Сегодня среда 24 апреля 2024 г. 20:44
сделать стартовой в избранное
О проекте
Контакты
Форум
Размещение рекламы
   
 
 
Логин Пароль  
 
 
запомнить на этом компьютере
регистрация  |  если забыли пароль
 
 
№136январь 2019Энергетика и электротехника
Светотехническая продукция и возможности энергосбережения
Энергосбережение и повышение энергетической эффективности давно уже перестало являться проблемой только лишь отдельных потребителей энергетических ресурсов. Сегодня это проблема общегосударственного, если не глобального, общечеловеческого масштаба, влияющая, в том числе, и на состояние экономической безопасности государств.

div>

Поэтому в принятой в мае 2017 г. в Стратегии экономической безопасности России на период до 2030 года к основным вызовам и угрозам экономической безопасности, в числе прочего, отнесено изменение структуры мирового спроса на энергоресурсы и структуры их потребления, развитие энергосберегающих технологий и снижение материалоёмкости, а также развитие «зелёных технологий» в указанной сфере. В ситуации, когда энергопотребление растёт практически в геометрической прогрессии, а возможности в этой сфере продолжают оставаться ограниченными, вопросами, связанными с созданием правовых, экономических и организационных основ стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности, вплотную занялись органы государственной власти практически всех современных стран с высоким уровнем экономического развития.

Все стремятся экономить

Так, по данным Международного энергетического агентства, в США планируется к 2020 г. снизить энергоёмкость экономики на 25% по сравнению с 2005 г.; в Китае, текущей задачей является снижение энергоемкости экономики к 2020 г. на 49% по отношению к показателям 2006 г. [12], а в Европейском союзе — на 20% по сравнению с данными 2007 г. [14]. Не исключением в этом смысле является и Россия. Даже принимая во внимание тот факт, что наше государство находится по производству (и потреблению) электроэнергии далеко не на последнем, хотя и не на первом месте [7], тем не менее, стоит констатировать, что в плане энергоэффективности ситуация не столь обнадёживающая, поскольку, «… занимая третье место в мире по масштабам энергопотребления, Россия тратит больше энергии на единицу ВВП, чем любая из стран, входящих в десятку крупнейших потребителей энергии». [8, c. 95]. И это при том, что она стала заниматься вопросами энергосбережения и повышения энергетической эффективности довольно давно. Правовой основой деятельности подобной направленности считается Федеральный закон от 03 апреля 1996 года «Об энергосбережении». То есть, по сути, с момента активации государственного курса, направленного на повышение эффективности использования потребляемой энергии, прошло более 20 лет.

Вопросы энергосбережения и повышения энергетической эффективности являются весьма актуальными и для светотехнической отрасли. Электроэнергетика представляет собой не только основу светотехники, но и энергетики, в целом, т. к. обеспечивает электрификацию всей экономики страны на основе рационального производства, распределения и потребления электроэнергии. Данный вид энергии востребован во всех сферах жизнедеятельности современного общества, при этом потребление электроэнергии в последние годы неуклонно растёт.

Так, по данным АО «СО ЕЭС», потребление электроэнергии в Единой энергосистеме России в 2017 г. составило 1039,7 млрд кВт/ч, что на 1,3% больше объёма потребления в 2016 г. Потребление электроэнергии в целом по России в 2017 г. составило 1059,5 млрд кВт/ч, что на 0,5% больше, чем в 2016 г. [13] В этой связи отметим, что стоимость создания кВт генерирующих мощностей на электростанциях разного типа стоит примерно от 1 до 3 тыс. долл. США. В то время, как снижение установленной мощности на один кВт освещения стоит 150-200 долл. США. Это огромная разница и, кроме того, это связано с решением важнейшей проблемы снижения вредных выбросов в атмосферу [6]. При этом, системы искусственного освещения являются наиболее распространённым конечным потребителем электроэнергии, на долю которых приходится около 13% всей генерируемой электрической энергии [10, c. 26-26]. Очевидно, что эффективная реализация государственной политики энергосбережения в столь значительном сегменте потребителей электроэнергии, позволит существенным образом повлиять на общую картину экономии и повышения энергоэффективности энергопотребляющих систем.

