Сегодня суббота 5 декабря 2020 г. 07:35
сделать стартовой в избранное
О проекте
Контакты
Форум
Размещение рекламы
   
 
 
Логин Пароль  
 
 
запомнить на этом компьютере
регистрация  |  если забыли пароль
 
 
№154ноябрь 2020В центре внимания
Братство «азиатского энергокольца»
Идея «Азиатского суперкольца» витала в воздухе ещё 20 лет назад. И только в 2016 году в Пекине был утверждён меморандум об общей энергосистеме, призванной охватить Северо-Восточную Азию. Подписи под документом поставили «Россети», China State Grid Corporation (Китай), Korea Electric Power Corporation (Корея) и Softbank Group (Япония). Кроме того, мысли о присоединении к энергокольцу есть у Монголии, Киргизии и Казахстана.

Фото: pixabay.com/Seltiminor

Примерная стоимость проекта составляет 30 миллиардов долларов. Но, согласно оценке российских ведомств, окупить инвестиции можно за короткие сроки. Так, инвесторы собирались каждый год получать выручку в 7 миллиардов долларов.

В период первого этапа реализации энергокольца планируется возвести до 10 ГВт для азиатских стран. При этом цена электроэнергии будет намного меньше, чем на данный момент. Более того, кольцо поделит риски между странами, осуществляя, таким образом, необходимый уровень надёжности поставок энергоресурсов. Азиатские страны страдают из-за высоких тарифов за электроэнергию, и этот факт влияет на всю экономику.

Япония

Наиболее печальная история в Японии с ценой в 80–100 долларов за мегаватт-час в сравнении с 40–70 долларами в Европе, отмечает руководитель направления «Реальный сектор» Института энергетики и финансов Сергей Кондратьев. А для розничных потребителей стоимость составляет до 200 долларов. Кроме того, помимо дефицита есть и проблема внутреннего регулирования.

В Японии надёжная и недорогая электроэнергия из России будет просто спасением для экономики. Вот почему после аварии на АЭС «Фукусима» представители этих двух стран решили создать два энергопроекта.

Один из них — прокладка подводного кабеля, чтобы экспортировать избыточную электроэнергию с мощностей на Дальнем Востоке в Японию. А другой — строительство газопровода от Сахалина в островное государство. Япония на проведение кабеля по дну Японского моря собиралась выделить порядка $10 миллиардов.


Согласно исследованиям «Сколтеха» и Института систем энергетики СО РАН, создание связей между энергосистемами стран Северо-Восточной Азии несёт в себе большой потенциал вне зависимости от того, какой сценарий интеграции будет выбран


При мирном соглашении со Страной восходящего солнца по вопросам спорных островов такие проекты давно бы уже реализовали. Однако существует ряд вопросов. Например, как воплотить проект, учитывая то, что во время подписания в 2016 году меморандума в Пекине в Японии был запрещён импорт электроэнергии?

Однако, по словам тогдашнего министра энергетики Александра Новака, Япония готова внести изменения в собственное законодательство для реализации проекта строительства энергомоста из России.

Многие аналитики выдвигают мысль о том, что как раз энергомост — это первоочередное условие для создания «Энергетического кольца». Подключение от города Косон до Китакюсю или Мацуэ на северном побережье Японии через подводные кабели будет стоить около 1,7-2,9 миллиардов долларов.

В «РусГидро» ещё на первых этапах возведения «Азиатского энергокольца» предложили начать с японского энергомоста, постепенно присоединяя генерирующие мощности Сахалина, затем Приморского края и Владивостока. Вообще обсуждение строительства японского энергомоста начали ещё в нулевые годы. Ожидали, что проект может в итоге давать 5 ГВт за счёт гидроэлектростанций. Тем не менее проекты «Интер РАО» и «РусГидро» по строительству энергомоста с Сахалина в Японию были заморожены из-за падения курса рубля, а также отсутствия должного интереса с японской стороны.

Фото: sc-lider.ru

По словам гендиректора «РусГидро» Николая Шульгинова, стороны пока что не достигли понимания по механизмам возврата, потенциальному спросу и подтверждённым источникам инвестирования в проект. Но он отметил, что идёт рассмотрение различных вариантов потенциальной реализации проекта, однако маловероятно, что в ближайшее время энергокольцо заработает.

