Наперекор тенденции к универсализации спецтехники есть машина, которая имеет только одну функцию — уплотнять грунт. Выполнять свою функцию эта машина должна максимально хорошо, так как от нее во многом зависит то, насколько ровным и долговечным будет дорожное покрытие. Речь идет о катках.
Историческая сводка История дорожных катков состоит из четырех этапов, основанных на движущей силе катка: конные, паровые, кулачковые и моторные. Описание первого конного дорожного катка датировано 1725-ым годом. Вся история дорожного строительства тесно связана с развитием промышленности. Родина моторных катков — Англия. В 1902 году был изготовлен первый такой каток, он имел керосиновый двигатель в 25 л. с и его масса составляла 16 т. Прорывом в дорожном строительстве XXI века стали вибрационные асфальтовые катки. Вибровозбудитель, установленный в один из вальцов дорожного катка, совершает колебания (вибрацию), что увеличивает эффект уплотнения и повышает качество дорожного полотна. Валец — главный механизм Вес катка и конструкция вальца дорожного катка — основной критерий, который определяет область его использования. Масса вальца машины варьируется от 650 кг до 14,5 т, при этом вес самой машины составляет от 1 до 25 т. По этому критерию катки делятся на ручные (могут быть как на дистанционном управлении, так и в виде прицепа к другой технике (менее 1 т)), малые (от 1,2 до 5 т), средние (от 7,2 до 12,7 т), тяжелые (от 12,7 до 16 т), и сверхтяжелые — более 16 т. Имея такие габариты, невозможно развивать большую скорость, да и для работы это не нужно, поэтому скорость передвижения катка обычно достигает 2–8 км/ч, хотя у последних моделей она доходит до 14 км/ч. Вальцы дорожных катков разделяют по внешнему виду цилиндров: гладкие, кулачковые, решетчатые. Какой тип вальца использовать, зависит от типа и состава породы, которую вы собираетесь уплотнять. Гладкие цилиндры из прочного металла применяют на последнем этапе дорожного строительства — укладке асфальта. Прочный металл, воздействуя на горячий рыхлый асфальт, на выходе дает ровную поверхность. У кулачковых вальцов цилиндр равномерно покрыт небольшими выступами — кулачками. Они эффективны при работе с утрамбовкой рыхлого грунта. Ручные и малые траншейные катки часто имеют именно кулачковый валец. Поверхность решетчатого вальца покрыта мелкой решеткой. Катки с таким вальцом используют для утрамбовки неоднородного грунта. Крупные комки, попадая под валец, дробятся на более мелкие, что делает грунт однородным и увеличивает уплотняемость породы. Для разных работ — разный каток Для работ за городом, на магистралях чаще используют тяжелые и сверхтяжелые, грунтовые виброкатки. Вальцы таких катков значительно толще, это позволяет качественно утрамбовать первый слой дороги, которым обычно является скальный, крупнообломочный грунт. Асфальт в городе укладывают средними виброкатками. Они компактные и при укладке дороги занимают половину полосы дороги, так как ширина машины составляет 2,5 м. Двухвальцевые малогабаритные виброкатки от 4 тонн и выше удобны при уплотнении крутых поворотов за счет своей маневренности и проходимости. Большой угол поворота вальца происходит за счет ломающейся рамы и секционных вальцов, что позволяет качественно положить асфальт на перекрестках. С развитием инновационных технологий управление катками стало безопасным и удобным. Немецкие катки, полностью оснащенные автоматикой, позволяют водителю удобно чувствовать себя в кабине. Прозрачные стены и подвижное сиденье дают полный обзор при выполнении работ. В малых траншейных катках установлен автоматический датчик, который делает анализ уплотняемой породы и рассчитывает максимальную степень уплотнения. Малые виброкатки также оснащены дистанционным управлением, этим обеспечивается безопасность жизни рабочих. Если подойти к виброкатку менее чем на 2 м, он автоматически отключает вибрацию вальца и работает уже в холостую. Спецтехника в Сибири «Завод-изготовитель дает гарантию 1 год, либо 1500 моточасов на работу, компания-дилер при этом дает право покупателю встать на учет и делать регулярное техническое обслуживание через каждые 200-250 часов работы катка: замена фильтров, масла. Тогда каток может работать круглые сутки», — поясняет Евгений Горин, коммерческий директор техноцентра «Мегаполис» (г. Красноярск). У вибрационных катков чаще всего из строя выходят подушки вибратора, потому что они обеспечивают комфортную работу оператора и направляют ее на утрамбовку. Самая же прочная часть любого катка — рама, соединяющая все механизмы катка воедино. Есть два вида рам: монолитная, чаще встречается на тяжелых катках, и ломающаяся. Она добавляет машине больше маневренности на трудных участках. «В Сибири приобретают спецтехнику, в которой система переработки топлива проста и не щепетильна к качеству стандартов Евро-2, Евро-3. Если говорить о количестве проданных асфальтовых катков, в частности, то первыми на рынке все равно являются отечественные производители, например, завода «Раскат». Второе место занимает профессиональная техника из Германии, основные компании-изготовители ее «Bomag» и «Ammann». На третьем месте техника из Китая: она экономичнее по цене, но по качеству не сравнится с европейскими аналогами», — рассказал в заключение Евгений Горин.
"Промышленные страницы Сибири" №4 (75) апрель 2013 г. |