Сегодня понедельник 29 апреля 2024 г. 12:54
сделать стартовой в избранное
О проекте
Контакты
Форум
Размещение рекламы
   
 
 
Логин Пароль  
 
 
запомнить на этом компьютере
регистрация  |  если забыли пароль
 
 
№48декабрь 2010Спецтехника
Техника преодоления препятствий
Редкая машина окажется популярнее, чем бульдозер. Сила этой мощной машины применима везде, от строительства до коммунального хозяйства. Снежная зима напомнила нам об этом виде спецтехники, и поэтому стоит узнать, что готов предложить покупателю рынок.

Интересно, что слово бульдозер (англ. bulldozer) появилось задолго до появления самой машины и означало что-то или кого-то, кто использует силу, чтобы толкнуть или напрямую преодолеть серьезное препятствие.
Только в 1923 году молодому фермеру Джеймсу Камминсу и механику Эрлу МакЛеоду пришла в голову идея сделать первый бульдозер на базе трактора путем монтажа спереди металлической пластины.
Сегодня в России производство бульдозеров налажено на многих предприятиях отечественного машиностроения. Согласно данным Росстата за три квартала 2010 года российские машиностроители выпустили ровно 600 единиц этого вида спецтехники, что составило 95,8% от показателей аналогичного периода предыдущего года.
Сейчас тема выбора бульдозеров особенно актуальна: снежная зима пришла в Сибирь в который раз неожиданно, и дорожники вновь столкнулись с проблемой уборки слишком обильных осадков. Малыми силами здесь не обойтись — снега слишком много для проворных мини-погрузчиков, а значит, самое время выходить «тяжелой артиллерии».

Что предлагают на западе?
Большую часть глобального рынка бульдозеров делят между собой лидеры мирового машиностроения, такие как Komatsu, Caterpillar, Liebherr, John Deere, Dressta. Свою нишу занимают также и российские предприятия: ЧЕТРА (Промтрактор) и ЧТЗ-Уралтрак.
Самый широкий модельный ряд предлагает своим покупателям транснациональный концерн Caterpillar американского происхождения. В каталогах компании можно найти бульдозер для любых целей, бульдозеры под маркой Cat оборудуются прямыми, поворотными и универсальными отвалами для выполнения широкого спектра работ. А модель Caterpillar D9 даже зарекомендовала себя в боевых условиях: она нередко используется для уничтожения баррикад и вражеских построек. В числе основных технических особенностей бульдозера Caterpillar D8R — наличие тележки ходовой системы, установленной на упругих опорах. Это смягчает ударную нагрузку на машину во время работы.
Модельный ряд гусеничных бульдозеров немецкого концерна Liebherr менее внушителен. В конструкции машин применяется концепция гидростатического привода. К особым достоинствам такого подхода относится уникальный тип трансмиссии, позволяющий бульдозеру разворачиваться на месте благодаря тому, что каждая из его гусениц может вращаться в противоположном направлении. Это свойство расширяет возможности машины в стесненных условиях, таких как, например, малогабаритные стройплощадки или узкие городские улицы. Как отмечают в самой компании, применение гидростатического привода — это одна из основных технических особенностей бульдозеров Liebherr. Применение гидростатического привода позволяет упростить силовую передачу, реализовать модульный принцип компоновки и отказаться от таких трансмиссионных узлов, как гидротрансформатор, коробка передач, главная передача, механизмы поворота и тормоза, а также снижает количество операций технического обслуживания и их трудоемкости. Для оператора все управление машиной сосредоточено в одном джойстике.

