Сегодня воскресенье 5 мая 2024 г. 22:22
сделать стартовой в избранное
О проекте
Контакты
Форум
Размещение рекламы
   
 
 
Логин Пароль  
 
 
запомнить на этом компьютере
регистрация  |  если забыли пароль
 
 
№79июль 2013Тематическое приложение
На масляной основе
На современном рынке смазочных материалов предложение настолько широко и уровень качества масел настолько различен, что выбор масла для спецтехники стал поистине критическим: правильный выбор может продлить срок службы машины не на один месяц, а неправильный — погубит ее. Как найти то, что нужно?

 

 

Масла для тяжелой работы
С проблемой выбора смазочного материала сталкивался едва ли не каждый автолюбитель. Сотни и тысячи тем на автофорумах посвящены именно этой теме, и каждый хоть мало-мальски разбирающийся в механике человек мнит себя едва ли не самым главным экспертом. Для тяжелой техники ситуация иная: здесь к выбору смазочных материалов нужен особый подход.
Как объясняет Владимир Миронов, менеджер по продажам ООО «ИСТ Трейд» (г. Иркутск), принципиальное отличие между маслами для легковых и тяжелонагруженных автомобилей заключается в конструктивных особенностях силовых агрегатов (двигателей), предназначенных для тяжелой спецтехники, такой как карьерные машины, бульдозеры, самосвалы, магистральные тягачи и многое другое, и легкомоторного транспорта, куда можно отнести внедорожники и малотоннажные грузовики (до 5 т).
«У спецтехники и легкомоторного транспорта изначально разные цели, задачи или, скажем так, функции, которые они должны выполнять, поэтому конструкторы и инженеры изначально при разработке двигателя определяют базовый параметр масла по SAE (классификация вязкости моторных масел общества автомобильных инженеров), который будет использоваться в двигателе и от которого будут вестись все технологические расчеты и параметры двигателя», — продолжает он.
Так, например, современные двигатели для легкомоторного транспорта при малом объеме должны выдавать максимальную мощность, т. е. нужно максимально снизить потери давления в камере сгорания, а это технологически обеспечивается за счет сужения сечения маслоканалов и зазоров между маслосъемными кольцами и поршневыми цилиндрами. Поэтому такие двигатели ориентированы на «жидкие» (высокотекучие) масла с высоким индексом вязкости (полусинтетические и синтетические масла).
«У силовых агрегатов для тяжелой спецтехники другая цель — выдать максимальную производительность при минимальных затратах на ТО, поэтому эффективность такой техники оценивается в моточасах работы или доли загруженности в сутках любой простой техники, даже во время ТО, это потеря прибыли. Поэтому основное требование к моторному маслу — это устойчивость к угару, пенообразованию, сажепоглощению. С такой задачей лучше справляются минеральные масла с минимальным пакетом присадок и ряд полусинтетических моторных масел, у которых высокий показатель температуры вспышки и относительно невысокая себестоимость, как у минеральных моторных масел. Вязкость всесезонных масел, как правило, 10W-40 и 15W-40, у сезонных 10W, 20, 30, 50», — рассказывает Владимир Миронов.
«Спецтехника работает в совершенно других условиях, нежели легковые автомобили, — добавляет Евгений Тарасов, начальник отдела реализации масел и автохимии ООО «Магнат-РД» (г. Красноярск). — Тяжелые машины могут работать и в карьерах, и в лесу, и на сельскохозяйственных работах, соответственно, и к выбору смазочных материалов нужно подходить более ответственно. Во-первых, там, где работает спецтехника, обычно пыльно, и вся эта пыль попадает в воздушный фильтр, а когда он засоряется — в двигатель. И масло должно справляться с высоким содержанием всех этих абразивных материалов. Во-вторых, машина всегда работает под нагрузкой. В карьерной спецтехнике ситуацию осложняет работа под наклоном, в лесозаготовительной и сельскохозяйственной —   высокие температуры летом. Кроме этого принципиальное отличие масел в том, что тяжелонагруженные машины, как правило, имеют дизельный двигатель. Соответственно, отличие дизельных масел от бензиновых в том, что первые могут дольше работать, сохраняя свои свойства. Здесь немаловажно и качество топлива: высокое содержание серы не лучшим образом сказывается на узлах спецтехники, и хорошее масло должно справляться и с этой проблемой», — заключает он.

Полезные добавки
У каждой марки смазочных материалов есть свои почитатели. Часто люди делают свой выбор во многом благодаря рекламе, советам знакомых. Но всегда ли такой подход бывает правильным? На какие критерии следует опираться при выборе?
В первую очередь надо обратить внимание, для чего предназначен тот или иной материал. Известно, что все смазочные материалы по большому счету выполняют одну функцию, но различия между ними все-таки есть — вязкость, цвет и т. д. Это и необходимо учитывать, подбирая нужный материал. Также следует помнить, что промышленные масла содержат специальные присадки, предназначенные для определенного применения. Эти добавки повышают эффективность и продлевают срок службы смазочного материала, благодаря им снижается температура текучести и расширяется диапазон температур сохранения достаточной вязкости. Кроме того, они препятствуют формированию пены, контролируют окисляемость, предотвращают формирование отстоя и пленки, уменьшают фрикционное изнашивание, рассеивают нагревание, предупреждают попадание загрязняющих веществ в уплотнители подшипников и, конечно, смывают грязь и частицы износа, вынося их на фильтры механизма.

