Сегодня пятница 29 марта 2024 г. 05:47
сделать стартовой в избранное
О проекте
Контакты
Форум
Размещение рекламы
   
 
 
Логин Пароль  
 
 
запомнить на этом компьютере
регистрация  |  если забыли пароль
 
 
№142сентябрь 2019Строительная площадка
Подводные камни на пути инноваций
В коллекционном номере за июнь-июль мы уделили особое внимание инновациям в строительной отрасли и тому, сколько преимуществ даёт внедрение оных. Однако так ли однозначно хорош нынешний подход к новым технологиям? Ведь раньше, в период массовой застройки советского пространства типовым жильём, строители справлялись и без них, а качество объектов выходило весьма высоким. Что необходимо учитывать, применяя новые разработки, чтобы не допустить ошибок? Что является драйвером развития строительной отрасли? И что усложняет внедрение инноваций в промышленный оборот?

div>

Инновации против советской основательности

Многие непроизвольно сравнивают сегодняшнее строительство с советскими временами. Немудрено — те же добротные хрущёвки по всей стране по сей день в безупречном состоянии. Таких результатов советские строители достигали без цифровизации, автоматизации и материалов с уникальными свойствами. Вот что говорят по этому поводу эксперты.

«На качестве зданий сказывается несоблюдение технологий, прописанных в ГОСТах и СНиПах. Некоторые современные сооружения уже требуют капитального ремонта, тогда как объекты советских времён до сих пор находятся в рабочем состоянии. Тогда были грамотно выстроены технологические процессы, выдерживали временные рамки строительства зданий и сооружений в соответствии с государственными стандартами. В результате мы получали качество.


Сегодня скорость возведения объектов увеличивается. Строительные площадки переходят на круглосуточный режим, работы ведут в четыре смены. Зачастую сдача объекта бывает приурочена к конкретной дате. Поэтому проектное решение готовится не до начала строительства, а параллельно с ним и заканчивается на стадии завершения стройки. По этой причине часто возникают серьёзные просчёты и ошибки, как во время строительства, так и при эксплуатации.

Например, бетонные работы. После заливки бетона 100% прочности появляется на 28-й день, 75% прочности — на 7-й день.

Раньше контролирующие инстанции не допускали нагрузку на конструкцию до истечения 7-дневного срока. Сегодня, в условиях ускорения темпов строительства, часто не соблюдают временные технологические процессы и конструкции нагружаются преждевременно. Это может привести к браку и деформации.


В то же время процесс строительства сильно зависит от погодных условий, а авралы заставляют выполнять работы и в морозы, и в проливной дождь. Это может привести к авариям как в процессе строительства, так и уже во время эксплуатации возведённого объекта», — подметил ведущий технический эксперт Ассоциации «СРО «Альянс строителей» Андрей Кириллов.

Есть и специалисты, которые считают, что изменился процесс не строительства, а подготовки проекта: он значительно ускорился и упростился.

«По большому счёту технология не поменялась. На мой взгляд, скорее современные системы автоматизированного проектирования внесли заметные изменения в процесс строительства, работу проектировщиков и порядок разработки проектной документации. Раньше, в начале 2000-х, всё чертили руками на кульманах. Чтобы подготовить только один чертёж, целый отдел проектного института из 20 человек должен был работать в течение трёх дней. Сегодня такой же объём задач выполняют несколько инженеров.

Фото: pixabay.com/USA-Reiseblogger

Та же проблема касалась и расчётов. Как таковая теория не поменялась, но раньше все уравнения приходилось рассчитывать вручную: это были целые тома, которые выполнялись месяцами. Сейчас это выполняет автоматически один инженер в течение недели.

Большую роль сыграли средства IT: обмен данными, сервера, электронная почта, телеконференции — всё это позволило более эффективно работать большим группам проектировщиков», — размышляет руководитель проекта «Стройинспектор» Пётр Медников.

Многие представители отрасли подчёркивают, что важно использовать инновации по делу. Потому как их бездумное использование может привести к прямо противоположному результату.

«Если брать наше направление, технологии буквально поджимают нас со всех сторон. 

