Сегодня четверг 28 марта 2024 г. 18:05
сделать стартовой в избранное
О проекте
Контакты
Форум
Размещение рекламы
   
 
 
Логин Пароль  
 
 
запомнить на этом компьютере
регистрация  |  если забыли пароль
 
 
№145декабрь 2019Главное
Экология и машиностроение: гордиев узел
Можно ли определить фактический масштаб коллапса мировой экосистемы? Официальные данные гласят: только в России сегодня зарегистрировано около 1,5 млн стационарных источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Треть из них — а это более 500 000 — не организованы, то есть работают без систем газоочистки. Львиная доля промышленных стоков не оснащена очистными сооружениями. Что уж говорить об отходах производства и потребления?

div>


Борис Федоров,
генеральный директор ООО «Научно-производственный концерн ЭКОМАШ», член Комитета ТПП РФ по природопользованию и экологии и Комитета Московской ТПП по проблемам экологии и природопользованию

О том, как расставлены экологические акценты в предстоящей модернизации российского машиностроения и формировании новой отрасли — экологическое машиностроение, мы поговорили с председателем Совета Промышленного кластера экологического машиностроения АНО «Тула ЭКОМАШ», генеральным директором ООО «Концерн ЭКОМАШ», президентом ООО «ФИНГО комплекс», доктором технических наук, кандидатом юридических наук Борисом Фёдоровым.

— Борис Сергеевич, каковы цели и задачи государственного уровня, связанные с экологией и машиностроением?

— В Российской Федерации в настоящее время реализуется важнейшая задача перехода от санитарно-гигиенического принципа управления качеством окружающей среды, основное правило которого — загрязнитель платит, к технологическому принципу — загрязнитель устанавливает очистные сооружения и соответствует наилучшим доступным технологиям.

В Национальный проект «Экология», утверждённый Советом при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам Пр. от 24.09.2018 № 12, входит федеральный проект «Внедрение наилучших доступных технологий» (п. 4.11). Он предусматривает, что уже к 31.12.2024 должны быть введены в промышленную эксплуатацию мощности экологического машиностроения и развития приборостроения в целях производства отечественной продукции, используемой при переходе хозяйствующих субъектов на принципы наилучших доступных технологий (НДТ).


Таким образом, цель формирования отрасли экологического машиностроения — обеспечение экологической безопасности населения России на основе выполнения требований Указа Президента РФ №224 от 7 мая 2018 года «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской федерации на период до 2024 года». В нём поставлена задача снизить уровень загрязнения атмосферного воздуха на 20%, повысить качество питьевой воды, осуществить ликвидацию всех выявленных на 1 января 2018 года несанкционированных свалок в границах городов и увеличить долю переработки отходов с 8 до 60%. При этом реализовать такую масштабную задачу следует путём внедрения НДТ газоочистки промышленных выбросов, водоочистки сбросов загрязняющих веществ и обезвреживания промышленных и коммунальных отходов.

— Каков алгоритм реализации столь масштабной цели?

— Предстоит решить новые масштабные задачи, требующие консолидации всех заинтересованных сторон: общества, бизнеса и государства. Так, уже с 1 января 2019 года предприятия самой опасной — I категории должны получать комплексное экологическое разрешение КЭР по выбросам в атмосферный воздух, сбросам в водные объекты, и управлению отходами. Используемые технологии должны соответствовать указанным в специальных справочниках НДТ по отраслям и направлениям промышленности. Всего таких предприятий 300, но они дают более 60% общего количества промышленных загрязнений. Остальные предприятия II и III категории опасности должны будут пройти такие процедуры к 2022 и 2025 году соответственно. Учитывая, что таких предприятий более 45 тысяч — это, безусловно, глобальная задача, которая должна быть поддержана государством.

