Сегодня вторник 18 декабря 2018 г. 20:57
сделать стартовой в избранное
О проекте
Контакты
Форум
Размещение рекламы
   
 
 
Логин Пароль  
 
 
запомнить на этом компьютере
регистрация  |  если забыли пароль
 
 
№130июнь 2018Промышленная площадка
Если каждый зажжет по свечке
Тема переработки различного рода отходов в России сегодня звучит на обсуждениях самого разного уровня. Чаще всего в повестке присутствует также ремарки «проблема» или даже «катастрофа». Коэффициент вторичного использования отходов в качестве конечного сырья в нашей стране как минимум в 2-2,5 раза ниже, чем в Европе и США. А некоторые виды отходов у нас вообще не используются. Экологи бьют тревогу: того и гляди, нас просто завалит мусор, который, как уверяют агитплакаты, переживёт наших внуков…



Но вместо того, чтобы привычно кричать «Караул», предлагаем обратиться к примерам успешно реализованных проектов в области рециклинга различных отходов.
А таковые есть: точечно, инициативно — но перерабатывающие предприятия и объединения появляются. Наши читатели и эксперты поделились интересным опытом, из которого стало очевидно: дело с мёртвой точки сдвинулось. Есть красивый афоризм: если каждый из нас зажжёт по свечке, света будет в полнеба.

Начинай с себя

Помните советское «Девиз труда — начинай с себя!», украшавший многие постройки СССР? Рифма, конечно, хромает, а вот начинание хорошее. Группа компаний «Экстрол» (г. Ревда, Свердловская область) задачу утилизации отходов начала решать именно со своей производственной площадки. «Экстрол» является крупным производителем экструзионного пенополистирола, и дело рециклинга здесь взяло начало от стремления оптимизировать собственные расходы. Взамен вывоза отходов — ТБО, картона, ломанных поддонов — их стали сжигать в специальном котле, запитав его на отопление цеха и получая тепло. Экономия оказалась столь существенной, что завод смог бесплатно кормить в столовой всех своих работников.
С этого момента руководители предприятия взглянули на проблему отходов с другой стороны. Приобрели пресс, с помощью которого удалось сократить объём поступающей вместе с сырьём полиэтиленовой плёнки: теперь она брикетируется и продаётся для переработки. Сменили поддоны на «бигбэги», приобрели и запустили два полимеровоза — таким образом удалось решить задачу сбора и переработки мусора на заводской территории.

Фото: polymeridn.ru
«Лежачий полицейский» (ИДН 900)

Непосредственно на производстве «Экстрол» к сырью относятся исключительно бережливо — эту идею они передали и своим партнёрам.
«На нашем заводе организована система рециклига, которая позволяет возвращать отходы полистирола в производство. При обработке плит методом фрезерования образуются мелкие частицы материала, которые собираются через систему аспирации в бункер. Затем они перерабатываются на пластагломераторе и возвращаются в производство. В процессе агломерирования материала исключается термодеструкция, что сохраняет его исходные свойства. Образующиеся переходные партии продукции измельчаются на дробилке и так же поступают на переработку для дальнейшего использования в производстве. Таким образом процесс внутреннего рециклинга организован на очень высоком уровне.

Фото: strojrecikling.all.biz
Снос зданий и сооружений строительной техникой

Также мы заключили договоры с производителями ПВХ сэндвич-панелей, которые приобретают нашу продукцию — она используется в качестве «начинки». У них образуются отходы полистирола в виде тонкой обрези, которые также нужно утилизировать. Поэтому наше предложение с энтузиазмом приняли: обрезь отправляют обратными рейсами, мы ее обрабатываем соответствующим образом и включаем вновь в производственный процесс», — описал круговорот сырья исполнительный директор «Завода экструзионных материалов «Экстрол» Владимир Виноградов.
«Каждую первую неделю октября на территории нашего завода мы проводим Международный Полимерный Форум, собирая на одной площадке переработчиков, производителей полимеров и оборудования, представителей администрации. Большинство из них одобрили нашу идею масштабировать успешный опыт переработки пластиков. Более того, начинание обещали поддержать», — добавил специалист.
Специалисты «Экстрол» не исключают, что, учитывая сегодняшнюю стоимость сырья, переработка отходов может стать для многих полимерных производств дополнительным направлением бизнеса.