Российская специфика
Среди немногих российских производителей бульдозеров лидером является промышленное объединение Челябинский тракторный завод — Уралтрак (ЧТЗ). На предприятии наложен выпуск гусеничных бульдозеров трех классов: 10, 12 и 25. Эти машины пользуются большой популярностью у строителей: докризисный среднегодовой рост объемов продаж предприятия составлял более 40%. О текущем экономическом «самочувствии» предприятия и об ориентировочных сроках выхода на докризисные рубежи рассказал генеральный директор ЧТЗ Валерий Платонов: «Сейчас наблюдается некоторый рост объема продаж. За девять месяцев 2010 года они выросли примерно на 50%. На докризисный уровень мы, правда, еще не вышли, но этот год по сравнению с прошлым заканчиваем в более благоприятной ситуации. До конца 2011-го надеемся преодолеть многие экономические трудности».
ЧТЗ-Уралтрак активно осваивает зарубежные рынки и рынки стран СНГ. В начале текущего года завод объявил о планах по открытию сборочных предприятий на Украине, в Белоруссии, Казахстане, Индии и во Вьетнаме. На предприятиях планируется собирать проверенные потребительским спросом бульдозеры Б-10М. Примечательно, что изготовленные в данных странах бульдозеры получают статус национального продукта и при проведении местных тендеров на закупку техники могут успешно конкурировать с продукцией китайского производства. Модель Б-10М выбрана неслучайно. Это «флагманский» бульдозер компании, и не так давно он получил усовершенствованную механическую трансмиссию (модель Б-10М.08). Благодаря ей инженерам удалось наделить бульдозер преимуществами механической трансмиссии (высокий КПД) в сочетании с достоинствами гидромеханической (легкое управление).
И если ниша ЧТЗ — это среднетоннажные бульдозеры, то Чебоксарский «Промтрактор», напротив, специализируется на тяжелых машинах. Его модели — одни из самых тяжелых бульдозеров в мире. Вместо сердца каждой из семи моделей завода — мотор американской фирмы Cummins. А одна из самых востребованных моделей «Промтрактора» — бульдозер Т11 с гидростатической трансмиссией, разработанной и изготовленной по спецзаказу германской фирмой «Sauer-Danfoss». Для работы на малых объектах с относительно небольшими нагрузками Волгоградский тракторный завод производит бульдозер ДЗ-42 на базе промышленной модификации сельскохозяйственного трактора класса 3, на гусеничном ходу.

Способы повышения конкурентоспособности
Самые сильные позиции российских машиностроителей на внутреннем рынке наблюдаются в сегменте бульдозеров среднего класса. Но справедливости ради стоит отметить, что иногда популярность российских марок вызвана негласными наводками «сверху». Это особенно заметно при выборе поставщиков спецтехники в тендерах, которые организуют госструктуры. Логика чиновников проста и где-то даже похвальна: деньги-то тратятся бюджетные, так почему бы не поддержать отечественного производителя, который с полученных сумм потом еще и заплатит в казну налоги. И завод-изготовитель доволен, и власти, и непосредственные организаторы тендеров. Одним выстрелом трех зайцев. Только вот конечного потребителя приход российской техники не всегда радует.
«У российских бульдозеров полно течей масла из-за качества обработки» — пестрят подобными сообщениями российские форумы, «специалистов с завода ждали три месяца!» — негодуют дилеры, «из десяти простаивает пять!» — возмущаются заказчики. А ведь это те люди, которые имеют к работе с российскими бульдозерами самое непосредственное отношение. Стоя «по локоть в солидоле», и соображая, что бы еще сделать, чтобы там не текло, здесь не стучало и все вместе нормально работало, редкий механик не пожелает тут же заиметь вместо российского «японский», «немецкий» или «австрийский» бульдозер.
В кавычках — потому что те машины, которые поступают в нашу страну из-за рубежа, редко имеют одно географическое положение с маркой машины. Австрия или Япония не столь богаты территорией, чтобы размещать у себя производства, удовлетворяющие львиную долю мирового спроса на бульдозеры. Сборочные производства раскиданы по всему миру, и велика вероятность покупки машины, полностью собранной в Индии, Болгарии, Тайланде или даже в России, под Нижним Новгородом (именно там вскоре завершится строительство сборочного предприятия компании Liebherr).
Китай, который несколько лет назад был известен только как центр «отверточных производств», сегодня представляет собой уверенного экспортера бульдозеров по всему миру. Дешевая рабочая сила, дешевые материалы, дешевое электричество и дешевые кредиты снизили цену на китайские бульдозеры до очень привлекательного уровня. Изначально, качество производимых в Поднебесной машин оставляло желать лучшего, но китайцы очень быстро научились у своих коллег и соседей. И самая популярная марка китайских бульдозеров Shantui в своем модельном ряду предлагает реплики моделей Komatsu, пусть не такого же, но достаточно приемлемого качества. Если Китай еще немного «подрастет» в надежности и избавится от стереотипов о китайском качестве, то его бульдозеры смогут потеснить российскую спецтехнику.

