Сегодня вторник 21 ноября 2017 г. 22:21
сделать стартовой в избранное
О проекте
Контакты
Форум
Размещение рекламы
   
 
 
Логин Пароль  
 
 
запомнить на этом компьютере
регистрация  |  если забыли пароль
 
 
№118апрель 2017Промышленная площадка
Кто виноват в том, что в Красноярске грязный воздух?
«В советские времена заводов в Красноярске работало больше, однако экологические проблемы возникли только сегодня». Таково обывательское, однако весьма распространённое мнение. И доля истины в нём есть. Лет 50 назад правобережье города выглядело как строй дымящих труб. С тех пор многие предприятия позакрывались, а те, что продолжают работать, уверяют, что установили суперсовременные системы очистки. При этом горожане регулярно жалуются за запах гари, а чистое голубое небо воспринимают как чудо. То ли в либо в эпоху Советов экологическим проблемам не уделялось достойного внимания, то ли дело в чём-то ещё. Так почему же в Красноярске грязный воздух?

Проблема, как все понимают, исключительно актуальная. А тут ещё и 2017 год объявлен годом экологии, так что поводов обсудить ситуацию и поискать пути решения имеется с избытком. Для этого за круглым столом в красноярском Доме журналиста и собрались экологи, политики и общественные деятели.

Назначим крайнего?
Главный «подозреваемый» у «следствия», собственно говоря, есть. Версия так и напрашивается: свалить всю вину на детище алюминиевого гиганта, то есть на КрАЗ, и дело с концом. Все ведь знают, что производство это исключительно вредное, и под флагом формирующейся «Алюминиевой долины» общественность уже готова похоронить город: дескать, жить в нём после её запуска станет невозможно. Но это всё домыслы, а есть ли против КрАЗа реальные улики?
Оказалось, что собрать реальные доказательства того, что воздух города в большей степени загрязняет алюминиевый завод, не так-то просто. Так что строить «обвинение» приходится на основании улик косвенных. Этим и занялась доктор биологических наук, старший научный сотрудник института леса СО РАН имени Сукачёва Галина Полякова. К проблеме она подошла с неожиданной стороны. Дело в том, что г-жа Полякова занимается высадкой деревьев в красноярском Академгородке. Конкретно учёный работает с сибирской сосной — нашей коренной породой, которая, теоретически, должна очень хорошо приживаться. Однако что-то пошло не так. Специалист имеет возможность наблюдать за всхожестью саженцев с 2008 года, и она отмечает, что в период 2010-2012 года маленькие сосны начали усыхать. Причина обнаружилась быстро — химический ожог. Именно химический, поскольку чахли деревца и в зимний период, когда «свалить» всё на засуху оказывается невозможно.
«Мы предположили, что в воздухе появились некоторые элементы, которые при соединении с водой образует кислоту, а она вызывает ожоги. То есть должны были произойти какие-то изменения, вследствие которых содержание этих веществ увеличилось. Можно было подумать на автотранспорт, ТЭЦ или КрАЗ. Ориентировалась я на последние сводные тома ПДВ, которые вышли в 2012 году (Проект нормативов предельно допустимых выбросов — документ, обновляемый каждый 5 лет, — прим. редакции). И, согласно этим данным, выбросы КрАЗа в разы больше выбросов других предприятий. Причём количество их растёт: скажем, с 1986 по 2012 год объём выбросов алюминиевой пыли вырос в 88 раз. А кто у нас может выбрасывать этот элемент, если не КрАЗ?», — рассуждает Галина Полякова.
Также г-жа Полякова поделилась информаций о том, что объёмы производства алюминия в городе сегодня превосходят все сформированные ранее расчётные показатели. Ещё при строительстве КрАЗа специалисты говорили о том, что рекомендуемые мощности завода — 250 000-300 000 т. К советам этим не прислушались, и уже в СССР предприятие выдавало 800 000 т. Сегодня оно вышло на уровень свыше 1 млн т.
«Конечно, развивались и системы очистки. И долгое время существовали два её блока: функционировала мокрая и сухая очистка. Мокрая предполагала дезактивацию газов с помощью воды и получение в результате жидкого шлама. Работали и шламохранилища: два оказались заполнены, на третье город разрешения не дал. И после этого красноярский завод перешёл исключительно на сухую очистку. Нас уверяют, что работают суперсовременные фильтры и с задачей своей они справляются. Но народная молва говорит, что по ночам фильтры эти никто не включает, поскольку эксплуатация их — удовольствие дорогое. С этой позиции можно объяснить и тот факт, что загрязнение воздуха мы ощущает по ночам, когда большая часть автотранспорта стоит на парковке», — комментирует Галина Полякова.
Интересно, что эту, в целом, ненаучную версию подтвердил присутствующий на круглом столе бывший работник завода, который 16 лет трудился в цехе электролиза. Вот уже несколько лет он не является сотрудником завода, но рассказал, что в прошлом фильтры на ночь действительно отключались. В доверительной беседе бывшие сослуживцы поделились со спикером информацией о том, что так продолжается и до сих пор. На вопрос, почему же заводчане не бьют тревогу, последовал ожидаемый ответ: держатся за хлебные рабочие места, вот и молчат.

