Сегодня понедельник 29 апреля 2024 г. 02:45
сделать стартовой в избранное
О проекте
Контакты
Форум
Размещение рекламы
   
 
 
Логин Пароль  
 
 
запомнить на этом компьютере
регистрация  |  если забыли пароль
 
 
№48декабрь 2010Интервью
Евгений Никитин: «Любой ценой нам рекорды не нужны»
Новейшая история Красноярска неразрывно связана с судьбой промышленных гигантов, построенных еще в прошлом веке. Конечно, со сменой формации многое изменилось, но и сегодня именно эти предприятия составляют основу экономики краевого центра. О новом и старом, о проблемах и прорывах мы беседуем с управляющим директором входящего в компанию РУСАЛ Красноярского алюминиевого завода Евгением Никитиным.

Евгений Никитин окончил Московский институт инженеров гражданской авиации, получив специальность «инженер-электрик». В июле 1993 года пришел на Саяногорский алюминиевый завод. Начинал электролизником, затем был назначен мастером электролизного цеха, в 2000 году — старшим мастером, в 2003 году — начальником производственного отдела ЭП. В
феврале 2006 года стал директором электролизного производства САЗа, в 2008 году — управляющим директором САЗа. С января 2010 года он является управляющим директором Красноярского алюминиевого завода.

Кризис прошли без сокращений

— Евгений Викторович, недавно были подведены итоги девяти месяцев работы КрАЗа в 2010 году, какие результаты предприятия вы считаете наиболее значимыми?
— За девять месяцев 2010 года Красноярский алюминиевый завод произвел 727 тысяч тонн продукции. Скажу сразу, что это на два процента больше, чем мы получили в прошлом году за аналогичный период работы. Так же в 2010-м увеличилась доля продукции с высокой добавленной стоимостью: в первую очередь сплавов, которые используются в различных отраслях. Сегодня это 24% от общего объема выпуска: хороший показатель, свидетельствующий об уровне предприятия.

— Не менее важным в алюминиевой отрасли является показатель производительности на одного человека. Изменилось ли что-то в 2010-м по сравнению с предыдущими годами?
— Согласно расчетам, к концу года мы выйдем на цифру: 217,9 тонн на человека. В прошлом году было 205,6 тонны, то есть рост составил шесть процентов. Результат вполне приличный, даже в сравнении с западными компаниями. На зарубежных предприятиях с той же технологией, что применяется на КрАЗе, производительность на одного человека составляет от 220 до 260 тонн. Мы не особо отстаем, идем практически наравне.
Хочу  отметить, что, любое большое предприятие имеет довольно много структур и подразделений, и этот факт отражается на конечной статистике, влияя на показатели производительности. КрАЗ, все-таки, — не маленький норвежский завод, где только два корпуса, а все немножко иначе.

— Но и зарубежные предприятия, и российские заводы живут по одним и тем же экономическим законам. И основные проблемы у вас одни. Так, весь мир сегодня переживает последствия глобального кризиса. Как отразился он на работе КрАЗа?
— В первом квартале мы еще испытывали серьезные трудности, вызванные, прежде всего, ситуацией на мировых биржах. Потом конъюнктура улучшилась, цены на алюминий пошли вверх. Сейчас они опять снижаются, что, в принципе, было предсказуемо. Есть сезонный спад, есть прогнозы поведения инвесторов, которые зачастую носят чисто спекулятивный характер. Но, так или иначе, компания РУСАЛ в целом и наш завод в частности вполне достойно прошли время финансовой нестабильности.
Конечно, в благополучные годы нашей основной целью являлось наращивание объемов производства. А во время кризиса приоритеты пришлось поменять: необходимо было снизить издержки себестоимости выпуска продукции. Чтобы удержаться на плаву любое предприятие должно приносить прибыль, а иначе зачем нужен такой бизнес? Поэтому цели кардинально меняются в зависимости от конъюнктуры, которая складывается сегодня на рынке.