Превращения полиэтилена

Производители из Красноярска также нашли применение отходам пластика — конкретно полиэтилена. На дорогах города уже не первый год работают лежачие полицейские, созданные не из традиционной резины, а из полиэтиленово-песчаной смеси. Из этого необычного материала компания выпускает и другие изделия.
Производство красноярцы запустили 15 лет назад, постепенно расширяя номенклатуру. Технологический процесс организован следующим образом. На мусоросортировочных станциях переработчики приобретают брикеты прессованного полиэтилена. Поскольку сортировка — процесс достаточно грубый, первый этап — это очистка от посторонних включений. Дальше в работу включается дробилка, с помощью которой полиэтилен измельчается. Следующий этап — агломерация: полиэтилен сплавляется в удобные для работы гранулы. После этого уже готовое к «перевоплощению» сырьё доставляется в производственный цех. Здесь к полиэтилену добавляется сухой песок (в соотношении 30 и 70%), пигмент нужного цвета. Ноу-хау красноярских производителей — фибра из корта переработанных автопокрышек, которая служит для армирования. Все ингредиенты смешиваются, субстанция нагревается, отправляется на пресс-форму и, остывая, превращается в готовое изделие.
Сегодня в номенклатуре красноярских производителей 25 различных изделий: колодезные кольца, лотки, лежачие полицейские, пешеходные переходы, черепица. По сравнению с аналогичными изделиями из традиционных материалов они характеризуются целым рядом преимуществ. Скажем, бетонные колодезные кольца имеют вес в четыре раза больший, чем созданные из полимерно-песчаной смеси, — а это очень важный момент для логистики. Лежачие полицейские из этого необычного материала справляются со своей задачей лучше привычных резиновых: они не разрушаются под нагрузками и создают реальное препятствие. Разработчики говорят, что на трассе средней загруженности они прослужат и 10 лет. На красноярских улицах — с весьма оживлённым движением — они лежат уже 4 года, до сих пор сохраняя свои первоначальные характеристики.

Фото: drobmash.ru
Установка для рециклинга ЗАО «Дробмаш»

«Мы постоянно общаемся с нашими заказчиками и отлично знаем ситуацию на рынке, плюсы и минусы традиционных материалов, с которыми конкурируем. Скажем, один из наших клиентов возил колодезные кольца на Север. За доставку пришлось заплатить в три раза больше, чем за сам материал. Наши изделия обошлись бы в полтора раза дороже бетонных, зато доставка получается вдвое дешевле. Или другая история. Наш клиент на Дальнем Востоке эксплуатирует большое количество лотков, изначально он работал с бетонными изделиями. Традиционная партия — 1000 штук, везут их четырьмя контейнерами. Пятая часть до места назначения не доезжает — бьётся. Мы можем уложить 1300 штук в один контейнер, и даём гарантию, что 100% товара доедет до потребителя: брак исключён», — приводит примеры из практики учредитель компании БАРСиК Андрей Краснов.

Колодезные кольца

Поскольку аналогичного производства за Уралом нет, свою продукцию красноярцы поставляют во многие российские города. Разумеется, не все идёт так уж гладко. Андрей Краснов, смеясь, сравнивает себя и коллег с братьями Райт, которым в своё время приходилось доказывать перспективность авиаиндустрии. Нелегко продвигать на рынке новый продукт, особенно при наличии ставших традиционными аналогов. Если в документации объекта написано, что колодезное кольцо должно быть бетонным, то для того, чтобы использовать изделие из другого материала необходимо вносить изменения в проект объекта. Однако производители в перспективности продукта уверены: и качественные характеристики у него высокие, и сырьё всегда доступно.
В одном только Красноярске ежедневно образуется 10 тонн полиэтиленовых отходов.
И раз уж наша страна встала на путь экологизации, идея определённо имеет будущее. 