Рынок смазочных материалов сегодня
Возможно, с ходу бывает трудно понять, насколько надежен тот или иной материал для смазки. Кирилл Безделов, руководитель отдела продаж потребительских масел ООО «Современные смазочные материалы» (г. Красноярск), рассказал, что сегодня на рынке немало производителей хороших смазочных материалов, однако при выборе следует быть внимательным: «Качественные синтетические и полусинтетические масла предлагает европейская фирма G-Energy. Среди отечественных производителей отмечу завод «Омскнефтепродукт», он производит качественные масла с импортным пакетом присадок. Вообще, можно доверять всем смазочным материалам, произведенным в заводских условиях, и китайским в том числе».
Говоря об отечественной продукции, Евгений Тарасов уточняет: «В России на сегодняшний день создаются два вида масел: ГОСТовские и так называемые импортозамещающие, или фирменные. Первые производятся на отечественной базе и присадках, вторые изготавливаются из импортного сырья. И все, что принадлежит ко второй группе, ничуть не уступает импортным аналогам по уровню качества. А масла первой группы применяются в российской технике 1970–80-х годов выпуска. Отказаться от них сегодня невозможно: в стране по-прежнему работает несчетное количество старой техники, которой требуются именно такие материалы».
«Фирменная российская продукция может дать не худший, а иногда и лучший результат. Так, я могу сказать, что компания «Лукойл» в сегменте смазочных материалов по качеству ничуть не отличается от продукции Shell, Mobil или Petro-Canada. Это легко доказывается опытным путем с привлечением независимых лабораторий. И даже такие производители двигателей, как Cummins и Deutz, в своих допусках наряду с импортными марками указывают и российские масла», — добавляет он.

О чем нужно помнить всегда
Действительно, сегодня на рынке можно встретить смазочные материалы не только разных марок, но и разных направлений: индустриальные, компрессионные, моторные, гидравлические, трансмиссионные, шпоночные (для подшипников, штрусов, червячных кипоидов, конических передач), масла для пищевой промышленности, медицины, пластичные смазки и многие, многие другие. 
Гидравлика используется во всех гидравлических системах, ее можно применять круглый год. А в целом смазочные материалы разделяются на летние и зимние. Первые с низким индексом вязкости. В холодное время года следует использовать масла с высоким индексом вязкости, и чем выше вязкость, тем выше термостабильность. Зимой нужно использовать высокотекучие масла с низкой вязкостью.
Вообще, вязкость — одна из наиболее важных характеристик смазочного материала, во многом определяющая силу трения между перемещающимися поверхностями, на которые он нанесен. Ее значение всегда указывается при конкретном температурном показателе, как правило, при +40 °С. Заводы-изготовители при покупке рекомендуют учитывать индекс вязкости масла. Чем ниже этот индекс, тем ниже текучесть.
Говоря о составе смазочных материалов, следует отметить, что все современные моторные и трансмиссионные масла состоят из основы (базового масла) и специально подобранного пакета присадок. В качестве базовой основы используют масляные составы, полученные при переработке нефти, или искусственно синтезированные органические соединения, а также их смеси. Соответственно, масла и подразделяются на минеральные синтетические и полусинтетические. Основа качественного моторного масла должна составлять 80%, остальные 20% — присадки. Хорошие гидравлические масла на 90–95% состоят из основы. Следовательно, при покупке неплохо рассчитать процент присадок.

Халатность равна убыткам
Правда, есть еще одно «но»: далеко не всегда фактические сроки замены масла совпадают со сроками, которые рекомендует производитель техники и производитель смазочных материалов. Связано это со многими факторами и обстоятельствами.
«В этом случае мы всегда рекомендуем нашим клиентам смазочные материалы, при использовании которых существует возможность превысить рекомендуемый интервал замены в среднем на 50 моточасов без рисков выхода техники из строя. Уменьшаются убытки из-за простоя техники и дополнительного временного запаса для замены масла», — говорит Иван Мальцев, менеджер отдела продаж ООО ППЦ «МасКом» (г. Иркутск)
Также нельзя забывать, что под воздействием рабочих температур свыше 650 масло окисляется и может загустеть. Через некоторое время на механизмах образуется пленка — следы отстоя смазочного материала. Чтобы этого избежать, следует регулярно менять масло в механизмах. В гарантийных талонах механизмов должны указываться требования по использованию смазочного материала. Если такая информация отсутствует, следует, по возможности, проконсультироваться с производителем используемой техники. Словом, источников данных о замене масла на самом деле предостаточно. Главное, чтобы владельцы техники следили за исполнением всех официальных рекомендаций.