— И, по Вашему мнению, КрАЗ сумел удержаться, сохранить свои позиции?
— Безусловно, Красноярский алюминиевый завод, в принципе, никогда не был убыточным, в том числе и во время кризиса. Да, уровень прибыли упал, но в минус предприятие не ушло, производство не закрывало и даже имело пусть небольшой, но доход. А наши действия по снижению себестоимости позволили избежать сокращений и полностью сохранить коллектив. Осталась и основа социальных программ на предприятии, правда, некоторые из них пришлось корректировать. Но на сегодняшний день мы их практически полностью восстановили.

— На какой рынок ориентирован сегодня КрАЗ?
— Мы охотно сотрудничаем с отечественными предприятиями, которые постепенно выходят из кризиса. Полностью  закрываем потребности КраМЗа, дивногорских и красноярских производителей автомобильных дисков. Работаем с заводами Урала, Самары, других городов России.
Естественно, развиваются связи и с нашими стратегическими партнерами из Германии, США, Японии, Южной Кореи, Великобритании, Франции, Италии. Так, в Германию мы отправляем сплавы, из которых делают прокат для строительной отрасли. В Японию — сплавы для производства электроники и автомобилей (в число наших партнеров входит известная фирма «Тойота»). Кроме того, скажу вам первым, что сейчас завод льет пробные сплавы литографического качества для компаний «Agfa», «Fuji» и «Kodak». В будущем рассчитываем продавать им пятьдесят тысяч тонн металла в год.

— Действительно, зарубежные партнеры КрАЗа — достаточно весомые компании, с именем. А расширять партнерскую базу в России и, конкретно в Красноярском крае, вы планируете?
— На сегодняшний день завод закрывает всю потребность Красноярского края в алюминии. Но если внутренний  рынок будет оживать, и к нам поступят обращения от местных производителей, то мы, конечно же, станем с ними работать.

— А у завода есть еще резервы, которые позволяют наращивать мощность?
— Резервы есть, но чтобы наращивать объемы, нужно понимать: для чего это делается. Все зависит от потребителя.

— КрАЗ —  единственное предприятие России, которое изготавливает сплавы для производства алюминиевых банок под напитки. Планирует ли завод расширить спектр литейной продукции?
— Мы, действительно, единственные в России, кто выпускает такую продукцию. Но данный факт, прежде всего, — следствие производственной политики РУСАЛа. Технологии, которые требуют особого оснащения, равномерно распределены по разным заводам. Что же до расширения спектра литейной продукции, то я уже отметил, что сейчас производство сплавов занимает 24% от общего объема. Мы планируем увеличить эту долю до 40%. Тем более, что интерес к такой продукции есть. Я уже говорил, например, об интересе к нашим сплавам литографического качества. К нам часто приезжают с аудитами представители предприятий из других регионов России и из-за рубежа. Недавно была греческая компания, до них завод посещали представители немецкой фирмы. А сейчас перед нами стоит задача выйти на китайский рынок. Визит делегации из Поднебесной должен состояться через две недели. Наши потенциальные партнеры будут оценивать не только спектр предложений завода и качество его продукции. Их интересуют такие факты, как технология производства, экологическая политика предприятия. Для представителей Китая важно, чтобы все было в соответствии с международными стандартами.

— Не боитесь?
— Нисколько. Ведь предприятие соответствует всем требованиям сегодняшнего дня.
Экология — один из
важнейших приоритетов

— Евгений Викторович, а есть на красноярском заводе технологии, которые больше нигде в мире не используются?
— Есть. С этого года мы начали внедрение в производство новой технологии — это «Экологический Содерберг», позволяющий значительно снизить вредную нагрузку на окружающую среду. Это полностью новая конструкция электролизера, футеровки, газоотсоса, применение коллоидной массы. По своим показателям данная технология производства алюминия вплотную подходит к самым чистым, с точки зрения экологов, разработкам, использующимся в отрасли. Ее применение позволяет уменьшить выбросы по тому же фтору в полтора раза. Сегодня «Экологический Содерберг» внедряется в четырех корпусах завода. В будущем компания планирует переоснастить по самому высокому экологическому стандарту не только КрАЗ, но и другие сибирские предприятия.

