Сегодня суббота 20 апреля 2024 г. 07:54
сделать стартовой в избранное
О проекте
Контакты
Форум
Размещение рекламы
   
 
 
Логин Пароль  
 
 
запомнить на этом компьютере
регистрация  |  если забыли пароль
 
 
№129май 2018Промышленная площадка
«Оборонка» в локомотиве
2017 год оказался достаточно продуктивным для российского машиностроительного комплекса: по данным РИА Рейтинг он стал лучшим в последней «пятилетке». Отрасль увеличила выпуск продукции на 3,4% — более высокие темпы роста наблюдались только в 2012 году. А положительная динамика вообще зафиксирована впервые за последние три года.

div style="text-align: justify;">

Разумеется, не все сегменты, представляющие машиностроительный комплекс, развиваются равномерно. Кто-то тянет отрасль вверх, а кто-то демонстрирует и отрицательную динамику. В числе локомотивов, по сложившейся традиции, ВПК. Старая шутка: если бы в России стиральные машины производили также качественно, как ракеты, то мы бы давно стали самой благополучной страной в мире. Правда, в последние годы «оборонка» настроилась на диверсификацию производства — есть и первые результаты.

Общая картина
Вообще-то, нельзя сказать, что российская индустрия в целом триумфально завершила 2017 год: промышленное производство выросло всего на 1%. Обрабатывающее производство, считай, осталось на уровне прошлого года: плюс 0,2%. Зато очевидно наличие определённых точек роста: это пресловутый ВПК, а ещё авиационная промышленность, судостроение, фармацевтика, транспортное и сельскохозяйственное машиностроение.
«Об этом говорят такие показатели, как экспорт несырьевых отраслей ближнего и дальнего зарубежья. В 2017 году он увеличился на 19% по сравнению с предыдущим годом. Следует отметить, что это рекордная цифра за последние 10 лет, которая характеризует положительные изменения в сторону экспортного позиционирования российских промышленных предприятий, которые не являются сырьевыми и энергетическими отраслями», — объяснил руководитель новосибирского регионального отделения ООО «Союз машиностроителей России» Николай Путинцев, выступая на V Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы в машиностроении».
Как уже упоминалось, в последний раз рост производства отмечался в 2014 году. Вот тогда-то «оборонка» и правда вложилась по максимуму: именно гособоронзаказ обеспечил рост показателей, который, к тому же происходил на фоне инвестиционного спада. В этот раз достижения более уверенные. По данным РИА Рейтинг, положительная динамика присутствует во всех пяти крупных областях машиностроения: автомобилестроении, крупном энергетическом машиностроении, сельскохозяйственном, железнодорожном и дорожно-строительном машиностроении.
Как и всегда в таких ситуациях, имеет место комплекс причин. Во-первых, 2016-й год поставил очень невысокую планку: производство многих видом машиностроительной продукции в этот период достигло многолетнего минимума. Скажем, производство легковых автомобилей в 2012 году характеризовалось значительно более высокими показателями — разница прядка 45%. То же касается и других секторов отрасли. Во-вторых, свою роль сыграли инвестиции в основной капитал: несколько лет они только и делали, что сокращались, а в 2017 году выросли на 4,4%. В-третьих, увеличился потребительский спрос. Этот фактор легко отследить в секторе легковых автомобилей: по разным оценкам, произошёл рост на 12-17%. Здесь сказалась господдержка: именно в это направление было инвестировано около 60 млрд рублей. «Верхи» вообще в последнее время встали на защиту машиностроения: были приняты меры для поддержки производителей сельскохозяйственной техники, грузовых вагонов. Сегодня эксперты опасаются, что на волне успеха эти программы могут или вовсе прикрыть, или урезать в финансировании. Так что не исключено, в 2018 году мы уже не сможем похвастаться подобными достижениями. Если, конечно, не сыграют роль дополнительные факторы. Скажем, рост доходов населения, который спровоцирует повышение потребительского спроса.

