Сегодня пятница 29 марта 2024 г. 22:05
сделать стартовой в избранное
О проекте
Контакты
Форум
Размещение рекламы
   
 
 
Логин Пароль  
 
 
запомнить на этом компьютере
регистрация  |  если забыли пароль
 
 
№28декабрь 2008Спецтехника
Ответственные за груз
В понимании многих людей, далеких от спецтехники, перевозка грузов — дело нехитрое. Казалось бы, намного важнее погрузить, разгрузить, а уж потом и применить груз в соответствии с целями и задачами. На деле ситуация обстоит иначе, и создание прицепов и полуприцепов — весьма непростая и трудоемкая подотрасль машиностроения.

От обороны к рынку
Сложно представить современные грузоперевозки без грузоподъемных прицепов и полуприцепов. Особенно в них нуждаются отрасли с большим парком спецтехники, которую время от времени приходится перевозить с места на место: сельское хозяйство, горнодобывающая промышленность, строительство и, конечно, оборонно-промышленный комплекс, который, кстати, некогда был едва ли не единственным потребителем прицепов
и полуприцепов-тяжеловозов.
Особенно контролировался рынок прицепной тяжеловозной техники в период процветания Советского Союза, когда заказы Министерства обороны были приоритетными на всех заводах подобной техники того времени. Серийные прицепы и полуприцепы так или иначе изготавливались с учетом соответствия их способностей перевозки военных грузов и боевых машин. 90-е годы прошлого века внесли в отрасль свои коррективы, и если не перекроили ее абсолютно, то окончательно изменили принципы производства и сами модели.
Сегодняшняя прицепная техника ориентирована на нужды покупателя, иначе производителям просто не выжить в условиях рынка. Неизменными остаются основные характеристики полуприцепа — грузоподъемность и погрузочная высота, что подразумевает разделение прицепов на высокорамные и низкорамные. В зависимости от назначения техники, условий эксплуатации полуприцепы делят на: тяжеловозы повышенной проходимости, приспособленные к тяжелым условиям бездорожья (г/п до 80 т); низкорамные полуприцепы, удовлетворяющие требованиям по габаритам высоты для перевозки техники на расстояния по дорогам общего пользования (г/п до 60 т) и полуприцепы-сортиментовозы — для перевозки грузов различного назначения.
Качество полуприцепа обуславливается особенностями материалов и технологий. Следует обратить внимание на марку и страну-производителя комплектующих, оценить качество сварных швов, внешний вид и универсальность конструкции.
Дешево и сердито
Несмотря не некоторую диверсификацию российского рынка по назначению прицепной техники — будь то прицепы для лесозаготовки или же прицепы какого-либо другого типа, — основных игроков немного. Одними из лидеров являются дочерние предприятия ОАО «КамАЗ», Ставропольский «АвтоприцепКамАЗ» и Нефтекамский автозавод (НЕФАЗ), специализирующиеся на общетранспортных прицепах и полуприцепах. Определенную нишу по тяжеловозам занимают «Уралавтоприцеп» и Канашский завод «Стройтехника», который в течение нескольких последних лет сумел избавиться от стереотипа низкокачественной продукции и занять свою нишу прицепов для строительной отрасли. Сохраняет свои позиции и Красноярский завод прицепной техники «Сибтрал», производящий вполне качественные и недорогие бортовые, тентованные и шторные автоприцепы. В 2000 году на российский рынок пришел завод «Политранс», который в настоящее время является разработчиком собственных конструкций, производителем и поставщиком автомобильной прицепной техники под маркой ТСП.
«Доля импортной прицепной техники не превышает 10 %. Преимущества иностранной техни­ки — это сложность и универсальность конструкции», — считает представитель компании «Политранс» Ирина Кайгородова. При этом ценовые различия отечественной и импортной продукции таковы, что если срок эксплуатации зарубежной техники до ее ввоза в Россию составляет не больше 3—5 лет, то ее цена в среднем равна цене на новую отечественную спецтехнику. Тем не менее сложившегося рынка поддержанной отечественной прицепной техники как такового не существует, но условия сложившейся экономической ситуации в мире не позволяют гарантировать неизменности.