— «Экологический Содерберг» — это, похоже, хорошо. Но к решению экологических вопросов необходимо подходить комплексно. Ведь не секрет, что КрАЗ довольно серьезно влияет на атмосферу города.
— Заводчане — тоже жители Красноярска, тоже дышат этим воздухом, и не могут не думать об общей безопасности, не заботиться об экологии. Нужно помнить, что предприятие было построено около 50 лет назад, по технологиям того времени. За пять лет, с 2004 по 2009 годы, РУСАЛ провел первый этап программы экологической модернизации КрАЗа. На заводе внедрена система автоматической подачи глинозема в электролизном производстве, производство переведено на технологию сухого анода. У нас полностью заменено газоочистное оборудование, мы перешли на систему, которую сегодня используют лучшие алюминиевые заводы той же Норвегии.  
Затраты на реализацию экологической программы составили 300 миллионов долларов. Причем, я подчеркиваю, что это затраты именно на переоснащение, дающее четко выраженный экологический эффект. Подчеркиваю, потому что в Красноярске недавно кто-то давал неправильную информацию о том, что не все 300 млн. пошли на модернизацию. Но вся сумма была затрачена именно на эти цели. А результаты весьма существенны. Снижены удельные выбросы вредных веществ на тонну произведенного алюминия. По фтористому водороду - в полтора раза, по смолистым веществам в 2,7, по бензапирену в 2,5 раза.

— Кто и как контролирует выбросы КрАЗа, и где можно получить информацию об уровнях загрязнения воздуха?
— Контроль за выбросами осуществляет заводская санитарно-промышленная лаборатория, и все данные поступают в отдел экологии. Есть и внешний мониторинг, который проводит Центр лабораторных анализов и технических измерений (ЦЛАТИ). Это государственная лаборатория, которая участвует в проверках Ростехнадзора, Росприроднадзора по всей России. ЦЛАТИ делает независимую экспертизу, а потом сравнивает полученные данные с показателями мониторинга, проходящего внутри завода.

— И как часто данные ЦЛАТИ совпадают с выводами заводской лаборатории?
— Практически всегда. Более того, на КрАЗе действует программа, согласно которой мы каждый год снижаем уровень вредных выбросов. Последняя проверка, которая прошла в октябре-ноябре, подтвердила, что предприятие полностью выполняет взятые на себя обязательства по улучшению экологической обстановки в городе.

Помним, что работаем в Красноярске

— Сегодня многие предприятия взяли курс на модернизацию. Однако есть опасность, что это может отразиться на рынке труда. Ведь технический прогресс, применение новых технологий, ведут к высвобождению рабочей силы. Процессы, которые сегодня происходят на вашем предприятии, не могут ли вызвать рост безработицы в Красноярске?
— Нет, сокращения на своем заводе мы не проводим. И при внедрении любых ноу-хау ищем варианты устройства высвободившихся работников, делаем перемещения внутри предприятия. За те девять месяцев, что я руковожу заводом, мной не подписан ни один приказ по сокращению рабочих.
Но я не хочу сказать, что с появлением новых технологий ничто не меняется в жизни сотрудников. Внедрение любой новинки требует знаний и опыта, а значит, дополнительного обучения персонала. И мы переучиваем своих работников.


 "Промышленные страницы Сибири" №11 (48) декабрь 2010 г.

