Сегодня пятница 19 апреля 2024 г. 15:14
сделать стартовой в избранное
О проекте
Контакты
Форум
Размещение рекламы
   
 
 
Логин Пароль  
 
 
запомнить на этом компьютере
регистрация  |  если забыли пароль
 
 
№109май 2016Страна заводов
Минская легенда
Так уж случилось, что некогда единая Страна Советов сегодня существует в виде многих самостоятельных государств. В результате производства, которые некогда были «нашими», сегодня оказались заграничными. Целью сегодняшнего исторического путешествия по Стране Заводов как раз и станет одно из таких предприятий с «двойным гражданством» – легенда белорусской индустрии, Минский тракторный завод.

Приятно осознавать, что «отпрыскам» Союза удалось растранжирить не всё наследство богатого «предка». МТЗ – в списке достойных продолжателей. Сегодня завод здоров и даже в меру упитан: несмотря на солидный возраст – а в этом году предприятию ровно 70 лет – он живёт полной жизнью и активно выпускает новую и проверенную временем продукцию. И гордые «Беларусы» по-прежнему продолжают маршировать по полям, лесам и городам родной страны и зарубежных государств.
div style="text-align: justify;">Приятно осознавать, что «отпрыскам» Союза удалось растранжирить не всё наследство богатого «предка». МТЗ – в списке достойных продолжателей. Сегодня завод здоров и даже в меру упитан: несмотря на солидный возраст – а в этом году предприятию ровно 70 лет – он живёт полной жизнью и активно выпускает новую и проверенную временем продукцию. И гордые «Беларусы» по-прежнему продолжают маршировать по полям, лесам и городам родной страны и зарубежных государств.
В В 
Из авиации в поля
Итак, первые послевоенные годы. Страна изо всех сил старается вернуться к привычной жизни и наверстать упущенное. Белорусам предстояло восстановить сельское хозяйство, которое во все времена было основой экономики республики. Урожаи должны были быть богатыми: страна-то (в смысле, Союз) большая, так что ртов хватало. А значит, в полях нужен помощник – массовый универсальный трактор. Для организации производства таких машин Совнарком СССР и распорядился преобразовать Минский 453-й авиационный завод в тракторостроительной предприятие. Произошло это 29 мая 1946 года. Эта дата и считается днём рождения завода.
До тракторов дело, правда, дошло не сразу. Под пастбища для скота в те годы решено было приспособить болотистые местности. То есть эти территории необходимо было осушить и вспахать, для чего и понадобился болотный плуг. В отличие от обычного, он должен был быть рассчитан на более тяжёлые условия, чтобы сумел пережить скрытые корчи и погребённый лес. Такой механизм разработал конструктор завода Константин Фомичёв. Плуг «2ПФ-55» стал первой продукцией МТЗ. К весне 1948-го завод должен был изготовить 150 плугов, но перевыполнил план почти в два раза – получилось 292. История вполне в духе времени.
Параллельно работали в другом направлении – осваивали производство пусковых двигателей. Задача, между прочим, для молодого предприятия была архисложной: необходимо было выполнить 700 различных операций на станках и установках. Но к осени 1948-го был собран первый двигатель ПД-10. В 1949 году было сконструировано уже 5 008 пусковых двигателей, а в 1950 году — 23 107.
Первые шаги заводчане делали на предприятии, которое на тот момент ещё только строилось. Прессовый, ремонтно-механический, ремонтно-литейный цеха были введены в эксплуатацию только в 1950-м. Тракторосборочный цех временно устроили на площадях бывшего цеха топливной аппаратуры. А ещё успевали сдавать в эксплуатацию производственные корпуса, строить жильё, ремесленное училище и школы, сооружать на промплощадке подземные коммуникации, дороги, тротуары и даже новую трамвайную линию. Наставало время браться за профильные обязанности.

