Автор статьи: Светлана Раммер
Так уж вышло, что крупными предприятиями, преимущественно занимающихся финансами или промышленностью, в большинстве случаев руководят бывшие государственные служащие, которые пользуются одинаковыми методами управления в течение нескольких поколений власти. Таким образом используются уже установленные стандарты в делопроизводстве, кадровом управлении,В иерархии предприятия. Все права и обязанности юридической службы также обычно регулируются положением.
Однако юристам на современных предприятиях совсем не подходят стандарты деятельности, которыми пользовались в прошлом веке. Нормативные документы, составленные в СССР, уже не имеют прежней силы, в организациях они используются крайне редко, и то чаще всего лишь «для галочки».
Для мелких компаний характерен иной подход к формированию стандартов ведения делопроизводства. Обычно руководители стараются не ограничивать обязанностям сотрудников четкими рамками, считая, что это только отрицательно повлияет на инициативность работников. Это касается не только юридической службы. Вообще в небольшой фирме юрист может выполнять разные задачи, их перечень зависит от направления деятельности компании, в которой он работает. Действуя без следования инструкциям, юрист может принести намного больше пользы своему руководителю, и чаще всего очень сложно сформулировать на бумаге все обязанности, которые могут возникнуть по ходу работы.
Также существует мнение, что человек привыкает действовать по инструкции: переходя с одной работы на другую по долгу службы, он переносит с собой привычку работать по определенным правилам. К сожалению, не бывает таких компаний, которые ведут свою деятельность вообще без правил. Вот тут особая роль юриста крайне важна. С его помощью необходимо так выстроить модель ведения бизнеса, чтобы интересы компании, инициативность со стороны ее работников не шли вразрез с действующим законодательством.
Что касается регулирования деятельности самого юриста, выявления правонарушений в его работе и проверки на соответствие закону всех предпринимаемых им действий в компании, то это просто бесполезно, потому что человек с юридическим образованием лучше всех на предприятии знает свое дело.
Приходя на новую работу, юрист прежде всего проверяет договорную документацию компании, так как это наиболее важная часть его работы. Юрист обязан знать, когда и с кем были подписаны различные договоры, на каких условиях ведется работа с контрагентами, все ли в работе соответствует условиям контракта и видам деятельности компании. Также юрист обязательно должен проверить, какими лицами эти договоры были подписаны. Например, если в договоре стоит подпись заместителя директора, не имеющего соответствующих полномочий, а не самого руководителя, то договор будет считаться недействительным, а значит, на плечи юриста ложится обязанность предпринять необходимые действия: либо утверждать положение о заместителе директора, либо издавать приказ о наделении заместителя полномочиями.
Во многих компаниях очень часто возникают ситуации, когда оказывается, что заключенная сделка является незаконной только по причине невнимательности подписывающихся сторон, которые просто не догадываются проверить, обладает ли их компаньон достаточными на то полномочиями. Это может повлечь за собой отказ от исполнения договорных условий. В какой-то мере сами директора компаний, часто очень властолюбивые, виноваты в подобном стечении обстоятельств, так как не наделяют своих заместителей необходимыми полномочиями по данным вопросам, считая необязательным даже оформление доверенности в том или ином случае. От юристов в такой ситуации требуется вовремя разъяснить руководителю, какие последствия может иметь столь халатное отношение к ведению документации, и убедить его наделять полномочиями своих замов, когда личное присутствие на сделках невозможно.
С учетом вышесказанного можно резюмировать, что отношения между юристом и руководителем — очень важный момент для благополучия бизнеса. Чаще всего проблема доверия между ними характерна для частных компаний. Каково будет положение юриста на работе, в основном зависит именно от директора, от уровня его образованности, манеры общения с подчиненными. Также важны обстоятельства, ради которых юриста приглашают в компанию. В каких-то организациях присутствие юриста необходимо для ведения бизнеса, а есть и такие руководители, которые считают, что в их фирме просто должно быть юридическое лицо, поднимая тем самым свой авторитет среди конкурентов и создавая определенный имидж компании.
В современных реалиях причин обращаться к юридической помощи у руководителей может быть сколько угодно, но один факт остается неизменным — в нужной ситуации юрист обязан оказать необходимую поддержку, вовремя дать дельный совет, а также помочь не только с юридической точки зрения, но и с политической. Привлечь к необходимой работе юриста можно двумя способами: зачислить в штат либо обратиться в юридическое бюро и пользоваться их услугами на договорной основе в качестве абонента. У каждого из этих способов есть свои достоинства и недостатки.
В случае когда юриста нанимают в качестве постоянного работника, главным преимуществом является его присутствие на рабочем месте в любой нужный момент, он всегда в курсе событий, происходящих в компании, и чаще всего очень полезен как универсальный специалист. Заработная плата может варьироваться, но даже самые высокие гонорары юриста как постоянного работника не сравнятся с высотой планки оплаты услуг, если прибегать к помощи юридического бюро или адвокатской конторы. Конечно, один постоянный человек, какой бы высокой ни была его квалификация и профессиональный уровень, не сравнится с целой группой приходящих юристов, но ведь и задачи в рамках одной фирмы всегда имеют определенные границы, которые вполне по силам штатному сотруднику.