скачать pdf

P align=left>Евгений Никитин окончил Московский институт инженеров гражданской авиации, получив специальность «инженер-электрик». В июле 1993 года пришел на Саяногорский алюминиевый завод. Начинал электролизником, затем был назначен мастером электролизного цеха, в 2000 году — старшим мастером, в 2003 году — начальником производственного отдела ЭП. В
феврале 2006 года стал директором электролизного производства САЗа, в 2008 году — управляющим директором САЗа. С января 2010 года он является управляющим директором Красноярского алюминиевого завода.

Кризис прошли без сокращений

— Евгений Викторович, недавно были подведены итоги девяти месяцев работы КрАЗа в 2010 году, какие результаты предприятия вы считаете наиболее значимыми?
— За девять месяцев 2010 года Красноярский алюминиевый завод произвел 727 тысяч тонн продукции. Скажу сразу, что это на два процента больше, чем мы получили в прошлом году за аналогичный период работы. Так же в 2010-м увеличилась доля продукции с высокой добавленной стоимостью: в первую очередь сплавов, которые используются в различных отраслях. Сегодня это 24% от общего объема выпуска: хороший показатель, свидетельствующий об уровне предприятия.

— Не менее важным в алюминиевой отрасли является показатель производительности на одного человека. Изменилось ли что-то в 2010-м по сравнению с предыдущими годами?
— Согласно расчетам, к концу года мы выйдем на цифру: 217,9 тонн на человека. В прошлом году было 205,6 тонны, то есть рост составил шесть процентов. Результат вполне приличный, даже в сравнении с западными компаниями. На зарубежных предприятиях с той же технологией, что применяется на КрАЗе, производительность на одного человека составляет от 220 до 260 тонн. Мы не особо отстаем, идем практически наравне.
Хочу  отметить, что, любое большое предприятие имеет довольно много структур и подразделений, и этот факт отражается на конечной статистике, влияя на показатели производительности. КрАЗ, все-таки, — не маленький норвежский завод, где только два корпуса, а все немножко иначе.

— Но и зарубежные предприятия, и российские заводы живут по одним и тем же экономическим законам. И основные проблемы у вас одни. Так, весь мир сегодня переживает последствия глобального кризиса. Как отразился он на работе КрАЗа?
— В первом квартале мы еще испытывали серьезные трудности, вызванные, прежде всего, ситуацией на мировых биржах. Потом конъюнктура улучшилась, цены на алюминий пошли вверх. Сейчас они опять снижаются, что, в принципе, было предсказуемо. Есть сезонный спад, есть прогнозы поведения инвесторов, которые зачастую носят чисто спекулятивный характер. Но, так или иначе, компания РУСАЛ в целом и наш завод в частности вполне достойно прошли время финансовой нестабильности.
Конечно, в благополучные годы нашей основной целью являлось наращивание объемов производства. А во время кризиса приоритеты пришлось поменять: необходимо было снизить издержки себестоимости выпуска продукции. Чтобы удержаться на плаву любое предприятие должно приносить прибыль, а иначе зачем нужен такой бизнес? Поэтому цели кардинально меняются в зависимости от конъюнктуры, которая складывается сегодня на рынке.

— И, по Вашему мнению, КрАЗ сумел удержаться, сохранить свои позиции?
— Безусловно, Красноярский алюминиевый завод, в принципе, никогда не был убыточным, в том числе и во время кризиса. Да, уровень прибыли упал, но в минус предприятие не ушло, производство не закрывало и даже имело пусть небольшой, но доход. А наши действия по снижению себестоимости позволили избежать сокращений и полностью сохранить коллектив. Осталась и основа социальных программ на предприятии, правда, некоторые из них пришлось корректировать. Но на сегодняшний день мы их практически полностью восстановили.