Местные Кулибины
Единственное, с чем не поспоришь — это ремонтопригодность российской спецтехники. Как говорят опытные механики, всю жизнь проработавшие на отечественной спецтехнике, если есть голова на плечах и сварочный аппарат под рукой, отремонтировать можно все. Это лучше, чем заказывать из-за границы стоящие втридорога запчасти для «иностранца», а потом еще и ждать их три месяца (все это время бульдозер и связанная с ним работа, конечно же, стоит). Талантливый механик, настоящий Кулибин, сможет продлевать жизнь машины максимально долго, так зачем же покупать импортную технику? Получается, выход из положения найден, и на нем можно существенно сэкономить, ведь стоимость-то машины намного ниже стоимости импортных аналогов.
Русские мастера научились «реанимировать» даже иностранную спецтехнику. «В Красноярске до сих пор работает бульдозер Komatsu, выпущенный в 1984 году. Я не знаю, конечно, насколько интенсивно он работает и как владельцам удается сохранить его в работоспособном состоянии, но время от времени они приходят к нам за расходными материалами и комплектующими…» — удивляется Сергей Злобин, начальник отдела продаж ООО «Сумитэк Интернейшнл», дистрибьютор Komatsu в Сибири.
Впрочем, бульдозеры родом из Советского Союза — тоже не великая редкость в нашей стране. Отечественной спецтехнике не занимать в выносливости. Машины, созданные на предприятиях России, проектируются с расчетом на самые тяжелые условия труда. И в Норильске, и в Краснодаре отечественные бульдозеры чувствуют себя одинаково спокойно.
Но при сравнении аналогичных по базовым параметрам и комплектации машин, специалисты в голос отмечают более точную сборку «немцев» и «японцев». Даже самые массивные детали хорошо подогнаны друг к другу. Так неужели нельзя научиться более точному производству? Цены бы тогда машинам не было! Ведь дело здесь не в новых технологиях и не в сверхсекретных разработках. Видимо, этот вопрос пока останется без ответа.
Получается, что государственная поддержка российских машиностроителей и политика импортозамещения, пусть и негласная — это хорошо только с одной стороны. Она помогает стимулировать рост продаж и, как следствие, развитие предприятия, увеличение количества рабочих мест. Только вот качественное развитие российской спецтехники такими мерами ускорить вряд ли удастся.


 "Промышленные страницы Сибири" №11 (48) декабрь 2010 г.

скачать pdf

P align=justify>Интересно, что слово бульдозер (англ. bulldozer) появилось задолго до появления самой машины и означало что-то или кого-то, кто использует силу, чтобы толкнуть или напрямую преодолеть серьезное препятствие.
Только в 1923 году молодому фермеру Джеймсу Камминсу и механику Эрлу МакЛеоду пришла в голову идея сделать первый бульдозер на базе трактора путем монтажа спереди металлической пластины.
Сегодня в России производство бульдозеров налажено на многих предприятиях отечественного машиностроения. Согласно данным Росстата за три квартала 2010 года российские машиностроители выпустили ровно 600 единиц этого вида спецтехники, что составило 95,8% от показателей аналогичного периода предыдущего года.
Сейчас тема выбора бульдозеров особенно актуальна: снежная зима пришла в Сибирь в который раз неожиданно, и дорожники вновь столкнулись с проблемой уборки слишком обильных осадков. Малыми силами здесь не обойтись — снега слишком много для проворных мини-погрузчиков, а значит, самое время выходить «тяжелой артиллерии».

Что предлагают на западе?
Большую часть глобального рынка бульдозеров делят между собой лидеры мирового машиностроения, такие как Komatsu, Caterpillar, Liebherr, John Deere, Dressta. Свою нишу занимают также и российские предприятия: ЧЕТРА (Промтрактор) и ЧТЗ-Уралтрак.
Самый широкий модельный ряд предлагает своим покупателям транснациональный концерн Caterpillar американского происхождения. В каталогах компании можно найти бульдозер для любых целей, бульдозеры под маркой Cat оборудуются прямыми, поворотными и универсальными отвалами для выполнения широкого спектра работ. А модель Caterpillar D9 даже зарекомендовала себя в боевых условиях: она нередко используется для уничтожения баррикад и вражеских построек. В числе основных технических особенностей бульдозера Caterpillar D8R — наличие тележки ходовой системы, установленной на упругих опорах. Это смягчает ударную нагрузку на машину во время работы.
Модельный ряд гусеничных бульдозеров немецкого концерна Liebherr менее внушителен. В конструкции машин применяется концепция гидростатического привода. К особым достоинствам такого подхода относится уникальный тип трансмиссии, позволяющий бульдозеру разворачиваться на месте благодаря тому, что каждая из его гусениц может вращаться в противоположном направлении. Это свойство расширяет возможности машины в стесненных условиях, таких как, например, малогабаритные стройплощадки или узкие городские улицы. Как отмечают в самой компании, применение гидростатического привода — это одна из основных технических особенностей бульдозеров Liebherr. Применение гидростатического привода позволяет упростить силовую передачу, реализовать модульный принцип компоновки и отказаться от таких трансмиссионных узлов, как гидротрансформатор, коробка передач, главная передача, механизмы поворота и тормоза, а также снижает количество операций технического обслуживания и их трудоемкости. Для оператора все управление машиной сосредоточено в одном джойстике.