Говоря об импорте, заместитель коммерческого директора ОАО КЗПТ Светлана Измайлова сообщила, что немалое количество общетранспортных прицепов и полуприцепов сейчас поступает из Германии под марками Kogel, Schmitz, Fliegl. «Что же касается тяжеловозов, то это в основном немецкие Goldhofer и бельгийские Faymonville. Кроме этого в последнее время на рынке появились полуприцепы-самосвалы из стальных и алюминиевых кузовов производства фирмы WIELTON (Польша), а с прошлого года на рынке активно продается относительно недорогая самосвальная прицепная техника китайских производителей FAW, FOTON и других», — добавляет она.
Не придумаем, так позаимствуем
Увы, сложно сказать, что указанная малая доля импорта обуславливается не какими-то выдающимися качественными решениями российской продукции. Как правило, в качестве эта продукция сохраняет общую машиностроительную тенденцию, уступая своим зарубежным аналогам. Но сама по себе такая техника — удовольствие не из дешевых. Именно поэтому более низкая цена и становится той приманкой, на которую так хорошо реагируют российские покупатели. Впрочем, это ни в коем случае не значит, что технический уровень российских прицепов настолько уж низок. Напротив, сведущий покупатель знает, что за свои относительно небольшие деньги он сможет-таки получить достойную технику, которая хоть и уступает в качестве зарубежным моделям, прекрасно выполнит возложенные на нее функции.
Вместе с тем технический прогресс западных заводов оказывает существенное влияние на уровень российских производителей. За неимением возможностей к изобретению и созданию высокотехнологичных комплектующих россияне предпочитают закупать их у своих конкурентов.
«Для надежной и долговременной работы изделий в конструкциях прицепной техники, в качестве комплектующих используются подвески и оси лучших фирм Германии: BPW, SAF, опорные устройства фирм JOST (Германия), тормозные устройства фирмы Wabco (Германия), сцепные шкворни и поворотные круги прицепов фирмы JOST, GF (Германия), дополнительное оборудование фирмы SUER (Германия)», — рассказывает Ирина Кайгородова. И надо отметить, это очень распространенная стратегия, которую практикуют едва ли не все российские предприятия.
Даже обязательные к применению антиблокировочные системы (ABS), как правило, завозятся из-за рубежа. Кстати об обязательствах: согласно ГОСТам,
все новые транспортные средства, которые движутся по дорогам России, должны быть оборудованы тормозами с антиблокировочной системой. «Правда, многие наши производители прицепов и полуприцепов это требование, в силу определенных обстоятельств, игнорируют. Например, полуприцепы не оснащают ABS по той простой причине, что этой системой бывают не оборудованы сами тягачи, а в этом случае не может работать и ABS
прицепа», — сетует Светлана Измайлова.
Впрочем, и отечественным инженерам прицепной техники есть куда стремиться. По мнению специалистов, производители прицепов будут совершенствовать ее по нескольким направлениям. Прежде всего, это увеличение грузоподъемности (использование гидроподвесок). Помимо этого, активное развитие прогнозируют адаптации прицепа к перевозке негабаритных грузов (раздвижные рамы, соблюдение точности при помощи лазерной резки). И, наконец, особое внимание будет-таки уделено технологическим новшествам, направленным на повышение маневренности и управляемости (например, установка подруливающей оси) прицепной техники.
Страдают все
Однако на все эти планы свое влияние оказал мировой финансовый кризис. Многие предприятия из-за сложной экономической ситуации оказались вынуждены сократить свое производство. Так, в октябре «КамАЗ» уменьшил план производства на 2008 год на 20 %, более того, руководство компании приняло решение о введении 4-дневной недели.
