Сегодня вторник 23 апреля 2024 г. 19:29
сделать стартовой в избранное
О проекте
Контакты
Форум
Размещение рекламы
   
 
 
Логин Пароль  
 
 
запомнить на этом компьютере
регистрация  |  если забыли пароль
 
 
№116январь 2017Актуально заявить
Эксперты по инновациям
Потребители в повседневной жизни предъявляют требования к каждому изделию, к каждому продукту, ожидают, что их качество будет не ниже определённого уровня. При этом продукт, воспринимаемый одним потребителем как качественный, может быть определён как некачественный другим. То есть, невозможно определить уровень качества продукции, не имея установленных требований к ней. Они-то и устанавливаются стандартами. Мы привыкли, что продукция, выпускаемая по стандарту — заявленного высокого качества, к тому, что она безопасна. А если соответствие стандарту подтверждено сертификатом, лояльность покупателя к продукции увеличивается ещё больше, как и конкурентоспособность самой продукции. Справедливо это и для рынка труда, где «товаром» являются навыки и знания специалиста. И он так же может подтвердить свою квалификацию, пройдя независимую оценку на соответствие профессиональным стандартам, и получать официальный документ совета по профессиональным квалификациям. В Региональном центре нормативно-технической поддержки инноваций (РЦНТПИ), созданном на базе Краевого государственного автономного учреждения «Красноярский региональный инновационно-технологический бизнес-инкубатор» и обладающим широкими компетенциями, уже проведена аттестация первых специалистов по стандартизации инновационных предприятий Красноярского края. Это стало возможным благодаря поддержке и активному участию в создании Регионального центра Фонда инфраструктурных и образовательных программ РОСНАНО. Подробности от руководителя дирекции стандартизации Фонда Юрия Ткачука.

div style="text-align: justify;">
— Зачем нужны стандарты, чем они полезны?
— Для добросовестных производителей продукции такой вопрос не возникал и не возникает, так как стандартизация призвана поддерживать развитие реального сектора экономики и обслуживать производство. Если не следовать дословному определению действующего Федерального закона «О стандартизации в Российской Федерации», то стандарт — это документ, который устанавливает основные требования к продукции и правилам её применения, соблюдение которых гарантирует высокое качество и безопасность. То есть стандарт устанавливает требования, которые учитывают и обобщают наилучшие практики и выполнение которых обеспечит компаниям ранний доступ на рынок, снизит риски ведения бизнеса, а продукция таких компаний будет востребованной.
Могу привести пример, связанный с появлением на российском рынке светодиодной продукции. Не так много лет назад потребителей стала интересовать эта новинка. Но первые приобретения не соответствовали ожиданиям. Во многом это определялось тем, что в действующих стандартах были установлены требования к лампам накаливания, люминесцентным лампам, а о светодиодах не было даже упоминаний, а соответственно и не было требований к ним. Применять эту инновационную продукцию при строительстве и эксплуатации жилых и общественных зданиях, а тем более в объектах здравоохранения и образования, было просто незаконно. Страдали российские производители, не получающие заказов на новую осветительную технику, страдали потребители, так как на рынке обращалась не самая передовая и качественная продукция. При участии Фонда было разработано более 40 стандартов. После проведения исследований психофизиологического воздействия светодиодных источников света на организм человека были внесены изменения в действующие санитарные правила и нормативы — СанПиНы. И вот сегодня светодиодная осветительная техника на законном основании широко применяется, а её качество проверяется на соответствие действующим нормативным документам.

