Сегодня суббота 27 апреля 2024 г. 23:42
сделать стартовой в избранное
О проекте
Контакты
Форум
Размещение рекламы
   
 
 
Логин Пароль  
 
 
запомнить на этом компьютере
регистрация  |  если забыли пароль
 
 
№58ноябрь 2011ЖКХ
ЖКХ на радиоволнах
Практика показала, что оснащение каждой квартиры счетчиком электричества и воды не всегда гарантирует принцип «сколько потребили, за столько и платим». Ведь все данные о потреблении еще нужно собрать и обработать, для чего УК и ТСЖ придумывают самые разные способы и инструменты, от поквартирного сбора листочков с цифрами до ежемесячных e-mail’ов коммунальщикам. А между тем, давно существуют системы, которые позволяют автоматизировать этот процесс на сто процентов.

Нерешенная проблема
В конце 2010 года одной из основных тем, касающихся жилищно-коммунального хозяйства была установка счетчиков воды и электричества. Подгоняемые сроками (а по первоначальной версии закона об энергосбережении обзавестись счетчиками нужно было до января 2011 года), жильцы спешно тратились на покупку и врезку этих самых счетчиков. И хоть сроки повышения тарифов для неуспевших отложили до 2013 года, большинство потребителей уже тратит воду и свет с оглядкой на «счетную машинку».
Но, как оказалось, установка счетчиков проблемы точного учета потребленных ресурсов не сняла. Ведь данные с приборов нужно не только снять, но и передать в управляющую компанию, и вот здесь-то и возникают главные сложности. Для сбора показаний каждая обслуживающая организация придумывает свои средства: кто-то ставит в подъезде ящик с гордой надписью «Для показаний счетчиков», кто-то выделяет сотрудника на ежемесячный обход квартир, кто-то предписывает жильцам звонить и диктовать показания специально выделенному оператору. Есть и такие компании, в которых технологии достигли вершины своего развития: там жильцы могут сбрасывать данные всех счетчиков на e-mail. Словом, вариантов масса. И ни один из них не дает стопроцентной эффективности. Большинство людей старшего поколения не могут пройти всю эту процедуру самостоятельно, но и среди более молодых жильцов всегда найдутся те, кто забыл, не успел, а то и вовсе подал показания наугад.
Проблему мог бы решить дистанционный сбор информации с приборов учета, который без участия жильцов передавал бы все данные напрямую в управляющую компанию или ТСЖ.

Модифицируем счетчик
Чтобы внедрить дистанционный учет в жизнь, нужно преодолеть немало препятствий. И первое из них — сами счетчики воды и электричества. Даже в современных условиях львиная доля счетчиков представляет собой неприспособленные к автоматизации устройства предыдущего поколения. Несмотря на наличие на полках магазинов электронных счетных устройств, такие приборы покупались как самые недорогие из тех, что коммунальщики допускали к установке. Они, конечно, тоже не дешевы, но и за такие деньги позволяют лишь визуально снять показания.
Покупка готовых приборов учета с импульсным выходом тоже не лучший выход при том недостатке хозяйственности, которой грешат многие коммунальные организации, эти счетчики так и останутся висеть неподключенными к системе дистанционной передачи данных и сбор данных будет продолжаться по-старинке, с помощью бумажки, которую собственник принесет на пункт оплаты коммунальных услуг. Именно так сегодня складывается ситуация в столице. Московские власти более чем настоятельно советовали жильцам покупку счетчиков нового поколения, аргументируя это перспективами автоматизации учета. Но дальше аргументов в 90% случаев дело так и не ушло. И теперь жильцам остается только любоваться на свои современные, но бесполезные счетчики с модулем для дистанционного учета.
Собственно говоря, и обычный счетчик можно переоборудовать в годный для подключения к дистанционной сети аппарат. Причем, делается это практически подручными средствами: на корпус счетчика монтируется так называемый геркон, а движущаяся стрелка или ролик счетчика оснащается маленьким магнитом. И при каждом обороте магнит и геркон встречаются друг с другом, замыкая внешнюю слаботочную цепь, формируя внешний импульсный электрический сигнал. И этот самый сигнал уже понятен автоматике — его можно снимать и передавать на любые расстояния с помощью импульсной системы диспетчеризации. Конкретные варианты организации дистанционного сбора показаний различны для каждого дома, но в любом случае система включает в себя несколько этажных концентраторов, соединенных стандартными шинами Ethernet, RS485, M-Bus или им подобными. Они собирают данные на промежуточный сервер, откуда информация по сети идет в диспетчерскую для дальнейшей обработки.
У метода есть ряд явных недостатков. Во-первых, отсутствие защиты от разбирающихся в технике жильцов, которым ничего не стоит подсоединить к геркону свой магнит и обеспечить себе безлимитную воду на несколько лет до приезда проверки. Во-вторых, импульсная система подразумевает прокладку проводов по квартире и их вывод на лестничную клетку. А подобная «протяжка» вряд ли понравится жильцам, только-только сделавшим ремонт в квартире. Наконец, в-третьих, система абсолютно не защищена от механических повреждений: в силу разных причин провод может оборваться, и тогда даже добросовестный жилец сможет пользоваться водой бесплатно.

