Сегодня пятница 22 сентября 2017 г. 13:31
сделать стартовой в избранное
О проекте
Контакты
Форум
Размещение рекламы
   
 
 
Логин Пароль  
 
 
запомнить на этом компьютере
регистрация  |  если забыли пароль
 
 
№121август 2017Сектор "Интересно"
Даешь молодежь!
Пожалуй, все российские студенты слышат на первых в своей жизни лекциях одну и ту же фразу: «Забудьте всё то, чему вас учили в школе, вам это не пригодится!». А при устройстве на работу формулировка незначительно меняется, и забыть предлагается всё то, чему учили в вузе. И складывается вполне обоснованное ощущение, что что-то в этой системе не продумано. Университеты дают молодым специалистам знания, которые никак не пригодятся им на реальном производстве, а предприятия, в свою очередь, сетуют на отсутствие квалифицированных кадров. А не логично ли было бы объединить эти звенья в одну цепочку?

Все специалисты в голос говорят — исключительно логично: бизнесу и образованию просто необходимо взаимодействовать, ведь такое сотрудничество выгодно обеим сторонам.
«У нашей фирмы есть много образовательных программ: обучаем и добытчиков, и переработчиков, и транспортников. Но, конечно, мы понимаем, что и такая локальная образовательная политика не позволит нам в полной мере удовлетворить потребности компании в высококвалифицированных кадрах. Мы готовы выходить на государственный уровень и участвовать в масштабных программах. Уже ясно, что «Газпром» и Министерство образования и науки РФ будут заниматься разработкой проектов по водородной энергетике, решать вопросы транспортировки газа. Не менее важна проблема переработки: сегодня огромное количество месторождений используется неэффективно, и надо ставить вопрос о переработке сырья на месте, а для этого нужны высококвалифицированные специалисты-технологи. То есть мы должны заниматься научными, образовательными и даже экономическими проектами. К сожалению, пока не отлажен механизм подбора и заказа специалистов для реализации таких масштабных и современных проектов. Без планомерной и серьёзной работы с вузами ничего не получится», — отметила заместитель начальника информационно-аналитического управления «Газпрома» Екатерина Кодяла в интервью «Учительской газете».
«Уникальность сегодняшней ситуации заключается в том, что проблемы восстановления промышленного потенциала страны, с одной стороны, и проблемы обновления и востребованности высшего образования, с другой, должны решаться совместно, при объединении возможностей, потенциалов и ресурсов промышленности и вузов. По сути дела, сегодня на повестке дня стоит вопрос о восстановлении сети стратегических партнёров вузов в регионах и профильных отраслях, с которыми вуз может иметь долгосрочные комплексные программы взаимовыгодного сотрудничества», — высказался от лица «противоположной стороны» ректор Череповецкого государственного университета Владимир Грызлов в том же опросе.
Речь, на самом деле, идёт не о финансировании, а именно о взаимодействии — в самых различных формах. На подобный запрос интернет-поисковики выдают достаточное количество информации: вот опыт Германии, Великобритании, Америки. При этом для того чтобы найти успешные примеры тандема учебных заведений и производства на родных просторах, приходится постараться.
Нет, в России бизнес и университеты не разделены непробивной стеной. Сотрудничество приобретает различные формы. Есть истории о покупке учебных заведений: скажем, приобретение Олегом Дерипаской Академии им. Плеханова или создание Рубеном Варданяном элитной бизнес-школы. Споры о правильности такого подхода сегодня оставим за скобками и приведём несколько примеров более традиционной коммуникации двух небезразличных друг другу систем.
Золотой слиток
Один из таких примеров — история многолетнего и плодотворного сотрудничества Красцветмета с СФУ. Официальное соглашение об этом было заключено в 2014-м: основной целью его подписания было создание базовой кафедры СФУ на предприятии, что, по ожиданиям обеих сторон, должно было дать возможность не только приблизить вузовскую науку к практике, но и трудоустроиться молодым специалистам после выпуска. Однако сотрудничество вуза и завода началось задолго до этого периода, и вместе они работали, ещё когда СФУ и на свете не было.