Это как посчитать
Но, разумеется, свалить вину за состояние красноярского воздуха на одно-единственное предприятие — значит попросту отмахнуться от проблемы. Копать нужно глубже, а смотреть шире — говорят эксперты.
«КрАЗ — предприятие федерального значения, вся его работа соответствует нормативам. А нормативы эти определяет Ростехнадзор по Красноярскому краю. Дело обстоит следующим образом. Есть квота по выбросам для города, скажем, 200 000 т (цифры эти примерные). И эти 200 000 т распределены между компаниями — сколько тонн каждому из них можно выбросить в атмосферу. И для КрАЗа такие нормативы есть, и завод, по всей вероятности, им соответствует — у нас нет данных, свидетельствующих об обратном. Имеются сведения за 2015 год (за 2016-й отчёты ещё готовятся), которые говорят о том, что КрАЗ выбросил в атмосферу 60 500 т загрязняющих веществ разной категории опасности. Это 47% всех выбросов от стационарных источников. Сегодня завод работает по временно согласованным объёмам выбросов и заявляет, что все мероприятия, согласованные с контролирующими органами, он выполнил. Кроме того, у нас есть данные специалистов заповедника «Столбы». Они много лет проводят исследования о влиянии промышленных выбросов и говорят, что в последние время объём выбросов от КрАЗа уменьшился.
Другое дело, что сегодня мы намерены эти нормативы пересмотреть. Во-первых, у нас меняются природные условия. Во-вторых, есть множество неучтённых источников, скажем, печное отопление. А по нашим данным, оно генерирует чуть ли не половину выбросов. Это большая научная работа, которая в течение года будет вестись. По всей вероятности, её итогом станет то, что общие нормативы уменьшатся, а, соответственно, уменьшатся и квоты для конкретных компаний», — объяснила начальник отдела государственной экологической экспертизы и регулирования деятельности в области обращения с отходами министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края Юлия Гуменюк.
То есть сегодня учтённые нормативами источники, в числе которых и КрАЗ, и ТЭЦ, выбрасывают столько, сколько им положено выбрасывать, а значит, никаких претензий к ним быть не может – если, конечно, не брать в расчёт рассказы сотрудников о работе фильтров, которые документом, собственно говоря, не являются. И только когда надзорные органы эти самые нормативы пересмотрят, будет повод для предметного разговора. А это, как водится, целое дело: экспертизы, согласования, утверждения…
Было бы очень интересно выслушать точку зрения самого КрАЗа, однако его представители к обсуждению не присоединились: изначально дали своё согласие, но в последний момент отказались.
Другие присутствующие на мероприятии эксперты согласились с тем, что сегодняшние методики подсчёта необходимо корректировать, оптимизируя их конкретно под красноярскую ситуацию. Председатель регионального отделения «Российской Экологической Партии «ЗЕЛЁНЫЕ» в Красноярском крае Сергей Шахматов поделился с собравшимися примечательными фактами. На одной из международных конференций ему довелось пообщаться со специалистами-экологами, которые разрабатывали нормативную документацию ещё для СССР, а сегодня готовят обновленную методику расчёта выбросов от стационарных источников, которая появится в следующем году. Естественно, зашёл разговор о красноярском режиме «чёрного неба». Когда столичные эксперты узнали, что таковой за год вводится у нас чуть ли не на 60 дней, они не поверили. Специалисты уверяют, что единственной причиной такого положения вещей может быть ошибочная стартовая информация. В среднем, по статистике «Росгидромета», режим НМУ в населённом пункте — при правильном нормировании — может длиться не более 2% времени, то есть до 7 дней в году. И для улучшения экологической ситуации в городе красноярцам нужно провести инвентаризую всех источников и пересмотреть нормативы для предприятий.