В эфире счетчик
Альтернативной системой дистанционного сбора показаний является передача данных по радиоканалу. В этом случае каждый счетчик придется оснащать радиомодулем и подключать на импульсный выход от геркона еще одно дополнительное устройство. При желании, или, наоборот, нежелании возиться, можно воспользоваться готовым решением: на рынке КИПиА существуют счетчики со встроенным и съемным радиомодулем.
«Радиоданные» также передаются на этажный концентратор, мобильное устройство сбора данных или усовершенствованный ноутбук по маломощному каналу в открытых диапазонах частот. И для сбора информации со всего района иногда достаточно бывает просто раз в месяц не спеша проехать на машине между домами с таким вот устройством. Удобно и нехлопотно.
Однако при всем удобстве использования, радиоканал нельзя назвать надежным средством передачи данных. Что бы ни говорили производители оборудования для систем дистанционного учета потребленных ресурсов, все мы знаем, что сбои в беспроводной системе возможны и они, скорее всего, будут происходить регулярно.
Впрочем, радиосистемы все равно остаются популярнее проводных. И даже регулярная потеря сигнала не так уж и страшна их приверженцам, потому что этот способ невероятно дешев по сравнению с прокладкой того же провода. А для вечно нуждающихся коммунальных организаций этот фактор часто становится определяющим. Ведь, в конце концов, от сроков сбора данных ничьи жизни не зависят. И даже передача с небольшой задержкой раз в два-три месяца — это удобнее традиционных средств сбора информации.


"Промышленные страницы Сибири" №10 (58) ноябрь 2011 г.

P align=justify>Нерешенная проблема
В конце 2010 года одной из основных тем, касающихся жилищно-коммунального хозяйства была установка счетчиков воды и электричества. Подгоняемые сроками (а по первоначальной версии закона об энергосбережении обзавестись счетчиками нужно было до января 2011 года), жильцы спешно тратились на покупку и врезку этих самых счетчиков. И хоть сроки повышения тарифов для неуспевших отложили до 2013 года, большинство потребителей уже тратит воду и свет с оглядкой на «счетную машинку».
Но, как оказалось, установка счетчиков проблемы точного учета потребленных ресурсов не сняла. Ведь данные с приборов нужно не только снять, но и передать в управляющую компанию, и вот здесь-то и возникают главные сложности. Для сбора показаний каждая обслуживающая организация придумывает свои средства: кто-то ставит в подъезде ящик с гордой надписью «Для показаний счетчиков», кто-то выделяет сотрудника на ежемесячный обход квартир, кто-то предписывает жильцам звонить и диктовать показания специально выделенному оператору. Есть и такие компании, в которых технологии достигли вершины своего развития: там жильцы могут сбрасывать данные всех счетчиков на e-mail. Словом, вариантов масса. И ни один из них не дает стопроцентной эффективности. Большинство людей старшего поколения не могут пройти всю эту процедуру самостоятельно, но и среди более молодых жильцов всегда найдутся те, кто забыл, не успел, а то и вовсе подал показания наугад.
Проблему мог бы решить дистанционный сбор информации с приборов учета, который без участия жильцов передавал бы все данные напрямую в управляющую компанию или ТСЖ.