Корея

Энергокомпания KEPCO оценила проект в 7,6 млрд долларов. На соединение кабелем порта Владивосток с провинцией Кенгидо потратят около 2,1 млрд долларов. А чтобы проложить подводный кабель длиной 370 километров от китайского порта Вэйхай в южнокорейский порт Инчхон, нужно еще 2,6 млрд долларов.


22 сентября 2016 года президент Владимир Путин поручил правительству рассмотреть вопрос о создании межправительственной рабочей группы для содействия в разработке и реализации проекта по организации поставок электроэнергии в страны АТР



Южная Корея, как и Япония, возложила надежды на атомную энергетику и на данный момент не испытывает энергодефицита. Однако корейцы вынуждены закупать дорогостоящий зарубежный СПГ. Южная Корея, благодаря проекту, возможно, станет реальным энергетическим хабом в Азии и получит немало денег благодаря транзиту энергии и перепродаже. Но проблема в том, что соединение страны с энергосистемой предполагает сухопутные маршруты, которые идут через Северную Корею. А это политически рискованно.

Китай

Поставки проходят через три линии электропередач: Благовещенская — Хэйхэ (110 кВ); Благовещенская — Айгунь (220 кВ) и Амурская — Хэйхэ (500 кВ). Они осуществляют работу благодаря контракту Восточной энергетической компании, который подписали в 2012 году. Согласно проекту, предполагается в течение 25 лет поставлять на север Китая не менее 100 млрд кВт/ч. Хотя общая пропускная способность ЛЭП даёт возможность поставлять до 6 млрд кВт/ч в год.

Россия

Данный проект также выгоден и для России. По факту мы уже имеем поставки электроэнергии в Китай и зарабатываем немалые деньги. Владимир Путин на Восточном экономическом форуме еще в 2016 году заявил о формировании межправительственной рабочей группы для скорой реализации данного проекта. По его заявлению, Россия готова предложить конкурентную цену своим партнёрам.

По словам руководителя фонда исторических исследований «Основание» Алексея Анпилогова, в кольце должно присутствовать две ветки: южная, которая проходит через Китай, и северная — через Россию. Линии объединятся в кольцо лишь тогда, когда построят южную ветку.

Как говорит генеральный директор «Дальневосточной энергетической управляющей компании» Дмитрий Селютин, в сравнении со многими развитыми странами в России, увы, не растёт количество ВИЭ.

Фото: mccormickselectrical.com

Согласно исследованию учёных Стэнфордского университета, через 20–40 лет весь мир сможет получать энергию из возобновляемых источников. Поэтому, как заявляет Дмитрий Селютин, главной составляющей в тенденции международного сотрудничества в электроэнергетике станет обмен технологиями для получения новых видов ВИЭ.

Откуда энергия?

Как поясняет Алексей Анпилогов, за счёт того, что энергокольцо проходит по меридиональному направлению, появляется возможность использовать дешёвую ночную электроэнергию условно там, где уже наступает утро. При необходимости дополнительной мощности, наша страна может за счёт газа в Восточной Сибири вырабатывать дополнительную энергию для АЭК.

К тому же в реках России ещё остался потенциал для гидрогенерации электроэнергии. А за счёт большого количества угля в нашей стране можно осуществить недорогую его поставку с ещё малоосвоенных мест.

По словам директора ООО «Академ Кабель» Константина Хартулярия, объём промышленного производства на Дальнем Востоке после развала Советского Союза стал заметно ниже, из-за чего уменьшился спрос на электроэнергию. На данный момент для того чтобы загрузить мощности дальневосточных ГЭС, избыточную электроэнергию поставляют в Китай по низким ценам, по факту диктуемым китайской стороной. Для долгосрочного планирования развития региона надо искать новые рынки сбыта, которые будут готовы покупать почти любой объём выработанной электроэнергии. Одним из таких потребителей может быть Япония, где существует дефицит электроэнергии при почти полном отсутствии углеводородных ресурсов.