Экспортные рекорды
Помимо результатов собственно производственной деятельности, есть и ещё один красноречивый показатель результатов работы отрасли, о котором упомянул Николай Путинцев, — объём экспорта. По данным Росстата и ФТС России, в 2017 году мы экспортировали машин, оборудования и транспортных средств на 21,8 млрд долларов — на целых 14,6% больше, чем в прошлом году. За всю историю новой России более высокие показатели фиксировали только однажды — в 2013 году. Разница при этом невелика: результат рекордного года — 28,8 млрд долларов. В этом году тоже без рекордов не обошлось — выделились отдельные направления.
Так, экспорт реактивных двигателей в 2017 году вырос на 40%, составив 292 млн долларов. Это самый высокий показатель в новой истории (сложно сравнивать с СССР из-за разницы экономических моделей и систем). В настоящий момент Россия является крупнейшим мировым экспортёром реактивных двигателей. 31 млн долларов составил экспорт котлов центрального отопления — это плюс 37%. Прежний рекорд состоялся в 2010 году — 25,9 млн долларов. Это при том, что в 1990-х речь шла только о 2 млн долларов ежегодно. Экспорт механических распылителей в 2017 году вырос почти вдвое — на 92% до 73 млн долларов. Лазеров и спецоптики (включая части) в 2017 году — на 84% — до 490 млн долл. Это очередное обновление исторического максимума, причём экспорт растет четвёртый год подряд. И это лишь некоторые из достижений машиностроения последнего года. В целом же эксперты отмечают активный рост данного направления — не без участия оборонной продукции. Кстати, Европа, Америка и многие другие страны точно так же учитывают экспорт продукции военного назначения вместе с аналогичными гражданскими товарами, так что ничего специфично российского здесь нет.


«Оборонка» идёт «в гражданку»
А теперь пройдёмся по сегментам промышленности. Как уже упоминалось, оборонные предприятия превзошли себя.
«По итогам года 1355 предприятий показали рост 7,5%. Это больше, чем рост по всей экономике России в целом. Причём в этом сегменте отмечается рост как в военном производстве — 8%, так и в гражданском — 4,3%. О надёжности и качестве продукции говорят как показатели экспорта (в денежном выражении это более 15 млрд долларов), так и количество государств-покупателей российского оружия (свыше 50). Также существуют практические показатели на радио и телевидении, которые доказывают надёжность российского вооружения», — отметил Николай Путинцев.
Упомянутые 4,3% гражданской продукции — указание на важную тенденцию, наметившуюся в «оборонке». По словам Николая Путинцева, ОПК стал «признанным лидером в сегменте гражданского производства». Диверсификации сегодня уделяют особое внимание. «Швабе», «Алмаз-Антей», «Радиоэлектронные технологии», концерн «Техмаш» уже очень уверенно чувствуют себя на этом рынке. У последнего по итогам 2017 года выпуск гражданской продукции составил 45%.
«Главной задачей для отечественной оборонной промышленности остаётся диверсификация производства и импортозамещение. Лидером в этой области является «Ростех», который планомерно и с опережающими темпами проводит такую политику. Также в задачах стоит увеличение выпуска высокотехнологичной продукции гражданского и двойного назначения. Требуется освоение новых рынков, расширение линейки продукции, повышение её качества. Острым остаётся вопрос подготовки высококвалифицированных кадров. Кстати, переход к государственно-частному партнерству (пионерами тут являются концерн «Калашников» и «Вертолёты России») помимо очевидных плюсов в виде вхождения частного капитала, способного чутко и оперативно реагировать на изменения рынка, способствует ещё и привлечению в руководящие органы корпораций независимых директоров», — сообщается в докладе Союза машиностроителей России об итогах ушедшего года.
«Касательно диверсификации отмечу, что она находится на постоянном контроле у президента Российской Федерации. Вопросы диверсификации имеют огромное значение для экономики в целом. Председатель Государственной Думы поручил комитетам уже в весеннюю сессию разработать проект закона, который повысил бы эффективность диверсификации. Предлагаются меры, в числе которых хотят позволить «Рособоронэкспорту» иметь запас вооружения на случай возможности быстрого заключения контрактов. Возможно, эта мера найдёт закрепление в законодательстве», — добавил Николай Путинцев.


