Сегодня понедельник 26 августа 2019 г. 12:42
сделать стартовой в избранное
О проекте
Контакты
Форум
Размещение рекламы
   
 
 
Логин Пароль  
 
 
запомнить на этом компьютере
регистрация  |  если забыли пароль
 
 
№136январь 2019Энергетика и электротехника
В свете снижения стоимости
«Я помню время, когда мы только начинали работать со светодиодной продукцией, стоимость 1 ватта составляла примерно 4-5 долларов США. Сегодня, по сути, эта цена колеблется на уровне 10-20 центов», — рассказывает основатель международной торгово-производственной компании HTF Олег Баранов

Фото: static-imgs.ru

Своё победоносное шествие светодиодные светильники начали в совсем недавно — буквально в начале XXI века. Однако за столь короткой период развития рынка производителям удалось снизить цены на конечную продукцию в несколько раз. Каким образом это в принципе оказалось возможным? Не происходит ли снижение цены по классическому сценарию ухудшающейся конкуренции — за счёт потери качества итоговой продукции?

Инновации в сердце

Тенденцию снижения стоимости светодиодной продукции отмечают все: и производители кристаллов, и создатели конечного продукта — светильников, и ретейлеры. Действительно, столь существенное изменение стоимости не заметить невозможно. Так, издание DigiTimes сообщает, что и Philips, и Cree повставляют на рынок всё более недорогие светодиодные лампы. 

«Общая тенденция снижения светодиодного осветительного оборудования ощущается сразу во всех сбытовых сегментах рынка. И если в административном освещении всё больше превалирует азиатский экспорт, то в уличном и промышленных даже у топовых отечественных производителей появились бюджетные линейки светильников. И это не говоря уже о большом количестве сборочных производств, ориентированных, прежде всего, на демпинг», — комментирует ситуацию руководитель ГК «Митсан», Дмитрий Логвинов.

Специалисты говорят, что совершенствование процесса производства светодиодных изделий — всех компонентов, образующих светильник — открывает большие возможности для удешевления продукции. Также производители отмечают, что себестоимость самого светодиода в общей структуре затрат уменьшается. Если ещё несколько лет назад речь шла о 70%, то теперь это не более 30%. Остальная система затрат выглядит примерно так: 20-30% драйвер, 20-40% корпус, 10% печатная плата, 10-20% оптическая система.

«Очень важно, что за счёт новых технологий снизилось стоимость выращивания самих кристаллов, которые являются, по сути, сердцем светодиода и которые составляют его основную стоимость. Кроме того, производство самих светодиодов значительно снизилась за счёт новых технологичных линий и технологий», — подчёркивает Олег Баранов.

«В зависимости от поколения светодиодов их цена отличается, диоды последнего поколения являются самыми мощными и, соответственно, стоят дороже. Яркость светодиодов в бытовых лампах находится в примерном диапазоне от 65 до 120 люмен на Ватт, этот параметр оказывает существенное влияние как на экономичность лампы, так и на ее цену, при этом не влияет на потребительские свойства лампы», — описывает современный этап эволюции светодиодов руководитель направления «Утилитарный свет» компании «Леруа Мерлен» Альбина Михайлова.



Не только кристаллы

Олег Баранов отмечает, что модернизация коснулась и иных элементов светильника — не только светодиодов. Так, за последние несколько лет снизилась стоимость драйверов - источников питания, которые заставляют светодиоды или светодиодные матрицы светиться. К тому же появились более высокотехнологичные материалы и конструкции корпусов, которые в первую очередь предназначены для отвода тепла. Например, сейчас очень популярны композитные материалы из пластика, которые хорошо проводят тепло и которые пришли на смену алюминиевым деталям теплоотвода — их стоимость определяла значительную часть стоимости готовых изделий. 

«Цена зависит, в частности, от типа используемого драйвера, индекса передачи цвета, защиты лампы от пульсации, от материала и частично от формы колбы. С 2017 года популярность набирают так называемые филаментные лампы: это новое решение в светодиодных технологиях, когда диоды наносятся на тонкую пластину-проволоку, а стеклянная колба полностью повторяет формат лампы накаливания. Такие лампы могут быть прозрачными и иметь дополнительную декоративность (например, любую форму или золотистое напыление на колбе). Такие новые решения пока дороже обычных, уже привычных потребителю светодиодных ламп, но постоянное совершенствование технологического процесса приводит к оптимизации цен и на эти новинки», — рассказывает Альбина Михайлова.


