Отремонтировать современные машины без специальной подготовки и соответствующего инструмента не смогут даже наши легендарные «народные умельцы». Тем более — восстановить уже изрядно потрудившиеся в тяжелых условиях агрегаты.
Потребителю же нужна гарантия качественного и быстрого устранения неполадок, чтобы техника как можно меньше простаивала по техническим причинам, а время аварийных ремонтов было сокращено до минимума.
Сегодня, как показывает анализ работы горной техники, на техобслуживание (ТО) приходится не 7,5% жизненного цикла машины, как заявляют производители, а более 11%. Аварийный ремонт отнимает около 10% времени «жизни» оборудования.
Отремонтировать современные машины без специальной подготовки и соответствующего инструмента не смогут даже наши легендарные «народные умельцы». Тем более — восстановить уже изрядно потрудившиеся в тяжелых условиях агрегаты.
Потребителю же нужна гарантия качественного и быстрого устранения неполадок, чтобы техника как можно меньше простаивала по техническим причинам, а время аварийных ремонтов было сокращено до минимума.
Сегодня, как показывает анализ работы горной техники, на техобслуживание (ТО) приходится не 7,5% жизненного цикла машины, как заявляют производители, а более 11%. Аварийный ремонт отнимает около 10% времени «жизни» оборудования.
Дешевле отдать
Еще сравнительно недавно плановый ремонт и техническое обслуживание в России выполняли специальные подразделения горнодобывающих предприятий.
Приходилось держать штат мастеров и снабженцев, решать множество вопросов по поиску запчастей и расходных материалов.
В долгосрочной перспективе сервис техники «своими руками» часто оказывался очень дорогим удовольствием.
Сегодня самостоятельно мелким ремонтом занимаются небольшие добывающие компании, имеющие две-три машины, обычно одной модели. Крупные горнодобытчики доверяют обслуживание своего обширного парка тяжелой техники аутсорсинговым сервисным компаниям.
Впрочем, и руководство более мелких предприятий постепенно осознает, что финансирование содержания собственной сервисной службы обходится дороже, чем передача этой функции на аутсорсинг.
Оборудование и опыт
Один из главных отличительных признаков хорошей сервисной организации в области обслуживания горной техники — высокий профессионализм ее специалистов, наличие у них большого опыта в ТО и ремонте конкретного вида оборудования. Такие компании имеют развитую организационную структуру, позволяющую эффективно реализовать разные технологические процессы: центры, станции, пункты технического обслуживания, ремзавод. Обязательно наличие складов запасных частей и подразделений материально-технического снабжения, а также специального оборудования для техобслуживания и ремонта машин и механизмов, и надежных источников по поставкам качественных запчастей и материалов.
Кроме того, уже зарекомендовавшие себя на рынке сервисные организации, как правило, могут предложить собственные «ноу-хау» в сфере технологий восстановления и ремонта механизмов, узлов и агрегатов.
Договор о сервисном обслуживании может заключаться на долгий срок: год, два, три и более. И может предусматривать выполнение текущих процедур по поддержанию техники в работоспособном состоянии, аварийный ремонт, шеф-инженерное сопровождение и другие услуги.
Просьба о помощи
Однажды утром в одной из специализированных сервисных компаний раздался телефонный звонок из Западной Сибири. С просьбой о помощи обратилось руководство щебеночного завода, который входит в состав «Сургутнефтегаз». На предприятии сломалась конусная стационарная дробилка.
Остановился весь дробильно-сортировочный завод. Устранение поломки своим специалистам руководство компании не доверило, поскольку практика показала их слабое знание техники шведского производителя.
Выяснив в телефонной беседе необходимые сведения, инженеры сервисной компании смогли установить наиболее вероятную причину остановки — короткое замыкание в одном из датчиков. До конца дня был разработан наилучший алгоритм устранения поломки и сформирован комплект требуемых для этого запчастей.
Позднее специалист сервисной компании провел на месте дополнительную диагностику и выяснил все детали картины. Кроме ликвидации поломки была отлажена работа электронных систем и блоков, проведен общий осмотр дробилки, выданы рекомендации по ее дальнейшему использованию. Уже через два дня дробильно-сортировочный завод работал в обычном режиме.
Этот случай — очередное подтверждение эффективности политики по обслуживанию горного оборудования, которой придерживается все большее число российских компаний. Должная техническая готовность горного оборудования и машин обеспечивается путем полного или частичного делегирования функций по их обслуживанию специализированным компаниям-аутсорсерам.
Мобильные мастерские
Стремясь в буквальном смысле слова стать ближе к своим клиентам, сервисные компании все чаще создают мобильные ремонтные службы, работающие круглосуточно. В одной из российских сервисных компаний для ремонта крупногабаритных механизмов используют «выездные мастерские» на базе автомашин «КамАЗ», оборудованные крановой и компрессорной установками, электрогазосварочной и маслораздаточными колонками.
Цена каждого нормо-часа, как правило, всегда одинакова как за работу специалистов выездных бригад, так и мастеров, работающих в стационарном центре. Клиент платит только за дополнительные расходы на транспорт.
Комплексная организация в сфере ремонта и обслуживания оборудования, механизмов и машин, рациональное использование расходных материалов и транспортных средств позволяют сервисному предприятию сокращать издержки производства. Следовательно, появляется возможность предоставлять различные виды и типы работ клиенту с наименьшей их стоимостью, не снижая при этом качества и объем оказанных услуг.
Программа SOS
Формы и методы обслуживания горной техники постоянно совершенствуются. За рубежом наиболее эффективной системой сегодня считается некий симбиоз сервисной стратегии и диагностирования. Специалисты могут следить за различными изменениями технического состояния агрегатов в процессе эксплуатации. И, делая прогнозы по срокам выхода из строя механизмов машин, опережать их отказ, вовремя выполняя профилактическую замену деталей. Простои оборудования и потери заказчика существенно сокращаются.
Например, в Caterpillar разработали программу «Scheduled Oil Sampling (SOS)». Ее суть — плановый, через равные промежутки времени, отбор масла из узлов и агрегатов машины. Это позволяет предотвратить появление возможных неполадок.
«Проводить следует анализ масел, отобранных из всех систем: двигателя, трансмиссии и гидравлики, — говорит руководитель центра по мониторингу оборудования ООО «Цеппелин Русланд» Алина Таран. — Потеря продуктом своих смазывающих свойств является результатом множества условий и факторов, включая увеличенный интервал замены, температуры, выходящей за рамки установленных норм и т. д. Анализ состояния масла позволяет определить тот предел, после которого оно перестает соответствовать установленным стандартам. Причем низкокачественный продукт значительно быстрее, чем высококачественный, теряет свои функциональные качества».
…
Надежное техническое обслуживание сегодня нередко становится основным козырем в жесткой конкурентной борьбе. Практика показывает: владельцы дорогостоящего оборудования и агрегатов все менее охотно доверяют их ремонт собственным техническим службам, а также «умельцам» из сторонних организаций и предприятий, тем более — частным лицам, работающим, что называется, «на коленке».
Безответственный подход к решению производственных задач «любой ценой» уже становится достоянием прошлого.
Марки и модели машин и оборудования меняются, но рынок будет только ужесточать требования к обслуживанию и ремонту.
Спецвыпуск журнала «Промышленные страницы Сибири» «Добывающая промышленность» №1-2015 г.