Ближе к делу
В 1950-м тракторный завод, наконец, взялся за трактора. Сначала не за свои: объектом для производства ему определили гусеничный сельскохозяйственный трактор «Кировец КД-35». Сконструировали его на Липецком тракторном заводе и во Всероссийском научно-исследовательском автотракторном институте «НИТИ».
«Первенец» пошёл в народ, а точнее, в поля. Он был оснащён 4-цилиндровыми дизельными двигателями мощностью 37 л. с., который отличался своей экономичностью: на один гектар пахоты при средних условиях он расходовал только 13 л горючего. Топливный бак трактора вмещал топлива на 10 часов, за которые, умеючи, можно было вспахать 6 гектаров земли.
Производить «подкидышей» долго не пришлось: процесс длился всего 9 месяцев, ведь параллельно конструкторы МТЗ проектировали собственную машину. Всего с конвейера сошло 406 тракторов. А вот двигатели для КД-35 минский завод так и продолжал выпускать, поставляя их в Липецк, на тракторное производство.
Поехали!
Ещё в 1948 года конструкторский коллектив завода начал проектировать собственный трактор. В мае партия сказала: «Надо!», и уже в октябре заводчане закончили эскизный проект. Научно-технический совет, на суд которого была представлена машина, дал добро на производство.
К делу подошли серьёзно. Для проектирования каждого узла была организована собственная конструкторская группа (впоследствии они стали конструкторскими бюро). 18 июня 1949-го на свет появился первый колёсный трактор заводской конструкции – выпустил его экспериментальный цех. До конца года появилось ещё 7 опытных машин. «Досталось» им серьезно: технику испытывали в жесточайших условиях. Особое внимание уделяли агрегатируемости, поскольку трактор должен был соединяться не только с плугом МТЗ-2, но и с сеялкой и косилкой. Испытания машина прошла, можно было пускать её в массы.
А в октябре 1953-го с главного конвейера в торжественной обстановке сошёл первый трактор МТЗ-2. Он сделал круг почёта вокруг здания и остановился возле импровизированной трибуны. Минский тракторный завод вышел на путь развития, которым следует до сих пор.
Однако одно дело – создать единственную машину, и совсем другое – наладить серийное производство. Для этого необходимо было задействовать все мощности завода – как человеческие, так и механические. И нужно было замотивировать первых в кратчайшие сроки осваивать вторые. Тракторостроителей мотивировали премиальными, а также квадратными метрами – силами завода активно отстраивалось жильё. Рабочие устраивали соревнования по овладению проектными нормами, внедряли «рацухи». Появились несколько успешных производственных методов и технологий. Например, стали применять электроискровой метод упрочнения режущего инструмента. Семь новых установок повышали его прочность на 30-40%. Технологи механического цеха придумали специальные приспособления для закругления зубьев шестерён по радиусу. Конструкторы разработали независимый привод к валу набора мощности. Этот узел позволил полностью обеспечить выполнение работ с безмоторными машинами. Инженеры создали конструкцию выносных цилиндров, рассчитанных на работу трактора с секционными сельскохозяйственными машинами, навешиваемыми с боков трактора. Всего в 1954-м тракторостроители внесли около 800 предложений, позволивших сэкономить 2,6 млн рублей.
Универсально-пропашной трактор МТЗ-2 надолго определил направление работы завода. В этом виде он массово выпускался до 1958-го, а позже на его основе разработали более совершенные модели. Трактор, с подачи главного конструктора Ивана Дронга, получил имя «Беларусь». Ездили МТЗ-2 не только по полям родного Союза – их активно эксплуатировали ещё и в ГДР, Болгарии, Индии, Бирме и других странах.

Новое поколение
Ничто, конечно, не вечно, а в период индустриального бума середины прошлого века техника росла над собой очень быстро. И вскоре МТЗ-2 уже стали казаться устаревшими. Ну что за скорость – 13 км/ч! Да и мощность маловата, и применение слишком узкое. К тому же машинист едет без кабины – как на телеге, право слово. ВВВВВ Так появились более современные МТЗ-5 и МТЗ-7 различных модификаций, а через несколько лет и МТЗ-50. Его двигатель конструкторы завода, в основном, спроектировали в 1956-м, а через два года экспериментальный цех выпустил несколько опытных образцов модели трактора. Вскоре он был рекомендован к серийному производству. Трактор МТЗ-50 оснастили дизельным двигателем мощностью 55 л. с., вес машины снизился более чем на 400 кг. В трансмиссии трактора использовали 9-скоростную коробку передач, обеспечивающую диапазон скоростей в пределах от 1,65 до 25 км/ч. МТЗ-50 – это одна из самых удачных моделей завода и одна из самых распространённых в СССР. Она оставалась на конвейере 23 года, всего выпустили более 1,2 млн экземпляров.