— А как быть с передовыми, самыми новыми разработками, которые не могут ждать «одобрения» так долго?
— Нанотехнологии и многие другие инновации дают возможность изменить качество продукции: увеличить срок её службы, повысить эксплуатационные характеристики, снизить отрицательное влияние на человека и окружающую среду. Но закрепить преимущественные характеристики новой продукции в стандартах, внося изменения в действующие документы или разрабатывая новые, непросто и небыстро. Это связано с разными причинами, в том числе часто и с нежеланием ряда производителей внедрять новации. А как следствие — их отрицательные заключения по новым прогрессивным требованиям в стандартах.
Например, есть разработчик, продвигающий на рынок новое продуктовое или процессное, технологическое решение. А крупные предприятия не спешат осваивать производство новой улучшенной продукции, не спешат «поднять планку качества» на своём производстве. И через существующие в стандартизации институты, включая технические комитеты по стандартизации, тормозится внесение изменений в действующие стандарты, реально устаревшие, не соответствующие рыночным запросам и не способствующие реализации принципов опережающей стандартизации. Как правило, через три года инновационная продукция уже не будет считаться инновационной. А у производителя продукции ещё нет понимания, когда будет разработан на неё новый национальный стандарт, закрепляющий преимущественные характеристики и обеспечивающий её широкое применение.
В таких случаях в соответствии ФЗ «О стандартизации в РФ» есть возможность на основе результатов научных исследований и испытаний, а также сведений о практическом применении новых видов продукции, процессов и технологий, разработать предварительный национальный стандарт. Этот стандарт действует ограниченный срок, как правило, три года, в целях накопления опыта выпуска и применения инновационной продукции. Но когда новая продукция подтверждает, что её уровень качества действительно высокий и стабильный, что она востребована рынком, тогда Росстандарт принимает национальный стандарт — ГОСТ Р, разработанный на основе предварительного национального стандарта, и «планка» требований к продукции поднимается и становится нормой для всех производителей. Так с помощью опережающей стандартизации можно стимулировать производство и применение более качественных материалов, более прогрессивных технологий, более совершенной продукции.
Но когда производитель инновационной продукции выходит на серийное производство, выводит новую продукцию на рынок, возникает потребность в сертификатах, которые на основании результатов испытаний подтверждают соответствие продукции действующим стандартам. А сроки сертификации с полным циклом испытаний и получением необходимых разрешений на выпуск и обращение продукции на рынке тоже значительные. На мой взгляд, инновационное предприятие должно инициировать разработку стандартов, сертификацию и получение необходимых разрешений параллельно с созданием производства. И для решения этих проблем лучше обращаться в специализированные региональные центры, такие как созданные в КРИТБИ, где помогут и с разработкой стандартов, и с испытаниями в аккредитованных испытательных лабораториях, и с получением разрешений, и с сертификацией продукции и систем менеджмента, и с подбором квалифицированных специалистов в сфере технического регулирования.

— У нас в Красноярске любят слово инновации, используют его часто. А что вы вкладываете в это определение?
— Инновация — это нововведение. Но нужно понимать, что инновация — это не идея. Идей может быть много, но они не являются инновациями, так как не представляют собой материализованный результат. Инновацией не всегда является и реализованная идея. Вот к примеру Левша подковал блоху. Это инновация? Нет. Потому что это было разовым проектом, умением одного человека. Инновация — когда идеи, умения, реализуются в производстве и выходят на рынок. К слову, сертификат на продукцию не только подтверждает, что определённые характеристики действительно присущи данному изделию. Он также гарантирует, что это изделие, эта продукция, не важно, как долго она производится — один месяц или несколько лет, — будет иметь те же самые характеристики, которые были заявлены в стандартах, оценены в процедурах сертификации и подтверждены документально. Также замечу: то, что придумано, разработано и выпускается, в том числе и в разных регионах России, может уступать зарубежным аналогам, лучшим образцам, но востребовано рынком, можно считать инновацией, которая стимулирует к созданию и внедрению «новых» инноваций.
Для того, чтобы новаторская идея стала бизнесом, производителям важно учесть несколько моментов. Во-первых, инновационная продукция должна отличаться новым качеством — более высокими функциональными характеристиками, которые получились в результате реализации новых решений, применения новых материалов и новых технологий. Во-вторых, возможность массово производить новую продукцию с сохранением высоких характеристик, как в условиях серийного производства, так и в процессе заявленных условий эксплуатации. В-третьих, производство продукции должно быть выгодным, а баланс цены и качества для потребителя привлекателен. Иначе, какой смысл всё затевать? Четвёртое, должна быть обеспечена безопасность на всех стадиях жизненного цикла: производство, обращение на рынке, эксплуатация, утилизация.
Сегодня все понимают, что на открытом рынке конкуренция крайне высока. Не бывает так, чтобы продукция и технологии создавались и использовались только ради громких названий и ярких этикеток. Обращаться к передовым технологиям, не меняя уровня качества производимых изделий — бесполезно. Это только увеличит себестоимость продукции, но рынок такие решения не принимает и просто отсеивает.

