Сегодня пятница 29 марта 2024 г. 20:32
сделать стартовой в избранное
О проекте
Контакты
Форум
Размещение рекламы
   
 
 
Логин Пароль  
 
 
запомнить на этом компьютере
регистрация  |  если забыли пароль
 
 
№117март 2017Промышленная площадка
Всё уже придумано до нас
Рециклинг — термин сегодня популярный. О рециклинге промышленных отходов — то есть о вовлечении этих самых отходов в процесс производства — сегодня говорят повсеместно. В этом движении организуется «симбиоз» экологов и экономистов: и окружающую среду удаётся уберечь, и траты на сырьё снизить. В общем, идея со всех сторон перспективная.

Задумка эта, прямо скажем, не новая. Советская промышленность понятием «рециклинг», правда не оперировала, но управленцы СССР, будучи хозяевами рачительными и где-то даже прижимистыми, активно внедряли идеи по превращению бесплатного мусора в ценное сырьё. В частности, промышленные отходы советские разработчики стремились преобразовать в строительные материалы — технологий было разработано множество. Те, о которых мы будем говорить сегодня, не моложе полувека от роду.

Отходы тепловых электростанций
Зола-унос и шлак — традиционные отходы тепловых электростанций. Почти вся Сибирь топится углём, у нас расположен крупнейший угольный бассейн страны, так что это добра у нас имеется в избытке. Несколько десятилетий назад появилась идея использовать золу-унос для приготовления безавтоклавного золопенобетона. Советские исследователи вычислили, что материал получается настолько прочным, что отвечает требованиям, предъявляемым к самонесущим стеновым конструкциям. Кроме того, материал морозостоек — выдерживает 25-кратное замораживание и оттаивание.
«Взвешенные исходные материалы загружают в пенобетономешалку и тщательно их перемешивают. Затем туда же вводят требуемое количество приготовленной пены (пенообразователем служит клееканифольный состав), которая перемешивается с раствором в течение 3 минут. Изготовленные изделия должны выдерживаться в формах 12-14 часов при температуре 20-25 градусов. После этого их пропаривают в камере 16 часов при температуре пара 90-95 градусов. Изготовленные изделия остывают в течение 6-8 часов», — описывает технологию приготовления золопенобетона декан СибАДИ, кандидат технических наук Дмитрий Шкатулов.
Собственно, этот рецепт — не единственный. Подобные технологии применялись на практике, правда, массового использования не случилось. В основном, работы и расчёты, касающиеся переработки золошлаковых отходов так и остались на уровне монографий. То есть были кандидатские и докторские, были премии, но до этапа внедрения дело не доходило. В результате сегодня многие технологии приходится изобретать чуть ли не с нуля.
В 2014 году в СМИ появилась информация о запуске завода по переработке золошлаковых материалов в Новосибирске. Говорили, что финансирование обеспечено уже на 85%, что опыт в будущем будет тиражироваться в Красноярске и Екатеринбурге. Однако, по всей вероятности, проект был заморожен — вот уже несколько лет о нём нет ни слуху, ни духу.
Омская «ТГК-11» уже не первый год продвигает проект переработки золошлаковых отходов. Около года назад её специалисты выступали на совещании, где вновь говорили о перспективности таких мероприятий, о возможностях использования отходов ТЭЦ. По словам генерального директора АО «ТГК-11» Сергея Кожемяко, это явление может стать массовым, однако по ряду причин этого не происходит. Во-первых, мешает очередной кризис в строительной отрасли. Во-вторых, имеет место несовершенство законодательства, не заинтересованного в сохранении экологического равновесия в регионе. В-третьих, нет экономического регулирования потребления золошлаковых материалов.
Есть и ещё несколько предпринятых попыток — какие-то оказываются чуть более удачными, какие-то не двигаются дальше проектов. Но в целом ситуация существует по схеме «собака лает — ветер уносит». Для сравнения: в Англии и Германии используют весь объём годового выхода золошлаков. Американская ассоциация угольной золы в 2000 году инициировала принятие закона «О сохранении и восстановлении ресурсов». В результате в 2008-м утилизация золошлаков в США достигла 70%. В Китае перерабатывают свыше 80% золы. Мировой же лидер по утилизации (если говорить в абсолютных цифрах) — Индия. Выход золошлаков в этой стране достигает 200 млн тонн, из них около половины затем используется повторно.
div style="text-align: justify;">Задумка эта, прямо скажем, не новая. Советская промышленность понятием «рециклинг», правда не оперировала, но управленцы СССР, будучи хозяевами рачительными и где-то даже прижимистыми, активно внедряли идеи по превращению бесплатного мусора в ценное сырьё. В частности, промышленные отходы советские разработчики стремились преобразовать в строительные материалы — технологий было разработано множество. Те, о которых мы будем говорить сегодня, не моложе полувека от роду.