Снижение стоимости светодиодной продукции обусловлено как модернизацией технологических решений, так и особенностями развития рынка


Рынок диктует

По словам Дмитрия Логвинова, инновации в светодиодном освещении найти довольно сложно: кто-то идёт по пути удешевления корпусных деталей, снижая нагрузку на диоды, кто-то в принципе отказывается от металла, отдавая предпочтение пластику. Помимо усовершенствования процесса производства есть и другие возможности снизить стоимость конечного продукта. 

«В процессе производства реально заменить дорогие детали на дешёвые. Например, переработанные пластики. Их стоимость значительно дешевле, чем новых. Что касается конструктива, то здесь в первую очередь ведётся работа по максимальному упрощению сборки светильников, которая тоже отражается на их стоимости», — рассказывает Олег Баранов.

Кроме того, помимо технологических процессов существуют ещё и сугубо экономические — рыночные. Свою роль в формировании стоимости продукции играет её популярность на рынке. Тут, конечно, идёт речь о взаимозависимых процессах, и можно поспорить, что появилось раньше: курица или яйцо. Но факт остаётся фактом: светодиодные технологии прочно вошли в современную жизнь. То, что ещё 20 лет назад воспринималось с недоверием, как новинка, сегодня уже обязательный атрибут систем освещения, причём во всех отраслях.

«Поскольку набирает популярность светодиодная технология, покупатели уже знакомы с новыми лампами и понимают, в чём их отличие от уже ставших привычными вариантов, стремительно растёт доля в продажах светодиодных ламп в розничных каналах. Такой тренд означает увеличение загрузки фабрик-производителей, что оказывает самое прямое влияние на себестоимость продукции. Доля светодиодных ламп в штучных продажах всех ламп в 2018 году составила от 40% до 60% в зависимости от канала реализации. В 2016 году светодиодные лампы составляли около 10-24% общего рынка ламп в штуках», — приводит данные статистики Альбина Михайлова. 

«Популярность светодиодного освещения на сегодняшний день — это совокупность сразу нескольких факторов, одним из которых, безусловно, является цена. В проекции 10 лет, конечно же можно назвать стоимость определяющей причиной такой популярности, однако уже 3-5 лет назад проекты светодиодного освещения имели хорошую окупаемость. Здесь важно отметить и федеральные программы энергоэффективности, включающие запреты на традиционные источники, и значительно выросшую эффективность светодиодных осветительных приборов и большее количество сильных производителей», — напоминает о ещё одном существенном факторе развития рынка Дмитрий Логвинов.

Ещё одну черту светодиодного рынка — огромную конкуренцию — можно считать следствием вышеописанных особенностей. По данным Олега Баранова, сегодня на российском рынке работает порядка 2000 производителей светодиодной техники. Имеются в виду все: и предприятия полного цикла, и сборочные компании. Да, в России крайне неохотно развивается производство центральной части конструкции — кристалла, однако это не мешает рынку прирастать новыми игроками. 

«Конкуренция на этом рынке действительно велика и растёт год от года. Исторически растущие рынки всегда являются высококонкурентными, а конкуренция в рыночных условиях всегда полезна», — комментирует ситуацию Альбина Михайлова. 

Однако эксперты подчёркивают, что на пользу рынку только честная конкуренция, так что тут мы имеем палку о двух концах. «Но вот в чем дело: число производителей ежегодно растёт, а количество российских заводов не меняется. Если говорить о лидерах рынка — они не изменились», — отмечает Дмитрий Логвинов.

«Гаражные и полугаражные «кулибины» демпингуют очень сильно реальных производителей, продукция которых соответствует всем необходимым ГОСТам и стандартам. Конечно же, о качестве таких производителей можно только догадываться. К сожалению, в нашей стране нет жёсткого закона, который бы регламентировал эту деятельность. А до тех пор, пока этого закона нет, будут и дальше выходить из строя светильники в больницах, детских домах, спортивных центрах, которые поставлялись на тендерной основе этими горе-производителями…», — напоминает о больном вопросе рынка Олег Баранов. 


СКАЗАНО

По словам Дмитрия Логвинова, на развитии российского рынка светодиодной продукции не могут не сказываться и общие веяния мирового рынка. Так, к примеру, уход на китайские площадки одного из международных светотехнических лидеров дал старт агрессивной ценовой политике нового собственника, что в совокупности с общеизвестным брендом делает их предложение практически уникальных и заставляет отечественные заводы искать пути к оптимизации стоимости свой продукции.



На пользу ли?

