Сегодня вторник 21 ноября 2017 г. 22:37
сделать стартовой в избранное
О проекте
Контакты
Форум
Размещение рекламы
   
 
 
Логин Пароль  
 
 
запомнить на этом компьютере
регистрация  |  если забыли пароль
 
 
№123октябрь 2017Строительная площадка
Крутой подъём
По данным Минстроя РФ, сегодня в жилом фонде страны насчитывается около 430 000 пассажирских лифтов, из них около 130 000 эксплуатируются более 25 лет и, согласно техническим регламентам Таможенного союза, требуют замены. В общем, производителям есть, где развернуться. Удаётся ли российским заводам занять лидирующие позиции на этом исключительно ёмком рынке?

Если говорить об абсолютных величинах, то в настоящий момент эксперты констатируют спад на лифтовом рынке. По данным независимой аналитической компании Alto Consulting Group, на протяжении последних трёх лет в России наблюдается тенденция к общему снижению объёмов производства: в 2016-м рынок потерял 1,2% объёма производства предыдущего года. В текущем году отрицательная динамика сохранилась. Снижаются и цены: в период 2014-2017 годов в среднем они упали на 5,3%: с 748 000 до 708 000 рублей за единицу. Наибольшее падение средних цен производителей произошло в 2016 году, тогда темп составил 28,7%. Связано это, вероятнее всего, с общим «затишьем» на строительном рынке: уже 11 месяцев Росстат фиксирует снижение объёмов ввода жилья по сравнению с показателями предыдущего года. Ситуация по стране, конечно, неоднородная: Краснодарский край, например, потерял 5%, а Ленинградская область 10% прибавила.
Кто «везёт» рынок?
Состояние российского рынка лифтостроения можно оценивать с разных позиций. Если говорить о конкуренции с импортной продукцией, то сегодня отечественные заводы чувствуют себя очень неплохо: в российских домах в большинстве случаев устанавливают российские же лифты. По данным Ассоциации «Российское Лифтовое Объединение» (РЛО), за 2016 год в стране смонтировали 38 223 новых пассажирских лифта. Из них 25 с лишним тысяч — российского производства, 8 273 — белорусские, остальные импортные. Российским лифтом в этой статистике считается тот, который на 70% собран из отечественных комплектующих. К 2020 году этот показатель должен составлять уже 90%. Степень локализации в отрасли — одна из самых высоких в российской промышленности. Участники рынка говорят, что через несколько лет есть реальная возможность полностью отказаться от импорта, хотя смысла в этом эксперты не видят: перспективные разработки иногда появляются и за рубежом, так почему бы не транслировать интересный опыт.
По результатам 2016 года «рейтинг» ключевых производителей сохранил традиционный вид. В нём ОАО «Щербинский лифтостроительный завод», ПАО «Карачаровский механический завод», ООО «ОТИС Лифт», ООО «ПО «Евролифтмаш», ООО «ПКФ Сиблифт». Примечательно, что «ОТИС», родиной которого является Америка, в нашей стране также позиционирует себя как «российская компания с зарубежным капиталом». Производства находятся в нашей стране, работают здесь наши соотечественники, поэтому будем считать, что и производитель тоже наш. Именно продукция перечисленных компаний, как правило, устанавливается в домах эконом- и комфорт-класса. В элитных зданиях это могут быть подъёмники Thysson, Shindler, SKG, Kone — в том числе и поэтому они и занимают небольшую долю рынка.
Примечательна и ещё одна тенденция: зарубежные поставщики, особенно в премиум-секторе, существенно сокращают своё присутствие на российском рынке. Выступая на «круглом столе» в рамках Russian Elevator Week, президент Национального лифтового союза Виктор Тишин рассказал, что по итогам 2016 года лидером среди всех прочих поставщиков лифтовой техники в Россию стал белорусский «Могилёвлифтмаш» — такое произошло впервые. А вообще, если сравнивать в 2013 годом, то продажи у зарубежные производителей заметно упали: у компании OTIS (американской) — почти в восемь раз (с 1615 до 144 лифтов), финской Kone — с 1498 до 302, Shindler — с 390 до 167, Kleeman — с 478 до 141. Эти факты выступают косвенной причиной, по которой иностранные предприятия переносят производство на территорию России: таким образом даже при валютных колебаниях реально сделать приемлемые для клиентов цены.