С 24 ноября «КамАЗ» объявил о полной остановке своего конвейера сроком на две недели. В результате перерыва завод не выпустит около 2?000 машин, причиной этого решения стало резкое падение спроса на продукцию предприятия. Во время остановки конвейера практически все сотрудники автозавода — около 35 тысяч человек — отправятся в отпуск, за исключением нескольких тысяч работников, которые задействованы на поддержание жизнедеятельности предприятия. На сегодня «КамАЗ» был вынужден заморозить несколько новых программ, а также объявить о грядущих увольнениях 10-ти процентов своего персонала (от 3,5 до 5 тысяч человек).
По слухам, Красноярский завод прицепной техники в середине ноября также планировал отправить часть своих работников на двухнедельные каникулы в связи с непростой экономический ситуацией в стране. Однако на самом заводе эта информация подтверждена не была. «Анализ продаж в ноябре месяце показал, что ситуация на рынке прицепной техники все так же остается нестабильной. На всем рынке наблюдается значительное снижение объемов реализации прицепов, что, конечно же, отразилось и на реализации готовой продукции нашего завода», — сообщила Светлана Измайлова.
Объем реализации прицепной техники завода «НЕФАЗ» в октябре (в натуральном выражении) по сравнению с предыдущим месяцем упал в среднем на 62,8 %. В связи с чем был сокращен объем производства, поскольку объемы заказов на ноябрь-декабрь текущего года оказались намного ниже параметров бизнес-плана. На заводе разработана программа антикризисных мер, помогающая значительно сократить затраты, в том числе и по оптимизации численности. Ежемесячно по различным причинам увольняется 180—200 чел., часть работников увольняется в связи с уходом на пенсию, в 2008 году на заводе реализуется программа, по которой при уходе на заслуженный отдых человек получает единовременную материальную помощь в зависимости от средней заработной платы и стажа работы на предприятии.
В связи с тем, что на сегодня резко упал спрос на коммерческую технику — самосвалы, грузовые прицепы, цистерны, — заводу в этой ситуации помогает выживать только спрос на автобусы. Если учесть, что потребитель пассажирских автобусов — государство, то автобусное производство завода обеспечено заказами практически до января. Также НЕФАЗу помогло и то, что это предприятие включено в реестр Министерства Обороны России и в октябре—ноябре выполнялся госзаказ на автотехнику для военных нужд.
Несмотря на сложившиеся условия, некоторые производители прицепной техники не скрывают надежд на благоприятное преодоление кризиса, благодаря тому, что бесценный опыт выживания, полученный еще в 90-х, сможет помочь российским управленцам и сегодня.

Юлия Ребрунова.

Новости
 
На форуме БИОТ-2022 пройдет сессия по ESG
Составители рейтингов компаний против промышленников! Панельная дискуссия......
 
 
Ровно через неделю стартует "Металл-Экспо'2022"
С 8 по 11 ноября 2022 г.......
 
 
Подготовка Недели металлов в Москве выходит на финишную прямую
С 7 по 11 ноября в Москве......
 
 
Новинки, инновации сварочной отрасли и бесценные знания на выставке Weldex!
С 11 по 14 октября в Москве,......
 
 
VII Всероссийская неделя охраны труда представила темы деловой программы
VII Всероссийская неделя охраны труда, которая пройдет......
 
 
Посетите главную выставку сварочной отрасли России – Weldex 2022!
      11-14 октября 2022 в Москве,......
 
 
Что будет на рынке металлов и металлоконструкций в ближайшем будущем
С 21 по 23 июня 2022 г.......
 
АРХИВ НОВОСТЕЙ
   
   
© 2006-2017. Все права защищены. «Единый промышленный портал Сибири»
Цитирование приветствуется при условии указания ссылки на источник - www.epps.ru
© Создание сайта - студия GolDesign.Ru