Сегодня четверг 28 марта 2024 г. 18:56
сделать стартовой в избранное
О проекте
Контакты
Форум
Размещение рекламы
   
 
 
Логин Пароль  
 
 
запомнить на этом компьютере
регистрация  |  если забыли пароль
 
 
№134ноябрь 2018Энергетика и электротехника
Большие планы на малые ГЭС
Несколько месяцев назад «Гэчжоуба» — крупная китайская корпорация, специализирующаяся, в том числе, на объектах гидроэнергетики, сообщала о своём интересе к развитию направления малых ГЭС. Компания изучает проекты таких объектов на территории России, причём делает это вместе с «Евросибэнерго». Можно ли считать интерес иностранных инвесторов признаком перспективности данного направления в нашей стране? В каком состоянии в настоящий момент находится российская малая энергетика?

div>
Малая ГЭС Большой Зеленчук (Кавказ)

В целом, возобновляемая энергия — едва ли не тема номер один для растущих экономик Индии, Бразилии и Китая. Сегодня в Китае работают более 80000 малых ГЭС. Европейские государства также активно используют подобные ресурсы: больше 1000 станций функционируют Германии, Швеции, Австрии, Италии. Ключевой плюс использования гидроресурсов — в экологичности такого подхода. Конечно, есть здесь ложка дёгтя — затопленные территории и изменения климата, например. Но и производство кристаллического кремния для солнечных батарей — тоже не самая безопасная индустрия, так что, упустив информацию в скобках, можно говорить о дружелюбных по отношению к природе энергообъектах. 

В России, богатой традиционными энергетическими источниками, альтернативные варианты рассматриваются как жизнеспособные в удалённых регионах, где энергию получают за счёт дизель-генераторов. Ведь на самом деле даже сегодня, в XXI веке, ещё рано говорить о том, что «электрификация всей страны» завершена. Причем дело обстоит так: чем дальше от крупных городов, тем дороже блага цивилизации.

«По оценкам Министерства энергетики России, на территории страны насчитывается порядка 100 тысяч изолированных поселений, в которых проживает около 20 млн человек. Их обслуживают децентрализованные, то есть не присоединённые к основным сетям, системы энергоснабжения. Более 11 млн человек проживают в маленьких поселениях с небольшими автономными системами генерации.

Центр по эффективному использованию энергии подсчитал, что ежегодно из федерального бюджета тратится около 150 млрд рублей для субсидирования тарифов на энергию в изолированных регионах, основная часть которых идёт на закупку дорогого дизельного топлива для северных территорий. Во многих регионах себестоимость кВт·ч превышает тарифы централизованного электроснабжения почти в 30 раз! Рассмотрим на примере Томской области: в столице региона для пользующихся центральным энергоснабжением цена одного кВт·ч составляет 4 рубля, в селе Лукашкин Яр, где нет централизованного энергоснабжения, — 16 рублей, а в селе Наунак за 1 кВт·ч нужно заплатить уже 117 рублей.  И примерно такая же ситуация по всей стране», — прокомментировал ситуацию вице-президент, директор по развитию ГК «ЦПМК» Артур Бобынцев.

ЛЭП на подобные территории, конечно, никто не потянет. Во-первых, дорог сам процесс А во-вторых, эти объекты придётся ещё и обслуживать, что сопряжено с многочисленными трудностями. А водный источник рядом с населёнными пунктами как правило имеется: исторически сложилось так, что селятся люди именно на берегах рек. По подсчётам экспертов, около трети потребляемой в России энергии реально обеспечить за счёт малых ГЭС — если таковые построить. Так почему бы не использовать этот потенциал?

Кругом вода

Кстати, о потенциале. Вот чего-чего, а возможностей для строительства ГЭС — и больших, и малых — в нашей стране с избытком. В Европейской части страны существенные перспективные гидроэнергетические ресурсы находятся на Северном Кавказе, а также на Европейском Севере и Северо-Западе. Ключевые из имеющихся ГЭС при этом сосредоточены в Сибири и на Дальнем Востоке. Наш регион активному развитию экологичных ГЭС во многом обязан строительству совсем небезопасных для природы металлургических предприятий, которые всегда являются очень энергоёмкими, — такой вот парадокс. В настоящий момент потенциал сибирских рек отнюдь не исчерпан: в фойе Красноярской ГЭС представлена карта запланированных станций, многие из которых до сей поры не построены. А реки вспять не повернулись, так что возможности всё ещё есть — но пока нет потребности в возведении крупных энергообъектов. 