Отходы тепловых электростанций
Зола-унос и шлак — традиционные отходы тепловых электростанций. Почти вся Сибирь топится углём, у нас расположен крупнейший угольный бассейн страны, так что это добра у нас имеется в избытке. Несколько десятилетий назад появилась идея использовать золу-унос для приготовления безавтоклавного золопенобетона. Советские исследователи вычислили, что материал получается настолько прочным, что отвечает требованиям, предъявляемым к самонесущим стеновым конструкциям. Кроме того, материал морозостоек — выдерживает 25-кратное замораживание и оттаивание.
«Взвешенные исходные материалы загружают в пенобетономешалку и тщательно их перемешивают. Затем туда же вводят требуемое количество приготовленной пены (пенообразователем служит клееканифольный состав), которая перемешивается с раствором в течение 3 минут. Изготовленные изделия должны выдерживаться в формах 12-14 часов при температуре 20-25 градусов. После этого их пропаривают в камере 16 часов при температуре пара 90-95 градусов. Изготовленные изделия остывают в течение 6-8 часов», — описывает технологию приготовления золопенобетона декан СибАДИ, кандидат технических наук Дмитрий Шкатулов.
Собственно, этот рецепт — не единственный. Подобные технологии применялись на практике, правда, массового использования не случилось. В основном, работы и расчёты, касающиеся переработки золошлаковых отходов так и остались на уровне монографий. То есть были кандидатские и докторские, были премии, но до этапа внедрения дело не доходило. В результате сегодня многие технологии приходится изобретать чуть ли не с нуля.
В 2014 году в СМИ появилась информация о запуске завода по переработке золошлаковых материалов в Новосибирске. Говорили, что финансирование обеспечено уже на 85%, что опыт в будущем будет тиражироваться в Красноярске и Екатеринбурге. Однако, по всей вероятности, проект был заморожен — вот уже несколько лет о нём нет ни слуху, ни духу.
Омская «ТГК-11» уже не первый год продвигает проект переработки золошлаковых отходов. Около года назад её специалисты выступали на совещании, где вновь говорили о перспективности таких мероприятий, о возможностях использования отходов ТЭЦ. По словам генерального директора АО «ТГК-11» Сергея Кожемяко, это явление может стать массовым, однако по ряду причин этого не происходит. Во-первых, мешает очередной кризис в строительной отрасли. Во-вторых, имеет место несовершенство законодательства, не заинтересованного в сохранении экологического равновесия в регионе. В-третьих, нет экономического регулирования потребления золошлаковых материалов.
Есть и ещё несколько предпринятых попыток — какие-то оказываются чуть более удачными, какие-то не двигаются дальше проектов. Но в целом ситуация существует по схеме «собака лает — ветер уносит». Для сравнения: в Англии и Германии используют весь объём годового выхода золошлаков. Американская ассоциация угольной золы в 2000 году инициировала принятие закона «О сохранении и восстановлении ресурсов». В результате в 2008-м утилизация золошлаков в США достигла 70%. В Китае перерабатывают свыше 80% золы. Мировой же лидер по утилизации (если говорить в абсолютных цифрах) — Индия. Выход золошлаков в этой стране достигает 200 млн тонн, из них около половины затем используется повторно.
Отходы известняка-ракушечника
Ракушечник, он же ракушняк — материал в сибирских краях редкий, это достояние приморских территорий. Но Россия — большая страна, и, скажем, в Краснодарском крае подавляющее большинство зданий построены именно из этого дара моря. То же касается и новообретённого Крыма. Замечательный, надо сказать, материал: это почти 100-процентный карбонат кальция с добавлением солей и йода, которые придают ему антибактериальные свойства.
Залежи этого желтовато-белого пористого материала простираются от устья Дона по берегам Азовского и Чёрного морей. Применяется он для устройства дорожных и тротуарных оснований, различных засыпок, его пилят на штучный камень — в зависимости от слоя. И вот в процессе распиловки как раз и получаются отходы, представляющие смесь мелких фракций и крупных кусков. Советские ученые провели практические и теоретические исследования и выяснили, что эти отходы после соответствующей переработки можно использовать в качестве порошка-заполнителя в асфальтобетонах и дегтебетонах, а также для ВВ приготовления дегтевых и битумных мастик. Они могут служить активизирующей добавкой к цементу и применяться как крупный и мелкий заполнитель декоративного бетона. Кроме того, эти отходы можно использовать в мастиках, которые идут для наклейки и ремонта рулонных кровель. Из пропила ракушечника и белого цемента можно получить декоративный бетон — он будет иметь кремовый цвет.
В 1960-х, когда эти идеи появились, авторы особый акцент делали на незначительную отпускную стоимость материалов. Скажем, кубометр пропила донского карьера стоил 47 копеек, щебня — 2 рубля 20 копеек, около — 3 рубля 34 копейки. Пески же и каменный щебень в той же местности обходились в 3 рубля 74 копейки и 4 рубля 80 копеек за кубометр. Причём светлые цвета растворов и бетонов с их помощью получить было нереально. Выгода, что называется, налицо.
Надо думать, что к настоящему времени это соотношение изменилось незначительно. В Союзе идею продвигали, дело дошло до патентов, локально технология применялась, однако в серию разработка опять же не пошла: ближе к практическому этапу дело подошло в 1980-х. Сегодня тема снова приобретает актуальность — исследовательских работ разного уровня в мире появляется огромное количество. Все их авторы хором говорят о перспективности технологии, но воз и ныне там. В приморских регионах можно приобрести отходы пиления ракушечника, что говорит о том, что они всё-таки используются — в частном порядке.

