Сегодня среда 24 апреля 2024 г. 21:23
сделать стартовой в избранное
О проекте
Контакты
Форум
Размещение рекламы
   
 
 
Логин Пароль  
 
 
запомнить на этом компьютере
регистрация  |  если забыли пароль
 
 
№112сентябрь 2016Промышленная площадка
С высоты башенного крана
Кризис всё готов поставить с ног на голову и не собирается оставлять строительную отрасль в покое. Особенно сильно спад ощущается на рынке башенных кранов. О таких специфических направлениях отечественной промышленности говорят редко, а ещё реже говорят вдумчиво, располагая хоть какой-то информацией. Бытует мнение, что отечественного краностроения не существует вовсе, а если оно и есть, то выпускает устаревшую и некачественную продукцию. Как обстоят дела на самом деле – попробуем разобраться.

Российское производство башенных кранов
В 1980-х годах на территории Советского Союза действовало 28 предприятий, специализирующихся на производстве башенных кранов. Суммарные объёмы выпуска достигали 4 000 единиц техники в год. Но в результате череды политических и экономических кризисов многие гиганты не смогли адаптироваться к новым реалиям рынка, и на сегодняшний день в России осталось всего три крупных производителя башенных кранов: объединённое предприятие «Одинцовский машиностроительный завод» и «Строммашина»; «Ржевский краностроительный завод» (РКЗ) и Нязепетровский филиал Литейно-механического завода (ЛМЗ, выпускает технику под брендом Giraffe).
Каждый из существующих заводов способен производить по 500–800 единиц техники в год, однако при текущих реалиях рынка данные объёмы многократно перекрывают спрос даже при полном отказе от импортной техники.
div style="text-align: justify;">Российское производство башенных кранов
В 1980-х годах на территории Советского Союза действовало 28 предприятий, специализирующихся на производстве башенных кранов. Суммарные объёмы выпуска достигали 4 000 единиц техники в год. Но в результате череды политических и экономических кризисов многие гиганты не смогли адаптироваться к новым реалиям рынка, и на сегодняшний день в России осталось всего три крупных производителя башенных кранов: объединённое предприятие «Одинцовский машиностроительный завод» и «Строммашина»; «Ржевский краностроительный завод» (РКЗ) и Нязепетровский филиал Литейно-механического завода (ЛМЗ, выпускает технику под брендом Giraffe).
Каждый из существующих заводов способен производить по 500–800 единиц техники в год, однако при текущих реалиях рынка данные объёмы многократно перекрывают спрос даже при полном отказе от импортной техники.
Сегодня европейские, китайские и отечественные производители наравне борются за внимание потребителей. И если Китай может предложить только низкую цену и, зачастую, сомнительное качество, то отечественные производители по надёжности и технологичности кранов уже давно сравнялись, а в чём-то даже превзошли европейских конкурентов. Российское краностроение — это уже не те серийные КБ, которые застраивали панельными девятиэтажками целые районы. Это современные башенные краны всех категорий: и быстромонтируемые краны для малоэтажной застройки и строительства нулевого цикла; и верхнеповоротные краны, и краны повышенной грузоподъёмности для строительства промышленных объектов.
Производство верхнеповоротных кранов освоено всеми отечественными производителями, на Ржевском заводе и «Строммашине» производят верхнеповоротные краны с оголовком, а под брендом Giraffe выпускаются безоголовочные краны, которые пользуются большим успехом. За счёт неподвижной башни они могут монтироваться не только на опорную секцию или рельсовые пути, но и на анкерное основание, что значительно экономит место на строительной площадке. С использованием монтажной обоймы башенный кран может быть изначально смонтирован на минимальную высоту, что облегчает работу машиниста на нулевом цикле строительства. В дальнейшем с ростом возводимого объекта растёт и сам кран, постепенно наращиваясь секция за секцией без использования дополнительной техники. С увеличением высоты башенного крана начинает играть ключевую роль ещё одно преимущество неповоротной башни: возможность крепления крана к возводимому объекту, благодаря жёсткой фиксации башни, кран может вырасти в высоту более чем на 200 метров и строить поистине колоссальные объекты.