В большей степени они касаются решений по инженерному оборудованию, в меньшей степени общестроительных работ. Что касается последних, это неудивительно: многие здания реконструируют или проводят капитальный ремонт. Это накладывает ограничения по применяемым технологиям в строительстве — здание уже есть, и мы должны очень аккуратно использовать что-то новое, что может быть просто несовместимо с конструктивными и технологическими особенностями здания», — уточнил генеральный директор ООО «М-Инвестпроект» Семён Прокопчук.

Преодолевая барьеры

Какие бы преимущества ни имели инновации, мы далеко не сразу можем их оценить. Новинки не только доходят до нас с опозданием — некоторые вовсе не приживаются. Иногда причина — стоимость этих технологий (а наши промышленники любят сэкономить), зачастую это нежелание или неготовность пробовать новое. Свою лепту вносят и связанные с использованием новинки бюрократические проволочки.

«Да, сложности внедрения инноваций в промышленный оборот существуют. Барьерами являются человеческий фактор и бюрократический подход. Иногда новые технологии идут вразрез СНиПам и ГОСТам. В то же время попытки сэкономить на строительстве приводят к серьёзным последствиям», — высказался Андрей Кириллов.

Подобный принцип особенно актуален в вопросах экологии. Ведь экологичность всегда дороже. Однако не многие наши промышленники готовы платить за сомнительный «меньший вред природе». Кроме того, большинство экологических технологий имеют западноевропейское или американское происхождение, а на многие такие продукты у нас действуют санкции.

«Возможно ли в России использование электрической строительной техники в ближайшем будущем? Проблемы электрической строительной техники полностью соответствуют препятствиям распространения альтернативного автомобильного транспорта. Россия долго — если не навсегда или не до конца — будет делать ставку на органическое топливо и ДВС, с небольшими поправками на газомоторное топливо, ГМТ.

Российского производства электротехники и аккумуляторов нет, а для зарубежных технологий есть преграда в виде импортозамещения. Идёт выравнивание стоимости владения (пробега) традиционного и альтернативного транспорта, но стоимость электротранспорта пока выше (прежде всего — за счёт цены аккумулятора). Требуется развитие инфраструктуры зарядки. Строительная техника зачастую работает удалённо от коммуникаций, с проблемой автономности (баланс ёмкости и размера батарей), в сложных погодных условиях (холод и вода)», — заметил соучредитель и член Правления Совета по экологическому строительству Алексей Поляков.

Однако идти вперёд нужно — это понимают все, поэтому всё чаще практикой становится нормативно-правовое регулирование в вопросах внедрения инноваций.

«Сейчас идёт активная работа по приведению российских строительных норм в соответствие с международными практиками, гармонизации российских и европейских норм. Процесс медленно, но движется. Идёт достаточно продуктивная работа по модернизации СНиПов. В целом уже обновился большой фонд Сводов правил, некоторые даже обновлялись неоднократно», — подчеркнул вице-президент корпорации «ТехноНИКОЛЬ» Евгений Войлов.

Цифровая трансформация отечественной строительной отрасли должна произойти к 2024 году. Разговоры об этом начались ещё в сентябре 2018 года. Она предполагает принятие и актуализацию нормативно-технических документов по БИМ, необходимые изменения в законодательстве и создание отраслевой цифровой платформы.

Что двигает отрасль?

Не секрет, что двигатель прогресса — лень, но в сфере строительства такой принцип не работает. Разработка и внедрение новинок требует времени, усилий и труда. Каковы же основные драйверы развития строительной отрасли? У каждого эксперта на этот вопрос есть свой ответ.

«На мой взгляд, наиболее важны научные разработки. Именно учёный подход позволяет экономить и сокращать время на строительство. Что касается дизайна, его ключевая задача — донести мысль архитектора самым простым способом, реализовать задумку с помощью конкретных материалов и технологий. Когда дизайнер предлагает использовать определённый материал, он должен понимать, насколько это реализуемо: во сколько обойдётся закупка и поставка материала, какие технологии потребуются для его применения, как долго он прослужит в процессе эксплуатации», — поделился мнением Андрей Кириллов.

