Сегодня пятница 22 сентября 2017 г. 13:31
сделать стартовой в избранное
О проекте
Контакты
Форум
Размещение рекламы
   
 
 
Логин Пароль  
 
 
запомнить на этом компьютере
регистрация  |  если забыли пароль
 
 
№121август 2017Строительная площадка
Точка на карте
Наверное, все слышали историю «дальневосточного гектара». Для тех, кто пропустил или запамятовал, напомним. Решили, значит, российские государевы люди предоставить в собственность своим согражданам муниципальные земли на территории Дальнего Востока. Сограждане, естественно, заинтересовались, и подали заявки — несколько десятков тысяч. По многим из них было принято положительное решение, и тут начались мистические истории. Оказалось, у земли уже имеются собственники. Конфуз произошёл не с одним-двумя участками — проблемы образовались повсеместно. Как выяснилось, у многих земель на территории не установлены границы — так и не навели порядок после дележа 1990-х. Эксперты говорят, что дальневосточная история — это только один из примеров: геопространственные данные по всей стране находятся в состоянии полного ералаша.

За последние годы в геодезии и картографии во всём мире произошли существенные изменения. Ключевых обстоятельств два. Во-первых, большинство работ геодезистов и картографов стали выполнять в цифровой форме, обрабатывать в виде набора данных на компьютерах. Во-вторых, данные начали массово передавать через Интернет. Стал даже развиваться новый раздел науки — геоинформатика. Только вот до оформления российских пространственных данных прогресс пока ещё не добрался, что порождает сложности во многих отраслях, в первую очередь, в строительстве.
«Россия не знает своей земли, не знает коммуникаций, из-за чего возникает великое множество техногенных аварий. Недавно в Минстрое подписали приказ о поэтапном введении технологии информационного моделирования, которое необходимо основывать на пространственных данных. Цифровая экономика также невозможна без знаний о пространственных данных. И, безусловно, точная и актуальная информация о земле необходима в местах деятельности человека на этой самой земле, то есть в строительной отрасли. Невозможно ни изыскателям, ни строителям, ни эксплуатационщикам работать по устаревшим необновлённым данным, и масштабы карт должны быть соответствующими», — отметил председатель правления ООО «СП «Кредо-Диалог» Григорий Жуховицкий, выступая на тематическом круглом столе на КЭФ-2017.

