Сегодня особенно актуальными стали задачи по повышению ресурса железнодорожных путей, скорости их производства и укладки, так как до 2030 года есть необходимость в постройке новых 16 000 км путей. Пропускная способность железнодорожных магистралей должна в целом вырасти минимум в 1,5 раза.
div>
С каждым годом роль железнодорожных перевозок становится всё более значительной по причине роста товарооборота России со странами Азии, Китая, Кореи и другими. Ежегодно увеличивается транзит грузов железнодорожным сообщением из Китая и стран Азии через Россию в страны Европы.
Таким образом, есть все предпосылки для рассмотрения и внедрения в производство стрелочных переводов новых современных технологий.
Техническая справка
Крестовины могут быть жёсткие: без подвижных элементов и с ними. В настоящее время наиболее распространены жёсткие крестовины без подвижных элементов. Основные элементы такой крестовины — сердечник (рис. 1) и два усовика.
В РФ крестовины обыкновенных переводов имеют в основном марки 1/9, 1/11, 1/18 и 1/22.
По форме рабочих граней в плане различают прямолинейные и криволинейные крестовины. В России в производстве в основном применяют прямолинейные крестовины, в которых рабочие грани прямолинейны по обоим направлениям. Главнейшее их преимущество — возможность применения одной и той же крестовины для правопутных и для левопутных стрелочных переводов, а также в обыкновенном и симметричном стрелочных переводах.
В Европе применяют криволинейные крестовины, которые по боковому направлению имеют криволинейное очертание рабочей грани усовика и сердечника. Это даёт преимущества перед прямолинейными крестовинами, а именно: длина перевода сокращается, а при сохранении длины возможно увеличение радиуса переводной кривой, повышается плавность движения подвижного состава с сохранением скорости, что важно для увеличения пропускной способности дорог.
Производство криволинейных крестовин не было налажено в России, потому как это довольно сложный процесс, требующий технологии качественной сварки. Стандартные методы сварки под слоем флюса или в защитных газах сложны в эксплуатации и не обеспечивают стабильности производства, сварочные швы после сварки нуждаются в дополнительной механической обработке по зачистке. В результате высок был процент брака.
Для повышения пропускной способности железнодорожных путей лучше всего применять крестовины с подвижными элементами. В настоящее время на дорогах мира распространены крестовины с подвижным усовиком и с подвижным сердечником.
Крестовины с подвижным усовиком целесообразны для стрелочных переводов, которые интенсивно работают в одном направлении — например, в диспетчерских съездах, а также в переводах для высокоскоростного движения.
Крестовины с подвижным сердечником в РФ изготавливают двух типов: с подвижным сердечником из специальных остряковых рельсов с гибкими ветвями для реализации скоростей движения поездов по прямому направлению 200 км/ч и более, а также с подвижным поворотным сборным сердечником из специальных остряковых рельсов. Отличаются эти крестовины тем, что при гибких ветвях в корне рельсы сердечника закреплены жёстко, поэтому одна ветвь — один рельс сердечника в нерабочем положении несколько изогнут и находится под некоторым напряжением; при поворотном сердечнике его рельсы в корне прикрепляются, как в корневом устройстве вкладышно-накладочного типа.
Линия укомплектована необходимым печным оборудованием для термической обработки, технологической сборочной оснасткой, автоматической транспортировочной линией, зоной проверки качества, складской зоной.
Вывод
Внедрение технологии электронно-лучевой сварки позволит увеличить производительность изготовления элементов крестовин, снизить процент брака, сократить затраты по потреблению электроэнергии и другие эксплуатационные затраты, полная автоматизация процесса минимизирует влияние человеческого фактора на производственный процесс, обеспечивает 100% повторяемость процесса.
Возможность сваривать тугоплавкие и высокоуглеродистые стали позволяет использовать больше разных материалов при производстве, помогает в проведении НИРОВ и НИОКРОВ.
КАМЕРА С ДВУМЯ ГОРИЗОНТАЛЬНЫМИ ЭЛ-ГЕНЕРАТОРАМИ
Длина рабочей камеры: 13 м
Мощность: 15 кВт
Ускоряющее напряжение: 80 кВ
Общая длина: приблизительно 60 м Г— 20 м
ПРЕИМУЩЕСТВА КРЕСТОВИН С ПОДВИЖНЫМИ ЭЛЕМЕНТАМИ:ВВ
при гибких ветвях создаётся непрерывная рельсовая колея, что позволяет поездам двигаться с той же скоростью, что и по перегону;
обеспечивается срок службы в 4–5 раз больший, чем жёстких крестовин;
отпадает необходимость в контррельсах;
при поворотных сердечниках также создаётся непрерывность рельсовой колеи, обеспечиваются значительные скорости движения, больший срок службы по сравнению с жёсткими крестовинами.
Технология электронно-лучевой сварки при производстве крестовин стрелочных переводов внедрена в Германии уже с 2002 года. Её преимущества:
сварка прямого шва вдоль стандартного рельса различной конфигурации;
максимальная длина сварного шва — около 3,5 м;
скорость сварки не менее 1 м/мин;
обработка рельсов общей длиной до 8 м;
максимальная глубина сварки: от 35 мм;
сварка материала рельс с содержанием углерода около 0,8%;
полностью автоматизированная система, включая сборку/монтаж на приспособлении, предварительный прогрев, ЭЛ-сварку, последующий нагрев и контроль качества;
регистрация технологических данных;
двусторонняя сварка одновременно;
не требуется после сварки дополнительная зачистка рельсов;
после сварки требуется меньшее время для послесварочной термической обработки, так как процесс происходит в вакууме и время затрачиваемой на расплавление металла минимальное;
минимальная зона термического влияния, узкий сварочный шов;
отсутствие дефектов — 100% формирование герметичного и сплошного сварочного шва;
отсутствие усадки металла в процессе сварки — сохранение линейных размеров изделия.
Текст: Александр Кормилицин, генеральный директор НП «Объединение проектировщиков предприятий», технический директор ООО «Роботек»
«Промышленные страницы Сибири» №12 (145) декабрь 2019 г.
«Промышленные страницы Сибири» №12 (145) декабрь 2019 г.