В России под брендом Giraffe налажено производство первых отечественных быстромонтируемых кранов SMK-5.66 и SMK-3.33. Компактность значительно облегчает и удешевляет транспортировку быстромонтируемого крана, а уникальная конструкция сокращает время монтажа до четырёх часов. При этом кран полностью приспособлен к специфике российского климата, что делает его уникальным не только на российском, но и на европейском рынке: существующие импортные аналоги не могут похвастаться работой в диапазон температур от –40 °С до +40 °С.
Новый тренд среди иностранных производителей башенных кранов — локализация производства на территории России. Многие ведущие зарубежные производители: Liebherr, DongJian, Peiner частично локализовались на производственных площадках России. Тем не менее, до того чтобы стать «российскими кранами» им ещё очень далеко: конструкторские отделы остаются за границей, а у нас производятся только самые простые в изготовлении типовые элементы (секции башни, рядовые секции стрел), основные и наиболее технологичные узлы всё ещё ввозятся из-за границы. Такая тенденция — это, скорее, полумера для снижения цены, нежели реальный вклад в отечественное краностроение.
Рынок во время кризиса
Всего в 2015 году объёмы продаж башенных кранов в России снизились в четыре раза, а в первом полугодии 2016 года упали практически на дно 2009 года. За 6 месяцев по всей России было продано всего полсотни башенных кранов.
Можно сказать, что рынок достиг своего минимума, количества необходимого для самого скромного обновления парка техники и строительства проектов с государственным финансированием, дальше падать уже некуда. Однако и точек роста в ближайшее время не предвидится: иссякли все источники финансирования жилищного строительства.
Реальные доходы населения упали из-за инфляции, вызванной падением рубля, инфляция и растущая ключевая ставка не дают снизить ставку по ипотечному кредитованию, банки неохотно кредитуют строительный сектор, а государственные средства на фоне бюджетного дефицита расходуются только на первостепенные задачи и ключевые отрасли промышленности.
Текущий политический и экономический кризис выдались действительно затяжными, и выход из них также будет продолжительным. При текущем экономическом курсе кардинальной смены обстановки в ближайшее время не предвидится. Только начиная с 2017 года страна, по прогнозам экспертов, начнет постепенно выходить из кризиса, восполняя потери 2015-2016 года. При такой обстановке рынок башенных кранов ещё долгое время может находиться на спаде.
Игроки рынка, тенденции последних лет
С обострением политической обстановки в Украине, присоединением Крыма и вводом экономических санкций многие ведущие европейские производители покинули российский рынок башенных кранов. Potain, Liebherr, Comansa начали терять свои позиции в ещё благоприятном 2014 году. Освободившийся рынок заполонили башенные краны китайского производства. В первом полугодии 2014 года десятки китайских производителей поставляли в Россию свою продукцию.
Однако наших строителей не обманешь заниженной ценой, вкусив все «прелести» китайского ширпотреба, уже во втором полугодии 2014 года застройщики стали отдавать предпочтение кранам отечественного производства и крупным проверенным китайским поставщикам. Европейские производители под гнётом двухсторонних санкций не особо и боролись за российский рынок башенных кранов, ещё не подозревая, что тем самым теряют его минимум на пару лет.
Второй удар по рынку пришёлся на рубеж 2014-2015 года: падение цен на нефть и последующее обрушение рубля сделали европейские краны совершенно неконкурентоспособными. Панические настроения охватили население, побуждая скидывать как можно больше накоплений, опасаясь окончательного обесценивания рубля. На этом фоне меньше всего пострадали российские и китайские производители башенных кранов, именно они и составили рынок первой половины 2015 года.