Движемся вверх
Своеобразной лакмусовой бумажной можно считать профильные выставки. Так вот, Russian Elevator Week-2017, где присутствовали компании из 19 стран, наглядно продемонстрировала, что в России отрасль развивается хорошими темпами. Повлияли то ли импортозамещение, то ли программа капитального ремонта, то ли активная застройка крупных городов, но факт остаётся фактом: выставкой правили именно отечественные производители. Кто-то представлял на мероприятии лифты целиком — самыми эффектными были стенды упомянутых выше «крупняков», а кто-то привёз новые и обновлённые комплектующие. Последний тренд — очень важен, ведь наши производства в последнее время всё чаще иронично именуют «отвёрточной сборкой».
Вот, например, лебёдка — один из основных механизмов лифта. Ещё недавно конструкторы выбирали между европейским и корейским вариантами. Реже рассматривался белорусский. Когда два года назад специалисты анализировали перспективы отрасли, то все в голос говорили, что главное — это освоить производство именно этого элемента конструкции. А тут компания «Европейские подъёмные машины» из Ярославской области представила свой образец безредукторной лебёдки. Тестируют её на Щербинском заводе. А Сарапульский электрогенераторный завод уже выпускает такие лебёдки серийно. Московская компания НПЦ-47 «Электропривод» представила на выставке шкаф управления для лифтов без машинного отделения. Уже в 800 лифтах такое оборудование установлено. У шкафа много полезных функций, например, есть возможность эвакуации пассажиров в случае исчезновения питающего напряжения. А специалисты НПО «Комплекс» из Екатеринбурга подошли к развитию лифтовой продукции с другой стороны — лингвистической. Они разработали свой вариант известной опции управления голосом. На заводе в Челябинской области идею даже реализовали. Правда, представители предприятия не смогли ответить, поймёт ли лифт иностранца — а то ведь может получиться и как в известном шуточном видео про 11-й этаж. В общем, начало положено, однако направлений для импортозамещения ещё предостаточно
Своя рубаха ближе к телу
Безусловно, и строителям, и жителям многоэтажек развитие российского лифтового рынка на руку. Ведь речь идёт о сокращении транспортных издержек при приобретении подъёмника и о доступности запчастей в процессе его эксплуатации. Поэтому региональные производители на региональном же рынке имеют существенный вес. Скажем, красноярская компания «Еонесси» на сибирском рынке — важный игрок. По мировым и даже российским меркам компанию крупной не назовёшь: в 2016 году она выпустила 295 лифтов. Но для родного города это производство — одно из ключевых, главным конкурентом его выступает «ОТИС», который, кстати, менее года назад открыл стратегический офис в Красноярске.
Лифты «Еонесси» работают в домах не только Красноярска, но и других сибирских городов. Поскольку производитель местный, «для своих» предусмотрены бонусы: если лифт нуждается в капитальном ремонте или замете, то специалисты производителя могут продлить срок его службы путём модернизации. То есть менять приходится не весь лифт, а только износившиеся агрегаты или узлы. А поскольку лифт — приобретение недешёвое (упомянутые 700 000 рублей — это средняя цена кабины, стоимость комплекса может доходить до нескольких млн рублей), подобная опция оказывается исключительно кстати.
Аналогична ситуация и с другим сибирским производителем — компанией «КузбассЛифт». Она занимает небольшую долю российского рынка — всего 0,7%, однако в Кемеровской области его продукция востребована.
Лифтовый парадокс
Однако во всей этой практически идеальной истории есть одно очень большое «но»: практически все российские предприятия сегодня недозагружены. Парадоксально: российские заводы конкурентоспособны, они могут производить продукцию нового поколения, соответствующую международным стандартам, потребность в новых лифтах очевидна, а мощности протаивают. Щербинский завод может выпускать 12 000 лифтов в год, а в прошлом выпустил только 8 000. Или совсем печальный пример: высокотехнологичный «Серпуховский лифтостроительный завод» — крупный игрок на рынке, выпустивший в прошлом году полторы тысячи лифтов, сегодня стоит, потому как заказов нет.
Представители объясняют: всё дело в нехватке бюджетного финансирования. Не на развитие завода — нет. Средства нужны на капитальный ремонт домов и в том числе на обновление лифтов: устройства эти служат, в среднем, четверть века, и сегодня каждый четвёртый лифт в стране нуждается в замене. Это огромная часть рынка, и именно здесь есть поле для деятельности для российских производителей — для новостроек ведь нередко выбирают импортную или локализованную технику. И именно этот сектор сильнее других страдает от сокращения финансирования.
Как сообщил руководитель комиссии по лифтовому хозяйству Общественного совета при минстрое Сергей Чернышов во время того же «круглого стола», в жилом фонде страны могут заменить более 10 000 лифтов, отслуживших свой срок. На эти цели государство будет выделять субсидии (в том числе до 20-30% средств из региональных фондов капремонта). Да, конкурсные условия будут жёсткими, однако заказы обещают быть исключительно выгодными, поэтому есть основания ждать ещё более активного подъёма российского лифтостроения.урецкими партнёрами.


«Промышленные страницы Сибири» №10 (123) октябрь 2017 г.

скачать pdf

Кира Истратова.

Новости
 
Делегация бизнесменов Великобритании примет участие в Сибирском энергетическом форуме
Большая делегация Великобритании примет участие в Сибирском......
 
 
Лидеры мировой энергетики и нефтегазовой отрасли – только три дня в Красноярске
С 22 по 24 ноября в Красноярске......
 
 
Новые инструменты и решения от Sandvik Coromant – CoroPak 17.2
Sandvik Coromant представляет ряд новых технологий в......
 
 
Вторая церемония вручения российской профессиональной Премии WinAwards Russia/«Оконная компания года-2017» состоится 28 ноября в Москве.
В 2017 году уникальные престижные награды лидерам......
 
 
Монтажникам дали «Оскар»
Компания REHAU вручила премию «Монтажник года», отметив......
 
 
«Норникель» переключится на богатую руду, чтобы сократить выбросы
Очередной план сокращения выбросов рассматривается руководством «Норникеля».......
 
 
В Новосибирской области появится новый завод по производству кабеленесущих систем
Новый производственный комплекс намерена построить компания IEK,......
 
АРХИВ НОВОСТЕЙ
   
   
© 2006-2017. Все права защищены. «Единый промышленный портал Сибири»
Цитирование приветствуется при условии указания ссылки на источник - www.epps.ru
© Создание сайта - студия GolDesign.Ru