— Как выглядит предлагаемый Фондом механизм нормативно-технического обеспечения инноваций в Красноярском крае?
— В Красноярском крае создана и работает инновационная инфраструктура. Правительство поддерживает деятельность Агентства науки и инновационного развития Красноярского края. Центральным элементом инновационной инфраструктуры в сфере энергосбережения, машино- и приборостроения, биотехнологий, композиционных и новых материалов стало Краевое государственное автономное учреждение «Красноярский региональный инновационно-технологический бизнес-инкубатор».
И если в других регионах Фонду для определения направлений взаимодействия и успешной совместной работы нужно формировать перечень инновационных предприятий и инновационной продукции, то в Красноярском крае такой информационный ресурс создан. Поэтому контакты с Агентством науки и инновационного развития и с КРИТБИ оказались крайне важными на первоначальном этапе поиска конкретных точек взаимного интереса Фонда и Красноярского края.
Сначала о созданных Фондом ресурсах экосистемной поддержки инноваций в регионах. Их несколько. Это стимулирование спроса на инновационную продукцию, развитие рынка квалифицированных кадров и системы профессионального образования, нормативно-техническое обеспечение инновационной деятельности.
Сегодня Фонд в сфере нормативно-технического обеспечения для каждого инновационного предприятия может содействовать в формировании комплекта нормативно-технических инструментов с целью снижения рисков при выводе и обращении новой продукции на рынке: национальный (предварительный национальный) стандарт; сертификат, подтверждающий заявленные преимущественные характеристики продукции и соответствие требованиям технических регламентов; методику выполнения измерений и стандартный образец состава и свойств веществ и материалов, внесённые в Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений; заключение о безопасности продукции и технологий; государственные разрешительные документы, необходимые предприятиям для выхода и обращения на рынке продукции; методику испытаний инновационной продукции и протокол испытаний в аккредитованном испытательном центре, а также обеспечить проведение оценки квалификаций специалистов по требованиям профессиональных стандартов. Созданные Фондом нормативно-технические сервисы обеспечивают ускорение выхода на рынок инновационной продукции и технологий на 6-12 месяцев.
Сервисы нормативно-технического обеспечения были представлены заместителю председателя Правительства Красноярского края Наталье Владимировне Рязанцевой и после детального рассмотрения рекомендованы для трансфера в инновационную инфраструктуру края. Было принято решение о создании Регионального центра нормативно технической поддержки инноваций Красноярского края на базе КРИТБИ, подготовлен и утверждён План мероприятий («дорожная карта») по организации нормативно-технической поддержки инновационных предприятий на территории Красноярского края.
Теперь проводится постоянная работа с КРИТБИ, с инновационными предприятиями региона. Мы вместе анализируем, в чём инновационность продукции, её обеспеченность национальными стандартами, методиками выполнения измерений и испытаний. На основании этого будем формировать предложения по дополнительной разработке стандартов для нормирования преимущественных характеристик новой продукции, предоставлять рекомендации инновационным предприятиям по оптимальному проведению испытаний и измерений, получению сертификатов и необходимых разрешительных документов. Важно, чтобы нормативно-технические сервисы были максимально организованы и реализованы в своём регионе, что позволит сэкономить временные и финансовые ресурсы инновационных предприятий Красноярского края.