От каждого по способностям
Надо сказать, что Сергей Шахматов также неожиданно отказался от соблазна выбора «крайнего». Хотя до этого в эфире красноярской телекомпании ТВК предъявлял доказательства выбросов КрАЗа. Красноярские «ЗЕЛЁНЫЕ» проводят собственные исследования — так сказать, на «любительском» уровне — никакой сертификации у них на это дело, разумеется, нет. Однако проводить замеры, равно как и делиться результатами закон не запрещает, и вот что намерили борцы за экологию. Во время плотного смога, когда в городе несколько дней стояла безветренная погода, представители экологической партии взяли пробы воздуха на территории КрАЗа, на ТЭЦ, на улицах с большим потоком автотранспорта и в частном секторе. Эксперты обнаружили целый комплекс загрязнений, и основным вредоносным компонентом оказались соединения на основе продуктов горения — их нашлось 60% от общего объёма «добавок». То есть в формирование воздушного коктейля по-красноярски вносят свой вклад и промпредприятия, но добивает это дело печное отопление.
«Надо понимать, что есть выбросы разного класса опасности. И когда мы имеем дело с соединениями пятого класса, нет резона тратить на них ресурсы – решить бы проблему с первым и вторым классами. Поэтому отдельно хочу сказать по поводу бензапирена — безусловно, очень ядовитого элемента. Мы измеряем его количество в воздухе — не по утвержденной методике, а по своей собственной. Мы разбили город на 25 секторов, проводим измерения раз в неделю и составляем некий средний фон по Красноярску. Наша оценка ни на что не претендует, но всё-таки мы пришли к выводу, что в некоторых точках есть регулярные превышения. Причём интересно, что это не районы, граничащие с заводом, потому что бензапирен образуется при сгорании любого углеводородного топлива, и генерирует его не только алюминиевый завод, но и ТЭЦ, и частный сектор, и автотранспорт, объём выбросов от которого вообще никто никогда не мерил», — делится Сергей Шахматов.
«Бонусом» ко всему вышесказанному и ещё один факт, о котором напомнила Надежда Кудряшова, ведущий научный сотрудник Института биофизики Сибирского отделения РАН. Сегодня идут очень интенсивные вырубки зелёных насаждений, а без них ни о каком чистом воздухе не может быть и речи. По данным г-жи Кудряшовой, только в процессе подготовки к Универсиаде было вырублено 100 000 взрослых деревьев и кустарников. В результате мы получаем возможность скачкообразного изменения очищающих способностей окружающей среды — не исключено, что оно уже произошло.
«По сравнению с генпланом застройки города, который создавался изначально, мы потеряли большое количество зелёных насаждений, которые ранее предполагались. Уже было внесено более 300 правок, и многие из них были нацелены на лоббирование интересов застройщиков, в том числе за счёт уничтожения «зелёных зон», — подлил масла в огонь эколог, директор красноярской общественной экологической организации «Плотина» Александр Колотов.
Что делать?
От вопроса «Кто виноват?» по традиции перешли к не менее популярному «Что делать?». Поэтапную программу решения проблемы сформулировал Сергей Шахматов.
«Чтобы владеть полной информацией, чтобы принять верные управленческие решения, нам нужно доработать и запустить систему контроля качества атмосферного воздуха. И здесь мы видим несколько этапов. Во-первых, нужно провести анализ загрязнений воздуха в Красноярске по тем методикам и документам, которые у нас сегодня есть. Это 12-й том ПДВ, который мы считаем недостоверным. Таким образом у нас появится некая отправная точка. Во-вторых, нужно провести честную инвентаризацию стационарных источников, в том числе тех, которые не учитываются в сегодняшнем томе ПДВ, не забыв про транспорт. Сделать это нужно по общепринятой в России методологии, но адаптированной к красноярским условиям. У нас есть свои биологические особенности, особенности застройки, климата, работы автотранспорта. Когда к нам приезжают эксперты из других городов, они говорят, что кажется, что перенеслись в XIX век — так у нас чадят на дорогах. В-третьих, нужно обновить сводный том ПДВ, причём данные нужно перепроверить и отредактировать. В-четвёртых, важно дать оценки существующим мероприятиям, понять, где они являются недостаточными, выявить площади, которые нагружены загрязнениями сверх нормы. И на основании этого должны быть сформированы рекомендации для стационарных источников.
Кроме того, мы сегодня не используем среднефоновые показатели, а это большая ошибка. Нужно понимать, как меняется экологическая ситуация в городе с приходом того или иного предприятия, с проведением у них мероприятий. И вся эта система должна не просто лежать где-то там, она должна использоваться. В частности, при решении вопросов градостроительной политики. Например, когда выбирается место под школу или детский сад или когда определяется, в каком направлении будет развиваться застройка. Должны обязательно учитываться особенности работы промышленных предприятий города», — разложил всё по полочкам представитель экологической партии.