Модифицируем счетчик
Чтобы внедрить дистанционный учет в жизнь, нужно преодолеть немало препятствий. И первое из них — сами счетчики воды и электричества. Даже в современных условиях львиная доля счетчиков представляет собой неприспособленные к автоматизации устройства предыдущего поколения. Несмотря на наличие на полках магазинов электронных счетных устройств, такие приборы покупались как самые недорогие из тех, что коммунальщики допускали к установке. Они, конечно, тоже не дешевы, но и за такие деньги позволяют лишь визуально снять показания.
Покупка готовых приборов учета с импульсным выходом тоже не лучший выход при том недостатке хозяйственности, которой грешат многие коммунальные организации, эти счетчики так и останутся висеть неподключенными к системе дистанционной передачи данных и сбор данных будет продолжаться по-старинке, с помощью бумажки, которую собственник принесет на пункт оплаты коммунальных услуг. Именно так сегодня складывается ситуация в столице. Московские власти более чем настоятельно советовали жильцам покупку счетчиков нового поколения, аргументируя это перспективами автоматизации учета. Но дальше аргументов в 90% случаев дело так и не ушло. И теперь жильцам остается только любоваться на свои современные, но бесполезные счетчики с модулем для дистанционного учета.
Собственно говоря, и обычный счетчик можно переоборудовать в годный для подключения к дистанционной сети аппарат. Причем, делается это практически подручными средствами: на корпус счетчика монтируется так называемый геркон, а движущаяся стрелка или ролик счетчика оснащается маленьким магнитом. И при каждом обороте магнит и геркон встречаются друг с другом, замыкая внешнюю слаботочную цепь, формируя внешний импульсный электрический сигнал. И этот самый сигнал уже понятен автоматике — его можно снимать и передавать на любые расстояния с помощью импульсной системы диспетчеризации. Конкретные варианты организации дистанционного сбора показаний различны для каждого дома, но в любом случае система включает в себя несколько этажных концентраторов, соединенных стандартными шинами Ethernet, RS485, M-Bus или им подобными. Они собирают данные на промежуточный сервер, откуда информация по сети идет в диспетчерскую для дальнейшей обработки.
У метода есть ряд явных недостатков. Во-первых, отсутствие защиты от разбирающихся в технике жильцов, которым ничего не стоит подсоединить к геркону свой магнит и обеспечить себе безлимитную воду на несколько лет до приезда проверки. Во-вторых, импульсная система подразумевает прокладку проводов по квартире и их вывод на лестничную клетку. А подобная «протяжка» вряд ли понравится жильцам, только-только сделавшим ремонт в квартире. Наконец, в-третьих, система абсолютно не защищена от механических повреждений: в силу разных причин провод может оборваться, и тогда даже добросовестный жилец сможет пользоваться водой бесплатно.

В эфире счетчик
Альтернативной системой дистанционного сбора показаний является передача данных по радиоканалу. В этом случае каждый счетчик придется оснащать радиомодулем и подключать на импульсный выход от геркона еще одно дополнительное устройство. При желании, или, наоборот, нежелании возиться, можно воспользоваться готовым решением: на рынке КИПиА существуют счетчики со встроенным и съемным радиомодулем.
«Радиоданные» также передаются на этажный концентратор, мобильное устройство сбора данных или усовершенствованный ноутбук по маломощному каналу в открытых диапазонах частот. И для сбора информации со всего района иногда достаточно бывает просто раз в месяц не спеша проехать на машине между домами с таким вот устройством. Удобно и нехлопотно.
Однако при всем удобстве использования, радиоканал нельзя назвать надежным средством передачи данных. Что бы ни говорили производители оборудования для систем дистанционного учета потребленных ресурсов, все мы знаем, что сбои в беспроводной системе возможны и они, скорее всего, будут происходить регулярно.
Впрочем, радиосистемы все равно остаются популярнее проводных. И даже регулярная потеря сигнала не так уж и страшна их приверженцам, потому что этот способ невероятно дешев по сравнению с прокладкой того же провода. А для вечно нуждающихся коммунальных организаций этот фактор часто становится определяющим. Ведь, в конце концов, от сроков сбора данных ничьи жизни не зависят. И даже передача с небольшой задержкой раз в два-три месяца — это удобнее традиционных средств сбора информации.


"Промышленные страницы Сибири" №10 (58) ноябрь 2011 г.

скачать pdf

Юлия Ребрунова.

Новости
 
На форуме БИОТ-2022 пройдет сессия по ESG
Составители рейтингов компаний против промышленников! Панельная дискуссия......
 
 
Ровно через неделю стартует "Металл-Экспо'2022"
С 8 по 11 ноября 2022 г.......
 
 
Подготовка Недели металлов в Москве выходит на финишную прямую
С 7 по 11 ноября в Москве......
 
 
Новинки, инновации сварочной отрасли и бесценные знания на выставке Weldex!
С 11 по 14 октября в Москве,......
 
 
VII Всероссийская неделя охраны труда представила темы деловой программы
VII Всероссийская неделя охраны труда, которая пройдет......
 
 
Посетите главную выставку сварочной отрасли России – Weldex 2022!
      11-14 октября 2022 в Москве,......
 
 
Что будет на рынке металлов и металлоконструкций в ближайшем будущем
С 21 по 23 июня 2022 г.......
 
АРХИВ НОВОСТЕЙ
   
   
© 2006-2017. Все права защищены. «Единый промышленный портал Сибири»
Цитирование приветствуется при условии указания ссылки на источник - www.epps.ru
© Создание сайта - студия GolDesign.Ru