Для перевода отечественной экономики на принципы НДТ потребуется произвести и установить тысячи электрофильтров и рукавных фильтров, несколько сот установок серо- и азотоочистки. Каждая из них — как отдельный химический комбинат, по водоочистке и мусоропереработке в целом счёт пойдёт на миллионы тонн оборудования.

Такая задача по силам только специальной отрасли. Экологическое машиностроение — направление машиностроения по производству оборудования, предотвращающего вредное воздействие на здоровье человека и окружающую среду.

— Насколько, по-вашему, развито сегодня экологическое машиностроение в мире?

— Генеральная Ассамблея ООН в 2015 году приняла Резолюцию «Преобразование мира. Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года». Она подразумевает повышение глобальной эффективности использования ресурсов в системах потребления и производства. При этом было принято следующее решение: недопустимо, чтобы экономический рост сопровождался ухудшением состояния окружающей среды.

Глобальные вызовы развитию мировой цивилизации заключаются в том, что население Земли уже достигло 7,5 млрд человек и прирастает ежегодно на 100 млн человек. Конечно же, стоит задача напоить, накормить и обогреть каждого. Только за последние 100 лет человечество уже увеличило промышленное производство в 100 раз, а энергопотребление — в 1000 раз.

За последние 25–30 лет в результате широкой общественно-политической поддержки ряд стран Северной Америки и Европы успешно перешли на наилучшие доступные технологии НДТ (BAT). Это позволило убрать смог над крупнейшими промышленными центрами и мегаполисами, существенно сократить сбросы в водоёмы, повысить с 5 до 85% долю переработки отходов. В 2017 году КНР и Индия также заявили о переходе на НДТ.


Развитые страны активно осуществляют капиталовложения в экологическое машиностроение, в отрасль мировой экономики по производству природоохранного оборудования, в разработку и внедрение ресурсосберегающих технологииМ†. По итогам исследований ведущих учёных и специалистов объём мирового рынка экологических товаров и услуг превышает 550 млрд долларов США. Крупнейшие участники рынка — США (37%), страны Европы (30%) и Япония (18%).

В ближайшем будущем рост объёма мирового импорта экологических товаров и услуг будет в 2–3 раза превышать темпы прироста мировой экономики и составит 6,4–9,4% в год.

Страны Европы, Япония и США осваивают рынки экологических товаров и услуг многих стран, в том числе и Российской Федерации. Потенциальная ёмкость российского рынка экологического машиностроения, по разным оценкам, составляет более 15,7 млрд долларов США в год, при этом доля отечественных компаний пока не превышает 35%.

— Какова доля отечественного экологического машиностроения в машиностроительном комплексе РФ?

— Пока недопустимо скромная. Если в целом объём выпуска в машиностроительном комплексе России в 2018 году превысил 8 трлн рублей, то производство отечественного экологического машиностроения выросло менее чем на 0,5% и составило всего 32,8 млрд рублей. Таким образом, для решения задач национального проекта «Экология» необходимо как минимум в десять раз увеличить мощности отечественного экологического машиностроения либо просто отдать наш рынок иностранным компаниям и международным корпорациям.

Первым шагом в организации отрасли экологического машиностроения является разработка стратегии. Буквально недавно распоряжением Правительства РФ ещё от 2017 года были утверждены стратегии развития сельскохозяйственного, транспортного, энергетического и тяжёлого машиностроения.

При этом весьма показательно, что в номенклатуре предложенной стратегии, например, энергомашиностроения поименованы только котлы, турбины, генераторы и тому подобное, с указанием производителей и мерами их поддержки на общую сумму 312 млрд рублей, в то же время отсутствуют электрофильтры и установки сероочистки, хотя при поставке и монтаже электростанции под ключ это оборудование составляет почти четверть расходов.


В первую очередь необходимо сформулировать характеристику новой отрасли на основе анализа текущего состояния экологического машиностроения в России, определить область распространения, оценить перспективы повышение уровня экологической безопасности в России. Необходим прогноз внутреннего спроса на экологическое оборудование в свете перехода экономики на НДТ с учётом возможных рисков.

