Сегодня понедельник 26 августа 2019 г. 12:28
сделать стартовой в избранное
О проекте
Контакты
Форум
Размещение рекламы
   
 
 
Логин Пароль  
 
 
запомнить на этом компьютере
регистрация  |  если забыли пароль
 
 
№136январь 2019Промышленная площадка
Что общего между железнодорожной магистралью, нефтепроводом и коттеджем
Залог долговечности любой постройки – надёжный фундамент. Защитить его от коррозии на долгие годы помогает экономичное и экологичное средство – пластичная консервационная смазка БАМ-4, эффективность которой доказана временем.

Фото: пресс-служба ПФК «РУСМА»

Рассказы о том, как технология, разработанная для уникального проекта, превращается в универсальную, — не редкость. Амортизаторы ботинок для высадки на Луну, к примеру, можно найти в самых обычных кроссовках, а без скотча, придуманного для упаковки контейнеров с боеприпасами, вообще сложно представить себе современный офис. Историю из той же серии можно рассказать про консервационную смазку БАМ-4, которую сегодня активно используют для антикоррозионной защиты фундаментов.

Название серии смазок БАМ говорит само за себя — она действительно разрабатывалась в конце 1970-х годов прошлого века для строительства Байкало-Амурской магистрали. С проблемой, которую должен был решить новый для того времени продукт, знаком каждый строитель. С наступлением минусовых температур грунты местами «вспучиваются», весной — проседают. В результате в основаниях построек появляются трещины.

Физика явления проста: вода, превращаясь в лёд, расширяется, пропитанный ей грунт тоже увеличивается в объёме, выталкивая наружу конструкции фундаментов. Чтобы этого избежать, фундамент закладывают на глубину промерзания, а для уменьшения касательных сил, «выдавливающих» его из грунта при промерзании, устраняют хотя бы один из неблагоприятных факторов — влагу или холод. Грунт либо заменяют на тот, что не вспучивается, либо осушают его с помощью дренажа, либо не дают ему промерзать. Вопрос в том, как этого добиться в условиях вечной мерзлоты? Там даже глубоко забитые сваи схватываются с грунтом и становятся подвижными из-за смены сезонов. Сооружать что-либо на «гуляющих» опорах — большой риск…

И все же общеизвестно, что четыре с лишним тысячи километров Байкало-Амурской магистрали были построены и исправно служат стране уже почти полвека. Хотя мало кто знает, что решить проблему строительства на пучинистых грунтах отечественным специалистам удалось с помощью пластичной смазки с аналогичным названием — БАМ. Учёные Московского института нефти и газа им. И.М. Губкина (сегодняшнего РГУ нефти и газа) разработали целую серию дешёвого, эффективного и экологичного смазочного средства для обработки железобетонных свай, служащих опорами для различных конструкций магистрали, а специалисты НИИ оснований и подземных сооружений имени Н. М. Герсеванова предложили простой, но оригинальный способ использования нового продукта, подробно описанный в специальном документе — «Рекомендациях по уменьшению касательных сил морозного выпучивания фундаментов с применением пластичных смазок».

Фото: пресс-служба ПФК «РУСМА»

Суть разработки такова: поверхность опоры (сваи или фундамента) обмазывалась сначала эмалью или олифой, закрывающей поры в бетоне, затем слоем специальной смазки БАМ, а сверху покрывалась полиэтиленовой плёнкой. После этого опору осторожно, чтобы не повредить плёнку, засыпали обычным местным грунтом. Подготовленное таким образом основание постройки оставалась неподвижным даже при смене сезонов, поскольку промерзающий и поднимающийся грунт благодаря смазке и плёнке проскальзывал вдоль его поверхности. Приятным бонусом к защите от сдвигов стала и отличная антикоррозионная защита металлических, бетонных, железобетонных и даже деревянных конструкций, которую обеспечивали смазочные материалы серии БАМ. Рекордсменом в этом отношении стала смазка БАМ-4, гарантирующая целостность фундамента на протяжении пятидесяти и более лет.

Справедливости ради нужно отметить, что похожую задачу решали и американцы при строительстве другого выдающегося инженерного сооружения — Трансаляскинского нефтепровода (1975-1977 гг.). Его извилистая труба протяжённостью 1288 км, проложенная в сейсмоопасной зоне, опирается на 154 000 опор. Здесь сваи также обрабатывали смазкой, но экономичным «лайфхаком» с полиэтиленом не пользовались. Проблему смывания водой и стирания скользящим грунтом решали путём введения в состав специальных наполнителей, что, конечно, увеличивало стоимость смазочного материала.

Сегодня для возведения объектов в зоне вечной мерзлоты РГУ нефти и газа им. Губкина продолжает разработку новых смазок, превышающих серию БАМ по многим характеристикам, включая водостойкость. Их охотно используют индустриальные гиганты уровня «Норникеля» и «Алросы» при сооружении различных зданий. Однако смазка БАМ-4 благодаря своим отличным антикоррозионным свойствам, экологичности, а главное, невысокой цене по-прежнему продолжает пользоваться спросом и занимает прочные позиции в линейке консервационных смазок, производимых ПКФ «РУСМА». Строители знают: БАМ-4 сохранит фундамент невредимым многие годы, а на глинистых, склонных морозному пучению грунтах позволит построить надёжные объекты самого разнообразного назначения — от производственных цехов до септиков и коттеджей.



«Промышленные страницы Сибири» №1-2 (136) январь-февраль 2019 г.

скачать pdf




Новости
 
Немецкий павильон на выставке сварочных материалов, оборудования и технологий Weldex 2019
Германия впервые представит национальный павильон в КВЦ......
 
 
Оборонные предприятия получат господдержку для диверсификации производства
Для стимулирования диверсификации производства предприятия оборонно-промышленного комплекса......
 
 
На стадионе в Германии запустили «умный» насос
На одном из крупнейших и наиболее благоустроенных......
 
 
Hoffmann Group выпустила инновационные центрирующие тиски GARANT Xtric
Система быстрой смены губок «Click & Clamp»......
 
 
Бизнес продолжает развивать в России альтернативную энергетику
Вторую очередь солнечной электростанции (СЭС) начали строить......
 
 
В Минэнерго разработали законопроекты о безопасности ТЭК
Острую тему подняли участники «круглого стола» на......
 
 
76% активов ПАО «Россети» превысили нормативный срок службы
Износ основных фондов ПАО «Россети» составил 76%.......
 
АРХИВ НОВОСТЕЙ
   
   
© 2006-2017. Все права защищены. «Единый промышленный портал Сибири»
Цитирование приветствуется при условии указания ссылки на источник - www.epps.ru
© Создание сайта - студия GolDesign.Ru