Со стороны государства

Говоря об основных направлениях государственной политики в сфере энергосбережения и повышения энергоэффективности, стоит признать, что как такового, акта, закрепляющего эти самые основные направления в законодательстве, не усматривается, хотя п.1 ст. 6 Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [1] прямо устанавливает в качестве одного из полномочий органов государственной власти России формирование и осуществление государственной политики в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. При этом, п. 14.1 той же ст. 6, введённым Федеральным законом от 28.12.2013 N 399-ФЗ, закрепляет за госорганами, функцию осуществления мониторинга и анализа эффективности реализации государственной политики и нормативно-правового регулирования в рассматриваемой области. Однако ещё в 2009 году Распоряжением Правительства РФ были утверждены «Основные направления государственной политики в сфере повышения энергетической эффективности электроэнергетики на основе использования возобновляемых источников энергии на период до 2024 года» [5], безусловно являющиеся важным элементом, но все же не в полной мере раскрывающим государственную политику в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в целом. Полагаем, что в ситуации отсутствия чётких пояснений по вопросам содержания указанной государственной политики стоит признать, что мониторинг и анализ эффективности её реализации не может не столкнуться с определенными трудностями на практике.


Роль светотехники

Попробуем выяснить, имеются ли какие-либо успехи в указанных областях, и упоминаются ли при их описании светотехническая отрасль и вопросы искусственного освещения. В этой связи небезынтересно ознакомиться с содержанием подобных докладов за последние годы. К сожалению, с итогами 2017 года в исследуемой сфере ознакомиться пока нельзя — они ещё не готовы. Как следует из текста Государственного доклада о состоянии энергосбережения и повышении энергетической эффективности в 2016 году [9], средний удельный расход электрической энергии на снабжение государственных и муниципальных учреждений здравоохранения по России за 2016 г. составил 57,99 кВт·ч/м2. В Центральном, Северо-Западном и Южном федеральных округах средний удельный расход электрической энергии на снабжение государственных и муниципальных учреждений здравоохранения выше, чем по России на 6%, 9% и 15% соответственно. Средний удельный расход электрической энергии на снабжение учреждений образования за 2016 г. вырос на 4% и составил 31,8 кВт·ч/м2. В Северо-Западном федеральном округе средний удельный расход электрической энергии на снабжение учреждений образования выше, чем по России, на 45%. Для проведения анализа общего состояния энергосбережения и повышения энергетической эффективности в бюджетном секторе использовались показатели внедрения ключевых энергоэффективных технологий, в том числе, доли светодиодных источников света в освещении государственных и муниципальных учреждений. Из данных Доклада следует, что средняя доля светодиодных источников света в освещении государственных и муниципальных учреждений, по данным энергетических деклараций в 2015 г., составляла 5,6%. Средняя доля таких источников в освещении указанных учреждений за 2016 г. уже увеличилась на 1,2 пп. и составила 6,6%. При этом, доля светодиодных источников света во всех подведомственных учреждениях рассмотренных федеральных органов исполнительной власти выше среднего уровня по России для всех бюджетных учреждений. Так, например, оснащенность светодиодными источниками в учреждениях Минюста России и ФСИН России почти в два раза превосходит среднюю по России. Несмотря на указанный рост, такая ситуация по-прежнему говорит о значительном потенциале энергосбережения через дальнейшее внедрение светодиодных источников, поскольку, указанные источники света по всем параметрам во много раз превосходят до сих пор наиболее часто используемые в целях организации освещения лампы накаливания.

Однако не взирая на очевидных лидеров среди источников света, в 2016 г. Минстрой России утвердил приказы от 17 августа 2016 г. № 572/пр «Об утверждении свода правил «Здания образовательных организаций. Правила проектирования» и от 17 августа 2016 г. №ВВ  573/пр «Об утверждении свода правил «Здания дошкольных образовательных организаций. Правила проектирования», которые не содержат положений, направленных на стимулирование внедрения энергетически эффективных технологий. В частности, в Приказе № 572/пр предлагается предусматривать для освещения в общеобразовательных учреждениях компактные и трубчатые люминесцентные лампы, содержащие соединения ртути, и лампы накаливания. Учитывая, что в настоящее время подавляющее большинство общеобразовательных учреждений строятся и реконструируются за счёт бюджета, применение указанных правил проектирования может привести к неэффективному расходованию бюджетных средств на этапе эксплуатации образовательных учреждений.