«Движущая сила строительной отрасли — это экономика, запрос на уникальные здания. Например, строительство «Москва-Сити» потребовало исследования и внедрения высокопрочных классов бетона, стали, появились новые фасадные технологии и так далее», — прокомментировал Пётр Медников.

И, конечно, ключевой фактор развития любой отрасли — запрос потребителей.

«Сегодня всё более пристальное внимание уделяют концепции жизненного цикла здания. Важна не просто стоимость строительства, но и цена последующих ремонтов и обслуживания. Это ведёт к росту популярности долговечных материалов.

Принципиально важными стали разработка и утверждение новых норм в области энергоэффективности строений. Это меняет подход к строительству и повышает значимость эффективных теплоизоляционных материалов и решений. Если раньше считалось правильным, например, просто увеличить толщину стены, то теперь конструктивы здания похожи на «слоёный пирог», в котором все элементы выполняют свою функции и дополняют друг друга.

Строительство, несмотря на консерватизм отрасли, в любом случае является частью экономики и испытывает на себе воздействие современных технологий и изменения подходов к жизни в целом.

Я бы сказал, что строительную отрасль двигают более строгие запросы клиентов. Это касается и строительных материалов. Сегодня люди хотят не просто купить материал. Им нужно качественное сырьё по адекватной цене в нужные им сроки и в нужном месте. И производители должны этим требованиям удовлетворять.

Кроме того, сами девелоперы (например, Донстрой, ПИК, «Галс», «Эталон» и другие) больше заинтересованы во внедрении инноваций в рамках проектирования, строительства и последующего обслуживания зданий. В российской строительной отрасли за последнее время накоплен большой опыт использования в том числе инновационных материалов и технологий, которые активно обсуждают на профильных форумах и круглых столах», — отметил Евгений Войлов.

«Строительную отрасль хоть и принято воспринимать как рынок B2B, на решения, принимаемые застройщиками, большое влияние оказывает конечный потребитель. Рынок диктует свои условия, и у современного потребителя появилась возможность выбирать. Ориентир на интересы потребителей — конечных пользователей жилья — и является движущей силой развития отрасли», — заключил управляющий директор ООО «Комбинат «Волна» Яков Яланский.


ЧТО ТОРМОЗИТ РАЗВИТИЕ «ЗЕЛЁНЫХ» ИННОВАЦИЙ В РОССИИ

  • В  Мифы
  • В  Нормы
  • В  Стоимость
  • В  Неприоритетность
  • В  Отсутствие реальной поддержки
  • В  Кадры
  • В  Негатив про инновации
  • В  «Гринвошинг»
  • В  Импортозамещение
  • В  Органическая экономика страны

ЧТО В БУДУЩЕМ?

К 2020 году планируют завершить работу над общероссийским классификатором строительной информации и разработать стандарт цифрового нормативно-технического документа в строительстве.

С 2021 года начнётся перевод нормативно-технической документации в строительстве в цифровой (машиночитаемый) формат, что позволит сформировать и вести фонд цифровых нормативно-технических документов в отрасли.

Текст: Мария Бобова.

Новости
 
На форуме БИОТ-2022 пройдет сессия по ESG
Составители рейтингов компаний против промышленников! Панельная дискуссия......
 
 
Ровно через неделю стартует "Металл-Экспо'2022"
С 8 по 11 ноября 2022 г.......
 
 
Подготовка Недели металлов в Москве выходит на финишную прямую
С 7 по 11 ноября в Москве......
 
 
Новинки, инновации сварочной отрасли и бесценные знания на выставке Weldex!
С 11 по 14 октября в Москве,......
 
 
VII Всероссийская неделя охраны труда представила темы деловой программы
VII Всероссийская неделя охраны труда, которая пройдет......
 
 
Посетите главную выставку сварочной отрасли России – Weldex 2022!
      11-14 октября 2022 в Москве,......
 
 
Что будет на рынке металлов и металлоконструкций в ближайшем будущем
С 21 по 23 июня 2022 г.......
 
АРХИВ НОВОСТЕЙ
   
   
© 2006-2017. Все права защищены. «Единый промышленный портал Сибири»
Цитирование приветствуется при условии указания ссылки на источник - www.epps.ru
© Создание сайта - студия GolDesign.Ru