Независимость от иностранных поставщиков
Упомянутый выше курс выливается в российское производство высокотехнологичной гражданской продукции. Под угрозой санкций российские производители взялись за импортозамещение в таких отраслях, как двигателестроение, авиация, судостроение, ракетно-космическая отрасль, сельхозмашиностроение, фармацевтика. Строительство АЭС в Турции (по амбициозной модели «строй-владей-эксплуатируй») используются российские реакторы ВВЭР-1200. По словам экспертов, всем современным требованиям они соответствуют. 
А ещё аналитики уверены, что нам удастся преодолеть зависимость от иностранных поставщиков пассажирских самолётов. Заканчиваются испытания пассажирского лайнера МС-21, возросли закупки различных модификаций Ил-96-300, принято решение о серийном производстве Ил-96-400М. Для приобретения последнего нашлись бюджетные средства.
Нет, конечно, все проблемы гражданской авиации разом не решились. Эксперты Союза машиностроителей предлагают опять-таки использовать оборонный опыт: привлечь специалистов КБ Сухого и МиГа к проектировке и разработке гражданских и транспортных самолетов. Лидерство нашей боевой авиации они обеспечивают, так добро пожаловать к мирному небу. Лишь бы не повторилась история с SuperJet.
При этом эксперт настаивают на том, что меры господдержки должны сохраняться. «Для развития промышленности есть серьезный задел, но нужны инвестиции, в том числе и через доступные кредиты (недорогие «длинные» деньги), а также продолжение осуществляемых в последние годы формы господдержки. Прорывы в приоритетных отраслях отрасли невозможны без участия государства», — подчёркивают авторы доклада от Союза машиностроителей.


Кто ещё?
Кончено, нельзя говорить, что из всего машиностроения в России развивается одна «оборонка» — в различных её ипостасях. 
«В машиностроительном комплексе отмечается рост производства сборных холодильных камер на 70%, пассажирских железнодорожных вагонов на 49%, бульдозеров на 25,8%. Производство зерноуборочных комбайнов выросло на 20%, легковых автомобилей — на 21%, грузовых транспортных средств — на 18,2%. Бытовые стиральные машины стали производить больше на 11,7%, прогулочные и спортивные судна — на 8%, автобусы — на 3,9%, металлорежущие станки — на 3,5%», - рассказал Николай Путинцев.
Станкостроение, надо сказать, демонстрирует положительную динамику уже не первый год. И это при условии, что в 2014 году по ряду направлении фиксировали 90-процентную зависимость отрасли от импорта. Не то чтобы сегодня ситуация выправилась, однако перспективы перемены в лучшую сторону однозначны. По данным новосибирского отделения Союза машиностроителей, по итогам 2017 года доля производства импортных станков снизилась до 70%. Поданным портала Росстата, производство металлорежущих станков достигло 4,5 тыс. штук, и это максимум за последние 9 лет.
«Большой проблемой в станкостроении является наращивание производства, поскольку доля импортных комплектующих у отдельных производителей до сих пор доходит до 80%», — уточнил Николай Путинцев.
Кроме того, прекрасные результаты демонстрируют наши производители сельскохозяйственной техники. За 2017 год отрасль подросла на 21%. Эксперты видят в этом прямой результат господдержки — в направление вложили 15 млрд рублей. Продукция этого направления, к слову, в этом году весьма активно шла на экспорт. Так, экспорт машин для обработки почвы (сеялки, сажалки, рыхлители, бороны и пр., включая части) вырос на 62% до 58 млн долларов. Оборудование для птицеводства тоже находит применение за границей: его реализовали на 35,1 млн долларов, увеличив прошлогодние показатели в 2,6 раза. Оба приведённых примера — также рекорды для новой истории России.