Ломать и строить

Есть у нас в стране и большая гора других отходов — строительных. Массовая застройка современных городов происходила 50-60 лет назад, то есть сегодня большое количество зданий уже отслужили свой век и готовятся к сносу. Что, спрашивается, делать с таким количеством битого кирпича, бетона и металлоконструкций? К задаче подошли масштабно. Год назад в нашей стране появилась Ассоциация развития и внедрения рециклинговых технологий в сфере переработки строительных отходов и утилизации вторичных ресурсов «Стройрециклинг». Создала её группа экспертов – производителей и разработчиков — чтобы найти и внедрить комплексные решения для сбора и переработки строительных отходов.
«Эффективность работы нашей Ассоциации во многом связана с сотрудничеством с Московским инновационным производственно-строительным Кластером (под руководством Анжелы Васильевны Раевской), который координирует работу наших программ с органами власти на разных уровнях. Сегодня Россия обновляется, повсеместно реализуются масштабные строительные проекты, программы по сносу отслужившего свой век жилья, программы реновации (в Москве и в будущем в крупных городах страны), расширяется объём индивидуального частного строительства, повышаются стандарты качества жизни человека и экологические требования к среде обитания. Вследствие этих процессов образуются большие объёмы строительных отходов и лома, которые перерабатываются в незначительной степени — по общедоступной статистике не более 5-7%.

Фото: drobmash.ru

Остальной объём строительных отходов и лома в основном подлежит захоронению на площадях нашего с вами жизненного пространства, значительно уменьшая его и оказывая негативное воздействие на окружающую среду, здоровье человека, а также вызывающую острую социальную нестабильность в обществе», — объясняет директор Ассоциации Ильгиз Хусаинов.
Специалисты настаивают: отходы строительного сноса и лома являются ценным сырьём. Для его извлечения, дифференциации и подготовки к переработке необходимо применять точные технологические решения — чтобы сохранить объём и ассортимент получаемой продукции.
«Увеличить объём использования вторичных ресурсов возможно только при демонтаже зданий и сооружений, а не методом примитивного сноса, при котором все ценные материалы превращаются в единую миксированную массу, извлечение из которой ценного сырья становится практически невозможным или слишком дорогим. Рециклинг строительных отходов это путь к сбережению первичных ресурсов нашей страны», — подчёркивает Ильгиз Хусаинов.
Сразу несколько производителей профильного оборудование включились в проект. Важно, что речь идёт о технологиях на базе отечественных разработок: производители являются членами Ассоциации и находятся в разных городах России. Так, дробильно-сортировочное оборудование для переработки железобетонных изделий, бетона, камня, кирпича, санфаянса во вторичный щебень и песчано-гравийные смеси представлено мобильными и полумобильными агрегатами «Дробмаш» и «Канмаш ДСО». Модульное оборудование различной производительности для полной переработки кровельных отходов мягких кровельных битумных материалов (рубероида, стеклоизола, линокрома и т. д.), образующихся при капитальном ремонте плоских кровель, выпускает ООО «Экопоток». У производителя есть решения для крупных, средних и малых городов.
Модульный компактный производственный комплекс для переработки древесных отходов в строительный материал арболит представлен компанией ООО «Опытно-конструкторское бюро «Сфера». А НПП «Инновационные композитные материалы» разработало технологию получения гранулированного теплоизоляционного материала «Терос-Гран» на основе золошлаковых отходов и древесных опилок. НПП «ИКМ» специализируется на разработке технологий получения целевых продуктов из крупнотоннажных техногенных отходов для использования в строительстве. В этой же области работает компания «Энекс» — создатель комплекса в блочно-контейнерном исполнении по переработке органических отходов, в том числе и древесных, в установке быстрого высокотемпературного пиролиза (УБВП) с выработкой синтетического природного газа, электрической и тепловой энергии представлен компанией. Установка предназначена для переработки органических отходов в синтетический природный газ, по компонентному составу и калорийности близкий к метану, что позволяет использовать его в стандартных установках генерации электроческой энергии, либо в качестве газомоторного топлива транспортных средств. Современные логистические технологии по транспортировке строительных отходов в промышленных объёмах на площадки утилизации и полигоны представлены группой компаний «Чистый Сервис». «Отечественные рециклинговые технологии сегодня позволяют практически полностью утилизировать строительные отходы и лом с получением регенерированных материалов или продуктов с новыми потребительскими свойствами, при условии демонтажа зданий с раздельной предварительной сортировкой видов вторичного сырья», — комментирует Ильгиз Хусаинов.
Многообразие возможностей представлено в Таблице 1.