«Красцветмет взаимодействовал с институтами, входящими сегодня в состав большого университета, в первую очередь с Институтом цветных металлов и золота, как он тогда назывался. Это касалось как образовательных вопросов, так и вопросов общетехнического сотрудничества. Мы по-прежнему, как и раньше, такое сотрудничество ведём, есть множество разработок, которые сегодня применяются на Красцветмете и позволяют нам иметь эффективные, а порой и одни из лучших в мире технологий, сделанные совместно с Институтом цветных металлов. Что касается образовательной части, отмечу, что подавляющее большинство инженерно-технических сотрудников Красцветмета, связанных с технологией металлургии и химии, являются выпускниками этого вуза. Поэтому мы сделали не новый шаг, а следующий шаг в наших взаимоотношениях. В чём взаимный интерес подписанного соглашения? Я думаю, что не открою какую-то новую истину. Вероятно, многие из вас помнят советскую систему «завод — ВТУЗ», когда студенты имели возможность часть времени проводить непосредственно в учебных заведениях, а другую часть времени — на производстве, обучаясь работе с оборудованием, изучая технологии. Время прошло, и сегодня, конечно, есть более современные образовательные технологии, но есть смысл использовать имеющийся опыт. И мы благодаря такому сотрудничеству получаем возможность заинтересовать студентов дальнейшей работой на Красцветмете. Университет, со своей стороны, может направить своих студентов на производство, которое на сегодня является одним из самых технологичных в России. Дать им доступ к технологиям, оборудованию, и, самое главное, к людям, которые по этой технологии работают и очень хотят поделиться опытом», — отметил генеральный директор ОАО «Красцветмет» Михаил Дягилев, комментируя подписание соглашения.ВВВ 
Важно, что одними разговорами дело не ограничилось, и сегодня сотрудничество вуза и предприятия действительно осуществляется. Скажем, в открывшемся в прошлом году R&D Park’е Красцветмета трудится немало молодых специалистов. Руководство объясняет: для развития инновационных технологий необходима «свежая кровь», энтузиазм и незашоренный взгляд.
«На базе R&D Park’а создана базовая кафедра СФУ, и подготовка студентов осуществляется в том числе на базе Красцветмета. На территории предприятия проводятся занятия, студенты закрепляются за определёнными направлениями, назначаются кураторы из числа наших специалистов. Ребята проходят производственную практику в компании, при желании им предоставляются проекты, которые они ведут, а по окончании вуза они имеют возможность стать работниками компании. Мы стараемся отбирать лучших молодых специалистов, при этом участвуем не только на завершающих этапах обучения, но и ведём студентов с первого курса», — прокомментировал ситуацию заместитель генерального директора Красцветмета Владимир Осипенко.
Операторы с дипломом
Компания John Deere уже много лет инвестирует в операторов собственной техники и сотрудничает с сибирскими учебными заведениями: оснащает учебные классы симуляторами харвестера и форвардера. В небольших группах (до 8 человек) студенты, а также сотрудники лесозаготовительных предприятий, желающие повысить свою квалификацию, отрабатывают навыки управления спецтехникой.
Слово «симулятор» создаёт впечатление чего-то искусственного, игрушечного, однако в данном случае речь идёт о полном погружении в рабочую атмосферу на делянке. На экране тренажёра можно выбрать модель спецтехники, кроме того, программа также позволяет составить индивидуальные упражнения, выбрать участки и насаждения, типы деревьев, камней, почвы и лесных дорог. Симулятор позволяет смоделировать все этапы процесса лесозаготовки — от планирования рубки до укладки лесоматериала вблизи дороги. Рабочее место на тренажёре, включая сиденье и панели переключателей, идентично установленным на настоящих машинах, ВВВВ а вид на участок, лесная почва, педали, джойстики максимально приближены к реальности. Система обучения доказала свою эффективность, так, например, оператор, прошедший обучение в Дивногорском техникуме, в 2016 году занял на лесной спартакиаде второе место в многоборье, опередив выпускников высших учебных заведений.
Безусловно, John Deere и учебные заведения имеют взаимную заинтересованность в проекте. Последние получают возможность выпускать профессионалов своего дела, а заодно и уверенность в том, что выпускники сумеют трудоустроиться. В свою очередь, John Deere способствует появлению операторов, умеющих пользоваться высокотехнологичной спецтехникой, таким образом при умелом управлении дорогостоящие лесные машины могут прослужить гораздо дольше. Потребность в квалифицированных специалистах велика: в одном лишь Красноярском крае на данный момент работает более двухсот единиц лесозаготовительных машин John Deere, а на территории СФО — более тысячи.
«Проблема нехватки кадров для работы на современных лесных машинах очень актуальна. Продажа любой единицы техники John Deere клиенту (если это не обновление парка) подразумевает необходимость подготовки квалифицированных операторов, и спрос порой превышает предложение. По этой причине мы начали активное сотрудничество с Дивногорским техникумом. Но это не единственное учебное заведение, с которым мы работаем. Мы помогаем готовить кадры в том числе в Братске и Иркутске», — рассказал директор красноярского филиала ООО «Тимбермаш Байкал» (официальный дилер John Deere) Олег Голубев.