Ложка дёгтя
Нужно всё-таки разбавить этот перечень достижений некоторыми не столь радостными фактами. Во-первых, не все завершили год с отличием — есть «отстающие отрасли». В их числе, например, производство инструмента для бурения скальных пород и грунтов. По сравнению с 2016 годом падение их производства составило 34,4%. В производстве инструментов для измерения контроля испытаний минус 7,8%, в производстве магистральных тепловозов и электровозов — около 12%.
Во-вторых, «стрижка только началась». Текущие результаты — это ещё не возрождение отрасли, с, скорее, задел на будущее. Первый вице-президент Союза машиностроителей России Владимир Гутенев в интервью программе «Реальное время» отметил, что санкции и разрывы контрактов с рядом стран парадоксальным образом дали нашей промышленности шансы на опережающее развитие.
«Не было бы счастья, да несчастье помогло. Более динамично пошли процессы импортозамещения. Мы получили новую технику, новое оборудование, новые двигатели, в том числе и авиадвигатели. Но, конечно, существует проблема электронно-компонентной базы. Невозможно наладить весь спектр номенклатуры, которая нам необходима. Идёт поиск новых партнёров, новых поставщиков. И здесь чрезвычайно важно понимать, что эти два года, когда надо было удержать объёмы производства, не сорвать гособоронзаказ — они пройдены успешно. И теперь от политики удержания надо перейти к политике очень динамичного роста и развития», — прокомментировал эксперт.
«Основными проблемами в машиностроении сегодня остаются импортозамещение, эффективная диверсификация и отсутствие дешёвых идей для развития производства. Я считаю, что у нас есть неоценимая и очень эффективная российская и в частности сибирская отраслевая и академическая наука. Несомненно, в это направление нужно вкладываться, поэтому необходимо искать совместные пути взаимодействия. В конечном итоге, всё это благотворно скажется на росте экономики в целом», — поделился оптимистичными прогнозами Николай Путинцев.


СПРАВКА

Производство грузовых вагонов в 2017 году достигло 58300 штук - рост в 1,6 раза к прошлому году Показатели восстановились после провала двухлетней давности, превысив уровень 2014 года.
Выпустили также 963 пассажирских вагона – в 1,5 раза больше, чем в 2016 году. Это максимум за последние 6 лет, показатели сопоставимы с уровнем начала 1990-х годов.


«Промышленные страницы Сибири» №5 (129) май 2018 г.

Анна Кучумова.

Новости
 
На форуме БИОТ-2022 пройдет сессия по ESG
Составители рейтингов компаний против промышленников! Панельная дискуссия......
 
 
Ровно через неделю стартует "Металл-Экспо'2022"
С 8 по 11 ноября 2022 г.......
 
 
Подготовка Недели металлов в Москве выходит на финишную прямую
С 7 по 11 ноября в Москве......
 
 
Новинки, инновации сварочной отрасли и бесценные знания на выставке Weldex!
С 11 по 14 октября в Москве,......
 
 
VII Всероссийская неделя охраны труда представила темы деловой программы
VII Всероссийская неделя охраны труда, которая пройдет......
 
 
Посетите главную выставку сварочной отрасли России – Weldex 2022!
      11-14 октября 2022 в Москве,......
 
 
Что будет на рынке металлов и металлоконструкций в ближайшем будущем
С 21 по 23 июня 2022 г.......
 
АРХИВ НОВОСТЕЙ
   
   
© 2006-2017. Все права защищены. «Единый промышленный портал Сибири»
Цитирование приветствуется при условии указания ссылки на источник - www.epps.ru
© Создание сайта - студия GolDesign.Ru