Отходы кирпичного производства
Достаточное количество отходов накапливается на кирпичных заводах — бой, брак, который по прямому назначению использовать невозможно. А по непрямому — очень даже реально. В Советском Союзе бою нашли следующее применение: отходы после помола использовались для приготовления декоративного бетона при отделке фасадных стеновых поверхностей. В виде щебня их применяли для приготовления лёгких бетонов, а также при устройстве оснований под асфальтовые отмостки вокруг зданий, полы, тротуары и так далее.
С помощью отходов кирпича удавалось получить бетоны красноватых тонов на белом цементе — для этого использовался предварительно измельчённый бой. А можно было добавить крупную крошку — получался пёстрый рисунок фактуры. Эта идея, кстати, не легла на полку: множество цветных «хрущёвок» было построено именно с применением этой технологии. То же касается и кирпичного щебня, приготовленного из отходов. ВВ Его использовали в качестве заполнителя бетонов марки 100 для производства лёгких строительных конструкций.
Последнюю придумку используют до сих пор. Правда, в ход идут не столько отходы кирпичного производства, сколько отжившие свой век материалы. Массовая застройка городов в Союзе пришлась на 1960-70-е годы, так что сегодня ряд этих зданий уже своё отработали. Своё дело делает и программа по ликвидации аварийного жилья. В итоге битый кирпич становится материалом исключительно доступным. По данным столичной компании «Кристалл чистоты», которая занимается утилизацией кирпичных отходов, в России ежегодно образуется 15–17 млн т строительных отходов, 60% которых составляют кирпичные и железобетонные отходы. И темпы роста объёма составляют порядка 25% в год. Битый кирпич сегодня используют при строительстве автодорог как аналог щебня или гравия — если это, конечно, не трасса федерального назначения. Из боя создают временные дороги на стройплощадках: иногда здесь нет вообще никакой, так что спецтехнике трудно подъезжать к объекту. Им же производится обратная засыпка траншей и котлованов, устройство дренажных систем, укрепление грунтовых дорог в заболоченных местностях. Ещё одно направление — благоустройство: материал мелких фракций используют при создании тротуаров, пешеходных дорожек, парковых тропинок.