США планирует к 2020 г. снизить энергоёмкость экономики на 25 % по сравнению с 2005 г



Что говорят нормативные документы

Напомним, что п. 8 ст. 10 Закона об энергосбережении, предусматривает, что с 1 января 2011 г. к обороту на территории России не допускаются электрические лампы накаливания мощностью 100 Вт и более, которые могут быть использованы в цепях переменного тока в целях освещения. Кроме того, с того же момента запрещена закупка электрических ламп накаливания для обеспечения государственных или муниципальных нужд, которые могут быть использованы в цепях переменного тока в целях освещения. В качестве перспективных мер тот же п. 8 фиксирует возможность запрета оборота электрических ламп накаливания мощностью 75 Вт и более, а с 1 января 2014 г. — мощностью 25 Вт и более. Однако до сих пор такой запрет так и не установлен. Кроме того, Постановлением Правительства от 28.08.2015 № 898 «О внесении изменений в пункт 7 Правил установления требований энергетической эффективности товаров, работ, услуг при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» с 1 июля 2016 г. был введён ряд ограничений на закупку энергетически неэффективных источников света и осветительных устройств, а именно: двухцокольных люминесцентных ламп с люминофором галофосфат натрия и индексом цветопередачи не выше 80, дуговых ртутных люминесцентных ламп, компактных люминесцентных ламп, электромагнитных пускорегулирующих устройств, светильников для двухцокольных люминесцентных ламп и дуговых ртутных люминесцентных ламп [3]. Данные мероприятия должны были стимулировать внедрение светодиодных технологий на уровне регионов.


Пункт 6 ст. 48 Закона об энергосбережении содержит норму о конкретных требованиях к осветительным устройствам, электрическим лампам, используемым в цепях переменного тока в целях освещения, которые, в свою очередь, должны были быть введены в действие Правительством РФ до 1 марта 2010 года. Такие правила принимались в 2011 г. Постановлением Правительства РФ № 602 «Об утверждении требований к осветительным устройствам и электрическим лампам, используемым в цепях переменного тока в целях освещения», и повторно, в ноябре 2017 г. Постановлением Правительства РФ № 1356 «Об утверждении требований к осветительным устройствам и электрическим лампам, используемым в цепях переменного тока в целях освещения» (далее – Правила). Указанные Правила устанавливают, что применение требований к осветительным устройствам и электрическим лампам, используемым в цепях переменного тока в целях освещения, осуществляется в два этапа: I этап — с 1 июля 2018 г. по 31 декабря 2019 г., II этап — с 1 января 2020 г. При этом, на обоих этапах предъявляются особые требования к лампам и светильникам общего назначения, в соответствие с которыми они должны соответствовать требованиям к энергетической эффективности и эксплуатационным характеристикам, предусмотренным соответствующим документом. Кроме того, на II этапе уровень потерь активной мощности в пуско-регулирующей аппаратуре светильников для общественных и производственных помещений с люминесцентными или индукционными лампами не должен превышать 8%. Далее, по тексту Правил устанавливаются требования к энергетической эффективности ламп и светильников общего назначения в зависимости от их вида и их номинальной мощности, а также к эксплуатационным характеристикам ламп и светильников общего назначения.

Новые правила

В новых Правилах обращает на себя внимание тот факт, что они, в отличие от ранее действующих вообще не упоминают о вольфрамовых лампах накаливания, то есть, использование последних не предполагается. Это, безусловно, можно считать позитивным направлением в деле энергосбережения и повышения энергоэффективности систем освещения, однако, насколько будет готова национальная экономика к применению этих правил большой вопрос. С учётом того, что в условиях неактуальности ранее действовавших требований к энергоэффективности светотехнического оборудования, использование цены в качестве основного критерия при осуществлении закупок для обеспечения государственных или муниципальных нужд нередко приводило к приобретению самых дешёвых и энергонеэффективных товаров. Хотя, нужно заметить, что для преодоления подобной ситуации, в Постановление Правительства РФ «Об утверждении Правил установления требований энергетической эффективности товаров, работ, услуг при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Постановлением Правительства РФ от 21.04.2018 № 486 [4], были внесены изменения, предписывающие Минэкономразвития РФ ежегодно, начиная с 2018 г., проводить анализ как энергетической эффективности товаров при осуществлении закупок для обеспечения государственных или муниципальных нужд на предмет выявления категорий товаров, при использовании которых расходуются энергетические ресурсы в объемах, составляющих существенную долю в структуре потребления отдельных групп государственных или муниципальных заказчиков, осуществляющих аналогичные виды деятельности; так и требований энергетической эффективности товаров, работ, услуг при осуществлении госзакупок, установленных законодательством иностранных государств, и возможности их применения в Российской Федерации.


