье детально разберём инструменты инвестиционной политики и их эффективность. Выводы, представленные в финале, наверняка станут сюрпризом для многих читателей.

div style="text-align: justify;">
Объединяя определения понятия «инвестиционная политика», можно сказать, что это — заранее оговоренный (утверждённый) набор мер для достижения конкретной цели, инициируемый государственными органами по созданию условий для максимального развития частного бизнеса. Конкретная цель, с точки зрения государства, — это увеличение инвестиций, повышение эффективности производства и рост экономики. Ключевое значение здесь имеет повышение эффективности производства, ведь в современной экономике без этого понятие «величина инвестиций» превращается всего лишь в цену за доступ к ресурсам с потерей для государства всех экономических выгод. Также при росте объёма инвестиций в производство мы не должны наблюдать уменьшение его объёмов, уменьшение участков, отданных для производства в денежном выражении. Наоборот, должен присутствовать рост.
Грамотная инвестиционная политика показывает преимущества для частного бизнеса в развитии на какой-то конкретной территории, но несёт в себе риск утраты ресурсной базы и экономических выгод для государства.
Инструменты инвестиционной политики в Красноярском крае и их эффективность
Инструменты субсидирования в Красноярском крае разнообразные: макроэкономические, микроэкономические и институциональные.
Макроэкономические инструменты — это те, которые определяют общеэкономический климат инвестиций, они влияют на процентную ставку, темп роста экономики и внешнеторговый режим (определяются комплексом мер бюджетно-налоговой политики).
Микроэкономические инструменты — это налоговые ставки, правила амортизации, гарантии, льготные кредиты.
Институциональные инструменты включают работу государственных органов инвестиционной политики, объединения предпринимателей, информационные системы.
В Красноярском крае больше развиты институциональные инструменты в виде различных сообществ экспертов по развитию приоритетных проектов. Обозначены в инвестиционной политике и неприменяемые микроэкономические инструменты (кроме льгот на аренду лесных участков). Совсем не представлены макроэкономические инструменты.
Инструментов, как мы видим, предостаточно, но в чём их эффективность в инвестиционной политике для края и России? Можно ли её посчитать? Да, можно. Данная эффективность просчитана на примере лесной отрасли Красноярского края. Расчёт сделан по ведущим предприятиям Красноярского края, часть из них поставляет продукцию за рубеж. Эти предприятия в большей мере формируют экономику отрасли и отражают суть происходящих в ней процессов, где более мелкие предприятия подчиняются в той или иной степени этим процессам. Эффективность инструментов инвестиционной политики оценивалась за 5 лет по следующим показателям: валовый регионального продукт (ВРП по доходам, ВРП по расходам, ВРП по добавленной стоимости), чистый национальный продукт (ЧНП) и чистая прибыль (ЧП). Моделирование проводилось на специализированной программе для ЭВМ.
Чувствительность эффективности инвестиционной политики для Красноярского края оценивалась по следующим инструментам:
— налог на прибыль в бюджете субъекта РФ;
— налог на прибыль в консолидированном бюджете РФ;
— транспортный налог;
— налог на имущество;
— стоимость электроэнергии;
— цена на перевозку продукции;
— отчисления в Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФ РФ);
— отчисления в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС) Красноярского края;
— отчисления в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС);
— отчисления в Фонд социального страхования Российской Федерации (ФСС РФ);
— субсидирование аренда земельного участка (земельная рента);
— субсидирование аренда лесного участка (лесная рента).
Для каждого перечисленного фактора построены графики чувствительности, отображающие результаты проведённых расчётов.
Расчеты показали совершенно неэффективными следующие инструменты инвестиционной политики: транспортный налог, налог на имущество, стоимость электроэнергии, все социальные отчисления, субсидирование арендных платежей за землю, субсидирование арендных платежей за лесной участок. На них мы останавливаться не будем. Некоторую эффективность для государства показал инструмент инвестиционной политики «налог на прибыль» (Рисунок 1). Для самих предприятий данный инструмент стимулирования их деятельности бесполезен.
Из перечисленных выше инструментов наибольшую эффективность для предприятий и государства показал инструмент инвестиционной политики «цена перевозки продукции» (Рисунок 2). Вопросы логистики требует от топ-менеджеров высокого интеллекта, так как одновременно приходится учитывать, без потери эффективности, такие факторы, как время поставок, объём материалов, продукции к перемещению, общее расстояние доставки и планировании времени и сумм оплаты.
Ремонт: виды ремонта, сложность доставки материалов.
Для Красноярского края с труднодоступной сырьевой базой актуальной налоговой льготой и очень мощным стимулированием бизнеса могло бы послужить субсидирование затрат на топливо или субсидирование затрат на содержание техники. Доля расходов на обслуживание машин и механизмов в конечной себестоимости продукции около 30%. В Красноярском крае для создания конкурентной по стоимости продукции субсидирование затрат на содержание техники и механизмов заготовительных и добывающих предприятий — это стратегия, приводящая к повышению эффективности производства и улучшению экономической ситуации. Предприятия, занимающиеся заготовкой ресурсов в крае, сталкиваются с проблемой больших расстояний. Возникают дополнительные затраты по доставке добытого сырья до серьёзных транспортных «артерий». Кроме этого возникает серьёзная логистическая задача по поставке на большие расстояния топлива и запасных частей для машин и механизмов. Современные заготавливающие/добывающие машины имеют высокую производительность, и простаивание хотя бы одной машины связано с убытками для предприятия. Масштаб проблемы можно представить, если учесть, что в крае работают предприятия, где насчитывает от 50 до 500 машин и механизмов. Кроме проблемы планирования ремонта техники без потери её эффективности и проблемы доставки деталей существует проблема доставки этих деталей официальными представителями до Красноярска. Для решения данной проблемы можно держать запас деталей, часто выходящих из строя, но есть риск, что необходимого для ремонта агрегата не окажется, и так как детали стоят дорого, то это просто «заморозка» денежных средств, которые можно эффективно использовать.
Другой, и более правильный, подход — сформировать цепочку бизнес-функций, где работают машины и механизмы с точно измеренным количеством времени. Современные средства контроля позволяют сделать замеры сроков на операции, выполняемые машинами, в реальном времени. В соответствии от этого времени планировать регламент ремонтных работ.
Сюрприз (неожиданные выводы)
При расчётах эффективности инструментов инвестиционной политики был обнаружен неслучайный эффект, который в корне меняет отношение к ней. Это курс доллара. Все (сегодня даже каждый таксист) знают, что курс доллара сильно влияет на экономику страны, регионов и Красноярского края. Однако никто не знает, на сколько точно в рублях он влияет на эффективность инструментов инвестиционной политики. Влияет курс доллара так, что применяемые органами власти инструменты для стимулирования бизнес среды в Красноярском крае могут оказаться полностью бессмысленными, ведь рост доходов от роста курса доллара минимум в 1,5 раза превосходит экономический эффект от всех инструментов инвестиционной политики вместе взятых только по одной отрасли.
Важны ли инструменты инвестиционной политики? Конечно, важны, но только некоторые. Расчёт каждого инструмента должен проводиться отдельно для экономии государственных средств. В условиях дефицита бюджета это является неотложной задачей для органов государственной власти.


«Промышленные страницы Сибири» №4 (118) апрель 2017 г.

Сергей Масаев.




© 2006-2012. Все права защищены. «Единый промышленный портал Сибири»


Цитирование приветствуется при условии указания ссылки на источник - www.epps.ru

© Создание сайта - студия GolDesign.Ru