Барьеры проекта

Проблемы, которые препятствуют реализации проекта — вопросы регулирования и ценообразования. Допустим, если электричество идёт через Монголию, Китай и Корею в Японию, то не совсем ясно, правила какой страны будут соблюдать стороны и чьими будут инвестиции в стыковые участки сети.

К тому же, как утверждает глава Sasakawa Peace Foundation Нобуо Танака, нет идей, как этот проект реализовать, так как в Японии не было примера соединения энергосетей с зарубежными государствами. Тем не менее, по его словам, есть аналогичный опыт соединения сетей между странами в Европе, именно их модель и планируют применять.

По мнению Константина Хартулярий, связь энергосистем материковой части Дальнего Востока с Сахалином и Японией с помощью ЛЭП несёт в себе сложности экономического и технического характера. Достаточно тяжёлая и затратная задача состоит в синхронизации энергосистем Сахалина, Хоккайдо и Дальнего Востока. Экономисты ещё в 1970-х годах во время оценки возможности транспортировки электроэнергии из СССР в Финляндию решили, что расходы по синхронизации двух энергосистем будут больше доходов от продажи электроэнергии.

На данный момент Россия не имеет поставок электроэнергии в Японию и Южную Корею, однако есть взаимосвязи с Китаем. Главная проблема в политической воле, особенно если говорить о Японии. Хотя Южная Корея и Китай формально заинтересованы реализовывать столь крупный проект, тем не менее реальных действий мы пока не наблюдаем.


ЭКСПЕРТ


Константин Хартулярий, 
директор ООО «Академ Кабель»

«Сравнение ЛЭП переменного и постоянного тока говорит о том, что создать единую энергетическую сеть Дальнего Востока возможно, лишь используя ЛЭППТ, потому что её свойства позволяют конструировать длинные линии с малыми потерями, преодолевать водные преграды, обеспечить высокую степень надёжности электроснабжения и связать между собой энергосистемы. Но для строительства ЛЭППТ нужен совершенно особый подход для проектирования всех её узлов. Одни элементы возможно выполнить на основе уже построенных деталей ЛЭП переменного тока, например — воздушных линий. Другие и отдалённо не похожи на элементы ЛЭП переменного тока, допустим, оборудование подстанций. Вопрос здесь не столько технический или инвестиционный, сколько психологический, так как обслуживание и функционирование ЛЭППТ настолько отличается от ЛЭП переменного тока, что первый фактор, который нужно преодолеть — это сила привычки. Поэтому во главе проекта должны стоять специалисты из разных областей, которые способны работать в команде, обладают смелостью в реализации передовых идей. Потребуются исследования экономического, технического и экологического характера с привлечением зарубежного опыта строительства».




Текст: Иван Шалгинов.

Новости
 
Регистрация на выставку Aquatherm Moscow 2021 для посетителей открылась!
Для бесплатного посещения выставки получите электронный билет,......
 
 
В России планируют создать реестр экологически вредных предприятий
Фото: idealbaca.comПрезидент России Владимир Путин поручил рассмотреть......
 
 
В Москве построят первый завод промышленной автоматики
Фото: investmoscow.ruНа территории технополиса «Москва» начали строительство......
 
 
Правительство планирует развивать станкоинструментальную отрасль
Фото: hovingduurzaam.nlПравительство подготовило стратегию развития станкоинструментальной отрасли......
 
 
Lasercut — победитель конкурса «Технолидер INNO» 2020
На выставке «Технофорум-2020», по независимой оценке экспертов......
 
 
Аттестацию производств по безопасности отложили на 9 месяцев
Фото: woodhams-group.comПромышленные предприятия могут получить отсрочку по......
 
 
Оптимистичный прогноз роста энергоцен
Фото: identidadorganizacional.comРегулятор энергорынков «Совет рынка» опубликовал прогноз......
 
АРХИВ НОВОСТЕЙ
   
   
© 2006-2017. Все права защищены. «Единый промышленный портал Сибири»
Цитирование приветствуется при условии указания ссылки на источник - www.epps.ru
© Создание сайта - студия GolDesign.Ru