В заключении стоит отметить, что получающие всё большее распространение светодиодные модули LED и светодиодные чипы, могут приводить, по мнению специалистов в области здравоохранения, к росту ряда заболеваний в результате использования новых технологий в светоэнергетике [11]. В разделе 2.2. «Зелёной книги» Евросоюза отдельно указывается, что государства ответственны за качество и безопасность той светодиодной продукции, которая закупается и продаётся в Европе, а в Предварительных рекомендациях Научного комитета по новым и вновь выявленным рискам для здоровья (SCENIHR) содержатся требования о необходимости принятия мер по уменьшению злоупотребления искусственным освещением в целом. Поэтому, конечно, прежде чем вводить на территории России светодиоды с определенными техническими характеристиками и, в первую очередь, с большой дозой синего света в освещение школ и учреждений здравоохранения России, которое ведется по программе ПРООН (Программа развития ООН), необходимо получить заключения со стороны офтальмологов, гигиенистов и светотехников ВНИСИ им. С. И. Вавилова о возможности их применения в государственных учреждениях без вреда для здоровья людей.



Литература


  1. Федеральный закон от 23.11.2009 N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
  2. Постановление Правительства РФ от 18.12.2014 № 1412 «О подготовке и распространении ежегодного государственного доклада о состоянии энергосбережения и повышении энергетической эффективности в Российской Федерации».
  3. Постановление Правительства от 28.08.2015 № 898 «О внесении изменений в пункт 7 Правил установления требований энергетической эффективности товаров, работ, услуг при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
  4. Постановление Правительства РФ от 21.04.2018 № 486 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 г. № 1221».
  5. Распоряжение Правительства РФ от 08.01.2009 № 1-р «Об основных направлениях государственной политики в сфере повышения энергетической эффективности электроэнергетики на основе использования возобновляемых источников энергии на период до 2024 года».
  6. Айзенберг Ю.Б., Малахова О.В. Энергоэффективное освещение. Проблемы и решения// Энергосовет. – 2010. – № 6 (11).
  7. BP Statistical Review of World Energy June 2017.
  8. Вовненко Г. И., Шкрадюк И. Э. Энергоэффективность современной экономики России // Социальные и гуманитарные знания. – 2015. – № 2. 
  9. Государственный доклад о состоянии энергосбережения и повышении энергетической эффективности в Российской Федерации в 2016 г.
  10. Корюнов Н.В. Вопросы энергосбережения в освещении// Управление экономическими системами: электронный научный журнал. – 2013. – № 4 (52).
  11. Кошиц И.Н., Светлова О.В., Макаров Ф.Н., Гусева М.Г., Артемьев Н.М. О внедрении безопасных светодиодных ламп в дошкольные и школьные учебные и лечебные учреждения // Энергосбыт. – 2016. – № 4 (46)
  12. Energy efficiency market report 2016
  13. Пресс-релиз: Потребление электроэнергии в ЕЭС России в 2017 году увеличилось на 1,3 % по сравнению с 2016 годом.
  14. Report from the commission to the European parliament and the council: Assessment of the progress made by Member States towards the national energy efficiency targets for 2020 and towards the implementation of the Energy Efficiency. / Directive 2012/27/EU as required by Article 24(3) of Energy Efficiency Directive 2012/27/EU 


«Промышленные страницы Сибири» №1-2 (136) январь-февраль 2019 г.





Текст: Светлана Горохова, к.ю.н., доцент Департамента правового регулирования экономической деятельности, Финансовый университет при Правительстве РФ Анна Попова, д.ю.н., профессор Департамента правового регулирования экономической деятельности Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
Новости
 
На форуме БИОТ-2022 пройдет сессия по ESG
Составители рейтингов компаний против промышленников! Панельная дискуссия......
 
 
Ровно через неделю стартует "Металл-Экспо'2022"
С 8 по 11 ноября 2022 г.......
 
 
Подготовка Недели металлов в Москве выходит на финишную прямую
С 7 по 11 ноября в Москве......
 
 
Новинки, инновации сварочной отрасли и бесценные знания на выставке Weldex!
С 11 по 14 октября в Москве,......
 
 
VII Всероссийская неделя охраны труда представила темы деловой программы
VII Всероссийская неделя охраны труда, которая пройдет......
 
 
Посетите главную выставку сварочной отрасли России – Weldex 2022!
      11-14 октября 2022 в Москве,......
 
 
Что будет на рынке металлов и металлоконструкций в ближайшем будущем
С 21 по 23 июня 2022 г.......
 
АРХИВ НОВОСТЕЙ
   
   
© 2006-2017. Все права защищены. «Единый промышленный портал Сибири»
Цитирование приветствуется при условии указания ссылки на источник - www.epps.ru
© Создание сайта - студия GolDesign.Ru