По долам и лесам
«Выпускники» МТЗ работали (да и работают) не только в полях, но и в лесах. Ещё в 1950-х Леспром поручил заводу создание нового трелёвочного трактора мощностью 60 л. с., который сумел бы заменить КТ-12А. Конструкторы МТЗ заявили: один мощный класс трактора для всех зон на всех лесоразработках будет неэкономичен. И в 1954-м была разработана конструкция нового трактора, который предназначался для вывозки хлыстов непосредственно из лесосеки, работы на лесоповале и всевозможных транспортных работ в условиях бездорожья. Имя ему дали ТДТ-40. В 1955-м состоялись эксплуатационные испытания, по результатам которых «верхи» отметили, то такая машина лесной промышленности просто необходима, и со следующего года началось их серийное производство. К концу 1956 года их число достигло 3 430.
Но одно дело – центральная полоса России, и совсем другое – лесные массивы Урала, Сибири и Дальнего Востока. Здесь требовались более мощные трелёвочные тракторы. Так на свет появился трактор, которому первоначально присвоили марку ТДТ-54. Для повышения производительности применили дизельный двигатель Д-54 мощностью 54 л. с. трактора ДТ-54 (их делал Харьковский тракторный завод). Чуть позже дизель Д-54 форсировали до 60 л. с. И, как следствие, трактор получил новое наименование ТДТ-60.
И вот здесь начались трудности: завод одновременно производил разные по конструкции МТЗ-2 и ТДТ-40. Оба они были очень востребованными, но мощностей сразу на две машины не хватало. В связи с этим были проведены экономические расчёты, которые показали, что Минскому заводу необходимо специализироваться на производстве колёсных универсально-пропашных сельскохозяйственных тракторов. В результате ТДТ-40 передали Онежскому заводу, а ТДТ-60 – Алтайскому. На этом закончилась история трелёвочных тракторов на МТЗ, где в течение семи лет они выпускались параллельно с колёсными.
Восьмёрка в восьмёрке
Дальше производство на МТЗ развивалось по пути усовершенствования универсальных колёсных тракторов и расширения спектра выпускаемой техники. Чтобы охарактеризовать их все, не хватит и целого журнала. Здесь и МТЗ-80 – самая массовая модель трактора в мире. И мини-техника: мотоблоки и четырёхколесные мини-тракторы. И коммунальные, лесоразрабатывающие машины, транспорт для шахт, погрузочные машины. И трактор на 450 л. с., аналогов которому в мире нет. Всё и не перечислишь: сегодня в ассортименте предприятия более 60 моделей и более сотни их сборочных вариантов. Из наскоро переоборудованного производства Минский завод превратился в огромное объединение – 8 предприятий республики и их дочерние предприятия. Сегодня МТЗ входит в «большую восьмёрку» крупнейших производителей тракторов в мире, на «совести» которых 96% мирового рынка этих машин.

«Промышленные страницы Сибири» №5 (109) май 2016 г.

Кира Истратова.

Новости
 
На форуме БИОТ-2022 пройдет сессия по ESG
Составители рейтингов компаний против промышленников! Панельная дискуссия......
 
 
Ровно через неделю стартует "Металл-Экспо'2022"
С 8 по 11 ноября 2022 г.......
 
 
Подготовка Недели металлов в Москве выходит на финишную прямую
С 7 по 11 ноября в Москве......
 
 
Новинки, инновации сварочной отрасли и бесценные знания на выставке Weldex!
С 11 по 14 октября в Москве,......
 
 
VII Всероссийская неделя охраны труда представила темы деловой программы
VII Всероссийская неделя охраны труда, которая пройдет......
 
 
Посетите главную выставку сварочной отрасли России – Weldex 2022!
      11-14 октября 2022 в Москве,......
 
 
Что будет на рынке металлов и металлоконструкций в ближайшем будущем
С 21 по 23 июня 2022 г.......
 
АРХИВ НОВОСТЕЙ
   
   
© 2006-2017. Все права защищены. «Единый промышленный портал Сибири»
Цитирование приветствуется при условии указания ссылки на источник - www.epps.ru
© Создание сайта - студия GolDesign.Ru