Маленькими шагами
Процесс создания инфраструктуры пространственных данных в России идёт медленно — так уж исторически сложилось. Создание современных карт у нас началось достаточно поздно, и завершилось картографирование только в середине прошлого века. Лишь тогда появилась основа: карта 1:100 000 на всю территорию огромного государства. «Двадцатипятитысячники» сформировались к 1980-м, а «десятитысячники» к тому времени существовали только для развитых районов. Потом несколько лет картография развивалась по накатанной, а в 2006-м в этой отрасли начался новый этап: разработали концепцию развития инфраструктуры пространственных данных в РФ. В результате на свет появилось большое количество ресурсов — и региональных, и федеральных, однако к 2010-му году оказалось, что все усилия были напрасными. Изменилась система регулирования и сам процесс управления пространственными данными, и эксперты заявили, что принятая ранее концепция нереализуема, ведь ориентирована одна была на прежние технологии сбора, на использование статичного картографического материала. Хотя, конечно, в умелых руках имеющиеся материалы могли принести существенную пользу, однако есть в нашей стране прекрасная традиция регулярного изобретения велосипеда. Так, на этом же этапе сделан перспективный шаг: появился федеральный портал службы государственной регистрации кадастра и картографии. Предполагалось, что он должен стать точкой сбора всей пространственной информации по стране, предоставлять справочные сведения, осуществлять поиск по различным критериям. Интересное, надо сказать, начинание, однако в прошлом году ресурс прекратил своё существование — без каких-либо объяснений.
И вот в истории российской картографии наметилась новая веха: власти приняли закон о геодезии, картографии и пространственных данных. Он предусматривает создание ГИС, ведение единой электронной картографии, а для предоставления данных — специализированных порталов. Эксперты к этой инициативе относятся двойственно: дескать, здорово, конечно, однако всё, что сделано до 2016 года фактически придётся молча списать.
Что мы имеем
Сегодня в России существуют несколько сводов сведений о земле, на которых и должна строиться будущая инфраструктура пространственных данных. Секретарь совета Ассоциации НСИ Кирилл Кузьменко проанализировал жизнеспособность ключевых из них и выдал неутешительный диагноз: над систематизацией ещё придётся работать и работать.
«Самой развитой системой сейчас является ЕГРН: Росреестр работал над картой многие годы, и сейчас публичная кадастровая карта является единственным государственным картографическим ресурсом, который можно считать базовым слоем. Отдельно стоят ИСОГД и ИСТП, потому что законодательство и градостроительный кодекс говорят, что данные в них можно вносить как в цифровой форме, так и на бумаге. Этот момент исключительно важен. Смотрите, если данные попадают в систему в виде скана документов, то аналитической работы с ними вести невозможно, представить их в векторе тоже нельзя. То же касается и государственной системы территориального планирования: да, Министерство экономики собрало туда множество документов, только векторизовано из них около 5%. В результате можно найти данные по территориальной привязке, но работать с таким форматом практически невозможно.
Мы вынуждены констатировать, что обновление картографического фонда у нас идёт спонтанно. Нет регламентов, непонятно, как должны перетекать данные из одной базы в другую. Не определено, как между ведомствами будет происходить обмен пространственными данными. Мы считаем, что нужно определить цель: для чего создавать инфраструктуру пространственных данных. Прежде всего, это свод геоданных, центром которого должен стать портал, который объединит все данные из множества ресурсов в едином стандарте, формате и качестве. Такое решение влечёт за собой необходимость принятия этих стандартов. Мы считаем, что невозможно создать систему для всех — как это видит Минэк. Должно быть разделение на публичную часть, которая не содержит секретных данных, и другую, которую должны предоставлять людям, имеющим лицензии на картографические работы, органам государственной власти, муниципалитетам. Да, существуют секретные данные, существует гостайна, но во всём мире от этого уходят. В конечном итоге, те, кому нужны данные такой точности, давно могут отснять их из космоса. И самое главное: система должна обеспечивать сквозное автоматическое обновление пространственных данных и создаваемых на их основе информационных продуктов», — выступил с предложениями Кирилл Кузьменко.
В точку
Справедливость замечаний Кирилла Кузьменко подтверждают и другие специалисты. Болевые точки найдены: сведения, составляющие гостайну, данные в допотопных форматах и, как следствие, невозможность их своевременного обновления. Всё это рождает ряд абсурдных коллизий и сложностей на, казалось бы, пустом месте. В общем, истории из рубрики «Только в России».
«Как раз сейчас завершается один из известных проектов — железная дорога Москва-Казань, 700 км. И мы столкнулись с проблемой, связанной с режимностью данных. Из нескольких региональных реестров получили ответы по тем материалам, которые мы передаём заказчику — есть там и под грифом, и без грифа. Так вот, в одном субъекте нам говорят, что эти данные секретные, в другом — что полностью открытые, в третьем мы слышим: «Это не наша компетенция». И это на уровне одного проекта, внутри одного государства! А в одном субъекте нам сказали, что у них вышел приказ, согласно которому эти данные являются секретными. Правда, содержание приказа тоже секретное, так что что-то закрыто, а что именно — непонятно.
Или другой пример. Лишь около 20% сельхозземель поставлено на кадастровый учёт. И мы часто сталкиваемся с ситуацией: линейный объект проходит через несколько территорий, необходимо оформить землю для отвода или строительства, а нам говорят: «У нас колхоз не стоит на кадучёте, вы нам сначала 20 000 га поставьте за свой счёт на учёт, а потом мы вам оформим 2 м для прокладки кабеля», — рассказал генеральный директор ООО «Геопроектизыскания» Николай Алексеенко.
Ну или известные страшилки из московской «подземки». Застройщики начали строить «этажку» и забили сваю прямо в тоннель метро. Зелёная линия оказалась заблокирована, людей пришлось выводить — к счастью, обошлось без жертв. Эта история произошла в 2014-м, а до этого в 2006-м в ту же Замоскворецкую ветку вбили сваю под рекламный щит. Строители, которые сами перепугались не меньше пассажиров, сказали, что знали, что где-то тут должно быть метро, но не предполагали, что так близко.
«Всё потому, что во многих органах муниципальной архитектуры хранится информация на планшетах. Ещё со времён СССР она обновляется вручную. Изыскательские организации порою ещё держат чертежниц, которые приходят в некоторые секретные комнаты, получают планшеты, и, используя тушь и ластик, наносят на старые планы актуальную информацию. Следующая организация, пришедшая на ту же территорию, получает этот — то ли актуальный, то ли неактуальный — планшет. Либо же это может быть цифровой вид, однако тоже не тот формат, который позволял бы вносить изменения. А значит, использовать участники градостроительной деятельности его всё равно не могут», — объяснил Григорий Жуховицкий.
Помимо человеческого фактора есть и ещё один, пожалуй, даже более мощный — экономический. Строители откровенно теряют деньги на том, что в целой стране не систематизированы актуальные данные о земле. За этими самыми прошловековыми планшетами стоят очереди, и каждый день у застройщиков и инвесторов капают кредитные деньги. А речь ведь идёт о больших сроках: по данным Красноярского института экономики, среднее время процедур на этапе проектирования составляет 256 дней, из них сбор исходных данных — 144 дня. Это при том, что, по словам экспертов, при должной организации хранения и передачи информации эти сроки можно сократить в разы.