Вот мы и подошли к возможным негативным последствиям, казалось бы, позитивных рыночных и производственных изменений, которые повлекли за собой снижение стоимости светодиодной продукции. Ничто не возникает из ниоткуда и не исчезает бесследно. Так не в ущерб ли качеству динамика цен готовых светильников?

«Дёшево ведь не значит хорошо, все об этом прекрасно знают. Покупая колбасу в магазине за 150 рублей, вы явно не ожидаете от нее хорошего вкуса и качества. Но почему-то в светодиодной продукции не так. Люди сначала гонятся за ценой, потом берутся за голову и начинают исправлять эту ошибку, существенно переплачивая как минимум дважды», — рассуждает Олег Баранов. 

К изделиям кустарного «гаражного и полугаражного» производства добавляется китайская продукция, которой на рынке сегодня в избытке. «Когда берешь её в руки кажется, что она сломается уже в руках и не доживет до установки», — говорит Олег Баранов.

Проблема в том, что такая продукция попадает в тендеры — и производители выигрывают аукцион за счёт низкой цены. А через какое-то время — максимум через год — светильники теряют 50% своей яркости и просто перестают светить. 

«Надёжный светильник строится на базе качественных комплектующих, стоимость которых с учетом постоянного повышения курса доллара неизбежно растёт. Чрезмерная оптимизация, вызванная некомпетенцией, а зачастую и недобросовестностью некоторых производителей, обязательно приводит к потере качества конечного изделия. Такие игроки, можно сказать, «портят» рынок, с одной стороны давая потребителям низкие ценовые ориентиры, а с другой — уже позже, вызывая у того же потребителя негатив к светодиодному освещению из-за его плохого качества», — объясняет Дмитрий Логвинов.

Ситуацию усугубляет тот факт, что не существует законодательства, которое позволило бы чётко регулировать технические требования к производству светодиодных ламп или светильников. Причём не только в России — в мире их нет.

«Мировая тенденция направлена на выработку таких норм к 2021 году. В России начали попытки регулирования качества с появлением ассоциации «Честная позиция», на текущем этапе эта организация занята приведением к нормативам сферы общественного и промышленного освещения», — сообщила Альбина Михайлова.




ЭКСПЕРТ

Олег Баранов,
основатель международной торгово-производственной компании HTF

«Мы не раз сталкивались с ситуацией, когда к нам возвращались клиенты, решившие сэкономить на стоимости. С моей точки зрения, люди и организации уже начали понимать, наконец, что лучше доплатить и купить на годы, чем выкинуть деньги и потом опять покупать через какое-то время. Надеюсь, что ситуация в ближайшее время станет более понятна для всех потребителей».





ЭКСПЕРТ

Альбина Михайлова,
руководитель направления «Утилитарный свет» компании «Леруа Мерлен»

«Основным фактором удешевления светодиодной продукции я все-таки назову совершенствование технологий. Несомненно, что снижение цены способствует росту популярности этих товаров, поскольку позволяет потребителю улучшить своё освещение с точки зрения экономии электроэнергии, увеличить яркость там, где раньше это было невозможно, украсить лампой свой интерьер и придать ему уникальность».


«Промышленные страницы Сибири» №1-2 (136) январь-февраль 2019 г.

скачать pdf



Текст: Анна Кучумова.

Новости
 
Немецкий павильон на выставке сварочных материалов, оборудования и технологий Weldex 2019
Германия впервые представит национальный павильон в КВЦ......
 
 
Оборонные предприятия получат господдержку для диверсификации производства
Для стимулирования диверсификации производства предприятия оборонно-промышленного комплекса......
 
 
На стадионе в Германии запустили «умный» насос
На одном из крупнейших и наиболее благоустроенных......
 
 
Hoffmann Group выпустила инновационные центрирующие тиски GARANT Xtric
Система быстрой смены губок «Click & Clamp»......
 
 
Бизнес продолжает развивать в России альтернативную энергетику
Вторую очередь солнечной электростанции (СЭС) начали строить......
 
 
В Минэнерго разработали законопроекты о безопасности ТЭК
Острую тему подняли участники «круглого стола» на......
 
 
76% активов ПАО «Россети» превысили нормативный срок службы
Износ основных фондов ПАО «Россети» составил 76%.......
 
АРХИВ НОВОСТЕЙ
   
   
© 2006-2017. Все права защищены. «Единый промышленный портал Сибири»
Цитирование приветствуется при условии указания ссылки на источник - www.epps.ru
© Создание сайта - студия GolDesign.Ru