Экология и экономика

Уже упоминавшийся завод «Дробмаш» (г. Выкса, Нижегородская область) сегодня активно работает в обозначенном направлении. Компания уже реализовала ряд проектов по переработке строительных отходов в Московской и Орловской областях. Кроме того, оборудование «Дробмаш» используется для переработки бывших в употреблении железнодорожных шпал в структурах РЖД.
«Переработка строительных отходов одновременно решает две важные задачи. Первая носит экологический характер, связанный с хранением строительных отходов. К примеру, наше оборудование способно утилизировать не только железнодорожные шпалы, но и некондиционную продукцию изготовителей железобетонных изделий. Таким образом, необходимость в хранении строительного мусора отпадает, а, следовательно, и экология от этого не страдает. Вторая задача — экономическая: при помощи переработки строительного мусора снижаются не только затраты на их хранение, но и формируется внушительный дополнительный доход от реализации вторичного сырья, получаемого в результате переработки», — комментирует советник генерального директора ЗАО «Дробмаш» по стратегии продаж ДСО Дмитрий Каленов.
Специалисты объясняют: при разработке дробильно-сортировочных комплексов для переработки указанных отходов необходимо учитывать их специфику. Как результат — появление серьёзных и важных изменений в конструкции оборудования. Например, в составе строительных отходов имеются металлические включения, что требует использования металлоулавливателей и железоотделителей. Оборудование непременно должно быть мобильным — чтобы сократить сроки и затраты на его ввод в эксплуатацию. В ряде случаев требуется установка для пылеподавления. К тому же, в России в ходу крупнопанельное домостроение. А это повышенные размеры кусков, подлежащих переработке, так что требуется дробильное оборудование, способное с ними работать.

Фото: crushmash.ru

Фото: crushmash.ru
Переработка строительных отходов

«Также необходимо отметить климатические условия РФ, а именно низкие температуры. Этот фактор накладывает серьёзные ограничения на использование гидравлического привода, применяемого в большей части импортного оборудования. У техники ЗАО «Дробмаш» привод электрический, что позволяет потребителям подключать её к стационарному энергосбережению», — добавляет Дмитрий Каленов. 
Эксперты считают, что необходимо сделать и следующий шаг: внести изменения в действующие государственные стандарты и системы сертификации в отрасли производства строительных материалов — для повышения привлекательности вторичного использования продуктов переработки строительных отходов. Такая мера, считает Дмитрий Каленов, поможет сформировать в России полноценный рынок рециклинговых материалов.

Всё в дом

Корпорация «ТЕХНОНИКОЛЬ» заняла промежуточное положение между двумя упомянутыми направлениями. Компания запустила программу «ТН-Рециклинг», в рамках которой приобретает у строительных подрядчиков отходы полистирольной и минеральной теплоизоляции.