Несмотря на недавнюю панику в первом полугодии 2015 года, многие всё ещё тешили себя позитивными прогнозами и ожидали скорый рост экономики, признаки системного кризиса экономики могли разглядеть единицы. К середине 2015 года российская экономика была обескровлена: из-за санкций и политических волнений иностранные инвесторы начали выводить свои средства из российской экономики; упавшая нефть лишила казну основного дохода; инфляция, вызванная падением рубля и ростом цен на все импортные товары, обесценила доходы и накопления граждан; банковский сектор ушёл в глухую оборону и, опасаясь массовых банкротств, перестал кредитовать предприятия.
Лишившись основных источников финансирования, жилищное строительство впало в собственный затяжной кризис: есть текущие проекты строительства, но перспективы рынка неясны. Спрос на недвижимость начал падать, однако застройщики не были готовы к снижению цен и до последнего не хотели терять потенциальную выгоду.
В итоге, ко второй половине 2015 года рынок практически сошёл на нет, если бы не проекты с государственным финансированием, такие как строительство стадионов к чемпионату мира по футболу, отрасль уже бы полтора года находилась на критическом объёме рынка в 100 кранов в год.
Европейские компании сильно потеряли свои позиции уже начиная с политического кризиса, и в текущей ситуации вернуть хотя бы старую долю рынка им будет крайне сложно, даже при локализации производства их техники на территории РФ. Лучшие результаты на кризисном рынке башенных кранов показывают отечественные производители. Доля российских компаний в продажах башенных кранов превысила 50%, вот только производителей эта ситуация не спасает: если у европейских и азиатских производителей после краха российского рынка остались внутренние продажи в регионах производства и поставки на экспорт в другие страны, то экспортные поставки отечественных кранов продолжают находиться на минимальном уровне. По факту российские краны продаются только в границах СНГ, при этом экономическое состояние других стран-участниц содружества в большей мере обусловлено состоянием России.
Хотя государственная поддержка жилищного строительства постепенно сходит на нет, более важные для экономики отрасли продолжают финансироваться, именно поэтому в последний год поставки башенных кранов для промышленного строительства стали предметом борьбы всех производителей грузоподъёмного оборудования.
Рынок достиг дна и в ближайшие годы будет постепенно восстанавливаться, но не стоит ждать бурного роста, какой был в 2010-2014 и уж тем более в 2005-2008 годах. Текущий кризис не оставил путей отхода или готовых точек роста, рынку придётся выстраиваться заново.
В каком бы направлении ни развивался рынок башенных кранов в ближайшие годы, можно с уверенностью сказать, что за счёт высокого качества, надёжности и современных конструкторских решений отечественная продукция обязательно найдёт своего потребителя.


«Промышленные страницы Сибири» №9 (112) сентябрь 2016 г.

Сергей Калинин.

Новости
 
На форуме БИОТ-2022 пройдет сессия по ESG
Составители рейтингов компаний против промышленников! Панельная дискуссия......
 
 
Ровно через неделю стартует "Металл-Экспо'2022"
С 8 по 11 ноября 2022 г.......
 
 
Подготовка Недели металлов в Москве выходит на финишную прямую
С 7 по 11 ноября в Москве......
 
 
Новинки, инновации сварочной отрасли и бесценные знания на выставке Weldex!
С 11 по 14 октября в Москве,......
 
 
VII Всероссийская неделя охраны труда представила темы деловой программы
VII Всероссийская неделя охраны труда, которая пройдет......
 
 
Посетите главную выставку сварочной отрасли России – Weldex 2022!
      11-14 октября 2022 в Москве,......
 
 
Что будет на рынке металлов и металлоконструкций в ближайшем будущем
С 21 по 23 июня 2022 г.......
 
АРХИВ НОВОСТЕЙ
   
   
© 2006-2017. Все права защищены. «Единый промышленный портал Сибири»
Цитирование приветствуется при условии указания ссылки на источник - www.epps.ru
© Создание сайта - студия GolDesign.Ru