— Поэтому Фонд активно поддерживает деятельность Красноярского регионального бизнес-инкубатора?
— Иначе и быть не может. На базе КРИТБИ по инициативе Фонда и Правительства Красноярского края образован Региональный центр нормативно-технической поддержки инноваций — структура, которая при содействии и координации дирекции стандартизации Фонда взаимодействует с Центром стандартизации в инновационной сфере, с Системой сертификации «Наносертифика», с Распределенным коллективным испытательным центром, Центром оценки квалификаций.
Наше сотрудничество носит комплексный характер. Это и инновационная стандартизация, и оценка, и подтверждение соответствия новой продукции, и испытания в аккредитованных компетентных испытательных подразделениях. Надеюсь, что это позволит создать преимущества для настоящих инноваторов и позволит «отсекать» от рынка недобросовестных производителей.
В последние годы в условиях реализации стратегии экологически ориентированного роста экономики развиваются «зелёные» технологии. Фондом разработана и реализуется Концепция создания и применения нормативно-технических и мотивирующих инструментов для продвижения нанотехнологий на рынки экологической продукции. Разрабатываются стандарты на продукцию, которые закрепляют признаваемые требования к «зелёной» продукции: энергоэффективность, ресурсосбережение, экологичность. В целях создания конкурентного преимущества инновационной «зеленой» продукции и продвижению инновационной экологической продукции на открытые рынки начата сертификация продукции по требованиям «зелёных» стандартов.
Выпускать экологически ориентированную продукцию, заниматься «зелёным» строительством — это перспективно, и к работам по «зелёной» стандартизации и «зелёной» сертификации проявляют интерес предприятия Красноярского края, КРИТБИ в лице Регионального центра нормативно-технической поддержки инноваций. КРИТБИ участвует в работе недавно созданного технического комитета по стандартизации «Зелёные» технологии среды жизнедеятельности и «зеленая» инновационная продукция».
Фонд реализует значимый проект — аттестацию специалистов по техническому регулированию в инновационной сфере. Привлечение к работе аттестованных специалистов по инновационной стандартизации, метрологии, испытаниям, безопасности особенно актуален для малых и средних предприятий. Но аттестовать специалистов бывает сложно и затратно: нужно обеспечить методическую поддержку и консультации соискателей, организовать их командировку в Москву в Центр оценки квалификаций на профессиональный экзамен.
Фонд и отраслевой Совет по профессиональным квалификациям приняли решение о создании региональных экзаменационных площадок Центра оценки квалификаций в сфере технического регулирования. Первый экзаменационный центр создан в Региональном центре нормативно-технической поддержки инноваций КРИТБИ. Это позволяет более широко вовлекать предприятия в процессы оценки квалификаций, уменьшить финансовую нагрузку на инновационные предприятия и повысить эффективность работу отраслевого совета по профессиональным квалификациям.
Именно в Красноярске мы провели первый профессиональный экзамен отраслевого Совета по профессиональным квалификациям. Шли к этому практически два года: разрабатывали профессиональный стандарт, создавали оценочные средства, организационно-методические документы, процедуру проведения экзамена. И вот в октябре первые семь специалистов смогли подтвердить свою квалификацию. Ещё раз хочу отметить, что Красноярский край — первый. Это лидерство обеспечено поддержкой и заинтересованностью Правительства края.
Хочу ещё раз вернуться к начальному моменту, который во многом определил взаимодействие Фонда и Красноярского края в работах по нормативно-техническому обеспечению инноваций. Когда в феврале этого года я только озвучил идею создания Регионального центра нормативно-технической поддержки инноваций заместителю председателя Правительства Красноярского края Наталье Владимировне Рязанцевой, то был приятно удивлён её неравнодушием и желанием оперативно начать реализацию проекта. Теперь я приезжаю в Красноярск и с большим удовлетворением оцениваю положительные результаты работ Регионального центра, их соответствие всем запланированным «дорожной картой» мероприятиям и целям. Фонд готов и в дальнейшем оказывать всяческую поддержку работе Регионального центра, передавать свои наработки, делиться опытом.

— А как складывается взаимодействие Фонда нормативно-технической сфере с другими регионами? Какие планы?
— Не все регионы готовы к созданию Региональных центров нормативно-технической поддержки инноваций, не все пока правильно оценивают важность работ по нормативно-техническому обеспечению инноваций. Сейчас Фонд взаимодействует с Екатеринбургом и Ростовом-на-Дону. В ближайших планах провести встречи и обсудить вопрос создания центров в Хабаровске и Казани. На мой взгляд, таких центров в России не должно быть много, 8-10, не более. Этого вполне достаточно, так как Региональный центр нормативно-технической поддержки инноваций Красноярского края может взаимодействовать с инновационными структурами во всём Сибирском федеральном округе, Центр в Екатеринбурге работать на весь Урал.
По оценке квалификаций в регионах мы выстраиваем работу не только с инновационными структурами, но и с вузами, кафедры которых выпускают специалистов по стандартизации, сертификации, метрологии. В Системе сертификации «Наносертифика» создан орган по сертификации «Наносертифика - кадры для инноваций». Орган по сертификации оценивает подготовку выпускников профильных кафедр, проводит сертификацию по требованиям профессиональных стандартов, выдает сертификат установленного образца. Преимущества такой работы: выпускники узнают требования профессионального стандарта и могут получить дополнительные консультации ведущих специалистов институтов Росстандарта, что позволят им лучше подготовиться к практической работе после защиты дипломного проекта.
Пройдя экзаменационную оценку, выпускник вместе с дипломом получает и сертификат. По нашему мнению, наличие у выпускника такого сертификата повышает его статус, создаёт дополнительные стимулы для прохождения оценки квалификации в отраслевом Совете по профессиональным квалификациям и даёт работодателю дополнительные гарантии соответствия выпускника предъявляемым практическим требованиям.