Прибегая к юридическим услугам извне, фирма получает мощную поддержку целой группы высококвалифицированных юристов, где каждый их них — узкий специалист в своей области, что может быть весьма полезным в решении сложных задач. Вот только стоит такая квалифицированная помощь немалых денег, к тому же хороший юрист или адвокат никогда не сидит на месте, у него много других таких же неотложных дел, и получить вовремя необходимую юридическую помощь не всегда является возможным.
По мере работы в компании юрист все больше вникает в процесс ее деятельности, и у него формируется некая модель принятия решений в стандартно возникающих ситуациях. Со временем юрист начитает вовлекаться в процесс деятельности фирмы, связанной не только с документацией, но и с финансами, налогами, коммерцией, партнерами, то есть в предпринимательство в целом. Такое погружение чревато для юридического специалиста потерей квалификации, так как он начинает меньше уделять внимания своей непосредственной деятельности, но с другой стороны, он вырастает как личность предпринимателя с мышлением юриста и в то же время подкованного в других вопросах бизнеса. Такой человек может быть намного полезнее для организации, в которой он работает, потому что может иначе взглянуть на привычные отношения с партнерами, контрагентами и сотрудниками фирмы.
Самым главным качеством для юриста на предприятии является его способность быть частью большой команды, а для этого он должен чувствовать доверие со стороны руководителя,В и ни в коем случае такое же отношение, как к заурядным наемным работникам. Только тогда у юриста будет желание работать на полную, быть в курсе дел компании, принимать непосредственное участие в борьбе с общими трудностями и проблемами, проявлять инициативу и нести ответственность за выполнение поставленных задач. Конечно же, предприимчивость — качество, которое зависит и от личностных качеств юриста, но от руководителя, от его отношения зависит намного больше. В идеальном варианте юрист-консульт становится доверенным лицом директора, при таком раскладе выигрывают все: в компании появляется человек, компетентный во всех вопросах, способный вовремя утрясти любой вопрос, директор может быть спокоен, когда у него есть человек, которому можно полностью доверять и с которым можно посоветоваться в сложных ситуациях, а юрист чувствует себя важным в делах фирмы, начиная более ответственно и с большей отдачей относиться к своей работе.
Как бы то ни было, у юриста все же есть определенные обязанности, которые не зависят от его отношений с руководством и подчиненными. Как уже говорилось, самым первым шагом при вступлении в должность будет инвентаризация документации и делопроизводства. Текущей деятельностью юриста будет составление и подготовка договоров компании, а также анализ партнерских договоров при заключении сделок, ведение учредительной документации фирмы, участие в переговорах, работа с банками, нотариусом, страховыми компаниями.
Такая работа, как консультирование в принятии политических решений, например целесообразности заключения контакта, выборе партнеров, установлении цен и так далее, не входит в стандартные обязанности юриста. Но он обязан давать юридическую поддержку по данным вопросам, то есть следить за порядком проведения сделок, соответствием законодательству, документацией.
Чтобы работа юриста на предприятии была более комфортной и успешной, необходимо подготовить его место работы с технической точки зрения. Большим плюсом будет приобретение и установка необходимого ПО, обеспечение доступа к юридической базе данных. Совсем нелишним будет подписка на профессиональные журналы, периодические издания.
Современное экономическое и политическое положение диктует некие нормы и правила бизнеса, меняющиеся со временем. Сейчас уже мало прибегать к стандартной юридической поддержке, в моду входят такие понятия, как «бизнес-юрист» или «бизнес-адвокат». Стали больше цениться универсальные работники, которые понимают в предпринимательстве столько же, сколько в юриспруденции. Не за горами время, когда сами юристы перейдут на сторону коммерции и бизнеса, и юридическое образование будет считаться обязательной базой для предпринимателя.В Не зря уже сегодня профессия юриста считается самой востребованной на рынке труда. По этому характерному факту можно судить о времени, в котором мы живем.
p align="justify">Автор статьи: Светлана Раммер Так уж вышло, что крупными предприятиями, преимущественно занимающихся финансами или промышленностью, в большинстве случаев руководят бывшие государственные служащие, которые пользуются одинаковыми методами управления в течение нескольких поколений власти. Таким образом используются уже установленные стандарты в делопроизводстве, кадровом управлении,В иерархии предприятия. Все права и обязанности юридической службы также обычно регулируются положением.
ИЗ ПРАКТИКИ:
«Промышленные страницы Сибири» №1-2 (96)В январь-февраль 2015 г. © 2006-2012. Все права защищены. «Единый промышленный портал Сибири» Цитирование приветствуется при условии указания ссылки на источник - www.epps.ru |