И это существенное богатство. Вдумайтесь. В Японии использовано порядка 90% гидропотенциала. В Западной Европе — 70%. На одном только Рейне построено почти 30 станций. Российские возможности использованы примерно на 10%. Такими показателями может похвастаться ещё разве что Канада. Несмотря на то, в России активно используется энергия воды (мы находимся на 5 месте в мире по совокупной мощности ГЭС), процент гидростанций в общем энергобалансе не так велик. В различных регионах он отличается, но в Сибири вода и уголь занимают примерно равные объёмы. Канада опять же ближе всех к нам — здесь на ГЭС приходится около 60% всей вырабатываемой энергии. Но для сравнения: в Бразилии это больше 80%, а в Норвегии с её очень мощным экологическим законодательством, более 90%.

ГЭС из прошлого

Малые ГЭС для России не новое направление. Они были исключительно популярным источником энергии в тот период, пока в стране не появились большие станции. До войны и в начале 1950-х малая энергетика развивалась повсеместно. Чаще всего такие станции появлялись в сельской местности — нужно же было снабжать энергией колхозы. Были и так называемые межколхозные ГЭС — из названия понятно их целевое назначение. Большая часть этих объектов в 1970-м уже перестала существовать. 

В качестве иллюстрации — судьба Рассыпухинской ГЭС на реке Мокше (Рязанская область). Её начали строить в 1948-м, а запустили в 1953-м. Строили, что называется, всем миром: и профессиональные строители, и сами колхозники. Большая часть средств на возведения была выделена всё тем же аграриям в качестве долгосрочного кредита. В результате получилось серьёзное по меркам малой энергетики строение. Установленная мощность составляла целых 2 МВт — против средних 0,1 МВт для объектов такого назначения. Работали четыре гидроагрегата с пропеллерными турбинами, имелся даже деревянный шлюз для судоходства. Обозначенной мощности — небольшой по сегодняшним меркам — хватало для обеспечения 60 колхозов и более сотни сёл. На станции работало небывалое количество сотрудников — 140. Сегодня такой штат для гидроэнергетики немыслим: даже на крупных станциях управляются 50 специалистов — работает автоматика. Надо сказать, что «безлюдные технологии» называются в списке преимуществ современных гидростанций.

Чемальская ГЭС (Алтай)

Ну а дальше — классическая история малых ГЭС. Рассыпухинская станция не выдержала конкуренцию с крупными энергообъектами, которые начали появляться как раз в период 1950-60-х. Какой именно объект вытеснил с рынка малую ГЭС сказать трудно: все «подопечные» объекты подключили в единой энергосети. Получилось, что проработала станция совсем недолго: уже в 1962-м её отключили как неэффективную. Здание законсервировали, а потом разграбили — на память остались только стены постройки.

Схожая ситуация характерна для Беларуси. Во время СССР здесь было под две сотни малых ГЭС, которые постепенно приходили в упадок. Сегодня предпринимаются попытки реанимировать отрасль.

Северные станции

Сегодня малые ГЭС развиваются именно в тех регионах, где существует значительный неосвоенный водный потенциал, то есть на Севере и на Кавказе. Так, в Карелии малые ГЭС — причём тех же лет постройки, что и колхозные — всё еще в ходу. География края располагает к строительству такого рода объектов, и гидроэнергетические ресурсы используются несколькими каскадами ГЭС. Более того, здесь даже ведётся возведение дополнительных станций. А некоторые из старых, которые до сих пор в ходу, строили ещё финны до Советско-финнской войны. И здесь до сих пор работает финское оборудование тех лет. Например, на ГЭС «Питкякоски» мощностью 1,26 МВт установлены гидроагрегаты, произведённые финской фирмой «Тампелла» в 1946 году. После войны СССР присоединил к своей территории Карельский перешеек и Западеную Карелию вместе с имеющимися там энергообъектами. Мощность каждой из этих ГЭС составляет менее 25 МВт.