Фото: stroy-podskazka.ru

«Во время ремонта здания, например, при замене кровельного покрытия, строителям приходится снимать большое количество старого теплоизоляционного материала. Его нельзя просто выбросить как бытовой отход. Чтобы не навредить окружающей среде, такой материал необходимо утилизировать специальным способом, а это создаёт дополнительные трудности для заказчика или подрядчика. «ТЕХНОНИКОЛЬ» берёт на себя решение этого вопроса», — рассказывает руководитель технической поддержки направления «Минеральная изоляция» «ТЕХНОНИКОЛЬ» Константин Козетов.
Одновременно удаётся работать по нескольким фронтам. Во-первых, решать проблему утилизации строительных отходов, во-вторых, наводить порядок на стройплощадках и даже заработать на этом, в-третьих — такое вторичное сырье используется при производстве продукции «ТЕХНОНИКОЛЬ».
«В год мы производим более 2,6 млн кубометров полимерной теплоизоляции из экструзионного пенополистирола. Исследования в лабораториях и научных центрах «ТЕХНОНИКОЛЬ» доказали, что в её продукции возможно использовать до 25% вторичного сырья при сохранении качества на прежнем высоком уровне. Так мы запустили пилотный проект по сбору отходов экструдированного пенополистирола, образующихся при производстве сэндвич панелей. Он оказался успешным и окупил затраты», — говорит руководитель направления «Полимерная изоляция» корпорации «ТЕХНОНИКОЛЬ» Алексей Касимов.
В перспективе партнёрскую сеть программы «ТН-рециклинг» компания планирует расширить до масштабов всей страны. Сегодня «ТЕХНОНИКОЛЬ» активно призывает профессионалов отрасли присоединиться к ней. Если организация, заинтересованная в продаже отходов, готова доставить их самостоятельно, ограничений по количеству и весу поставки нет. Цена на такой вторичный материал формируется с учетом актуальной рыночной ситуации. Для этого клиентам нужно обратиться в call-центр компании и оставить заявку. Необходимо назвать количество отходов, их формат и свой регион.



ЭКСПЕРТ
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Ильгиз Хусаинов,
директор Ассоциации «Стройрециклинг» (г. Москва)

«Применение продукции из вторичных ресурсов даст возможность снизить негативное воздействие на природу, мобилизовать бизнес на организацию профильных предприятий, сформировать рабочие места. Самое главное: нам сегодня необходим рынок оборота вторичных ресурсов и новых товарных продуктов из них».
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________




ЭКСПЕРТ
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Василий Рыжков,
председатель Совета Ассоциации БМПА