Курс намечен
Таким образом, совершенно очевидно, что проблема есть. Однако специалистам также понятно, что есть и решение: технологии существуют, да и направление изменений определено.
«Совершенно ясно, что технологии созданы — наша компания является разработчиком таких. Дело в том, что они намного опережают отжившие нормативные акты — по всему спектру, по крайней мере, градостроительного цикла. Нет необходимости в изыскателях, которые сидят и пишут в журналах: можно работать с электронными устройствами, с данными спутника. Проектировщикам уже не нужен кульман — есть цифровые модели. Сегодня их в автоматическом режиме можно использовать и в дорожном, и в гражданском строительстве. То есть технологии уже давно позволяют перейти на цифру, но в городах документацию по-прежнему сдают и хранят либо на бумаге, либо в растре. Да, есть и пилотные регионы, их около двух десятков, где это обошли, где нормально ведут дежурные планы территории. Они потому и называются дежурными, что являются актуальными, в любую минуту информацию могут получить участники градостроительной деятельности, а также потребители этой информации в городах. В качестве примера последних можно привести МЧС. Если бы не было в Хабаровске вот такого дежурного плана, при недавнем наводнении были многие тысячи человеческих жертв. А так удалось мгновенно доставить информацию о дамбах, о произошедших разрушениях, спасатели оперативно прибыли на место и погасили очаги стихийного бедствия. А всё потому, что информация была грамотно систематизирована: из исходной подосновы сформировали цифровую модель местности, а после того, как объект закончен — цифровую модель объекта», — рассказал Григорий Жуховицкий.
Таким образом, нет ничего невозможного. Главный фокус в том, что необходимая информация уже есть: у строителей, в водоканалах, в электросетях. Дело за малым: систематизировать эти разрозненные данные, обязав сдавать накопленный «багаж» в едином формате, и собрать градостроительный кодекс, который специалисты отрасли окрестили «лоскутным одеялом», в единое полотно.
Получается, что речь идёт не о технических разработках, а о законодательных изменениях. В стратегию инновационного развития строительной отрасли уже внесли соответствующие предложения и получили положительное решение наблюдательного совета. Ожидается, что до конца года подберут системы, которые в перспективе удастся превратить в тиражируемые решения. Важно, чтобы муниципальные органы имели к ним бесплатный доступ. Предварительный вердикт таков: дежурные планы — такие, как уже существуют в том же Хабаровске — должны войти в раздел ИСУГД. Первые потребители этой информации (они же — её производители) — изыскатели, строители, службы эксплуатации. Что же касается изученности природных и техногенных условий, то эти материалы (без информации, представляющей секретность), могут уходить в ГИСТП, в федеральный картографо-геодезический фонд, в государственный кадастр недвижимости.
«Такая схема сейчас прорабатывается, но нужны изменения в градостроительный кодекс и те самые регламентные процедуры, которыми смогут пользовать органы муниципальной власти. По нашим подсчётам, такие нововведения дадут 40-60 дней экономии. Умножьте это на ставку кредитного процента, на среднюю стоимость объекта финансирования, и получите миллиардную экономию по стране. Кроме того, инвестиционная привлекательность регионов повысится за счёт активизации строительной деятельности. Соответственно, произойдёт рост объёмов строительства, увеличится налогооблагаемая база и т. д. Это выгодно государству — подобные мероприятия точно ложатся в задачи цифровой экономики. А уж бизнесу точно будет только легче, и бизнес готов платить небольшую денежку, чтобы получать актуальную и точную информацию. Выгодно это и населению, ведь речь идёт не только об инфраструктурных объектах, но и о жилищном строительстве, садах, яслях и прочем», — объяснил Георгий Жуховицкий.