«Старейшая станция Хямекоски 1903 года до сих пор работает. Мы вкладываемся в нее не только экономически, но и душой. В своё время перед нами стояла дилемма: поставить современный гидроагрегат вместо остановившегося, либо восстановить его в том виде, в котором он существовал ранее. В результате, приняли решение скопировать то, что было изначально. Вместе с компанией из Санкт-Петербурга нам это удалось. Деталь разработали на Ижорском заводе», — рассказали журналистам специалисты ПАО «ТГК-1» во время пресс-тура (именно в ведении ПАО «ТГК-1» сегодня находятся малые ГЭС Карелии).

Харлу ГЭС (Карелия)

И это направление в регионе предполагается развивать. Дело в том, что несколько посёлков всё ещё не имеют энергоснабжения от «большой земли» и пользуются дизель-генераторами. В следующем году на реке Кемь планируется запуск ещё двух малых ГЭС: Белопоророжских ГЭС-1 и ГЭС-2. Это многострадальный проект, истоки которого — ещё в тех же 1950-х годах. Основные параметры энергообъекта были определены ещё в 1956 году, в 1980-х разработали и утвердили проект, строить начали в 1993-м, а в 1999-м, выполнив пятую часть работ, остановились. Не было средств, да и начались разговоры о возможности затопления соседней деревни. Пять лет назад за объект взялась АО «Норд Гидро», проект пересмотрели, чтобы не подвергать опасности сохранившуюся деревянную архитектуру деревни. Производителями оборудования были выбраны АО «Тяжмаш», которое выпустит гидротурбины, и концерн «Русэлпром», ответственность которого — генераторы. 100 миллионов долларов на проект выделил Банк БРИКС.

Кавказский опыт

В наследство от РАО ЕЭС почти вся история с малой энергетикой досталась «РусГидро»: действующие объекты, планы по возведению станций и в целом миссия по развитию этого энергетического направления. В 2000-х строительство малых ГЭС считалось важной задачей: в 2008 году планировалось ввести 10 МВт на малых ГЭС. Был организован фонд «Новая энергия», были заявления о воздании аж 17 объектов. Однако со временем инициатива начала затухать: начались задержки поставок оборудования, и какое-то время малые ГЭС от «РусГидро» не возводились вовсе. Однако в 2010-х годах компания вновь заявляла о своём интересе к малой гидроэнергетике: в 2014-м была подготовлена программа строительства малых ГЭС общей мощностью до 500 мегаватт. Выступая на Школе гидроэнергетика, специалисты компании говорили о перспективах и востребованности малой энергетики на Кавказе: во времена РАО ЕЭС именно здесь она и развивалась активнее всего. Сегодня тема всё ещё актуальна. Так, несколько недель назад Глава Карачаево-Черкесии Рашид Темрезов провёл рабочую встречу с директором Карачаево-Черкесского филиала «РусГидро» Петром Кравченко. В числе прочего эксперты обсуждали планы строительства двух малых Красногорских ГЭС суммарной мощностью около 50 МВт. Эти объекты также были спроектированы ещё в 1980-х. По данным Русгидро, ввод в эксплуатацию этих станций позволит увеличить на 13,6% выработку электроэнергии в регионе.

А ровно год назад завершились строительные работы на другой малой ГЭС в Карачаево-Черкесии. Малая гидроэлектростанция мощностью 1,26 МВт на реке Большой Зеленчук строилась три года. По информации пресс-службы ПАО «РусГидро», будет работать на малом напоре воды. Для этого при строительстве использовались горизонтальные пропеллерные турбины.

«Особенностью и главной сложностью строительства этой ГЭС стала необходимость интеграции станции в уже возведенные и эксплуатируемые с 2006 года гидротехнические сооружения. Это также обусловило очень небольшое значение используемого напора воды — всего 9 м, что потребовало применения горизонтальных пропеллерных турбин, ранее не использовавшихся на станциях «РусГидро», отметили в пресс-службе ПАО «Русгидро». 