«Под термином рециклинг подразумевают процесс вторичной переработки любых видов отходов, иными словами, возвращение мусора в полезный круговорот. Рециклинг каждого вида отходов имеет свои технологические тонкости и особенности. Наша Ассоциация имеет положительный опыт создания продукта из таких видов отходов, как использованные покрышки и РТИ, строительный мусор, отходы деревообработки. Получаемая нами в процессе рециклинга продукция — резиновая плитка, бесшовные покрытия, арболит (экологичный строительный материал из отходов деревообработки), топливные гранулы.
Резиновые покрышки используются не только для производства травмобезопасных плитки и рулонных покрытий, но и служат сырьём для пиролиза, в результате которого можно получать газообразное и жидкое топливо. В нашей стране, в отличие от Европы, пиролизные установки ещё не получили широкого распространения, но, безусловно, перспективы у такого оборудования большие. 
Наша Ассоциация имеет в собственности несколько проектов строительства установок для беспрерывного пиролиза резины, мы готовы в случае появления инвестора реализовать данную технологию «под ключ
Что же касается деревообработки, то процесс утилизации данного вида отходов более прост: с помощью промышленного измельчения они превращаются в биотопливо для котельных — щепу.
Мы используем оборудование нашего собственного производства. Это специальное оборудование, для каждой операции в процессе рециклинга предусмотрены отдельные станки. Если говорить о переработке автошин, то технологическая цепочка вкратце выглядит следующим образом: сначала автошины измельчаются до чипсов. На этом этапе из покрышки извлекается бортовая проволока, затем с помощью гидроножниц или лентонарезного и чипсонарезного станков шина режется на фрагменты — чипсы. Далее, в зависимости от комплектации линии, чипсы измельчаются на шредере, вальцовом станке или роторной дробилке. В процессе измельчения из шины извлекаются текстиль и металлокорд, в результате на выходе получаем чистую крошку — продукт, пригодный к прессованию плитки, изготовлению бесшовных ли рулонных покрытий, вулканизации, применению в химической и дорожной отраслях.
Отходы деревообработки, мебели, паллеты и т. д. первоначально измельчаются шредером или роторно-рубильной машиной. При необходимости отходы пропускаются через магнитный сепаратор для извлечения металлических включений. Для получения топливных пеллет сырьё доизмельчается в молотильном барабане, сушится в сушильном барабане, затем направляется на гранулятор.
Применяя процесс рециклинга на базе нашего производства, мы в течение нескольких лет получаем неплохие доходы от реализации конечного продукта вторичной переработки — арболита, щепы, топливных гранул, резиновой плитки. И это с учётом того, что, как уже говорилось выше, мы пока не имеем постоянного источника сырья, поскольку основная наша продукция — оборудование для переработки ТБО/ТКО.
Если же на полигоне, свалке, мусоросортировочной станции установить подобное оборудование, получить право (лицензию) на переработку одного или нескольких видов отходов, то затраты окупаются в течение нескольких месяцев, поскольку источник доставляемого на эти объекты сырья является неиссякаемым. Кроме того, принимая отходы на утилизацию/переработку по тарифу, предприниматель получает ещё один стабильный вид дохода».
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



ЭКСПЕРТ
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Дмитрий Каленов,
советник генерального директора ЗАО «Дробмаш» по стратегии продаж ДСО

«Ряд факторов позволяют считать направление переработки строительных отходов перспективным.
Во-первых, уровень переработки таких отходов в западных странах достигается 97%. В нашей же стране в настоящий момент он не превышает 5%, что указывает на высочайший потенциал развития рынка рециклинга в стране.
Во-вторых, запущена государственная и муниципальная программы по реновации жилого фонда с вытекающим резким увеличением возникновения огромных объёмов строительных отходов, и, соответственно, новых экологических проблем, требующих незамедлительного решения.
В-третьих, мы наблюдаем ужесточение государственных требований по хранению и утилизации строительных отходов.
А в ряде случаев, просто запрещающих утилизацию по переработке».
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Анна Кучумова.

Новости
 
Прогноз ЕРЗ: 77,5 млн м2 жилья в 2018 году
По прогнозу портала единого реестра застройщиков, объём......
 
 
«Норникель» будет по-новому считать энергоресурсы
Фото: nornickel.ruПроект «Внедрение автоматизированной системы коммерческого учета......
 
 
Проблему стандартизации в строительстве обсудили на 100+ Forum Russia
Фото: forum-100.ruОдной из главных тем деловой программы......
 
 
Заключённые в Красноярском крае будут производить кирпичи
В исправительной колонии №16 завершили реконструкцию кирпичного......
 
 
Новосибирцам обещают энергетически автономные дома
Фото: stek-group.comПроекты жилых и офисных зданий будущего,......
 
 
В Кемеровской области появилась ещё одна ТОСЭР
Фото: кафеирестораны.рфСтатус территории опережающего социально-экономического развития получил......
 
 
Новая обогатительная фабрика в Кемеровской области будет поставлять товарный продукт промышленным предприятиям
Фабрика «Краснокаменская» ГК ТАЛТЭК заработала в городе......
 
АРХИВ НОВОСТЕЙ
   
   
© 2006-2017. Все права защищены. «Единый промышленный портал Сибири»
Цитирование приветствуется при условии указания ссылки на источник - www.epps.ru
© Создание сайта - студия GolDesign.Ru