Теория и практика
Компания «Центркабельприбор» и Московский политехнический университет выбрали схожий вариант сотрудничества — создание лабораторных установок, на которых студенты могут вести отработку различных технологических процессов. Однако форма взаимодействия здесь несколько иная.
Речь идёт о создании малогабаритных установок — уменьшенных копий реального оборудования. С их помощью студенты могут и научиться работать с такой и аналогичной техникой, и разобраться в физике процесса, что ВВВВ для инженера является чуть ли не самым главным. Решение о том, какие это будут установки, принимают сотрудники Московского политеха. На них же ложится основная техническая часть. «Центкабельприбор» финансирует этот процесс, кроме того сотрудники предприятия принимают участие в самом создании установок. Часть изделий остается в стенах университета, а часть уходит на продажу — в другие вузы страны. После этого разработчики рассчитываются со своим партнёром.
«Лабораторный практикум у нас начинается с третьего курса. Поскольку это общеинженерная дисциплина, через нашу кафедру проходят технические специалисты почти по всем специальностям нашего института. Сначала начитывается лекционный материал. Потом начинаются лабораторные и семинарские занятия, где студенты решают конкретные задачи. Плюс к этому — курсовое проектирование: учащемуся даётся задание рассчитать установку, скажем, по выпариванию или ректификации. Это конкретный проект, который впоследствии можно и реализовать. За установкой обычно работает бригада из 3-4 человек. Это делается для того, чтобы студенты могли обмениваться мнениями в процессе эксперимента. Рядом всегда находится преподаватель: ему можно задавать вопросы, а он должен обратить внимание на какие-то важные особенности процессов. Лабораторный практикум – это всегда творческая работа. Проведя опыт, студент должен обработать экспериментальные данные и сделать выводы: почему процесс идёт при этих условиях так, а при других — эдак. Поэтому практика и начинается только на третьем курсе, когда он уже обладает достаточным знанием физики. Моделирование этих процессов с математической точки зрения сложно, требует уровня доктора физико-математических наук, но инженеру на практике такие знания и не нужны. И математику мы как раз и обходим с помощью лабораторных установок, на которых можно изучить особенности процесса и распространить результаты на группу подобных», — описывает процесс работы на лабораторных установках доцент кафедры «Процессы и аппараты химической технологии» Московского политеха Иван Сидельников.
Геологи нового века
В подготовке специалистов горнодобывающей промышленности сегодня принимает компания Micromine. Она специализируется на разработке отраслевых программных решений, и по мере сил старается внедрять ГГИС ещё на этапе обучения горных инженеров — таким образом из стен вуза выходят подготовленные к работе в современных условиях специалисты. Сотрудничество уже налажено со многими учебными заведениями.
«Вопрос подготовки студентов для нас очень важен. Несколько лет назад мы подготовили стратегию, в соответствии с которой выделяются средства и ресурсы на внедрение наших систем в учебный процесс в горных учебных заведениях. Мы открываем компьютерные классы в вузах и предоставляем учебные лицензии ГГИС Micromine для студентов. Работа проделана большая. Нам очень помогают преподаватели и аспиранты вузов, нас поддерживают на уровне Министерства образования. Сейчас практически во всех крупных вузах России, выпускающих горняков, есть лицензии на наши программные продукты. Другие разработчики последовали нашему примеру, они также предоставляют свой софт. Но нас больше. Мы также разработали специальную программу обучения студентов функционалу ГГИС Micromine. Сначала даём общуюя информацию, а после четвёртого курса, когда студенты уделяют основное внимание уже своей специализации, обучаем по конкретным задачам. В Московском горном университете (МИСиС) подписан приказ, что все выпускники направления «Горное дело» обязаны в своей дипломной работе решать определённые задачи при помощи ГГИС. Мы вместе с профессорско-преподавательским составом пришли к этому. Для нас важно, чтобы на предприятие приходили работать грамотные специалисты и помогали компаниям развиваться», — прокомментировал генеральный директор ООО «Майкромайн Рус» Борис Курцев.
МИСиС — это только один из примеров вузов, с которыми работает компания. Например, в прошлом году она начала сотрудничество с Технический университетом УГМК: теперь в его образовательных программах будут преподаваться дисциплины по освоению системы контроля и управления горным производством и горно-геологической информационной системы Micromine. Учебные лицензии компания предоставила. А буквально недавно открытие компьютерного класса горно-геологической информационной системы компании прошло в Северо-Кавказском горно-металлургическом институте. Производитель обеспечил его всем необходимым оборудованием и предоставил учебную лицензию программы. И это далеко не полный перечень инициатив. Вдобавок ко всему, Micromine поддерживает различные чемпионаты, олимпиады и другие мероприятия для студентов.
Компания вместе со своими партнёрами старается способствовать трудоустройству перспективных выпускников: эксперты признаются, что на сегодняшний день квалифицированных кадров в отрасли не хватает, так что талантливая молодёжь просто на вес золота.
«Очень сложно найти хорошего специалиста, ещё сложнее найти человека, которому не все равно. Того, кто хочет чего-то достичь, ищет, развивается, впитывает в себя знания. Сотрудника, который, работая на предприятии, хочет внедрить что-то новое, улучшить. Чтобы работодатель мог встретиться с соискателем, который ему нужен и хочет работать на предприятии, мы с нашими коллегами намерены реализовать большой проект под названием «Хочукопать.рф». Это будет база данных резюме именно тех выпускников, которые хотели бы работать по специальности в горных компаниях. В неё также войдут студенты, которые ещё учатся, но хотят пройти практику на горных предприятиях», — рассказал Борис Курцев.
Портал в настоящий момент находится в разработке.