Воздушные перспективы
И похоже, что красноярские власти уже озадачились решением экологических проблем города. Депутат Законодательного Собрания края Александр Симановский рассказал, что на соответствующие мероприятия в региональном бюджете выделены средства — 60 млн рублей. В список запланированных дел входит и увеличение спектра замеряемых веществ, и увеличения числа предприятий, на которых будут производиться замеры. Юлия Гуменюк уточнила, что сегодня в том ПДВ включены более 200 источников, а замеры ведутся по 25 загрязняющим веществам. Этот показатель будет увеличиваться, в частности в ближайшее время начнут в атематическом режиме проводиться замеры по 15 веществам, в числе которых и специфичные для алюминиевого производства. Кроме того уже решается вопрос приобретения оборудования, которое сможет выявлять загрязнения по запаху — а жалобы о том, что в городе пахнет гарью или неопределёнными химическими соединениями поступают постоянно. К тому же исследования, которые позволят скорректировать нормы выбросов для предприятий, также будут финансироваться.
«Что касается КрАЗа, то я категорически не согласен с тем, что вина за качество воздуха лежит только на нём. Да, конечно, мощности его увеличиваются, и очистное оборудование на такие объёмы не рассчитано. И естественно, самый простой способ сократить выбросы — это уменьшить объёмы производства. Я думаю, мы будем рекомендовать КрАЗу переносить часть мощностей на Богучанский алюминиевый завод, потому что там совсем другое качество очистных сооружений», — заверил собравшихся Александр Симановский.
С небес на землю заслушавшихся участников вернул Александр Колотов, который напомнил о том, что прекраснодушные намерения — это, конечно, замечательно, но оценка всё же должна осуществляться по результатам.
«Всем нужно понимать, что выбросы в атмосферу — это безусловное зло. У нас есть предельно допустимые концентрации. Предельные — то есть на грани. Но мы позволяем предприятиям превышать их на регулярной основе. За те налоговые отчисления, которые они вносят в бюджет, горожане расплачиваются своим здоровьем. Мы и 5, и 10 лет назад говорили те же прекрасные слова, но до дела всё это не добирается, уходит, как вода в песок. Взять тот же алюминиевый завод. У них был план по повышению экологичности производства, они его не выполнили, и никаких последствий. То есть законотворцы сказали, что это, конечно, плохо, но сроки продлили. Или ситуация с мобильными лабораториями. Сегодня ведутся разговоры, что нам нужно увеличивать их количество. Зачем? Чтобы они в гараже стояли? Ещё в 2013 году разработали соответствующую концепцию, в итоге ни контрольных цифр, ничего нет. Красноярский край — один из передовых регионов по количеству и качеству экологический концепций. Но когда доходит до реализации, дело всегда останавливается. Сейчас год экологии, отличное время для реальных действий», — высказал общее пожелание эколог.


«Промышленные страницы Сибири» №4 (118) апрель 2017 г.

скачать pdf

Кира Истратова.

Новости
 
Делегация бизнесменов Великобритании примет участие в Сибирском энергетическом форуме
Большая делегация Великобритании примет участие в Сибирском......
 
 
Лидеры мировой энергетики и нефтегазовой отрасли – только три дня в Красноярске
С 22 по 24 ноября в Красноярске......
 
 
Новые инструменты и решения от Sandvik Coromant – CoroPak 17.2
Sandvik Coromant представляет ряд новых технологий в......
 
 
Вторая церемония вручения российской профессиональной Премии WinAwards Russia/«Оконная компания года-2017» состоится 28 ноября в Москве.
В 2017 году уникальные престижные награды лидерам......
 
 
Монтажникам дали «Оскар»
Компания REHAU вручила премию «Монтажник года», отметив......
 
 
«Норникель» переключится на богатую руду, чтобы сократить выбросы
Очередной план сокращения выбросов рассматривается руководством «Норникеля».......
 
 
В Новосибирской области появится новый завод по производству кабеленесущих систем
Новый производственный комплекс намерена построить компания IEK,......
 
АРХИВ НОВОСТЕЙ
   
   
© 2006-2017. Все права защищены. «Единый промышленный портал Сибири»
Цитирование приветствуется при условии указания ссылки на источник - www.epps.ru
© Создание сайта - студия GolDesign.Ru