— При аттестации или сертификации специалистов работают те же принципы, что и при сертификации продукции?
— Совершенно справедливо. Смысл тот же: разработан профессиональный стандарт, в котором установлены трудовые функции, требования к образованию и опыту практической работы. Также определены требования к необходимым знаниям и умениям. То есть профессиональные стандарты устанавливают требования к содержанию и качеству труда. И если соискатель документально и в процессе профессионального экзамена подтверждает соответствие этим требованиям, то получает свидетельство о квалификации Совета по профессиональным квалификациям.
Введение системы профессиональных стандартов способствует соотнесению российских специальностей и международных требований к специалистам. Профессиональные стандарты напрямую связаны с качеством, продуктивностью и безопасностью выполняемых работ, поскольку включают требования к профессии по квалификационным уровням. Работодатели получают качественные критерии для оценки персонала, с помощью которых они смогут контролировать профессионализм работников, повышать качество их работы, её эффективность и безопасность.
Система оценки квалификаций создана для содействия формированию кадровой политики предприятий, повышению профессионального уровня работающих на предприятиях региона и страны. Введение профессиональных стандартов и системы оценки квалификаций позволяет каждому заинтересованному специалисту разработать план повышения своей профессиональной компетенции для дальнейшего карьерного роста. А подтверждение соответствия профессиональному стандарту станет действенной рекомендацией при устройстве на работу.

— Какие ещё задачи в области нормативно-технического обеспечения ставит Фонд перед собой?
— Фонд совместно с Росстандартом формирует систему создания благоприятных условий для свободного перемещения новой продукции на пространстве ЕАЭС и СНГ. Вопросы формирования межгосударственного пула центров испытаний инновационной продукции, взаимного признания результатов этих испытаний, создания, я бы применил такое понятие как «идентичных национальных стандартов» на инновационную продукцию уже прорабатываются с национальными органами по стандартизации Республик Армения, Казахстан и Беларусь.
Такое сотрудничество должно способствовать опережающему созданию нормативных условий для ускоренного инновационного развития, активному использованию нормативно-технических инструментов при реализации межгосударственной политики в инновационной сфере и выполнению Межгосударственной программы инновационного сотрудничества государств-участников СНГ.


«Промышленные страницы Сибири» №1-2 (116) январь-февраль 2017 г.

Дарья Баханова.

Новости
 
На форуме БИОТ-2022 пройдет сессия по ESG
Составители рейтингов компаний против промышленников! Панельная дискуссия......
 
 
Ровно через неделю стартует "Металл-Экспо'2022"
С 8 по 11 ноября 2022 г.......
 
 
Подготовка Недели металлов в Москве выходит на финишную прямую
С 7 по 11 ноября в Москве......
 
 
Новинки, инновации сварочной отрасли и бесценные знания на выставке Weldex!
С 11 по 14 октября в Москве,......
 
 
VII Всероссийская неделя охраны труда представила темы деловой программы
VII Всероссийская неделя охраны труда, которая пройдет......
 
 
Посетите главную выставку сварочной отрасли России – Weldex 2022!
      11-14 октября 2022 в Москве,......
 
 
Что будет на рынке металлов и металлоконструкций в ближайшем будущем
С 21 по 23 июня 2022 г.......
 
АРХИВ НОВОСТЕЙ
   
   
© 2006-2017. Все права защищены. «Единый промышленный портал Сибири»
Цитирование приветствуется при условии указания ссылки на источник - www.epps.ru
© Создание сайта - студия GolDesign.Ru