— На какой рынок ориентирован сегодня КрАЗ?
— Мы охотно сотрудничаем с отечественными предприятиями, которые постепенно выходят из кризиса. Полностью  закрываем потребности КраМЗа, дивногорских и красноярских производителей автомобильных дисков. Работаем с заводами Урала, Самары, других городов России.
Естественно, развиваются связи и с нашими стратегическими партнерами из Германии, США, Японии, Южной Кореи, Великобритании, Франции, Италии. Так, в Германию мы отправляем сплавы, из которых делают прокат для строительной отрасли. В Японию — сплавы для производства электроники и автомобилей (в число наших партнеров входит известная фирма «Тойота»). Кроме того, скажу вам первым, что сейчас завод льет пробные сплавы литографического качества для компаний «Agfa», «Fuji» и «Kodak». В будущем рассчитываем продавать им пятьдесят тысяч тонн металла в год.

— Действительно, зарубежные партнеры КрАЗа — достаточно весомые компании, с именем. А расширять партнерскую базу в России и, конкретно в Красноярском крае, вы планируете?
— На сегодняшний день завод закрывает всю потребность Красноярского края в алюминии. Но если внутренний  рынок будет оживать, и к нам поступят обращения от местных производителей, то мы, конечно же, станем с ними работать.

— А у завода есть еще резервы, которые позволяют наращивать мощность?
— Резервы есть, но чтобы наращивать объемы, нужно понимать: для чего это делается. Все зависит от потребителя.

— КрАЗ —  единственное предприятие России, которое изготавливает сплавы для производства алюминиевых банок под напитки. Планирует ли завод расширить спектр литейной продукции?
— Мы, действительно, единственные в России, кто выпускает такую продукцию. Но данный факт, прежде всего, — следствие производственной политики РУСАЛа. Технологии, которые требуют особого оснащения, равномерно распределены по разным заводам. Что же до расширения спектра литейной продукции, то я уже отметил, что сейчас производство сплавов занимает 24% от общего объема. Мы планируем увеличить эту долю до 40%. Тем более, что интерес к такой продукции есть. Я уже говорил, например, об интересе к нашим сплавам литографического качества. К нам часто приезжают с аудитами представители предприятий из других регионов России и из-за рубежа. Недавно была греческая компания, до них завод посещали представители немецкой фирмы. А сейчас перед нами стоит задача выйти на китайский рынок. Визит делегации из Поднебесной должен состояться через две недели. Наши потенциальные партнеры будут оценивать не только спектр предложений завода и качество его продукции. Их интересуют такие факты, как технология производства, экологическая политика предприятия. Для представителей Китая важно, чтобы все было в соответствии с международными стандартами.

— Не боитесь?
— Нисколько. Ведь предприятие соответствует всем требованиям сегодняшнего дня.
Экология — один из
важнейших приоритетов

— Евгений Викторович, а есть на красноярском заводе технологии, которые больше нигде в мире не используются?
— Есть. С этого года мы начали внедрение в производство новой технологии — это «Экологический Содерберг», позволяющий значительно снизить вредную нагрузку на окружающую среду. Это полностью новая конструкция электролизера, футеровки, газоотсоса, применение коллоидной массы. По своим показателям данная технология производства алюминия вплотную подходит к самым чистым, с точки зрения экологов, разработкам, использующимся в отрасли. Ее применение позволяет уменьшить выбросы по тому же фтору в полтора раза. Сегодня «Экологический Содерберг» внедряется в четырех корпусах завода. В будущем компания планирует переоснастить по самому высокому экологическому стандарту не только КрАЗ, но и другие сибирские предприятия.