Стекольные отходы
Сдача бутылок из-под всевозможных жидкостей — неотъемлемая черта советского быта. Те, кто постарше, наверняка помнят и такое понятие как «залоговая стоимость», и реплики недовольной приёмщицы «Щербатые не берём!», «Грязные не берём!» или «Нет тары!». При этом бережно относились не только к целой стеклянной продукции, но и отходам или браку — все они шли в дело.
В строительстве стекольные отходы применялось при устройстве цветной штукатурки: они дробились в крошку 2-3 мм, а затем набрасывались на свежую штукатурку с помощью цемент-пушки. При малых объёмах крошка наносилась тёркой. Бонусом к декоративным свойствам поверхность приобретает водонепроницаемость, что помогает постройке переживать осадки.
Кроме того, из отходов изготавливалось пористое стекло. Для этого составлялась шихта из отходов и газообразователя (угля, мрамора). Их перемешивали и размалывали в шаровой мельнице, после чего загружали в формы и спекали в печи. Подбором гранулометрии стекловидных порошков, количеством газообразователя, продолжительностью и температурой спекания удавалось регулировать размер пор в готовом изделии. Пористое стекло выполняло функции изоляционного материала. Поскольку по составу это было практически чистое стекло, оно выдерживало температурные перепады, являлось негорючим и не давало усадки.
В настоящее время задача «пристроя» стекольных отходов всё еще на повестке дня. Утилизировать их сложно — это вещество из списка тех, что «переживут наших внуков». При этом, по данным МГУП «Промотходы», только в Москве скапливается до 160 000 тонн стеклобоя в год. Так что технологии переработки этого не то мусора, не то сырья исключительно востребованы.
Наиболее перспективным направлением сегодня считается производство всё того же теплоизоляционного материала. Сегодня он известен как пеностекло, технология его изготовления отличается от советской. Активнее всего оно производится в США и Китае, в этом направлении работают и несколько российских предприятий. В их числе и достаточно известная компания «Пеноситал», которая создаёт пеностекло в разных формах. Технологию, которую они используют, разработал Пермский политех, и упор производители делают именно на том, что сырьём для их продукции выступает несортовой стеклобой.
На основе стеклянных отходов также создаются вяжущие, имеющие повышенные антикоррозийные и другие свойства, применяющиеся и в гражданском, и в промышленном строительстве. Такими разработками занимаются, в частности, специалисты МГСУ.
Направление, таким образом, развивается, правда происходит это медленно и неохотно. Тормоза всё те же: оборудование специализированное, а потому дорогостоящее, сырьё бесплатное, но сбор его не налажен. И всё же специалисты отрасли настроены оптимистично: есть успешный опыт, и есть год экологии, коим назначен 2017-й. В общем, есть, куда стремиться.


«Промышленные страницы Сибири» №1 (117) март 2017 г.

Кира Истратова.

Новости
 
На форуме БИОТ-2022 пройдет сессия по ESG
Составители рейтингов компаний против промышленников! Панельная дискуссия......
 
 
Ровно через неделю стартует "Металл-Экспо'2022"
С 8 по 11 ноября 2022 г.......
 
 
Подготовка Недели металлов в Москве выходит на финишную прямую
С 7 по 11 ноября в Москве......
 
 
Новинки, инновации сварочной отрасли и бесценные знания на выставке Weldex!
С 11 по 14 октября в Москве,......
 
 
VII Всероссийская неделя охраны труда представила темы деловой программы
VII Всероссийская неделя охраны труда, которая пройдет......
 
 
Посетите главную выставку сварочной отрасли России – Weldex 2022!
      11-14 октября 2022 в Москве,......
 
 
Что будет на рынке металлов и металлоконструкций в ближайшем будущем
С 21 по 23 июня 2022 г.......
 
АРХИВ НОВОСТЕЙ
   
   
© 2006-2017. Все права защищены. «Единый промышленный портал Сибири»
Цитирование приветствуется при условии указания ссылки на источник - www.epps.ru
© Создание сайта - студия GolDesign.Ru Выгодно http://www.cvetkov-tula.ru/, интернет-магазин цветков!