«Промышленные страницы Сибири» №8 (121) август 2017 г.

скачать pdf

Новости
 
Запущен новый производственный комплекс Termocli
В 2017 году начато производство российских монтажных......
 
 
Имущество химкомбината «Енисей» продолжает уходить с молотка
Очередная партия объектов, составлявших некогда инфраструктуру красноярского......
 
 
В обрабатывающей промышленности Красноярского края зафиксирован рост
На заседании Правительства Красноярского края подвели итоги......
 
 
В Ливнах началось производство топливных фильтров для двигателя ММЗ и КАМАЗ с системой Common Rail
АО «АВТОАГРЕГАТ» (г. Ливны) разработало и начало......
 
 
«Силовые машины» выпустили для Красноярской ГЭС колёса гидротурбин небывалых габаритов
Два рабочих колеса гидротурбин Ленинградский Металлический завод......
 
 
Компания Advantech запускает серию беспроводных сенсорных модулей WISE-4000 для сбора территориально распределенных данных
Advantech, крупный поставщик промышленных вычислительныхВ  платформ, представляет......
 
 
В России снижают ставки по ипотеке
«Сбербанк» снизил базовую ставку ипотеки для новостроек......
 
АРХИВ НОВОСТЕЙ
   
   
© 2006-2012. Все права защищены. «Единый промышленный портал Сибири»
Цитирование приветствуется при условии указания ссылки на источник - www.epps.ru
© Создание сайта - студия GolDesign.Ru