Требуется сформировать принципы государственной политики и определить этапы реализации стратегии.

Таким образом, для развития отрасли экологического машиностроения необходимо:

  • сформировать рынок для продукции экологического машиностроения неизбежностью ужесточения экологических требований;
  • защитить рынок экологического машиностроения;
  • локализовать природоохранные технологии мирового уровня на основе соглашений с крупными мировыми компаниями, для которых требования по импортозамещению являются препятствием для самостоятельного выхода на российский рынок;
  • организовать экологический машиностроительный кластер: объединить специализированные и иные высокотехнологичные производства, вооружив их соответствующими инжиниринговыми компетенциями.

— Создание новой отрасли невозможно с нуля, значит, основой станет уже сформированный машиностроительный комплекс?

— Наиболее эффективным будет использование уже имеющихся мощностей оборонно-промышленного комплекса ОПК в соответствии с Программой диверсификации. Действительно, Президент РФ поручил правительству увеличить долю высокотехнологичной продукции гражданского и двойного назначения, производимой предприятиями ОПК, до уровня не менее 50% к 2030 году.

Губернатор Тульской области Алексей Дюмин выступил с креативной инициативой — закрепить за ведущими предприятиями ОПК конкретные направления гражданского машиностроения.

Наблюдательный совет Госкорпорации Ростех утвердил Стратегию развития до 2025 года, согласно которой должна измениться российская экономическая модель: диверсификация экономики, увеличение доли высокотехнологичной гражданской продукции и несырьевого экспорта.

АО «НПК «Техмаш» и ООО «Концерн «Экомаш» заключили Договор о сотрудничестве. Это значит совместное освоение выпуска оборудования, обеспечивающего охрану окружающей среды. К примеру, ООО «Концерн «Экомаш», представляя совместные интересы, реализует проект создания Тульского конверсионного кластера экологического машиностроения.


В соответствии с Постановлением Правительства РФ № 779 «О промышленных кластерах и специализированных организациях промышленных кластеров» зарегистрирована специализированная организация АНО «Тула Экомаш». Подписано соглашение с образовательными, производственными и инжиниринговыми организациями — участниками промышленного кластера: ФГБОУ «Тульский государственный университет», АО НПО «Сплав», АО «Машиностроительный завод «Штамп» им. Б. Л. Ванникова, АО «Алексинский опытный механический завод», ООО «Сервис СОФТ», ООО «Экотеч», ООО «Морская техника», АО «Мегалион».

Процессинговым центром промышленного кластера является ООО «Алексинский конверсионный центр экологического машиностроения».

Развиваются основные направления производства природоохранной продукции и специализации мощностей экологического машиностроения промышленного кластера «Тула Экомаш»:

  • производство систем автоматического контроля выбросов и сбросов;
  • производство мобильных модульных комплексов по обезвреживанию ТКО;
  • производство оборудования водоочистки и водоподготовки;
  • производство систем промышленной газоочистки вредных промышленных выбросов.

Для взаимодействия с предприятиями отрасли, научными организациями и государственными органами формируется Ассоциация «Экологическое машиностроение», в составе которой — ФГБУ ЦНИИ «Промышленной экологии», ЦКТИ им. Ползунова, ВТИ, ЭНИН им. Крижановского, ВТИ, ЦКТИ, ЗиО Подольск, ИПХФ РАН, Газэнергострой.

Производственной базой станут машиностроительные заводы НПК «Техмаш», в качестве конструкторско-технологической платформы выступят ведущие экоинжиниринговые компании. В сфере газоочистки это компания «Финго». За 70 лет работы она поставила газоочистное оборудование в 56 стран. Решением МВС (межведомственного совета) в 2017 году индустриальные газоочистительные фильтры признаны продукцией, соответствующей BAT (НДТ).