Российская специфика
Среди немногих российских производителей бульдозеров лидером является промышленное объединение Челябинский тракторный завод — Уралтрак (ЧТЗ). На предприятии наложен выпуск гусеничных бульдозеров трех классов: 10, 12 и 25. Эти машины пользуются большой популярностью у строителей: докризисный среднегодовой рост объемов продаж предприятия составлял более 40%. О текущем экономическом «самочувствии» предприятия и об ориентировочных сроках выхода на докризисные рубежи рассказал генеральный директор ЧТЗ Валерий Платонов: «Сейчас наблюдается некоторый рост объема продаж. За девять месяцев 2010 года они выросли примерно на 50%. На докризисный уровень мы, правда, еще не вышли, но этот год по сравнению с прошлым заканчиваем в более благоприятной ситуации. До конца 2011-го надеемся преодолеть многие экономические трудности».
ЧТЗ-Уралтрак активно осваивает зарубежные рынки и рынки стран СНГ. В начале текущего года завод объявил о планах по открытию сборочных предприятий на Украине, в Белоруссии, Казахстане, Индии и во Вьетнаме. На предприятиях планируется собирать проверенные потребительским спросом бульдозеры Б-10М. Примечательно, что изготовленные в данных странах бульдозеры получают статус национального продукта и при проведении местных тендеров на закупку техники могут успешно конкурировать с продукцией китайского производства. Модель Б-10М выбрана неслучайно. Это «флагманский» бульдозер компании, и не так давно он получил усовершенствованную механическую трансмиссию (модель Б-10М.08). Благодаря ей инженерам удалось наделить бульдозер преимуществами механической трансмиссии (высокий КПД) в сочетании с достоинствами гидромеханической (легкое управление).
И если ниша ЧТЗ — это среднетоннажные бульдозеры, то Чебоксарский «Промтрактор», напротив, специализируется на тяжелых машинах. Его модели — одни из самых тяжелых бульдозеров в мире. Вместо сердца каждой из семи моделей завода — мотор американской фирмы Cummins. А одна из самых востребованных моделей «Промтрактора» — бульдозер Т11 с гидростатической трансмиссией, разработанной и изготовленной по спецзаказу германской фирмой «Sauer-Danfoss». Для работы на малых объектах с относительно небольшими нагрузками Волгоградский тракторный завод производит бульдозер ДЗ-42 на базе промышленной модификации сельскохозяйственного трактора класса 3, на гусеничном ходу.

Способы повышения конкурентоспособности
Самые сильные позиции российских машиностроителей на внутреннем рынке наблюдаются в сегменте бульдозеров среднего класса. Но справедливости ради стоит отметить, что иногда популярность российских марок вызвана негласными наводками «сверху». Это особенно заметно при выборе поставщиков спецтехники в тендерах, которые организуют госструктуры. Логика чиновников проста и где-то даже похвальна: деньги-то тратятся бюджетные, так почему бы не поддержать отечественного производителя, который с полученных сумм потом еще и заплатит в казну налоги. И завод-изготовитель доволен, и власти, и непосредственные организаторы тендеров. Одним выстрелом трех зайцев. Только вот конечного потребителя приход российской техники не всегда радует.
«У российских бульдозеров полно течей масла из-за качества обработки» — пестрят подобными сообщениями российские форумы, «специалистов с завода ждали три месяца!» — негодуют дилеры, «из десяти простаивает пять!» — возмущаются заказчики. А ведь это те люди, которые имеют к работе с российскими бульдозерами самое непосредственное отношение. Стоя «по локоть в солидоле», и соображая, что бы еще сделать, чтобы там не текло, здесь не стучало и все вместе нормально работало, редкий механик не пожелает тут же заиметь вместо российского «японский», «немецкий» или «австрийский» бульдозер.
В кавычках — потому что те машины, которые поступают в нашу страну из-за рубежа, редко имеют одно географическое положение с маркой машины. Австрия или Япония не столь богаты территорией, чтобы размещать у себя производства, удовлетворяющие львиную долю мирового спроса на бульдозеры. Сборочные производства раскиданы по всему миру, и велика вероятность покупки машины, полностью собранной в Индии, Болгарии, Тайланде или даже в России, под Нижним Новгородом (именно там вскоре завершится строительство сборочного предприятия компании Liebherr).
Китай, который несколько лет назад был известен только как центр «отверточных производств», сегодня представляет собой уверенного экспортера бульдозеров по всему миру. Дешевая рабочая сила, дешевые материалы, дешевое электричество и дешевые кредиты снизили цену на китайские бульдозеры до очень привлекательного уровня. Изначально, качество производимых в Поднебесной машин оставляло желать лучшего, но китайцы очень быстро научились у своих коллег и соседей. И самая популярная марка китайских бульдозеров Shantui в своем модельном ряду предлагает реплики моделей Komatsu, пусть не такого же, но достаточно приемлемого качества. Если Китай еще немного «подрастет» в надежности и избавится от стереотипов о китайском качестве, то его бульдозеры смогут потеснить российскую спецтехнику.