— «Экологический Содерберг» — это, похоже, хорошо. Но к решению экологических вопросов необходимо подходить комплексно. Ведь не секрет, что КрАЗ довольно серьезно влияет на атмосферу города.
— Заводчане — тоже жители Красноярска, тоже дышат этим воздухом, и не могут не думать об общей безопасности, не заботиться об экологии. Нужно помнить, что предприятие было построено около 50 лет назад, по технологиям того времени. За пять лет, с 2004 по 2009 годы, РУСАЛ провел первый этап программы экологической модернизации КрАЗа. На заводе внедрена система автоматической подачи глинозема в электролизном производстве, производство переведено на технологию сухого анода. У нас полностью заменено газоочистное оборудование, мы перешли на систему, которую сегодня используют лучшие алюминиевые заводы той же Норвегии.  
Затраты на реализацию экологической программы составили 300 миллионов долларов. Причем, я подчеркиваю, что это затраты именно на переоснащение, дающее четко выраженный экологический эффект. Подчеркиваю, потому что в Красноярске недавно кто-то давал неправильную информацию о том, что не все 300 млн. пошли на модернизацию. Но вся сумма была затрачена именно на эти цели. А результаты весьма существенны. Снижены удельные выбросы вредных веществ на тонну произведенного алюминия. По фтористому водороду - в полтора раза, по смолистым веществам в 2,7, по бензапирену в 2,5 раза.

— Кто и как контролирует выбросы КрАЗа, и где можно получить информацию об уровнях загрязнения воздуха?
— Контроль за выбросами осуществляет заводская санитарно-промышленная лаборатория, и все данные поступают в отдел экологии. Есть и внешний мониторинг, который проводит Центр лабораторных анализов и технических измерений (ЦЛАТИ). Это государственная лаборатория, которая участвует в проверках Ростехнадзора, Росприроднадзора по всей России. ЦЛАТИ делает независимую экспертизу, а потом сравнивает полученные данные с показателями мониторинга, проходящего внутри завода.

— И как часто данные ЦЛАТИ совпадают с выводами заводской лаборатории?
— Практически всегда. Более того, на КрАЗе действует программа, согласно которой мы каждый год снижаем уровень вредных выбросов. Последняя проверка, которая прошла в октябре-ноябре, подтвердила, что предприятие полностью выполняет взятые на себя обязательства по улучшению экологической обстановки в городе.

Помним, что работаем в Красноярске

— Сегодня многие предприятия взяли курс на модернизацию. Однако есть опасность, что это может отразиться на рынке труда. Ведь технический прогресс, применение новых технологий, ведут к высвобождению рабочей силы. Процессы, которые сегодня происходят на вашем предприятии, не могут ли вызвать рост безработицы в Красноярске?
— Нет, сокращения на своем заводе мы не проводим. И при внедрении любых ноу-хау ищем варианты устройства высвободившихся работников, делаем перемещения внутри предприятия. За те девять месяцев, что я руковожу заводом, мной не подписан ни один приказ по сокращению рабочих.
Но я не хочу сказать, что с появлением новых технологий ничто не меняется в жизни сотрудников. Внедрение любой новинки требует знаний и опыта, а значит, дополнительного обучения персонала. И мы переучиваем своих работников.


 "Промышленные страницы Сибири" №11 (48) декабрь 2010 г.

скачать pdf

Мария Миронова.

Новости
 
На форуме БИОТ-2022 пройдет сессия по ESG
Составители рейтингов компаний против промышленников! Панельная дискуссия......
 
 
Ровно через неделю стартует "Металл-Экспо'2022"
С 8 по 11 ноября 2022 г.......
 
 
Подготовка Недели металлов в Москве выходит на финишную прямую
С 7 по 11 ноября в Москве......
 
 
Новинки, инновации сварочной отрасли и бесценные знания на выставке Weldex!
С 11 по 14 октября в Москве,......
 
 
VII Всероссийская неделя охраны труда представила темы деловой программы
VII Всероссийская неделя охраны труда, которая пройдет......
 
 
Посетите главную выставку сварочной отрасли России – Weldex 2022!
      11-14 октября 2022 в Москве,......
 
 
Что будет на рынке металлов и металлоконструкций в ближайшем будущем
С 21 по 23 июня 2022 г.......
 
АРХИВ НОВОСТЕЙ
   
   
© 2006-2017. Все права защищены. «Единый промышленный портал Сибири»
Цитирование приветствуется при условии указания ссылки на источник - www.epps.ru
© Создание сайта - студия GolDesign.Ru