Компания «Водные технологии Атоммаш» ВТА — разработчик и производитель оборудования водоочистки и водоподготовки. Компания ООО ОКБ «Алексин-Атом» занимается изготовлением высоконапорного оборудования и арматуры. Сюда же входит и НПО ЦКТИ имени И. И. Ползунова. Мы ведём переговоры ещё с несколькими компаниями, которые используют природоохранные технологии.

Для локализации мировых природоохранных технологий организовано также международное сотрудничество и подписаны соглашения с CNIM/LAB (Франция), ЭнергоЕвропа (Испания), SIC (Германия).

— Каковы перспективы сотрудничества с промышленными предприятиями Сибири?

— Организация межрегионального сотрудничества — стратегически важный вопрос. В рамках проведения Красноярского экономического форума наша делегация имела возможность обсудить перспективы сотрудничества с председателем Правительства Красноярского края Юрием Лапшиным. Для организации производства оборудования, обеспечивающего снижение негативного воздействия на атмосферный воздух, очистки сбросов сточных вод, обращения с отходами производства и потребления Красноярского края предложено участие в Национальном кластере экологического машиностроения предприятий края. Это АО «Ремонтно-механический завод «Енисей» и ООО «Красноярский котельный завод».


СКАЗАНО

По данным Всемирной организации здравоохранения ВОЗ ООН, более 25% заболеваний в мире вызвано загрязнением окружающей среды. Ежегодно от неблагоприятных экологических факторов погибает 12,6 млн человек. Таким образом, за последние 50 лет потери составили на порядок больше, чем во всех вооружённых конфликтах за всю историю человечества.


ОБЪЁМ ВЫПУСКА МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ РФ

  • 27,4% — автомобилестроение;
  • 12,3% — электротехника и приборостроение;
  • 10,3% — тяжёлое, энергетическое и транспортное машиностроение;
  • 6% — химическое и нефтехимическое машиностроение;
  • 2,4% — машиностроение для лёгкой и пищевой промышленности;
  • 2,1% — строительно-дорожное машиностроение;
  • 1,9% — станкоинструментальная промышленность;
  • 1,8% — тракторное и сельскохозяйственное машиностроение;
  • свыше 35% — оборонная и другие подотрасли.

К СЛОВУ

В структуре промышленного производства РФ удельный вес машиностроения составляет около 20%. На втором месте после топливно-энергетического комплекса. Это в полтора-два раза ниже, чем в экономически развитых странах, где он достигает 35–50%.

В структуре валовой добавленной стоимости промышленности доля машиностроения уступает только ТЭК и составляет около 30%.


«Промышленные страницы Сибири» №12 (145) декабрь 2019 г.


«Промышленные страницы Сибири» №12 (145) декабрь 2019 г.

Беседовала Надежда Гесс.

Новости
 
На форуме БИОТ-2022 пройдет сессия по ESG
Составители рейтингов компаний против промышленников! Панельная дискуссия......
 
 
Ровно через неделю стартует "Металл-Экспо'2022"
С 8 по 11 ноября 2022 г.......
 
 
Подготовка Недели металлов в Москве выходит на финишную прямую
С 7 по 11 ноября в Москве......
 
 
Новинки, инновации сварочной отрасли и бесценные знания на выставке Weldex!
С 11 по 14 октября в Москве,......
 
 
VII Всероссийская неделя охраны труда представила темы деловой программы
VII Всероссийская неделя охраны труда, которая пройдет......
 
 
Посетите главную выставку сварочной отрасли России – Weldex 2022!
      11-14 октября 2022 в Москве,......
 
 
Что будет на рынке металлов и металлоконструкций в ближайшем будущем
С 21 по 23 июня 2022 г.......
 
АРХИВ НОВОСТЕЙ
   
   
© 2006-2017. Все права защищены. «Единый промышленный портал Сибири»
Цитирование приветствуется при условии указания ссылки на источник - www.epps.ru
© Создание сайта - студия GolDesign.Ru