Местные Кулибины
Единственное, с чем не поспоришь — это ремонтопригодность российской спецтехники. Как говорят опытные механики, всю жизнь проработавшие на отечественной спецтехнике, если есть голова на плечах и сварочный аппарат под рукой, отремонтировать можно все. Это лучше, чем заказывать из-за границы стоящие втридорога запчасти для «иностранца», а потом еще и ждать их три месяца (все это время бульдозер и связанная с ним работа, конечно же, стоит). Талантливый механик, настоящий Кулибин, сможет продлевать жизнь машины максимально долго, так зачем же покупать импортную технику? Получается, выход из положения найден, и на нем можно существенно сэкономить, ведь стоимость-то машины намного ниже стоимости импортных аналогов.
Русские мастера научились «реанимировать» даже иностранную спецтехнику. «В Красноярске до сих пор работает бульдозер Komatsu, выпущенный в 1984 году. Я не знаю, конечно, насколько интенсивно он работает и как владельцам удается сохранить его в работоспособном состоянии, но время от времени они приходят к нам за расходными материалами и комплектующими…» — удивляется Сергей Злобин, начальник отдела продаж ООО «Сумитэк Интернейшнл», дистрибьютор Komatsu в Сибири.
Впрочем, бульдозеры родом из Советского Союза — тоже не великая редкость в нашей стране. Отечественной спецтехнике не занимать в выносливости. Машины, созданные на предприятиях России, проектируются с расчетом на самые тяжелые условия труда. И в Норильске, и в Краснодаре отечественные бульдозеры чувствуют себя одинаково спокойно.
Но при сравнении аналогичных по базовым параметрам и комплектации машин, специалисты в голос отмечают более точную сборку «немцев» и «японцев». Даже самые массивные детали хорошо подогнаны друг к другу. Так неужели нельзя научиться более точному производству? Цены бы тогда машинам не было! Ведь дело здесь не в новых технологиях и не в сверхсекретных разработках. Видимо, этот вопрос пока останется без ответа.
Получается, что государственная поддержка российских машиностроителей и политика импортозамещения, пусть и негласная — это хорошо только с одной стороны. Она помогает стимулировать рост продаж и, как следствие, развитие предприятия, увеличение количества рабочих мест. Только вот качественное развитие российской спецтехники такими мерами ускорить вряд ли удастся.


 "Промышленные страницы Сибири" №11 (48) декабрь 2010 г.

скачать pdf

Антон Полевой.

Новости
 
На форуме БИОТ-2022 пройдет сессия по ESG
Составители рейтингов компаний против промышленников! Панельная дискуссия......
 
 
Ровно через неделю стартует "Металл-Экспо'2022"
С 8 по 11 ноября 2022 г.......
 
 
Подготовка Недели металлов в Москве выходит на финишную прямую
С 7 по 11 ноября в Москве......
 
 
Новинки, инновации сварочной отрасли и бесценные знания на выставке Weldex!
С 11 по 14 октября в Москве,......
 
 
VII Всероссийская неделя охраны труда представила темы деловой программы
VII Всероссийская неделя охраны труда, которая пройдет......
 
 
Посетите главную выставку сварочной отрасли России – Weldex 2022!
      11-14 октября 2022 в Москве,......
 
 
Что будет на рынке металлов и металлоконструкций в ближайшем будущем
С 21 по 23 июня 2022 г.......
 
АРХИВ НОВОСТЕЙ
   
   
© 2006-2017. Все права защищены. «Единый промышленный портал Сибири»
Цитирование приветствуется при условии указания ссылки на источник - www.epps.ru
© Создание сайта - студия GolDesign.Ru