В перспективе — запуск ещё одной малой ГЭС в регионе. На Усть-Джегутинской малой ГЭС, возводимой «РусГидро» в Карачаево-Черкесии, начат монтаж закладных частей гидротурбин. Всего на станции будут установлены две поворотно-лопастные гидротурбины мощностью по 2,8 МВт каждая. Уже уложен весь бетон в первый ярус здания гидроэлектростанции, продолжается бетонирование второго яруса. Ведётся монтаж напорных водоводов. Под защитой временной перемычки и противофильтрационной шпунтовой стенки продолжается сооружение водоприемника и рыбозащитного устройства. Законтрактовано всё электротехническое силовое оборудование и оборудование вторичной коммутации. Станцию предполагают ввести в эксплуатацию уже в текущем году.

Сибирь в тренде

А что же Сибирь? Потенциал у региона огромный: на территории есть большое количество рек и речушек. Однако так уж повелось, что Сибирь связана с большой индустрией: завод размером с город и гидростанции, входящие в список крупнейших в мире. Но, на самом деле, малая энергетика в регионе имеет очень долгую историю. На территории Иркутской области малые ГЭС работали еще в конце XIX века — на нужды золотодобывающих рудников. А в начале-середине XX века такие объекты стали появляться или в горной Алтайкой области, и в равнинной Новосибирской. А начиная с 1960-х интерес к малой генерации постепенно угасает — объекты подключаются к центральной энергосистеме. В настоящий момент в регионе функционирует порядка десяти малых ГЭС, построенных в период расцвета этого направления энергетики.

Несколько объектов такого рода появились в Сибири уже в новом веке. В селе Кызыл-Хая в республике Тыва в 2001 году ввели в эксплуатацию ГЭС мощностью 150 кВт. Используется пропеллерная гидротурбина, а здание ГЭС, так же, как и сама плотина — деревянные: объекты выполнены из лиственницы. Причина появления этого объекта — классическая: село находится на расстоянии 650 км от районного центра, к тому же речь идёт о достаточно тяжелых условиях. Станция расположена на высоте 3000 м над уровнем моря и спроектирована таким образом, чтобы выдержать сейсмическую активность. 

Панорама головного узла Зарамагских ГЭС

На Алтае относительно недавно были запущены две малые ГЭС. Мощность станции «Кайру» составляет 0,4 МВт, и она обеспечивает энергией село Балыкча, которое от райцентра отделяют 120 км. Эта станция —  настоящий пример автономного энергоснабжения, ведь к внешней энергосети она не подключена. Это ещё советский долгострой, который, наконец, удалось ввести. Село Джазатор обзавелось малой ГЭС в 2007 году. Её мощность составляет 0,63 МВт, и источник также является автономным. 

Есть и ещё несколько запланированных объектов малой гидрогенерации в Сибири и в Алтайском крае в том числе. В 2001 году озвучивались планы по строительству не менее 10 малых ГЭС в течение 10 лет в регионе, но сбыться планам было не суждено. То же касается и Красноярского края: накануне кризисного 2008 года был определён перечень приоритетных территорий, на которых предполагалось возвести объекты малой генерации. Предварительные работы произвели, на дальше дело забуксовало. То есть можно говорить о том, что в Сибири малая гидроэнергетика пока что развивается довольно слабо, хотя объекты такие определённо востребованы и природный потенциал здесь есть.




Беседовала: Кира Истратова .

Новости
 
На форуме БИОТ-2022 пройдет сессия по ESG
Составители рейтингов компаний против промышленников! Панельная дискуссия......
 
 
Ровно через неделю стартует "Металл-Экспо'2022"
С 8 по 11 ноября 2022 г.......
 
 
Подготовка Недели металлов в Москве выходит на финишную прямую
С 7 по 11 ноября в Москве......
 
 
Новинки, инновации сварочной отрасли и бесценные знания на выставке Weldex!
С 11 по 14 октября в Москве,......
 
 
VII Всероссийская неделя охраны труда представила темы деловой программы
VII Всероссийская неделя охраны труда, которая пройдет......
 
 
Посетите главную выставку сварочной отрасли России – Weldex 2022!
      11-14 октября 2022 в Москве,......
 
 
Что будет на рынке металлов и металлоконструкций в ближайшем будущем
С 21 по 23 июня 2022 г.......
 
АРХИВ НОВОСТЕЙ
   
   
© 2006-2017. Все права защищены. «Единый промышленный портал Сибири»
Цитирование приветствуется при условии указания ссылки на источник - www.epps.ru
© Создание сайта - студия GolDesign.Ru