Равнение на столицу
И, между прочим, есть положительные примеры: Москва, как столица, диктует моду. Да, на создание стройной системы ушло около 15 лет, однако сегодня уже есть очевидные результаты.
«Расскажу о том, чего можно достичь, используя геопространсвенные данные, полученные в результате изысканий, на примере московского проекта. Первое, с чего мы начали, — это координаты: на основе спутниковых данных создали высокоточную сеть по всей Москве. Даже по высоте обеспечили миллиметровую точность. В результате появилось единое координатное пространство по территории города и прилегающим. Это даёт возможность следить за сложными инженерными сооружениями в реальном времени, предотвращая аварийные ситуации.
Следующим встал вопрос картографирования. Необходимо было максимально актуализировать картографическую информацию по территории города. Сделать это без спутниковой и аэрофотосъёмки было невозможно, поэтому была принята программа города Москвы, которая позволяет каждый год делать обязательный залёт на территорию города и обновлять материалы. В результате была создана единая картографическая основа столицы, и обновляется она раз в четыре месяца. Принципиально всё создавалось на государственные деньги, информация бесплатно передаётся во все органы исполнительной власти, причём они обязаны вести информационные ресурсы на этой основе. Таким образом достигается вертикаль пространственного информационного обеспечения.
Понятно, что «двухмерки» — это вчерашний день, надо переходить к трёхмерным моделям, поэтому появились высоты объектов. Так сформировалась базовая трёхмерная модель, которая могла бы являться основой для принятия основных управленческих решений органами. Всё это не может существовать без рельефа, поэтому, взяв рельеф из массы имеющейся информации, мы построили базовую модель рельефа города. То есть инструменты реально существуют, и Москва, которая имеет деньги, ими воспользовалась», — поделился опытом председатель совета ассоциации «Национальный Союз Изыскателей» Андрей Антипов.
В результате московские проектировщики стали получать трёхмерные планы инженерных коммуникаций, так что на выбор трассы у них уходит 1 день – против 2-3 недель, как это было раньше. Но, как шутил комик, «не знаю как у вас в Москве, а у нас в России» дела обстоят совсем по-другому. И обновление данных три раза в год — это прямо-таки фантастика. Вот, например, в Республике Коми топосновы последний раз обновлялись в 1965 году, так что работы в этом направлении — ещё непочатый край.


«Промышленные страницы Сибири» №8 (121) апрель 2017 г.

скачать pdf

Анна Кучумова.

Новости
 
Запущен новый производственный комплекс Termocli
В 2017 году начато производство российских монтажных......
 
 
Имущество химкомбината «Енисей» продолжает уходить с молотка
Очередная партия объектов, составлявших некогда инфраструктуру красноярского......
 
 
В обрабатывающей промышленности Красноярского края зафиксирован рост
На заседании Правительства Красноярского края подвели итоги......
 
 
В Ливнах началось производство топливных фильтров для двигателя ММЗ и КАМАЗ с системой Common Rail
АО «АВТОАГРЕГАТ» (г. Ливны) разработало и начало......
 
 
«Силовые машины» выпустили для Красноярской ГЭС колёса гидротурбин небывалых габаритов
Два рабочих колеса гидротурбин Ленинградский Металлический завод......
 
 
Компания Advantech запускает серию беспроводных сенсорных модулей WISE-4000 для сбора территориально распределенных данных
Advantech, крупный поставщик промышленных вычислительныхВ  платформ, представляет......
 
 
В России снижают ставки по ипотеке
«Сбербанк» снизил базовую ставку ипотеки для новостроек......
 
АРХИВ НОВОСТЕЙ
   
   
© 2006-2012. Все права защищены. «Единый промышленный портал Сибири»
Цитирование приветствуется при условии указания ссылки на источник - www.epps.ru
© Создание сайта - студия GolDesign.Ru
Купить стабилизатор напряжения в киеве
Помогаем подобрать нужную модель и купить стабилизатор напряжения в Киеве. Захолите сейчас!
7sorok.ua