 

Евгений Тарасов, 
начальник отдела реализации масел и автохимии ООО «Магнат-РД» (г. Красноярск)

— Сейчас в России практически все именитые бренды начинают строить свои заводы, тем самым просто снижая затраты на производство смазочных материалов. И нельзя сказать, что российские марки производят чисто русское масло или иностранные бренды производят чисто импортные материалы.
Все высокоэффективные масла производятся на импортных присадках и на импортной базе, основных производителей которых всего десять (пять изготавливают основу и пять — присадки). Несмотря на это, только в России сейчас производится более 200 марок смазочных материалов, сколько их в мире — я даже боюсь представить.
И можно сделать вывод о том, что практически все обращаются именно к этим десяти производителям вне зависимости от того, под российской или под зарубежной маркой выпускается итоговый продукт. Поэтому и качество российских масел ничуть не уступает качеству масел импортных.
Но у нас до сих пор сидит в голове стереотип о том, что в России не могут производить что-то качественное. Думаю, пора от этого стереотипа избавляться и не бояться пробовать новое.


 

Константин Етчин, 
директор ООО «ТД Техноград» (г. Красноярск)

— К сожалению, на рынке очень много подделок. Именно поэтому мы уходим от больших хороших брендов к самым простым российским производителям, таким как ТНК BP, так как знаем, что за эту цену мы получим хоть что-то настоящее. Их не подделывают, и, заливая недорогое российское масло в машину, можно быть уверенным: ты льешь то масло, которое требуется, а не непонятную жидкость.
Какие-то рекомендации по использованию масла дает и наш партнер (завод Zoomlion — прим. ред.), и мы, конечно, прислушиваемся к рекомендации производителя. Но и здесь есть свои нюансы. В Китае нет такой зимы, как в России, — то, что рекомендует завод, зимой замерзает при –10 °С, не успев доехать даже до границы с Россией. Поэтому на холодное время года нам самим приходится решать, что лучше залить, и для сибирских условий мы опять-таки предлагаем использовать наше российское масло.


 

 

Иван Мальцев, 
менеджер отдела продаж ООО ППЦ «МасКом» (г. Иркутск)

— По своему опыту могу добавить, что в погоне за прибылью производители могут сэкономить на добавлении той или иной присадки в нужном количестве, что в свою очередь приводит к полному несоответствию заявленным характеристикам. К сожалению, масла, выпускаемые на территории РФ, в том числе под иностранными брендами, в большинстве своем отличаются качеством не в лучшую сторону. Это связано с использованием базового масла, часто содержащим большое количество серы, морально и технически устаревшим оборудованием. При использовании более качественных смазочных материалов, на первый взгляд, высокая цена компенсируется сокращением расходов на ремонт, замену фильтров, увеличением межсервисного интервала, уменьшением складского запаса и простоя техники на время замен и ремонта. В то же время остается техника советского производства, в которой нецелесообразно использовать масла высокого качества.


 

Владимир Миронов, 
менеджер по продажам ООО «ИСТ Трейд» (г. Иркутск)

— Выбирая правильное моторное масло, водитель транспортного средства должен в первую очередь учитывать вязкость масла по спецификации SAE, рекомендованное производителем автомобиля, далее исходить из конкретных критериев технической эксплуатации авто и выбранного производителя (бренда) автомасел. У «минералки», полусинтетики и синтетики процент содержания присадок разный, т. е. сбалансированный («минералка»), оптимальный (полусинтетика), максимальный (синтетика). Присадки позволяют сохранять свойства масла, пока не выработают свой ресурс. Соответственно, моторесурс и цена используемого масла будет разная, последний критерий сильно зависит от производителя (бренда) и других факторов.  Для «минералки» минимальный пробег 5–7 тыс. км и цена от 50 руб. за литр и выше, для полусинтетики средний пробег 7–10 тыс. км и цена от 130 руб. за литр и выше, для синтетики дальний пробег от 10 тыс. км и выше и цена от 200 руб. за литр и выше.


"Промышленные страницы Сибири" №8 (79) июль 2013 г.

Анна Кузьмина.

Новости
 
На форуме БИОТ-2022 пройдет сессия по ESG
Составители рейтингов компаний против промышленников! Панельная дискуссия......
 
 
Ровно через неделю стартует "Металл-Экспо'2022"
С 8 по 11 ноября 2022 г.......
 
 
Подготовка Недели металлов в Москве выходит на финишную прямую
С 7 по 11 ноября в Москве......
 
 
Новинки, инновации сварочной отрасли и бесценные знания на выставке Weldex!
С 11 по 14 октября в Москве,......
 
 
VII Всероссийская неделя охраны труда представила темы деловой программы
VII Всероссийская неделя охраны труда, которая пройдет......
 
 
Посетите главную выставку сварочной отрасли России – Weldex 2022!
      11-14 октября 2022 в Москве,......
 
 
Что будет на рынке металлов и металлоконструкций в ближайшем будущем
С 21 по 23 июня 2022 г.......
 
АРХИВ НОВОСТЕЙ
   
   
© 2006-2017. Все права защищены. «Единый промышленный портал Сибири»
Цитирование приветствуется при условии указания ссылки на источник - www.epps.ru
© Создание сайта - студия GolDesign.Ru